Дело № 5-38/2020
УИД № 59RS0005-01-2020-000412-97
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Пермь 21 февраля 2020 года
Судья Мотовилихинского районного суда г. Перми Симонова Н.Б.,
при секретаре Першине В.Д.,
с участием представителя МАОУ «Гимназия №7» г. Перми Мокрушина А.А. по доверенности,
представителя должностного лица Потравных Т.А., действующей на основании доверенности,
рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия №7» г. Перми, юридический адрес: 614056, г. Пермь ул. Целинная, 29Б, ИНН 5906031590, привлекаемого к административной ответственности по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ,
установил:
21 января 2020 года ведущим консультантом отдела федерального государственного контроля качества образования управления надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Пермского края Волковым А.А. в отношении муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия №7» г. Перми (далее - МАОУ «Гимназия №7» г. Перми) составлен протокол об административном правонарушении № 6-АП по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
Согласно данного протокола в период с 16 по 17 января 2020г. в ходе проведения плановой выездной проверки соблюдение обязательных требований законодательства в сфере образования в отношении МАОУ «Гимназия №7» г. Перми, имеющего лицензию от 14.04.2016г. серии № (регистрационный №) на право ведения образовательной деятельности, выявлены факты грубого нарушения лицензионных требований при осуществлении указанной выше деятельности, а именно в нарушении пп. «з» п. 6 Положения «О лицензировании образовательной деятельности », утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. № 966, отсутствует заключение о соответствии объекта обязательным требованиям пожарной безопасности на помещение расположенное по адресу г.Пермь, ул.Харьковская, д.21А, в котором реализуются программы начального общего образования.
Представитель должностного лица Потравных Т.А. в судебном заседании настаивала на привлечении юридического лица к административной ответственности.
В судебном заседании представитель МАОУ «Гимназия №7» г. Перми Мокрушин А.А. с нарушением, указанным в протоколе об административном правонарушении не согласился, пояснил, что согласно акту по результатам рассмотрения заявления № от ДД.ММ.ГГГГ МБОУ школе 57, осуществляющей деятельность по адресу: г. Пермь, ул. Харьковская, 21а, выдано заключение о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности №, также при проверках сотрудниками органов пожарной безопасности нарушений по данному адресу не выявлялось. Согласно заключению по расчету пожарных рисков, пожарная безопасность по адресу: г. Пермь, ул. Харьковская, 21а обеспечена. Ущерб никому не причинен.
В судебное заседание директор МАОУ «Гимназия №7» г. Перми Исхакова Л.Н. не явилась, извещена надлежащим образом. Из объяснений Исхаковой Л.Н., представленной начальнику отдела Управления надзора и контроля в сфере образования Министерства образования Пермского края следует, что она с нарушением, указанным в протоколе об административном правонарушении не согласилась. Из объяснения следует, что заключение отсутствует по причине отказа в выдаче данного документа сотрудниками органов пожарной безопасности. Кроме того, ранее по результатам плановой проверки в феврале 2018 года учреждению было выдано предписание № от 28.02.2018г. по зданию на <адрес> о несоответствии групповых ячеек детского сада требованиям безопасности. В конце июня 2019 года по приказу начальника департамента образования администрации города Перми от 05.07.2019г. № «О прекращении работы групповых ячеек детского сада по <адрес> группы детского сада в здании школы по <адрес> были закрыты. Иных замечаний по зданию школы по <адрес> не имеется. В документах по пожарной безопасности гимназии имелось заключение 2009 года о соответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности. В июле 2019 года в здание по <адрес> (распоряжение №766 от 25.06.2019г.). В ходе этой проверки замечания по предписанию 34/1/1 от 28.02.2018г. с МАОУ «Гимназия №7» г. Перми были сняты. На сегодняшний момент у МАОУ «Гимназия №7» г. Перми имеется только одно предписание органов Государственного пожарного надзора от 29.03.2019г. №, относящееся к зданию по <адрес>, со сроком устранения замечаний до 01.04.2020г. Ими принимались меры по выходу в ОНД по Мотовилихинскому району города Перми вопросом получения заключения о соответствии объекта МАОУ «Гимназия №7» г. Перми по <адрес> требованиям пожарной безопасности. Ведущий инспектор ГПН Порошай А.А. сообщил, что на настоящий момент учреждения образования будут проверятся 1 раз в два года, в связи с чем, запрашиваемое заключение учреждению выдано быть не может. В июле 2019 года проводилась приемка готовности учреждения к учебному году и получено разрешение на образовательную деятельность по <адрес> (Акт от 05.08.2019г., согласованный с органами Госпожнадзора на 2019-2020 учебный год). Указанные в предписании замечания будут выполнены к назначенному сроку.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к выводу о наличии в действиях МАОУ «Гимназия №7» г. Перми состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, при этом исходит из следующего.
Частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Примечанием к указанной статье установлено, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966 утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности (далее - Положение) которое устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно (далее - организация, осуществляющая образовательную деятельность) (п. 1 Положения).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 99-ФЗ от 04.05.2011 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности).
В соответствии с подпунктом «з» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № «О лицензировании образовательной деятельности» лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является: наличие у образовательной организации безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, с учетом соответствующих требований, установленных в федеральных государственных образовательных стандартах, федеральных государственных требованиях и (или) образовательных стандартах, в соответствии с ч. б ст. 28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
В соответствии с подпунктом «а» пункта 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности - к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» №99-ФЗ от 04.05.2011г., в том числе нарушение лицензионных требований и условии, предусмотренных подпунктами «а»-«д», «ж» - «к» пункта 6 и подпунктами «б», «д», «е» пункта 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности.
Пунктом 11 статьи 19 Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
В соответствии с частью 7 статьи 28, частью 8 статьи 51 Закона «Об образовании в РФ» за нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из материалов дела следует, что МАОУ «Гимназия №7» г. Перми является образовательным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с выданной лицензией от 14.04.2016г. серии 59Л01 № (регистрационный №) (л.д. 6-7).
Согласно приложению к лицензии на осуществление образовательной деятельности МАОУ «Гимназия №7» г. Перми вправе осуществлять образовательную деятельность по адресам: г. Пермь, Целинная, 29б и г.Пермь, ул. Харьковская, 21а.
Директором МАОУ «Гимназия № 7» г. Перми согласно приказа № от 09.08.2019 года «О назначении на должность директора МАОУ «Гимназии № 7» г. Перми назначена Исхакова Л.Н. (л.д. 57).
По результатам проверки МАОУ «Гимназия № 7» г. Перми, проведенной с 16 по 17 января 2020г. Министерством образования и науки Пермского края, составлен акт №, из которого следует, что организацией при осуществлении образовательной деятельности допускаются нарушения лицензионных требований и условий, а именно: организация не имеет заключения о составлении объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности при осуществлении образовательной деятельности по адресу ведения образовательной деятельности по программам начального общего, основного общего, среднего общего образования: 614056, Пермский край, г.Пермь, ул.Харьковская, 21а (л.д.18-21), выдано предписание №, срок исполнения до 25.06.2020 года (л.д.22-24).
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении МАОУ «Гимназия № 7» г. Перми протокола об административном правонарушении по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
Виновность МАОУ «Гимназия № 7» г. Перми в совершении административного правонарушения, подтверждается материалами дела об административном правонарушении, а именно:
- протоколом об административном правонарушении от 21.01.2020г., содержащим фактическое описание правонарушения, который составлен в соответствии с требованиями ст. 28.3 КоАП РФ, ст. 25.1 КоАП РФ законному представителю юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, разъяснены, копия протокола вручена, о чем свидетельствуют подписи, предоставлено право ознакомиться с протоколом и дать свои объяснения;
- приказом о проведении плановой выездной проверки МАОУ «Гимназия № 7» г. Перми № СЭД-26-21-07-9 от 10.01.2020г.;
- актом проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя № от 17.01.2020г., согласно которого МАОУ «Гимназия № 7» г. Перми были выявлены факты нарушения лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности;
- объяснением директора МАОУ «Гимназия № 7» г. Перми Исхаковой Л.Н.;
- объяснением заместителя директора МАОУ «Гимназия № 7» г. Перми Ворохова В.А.;
- приказом № от 09.08.2019г. о назначении Исхаковой Л.Н. директором МАОУ «Гимназия № 7» г. Перми;
- уставом МАОУ «Гимназия № 7» г. Перми, утвержденного распоряжением начальника департамента образования администрации г. Перми от 25.02.2016г. №СЭД-08-01-26-81;
-распоряжением начальника департамента образования администрации г. Перми от 25.02.2016г. №СЭД-08-01-26-81 «О внесении изменений в новую редакцию устава МАОУ «Гимназия № 7» г. Перми, утвержденного распоряжением начальника департамента образования администрации г. Перми от 29.09.2014г. №СЭД-08-01-26-292;
- лицензией на осуществление образовательной деятельности по указанным в приложении образовательным программам от 14.04.2016г. № (серия №), предоставленную Государственной инспекцией по надзору и контролю в сфере образования Пермского края;
-свидетельством о постановке на учет в налоговом органе МАОУ «Гимназия № 7» г. Перми;
-свидетельством о государственной регистрации права № от 27.04.2012г. с приложением;
-выпиской из ЕГРЮЛ МАОУ «Гимназия № 7» г. Перми.
Вышеперечисленные доказательства суд признает допустимыми, относимыми, достоверными, а в их совокупности – достаточными для установления виновности юридического лица МАОУ «Гимназия № 7» г. Перми в совершении административного правонарушения.
Оснований не доверять материалам дела у суда не имеется, поскольку они согласуются между собой и не противоречат друг другу. Материалы дела составлены уполномоченным должностным лицом.
В судебном заседании нашли свое подтверждение выявленные в ходе проведения проверки нарушения п.п. «з» п. 6 Положения «О лицензировании образовательной деятельности», утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 г. №.
Доводы представителя МАОУ «Гимназия №7» г. Перми Мокрушина А.А., что согласно акту по результатам рассмотрения заявления № от 26.09.2013 МБОУ школе 57, осуществляющей деятельность по адресу: г. Пермь, ул. Харьковская, 21а, выдано заключение о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности №, также при проверках сотрудниками органов пожарной безопасности нарушений по данному адресу не выявлялось, а также, что согласно заключению по расчету пожарных рисков, пожарная безопасность по адресу: г. Пермь, ул. Харьковская, 21а обеспечена, ущерб никому не причинен, не может служить основанием для отсутствия состава административного правонарушения.
Факт отсутствия заключения у Гимназии № 7 о соответствии объекта обязательным требованиям пожарной безопасности на помещение расположенное по адресу: 614056, Пермский край, г.Пермь, ул.Харьковская, 21а, на момент проведения проверки подтверждается, в том числе, представленными в суд сведениями из 1 ОНПР по г. Перми УНПР ГУ МСЧ России по Пермскому краю, что сведения о выдаче МАОУ «Гимназия № 7» заключения о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности отсутствуют, что оригиналы заключения и акта по результатам заявления от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 57» г. Перми отсутствуют, срок их хранения 5 лет.
Устранение законным представителем МАОУ «Гимназия № 7» г. Перми ранее выданных Госпожарнадзором предписаний, не исключает ее обязанности получить необходимое заключение, и по мнению суда не свидетельствует об отсутствии возможности для принятия необходимых и достаточных мер к его получению до момента обнаружения данного нарушения надзорным органом.
Факт того, что директором принимались меры к получению данного заключения, и ему было в этом отказано, материалы дела не содержат, суду не представлено.
Наличие у учреждения лицензии на осуществление образовательной деятельности обязывает его к соблюдению лицензионных требований. При этом сам факт наличия лицензии не является свидетельством того, что данные требования учреждением выполняются. За неисполнение же таковых требований законом предусмотрена соответствующая административная ответственность, привлечение к которой не обусловлено необходимостью отзыва у учреждения лицензии.
В связи с изложенным прихожу к выводу о невыполнении МАОУ «Гимназия № 7» г. Перми обязанности предпринять необходимые меры к обращению в компетентные органы для получения заключения о соответствии объекта обязательным требованиям пожарной безопасности на помещение, расположенное по адресу 614056 г. Пермь, ул. Харьковская, 21а, в котором реализуются программы начального общего образования. Правонарушение совершено в форме бездействия.
Согласно ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд считает, что у МАОУ «Гимназия № 7» г. Перми имелась реальная возможность для соблюдения лицензионных требований. При таких обстоятельствах, суд полагает, что вина МАОУ «Гимназия № 7» г. Перми в совершении административного правонарушения нашла свое подтверждение в суде и квалифицирует действия МАОУ «Гимназия № 7» г. Перми по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, как осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубыми нарушениями требований и условий лицензии, если такая лицензия обязательна.
При решении вопроса о виде и размере административного наказания, суд исходит из того, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с КоАП РФ (ч.1 ст. 4.1 КоАП РФ).
При назначении административного наказания, суд учитывает, характер совершенного административного правонарушения и его последствия, имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, и считает необходимым назначить МАОУ «Гимназия № 7» г. Перми административное наказание в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ и оснований для применения ст. ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ судом не установлено, поскольку несоответствие обязательным требованиям Положения о лицензировании может привести к возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью малолетних и несовершеннолетних детей, других людей.
Обстоятельства, в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ исключающие производство по делу об административном правонарушении, отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.9 - 29.11 КоАП РФ, судья
п о с т а н о в и л:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 7» г. Перми признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, назначить наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей.
Банковские реквизиты для перечисления штрафа: УФК по Пермскому краю (Министерство образования и науки Пермского края) Отделение Пермь БИК 045773001 ОКТМО 57701000 ИНН 5902290723 КПП 590201001 р/счет 40101810700000010003 КБК 077 1 16 07000 01 6000 140.
Разъяснить, что в силу ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Копию документа, свидетельствующего об уплате штрафа, необходимо направить в суд, вынесший постановление.
Неуплата административного штрафа в установленный срок, является основанием для привлечения лица к административной ответственности, предусмотренной ст. 20.25 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Пермский краевой суд путем подачи жалобы в Мотовилихинский районный суд г. Перми.
Судья подпись
Копия верна. Судья Н.Б.Симонова
Секретарь: