Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-160/2012 (2-3062/2011;) ~ М-3033/2011 от 24.11.2011

Дело №2-160/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 января 2012 года г.Минусинск

Минусинский городской суд Красноярского края в составе:

Председательствующего Лощакова Д.В.

при секретаре Юшковой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Минусинского межрайонного прокурора в интересах Масловой ФИО11 и Масловой А.А. к администрации Минусинского района и Министерству образования и науки Красноярского края о понуждении к действиям,

УСТАНОВИЛ:

Минусинский межрайонный прокурор, в интересах Масловой Е.А. и Масловой А.А., обратился в суд с исками к администрации Минусинского района и Министерству образования и науки Красноярского края о понуждении к действиям, просил признать незаконным бездействие администрации Минусинского района по непредоставлению жилых помещений Масловым и обязать приобрести в муниципальную собственность Минусинского района жилые помещения площадью не менее 18 квадратных метров каждое и предоставить их по договорам социального найма Масловой Е.А. и Масловой А.А., обязать Министерство образования и науки Красноярского края перечислить из краевого бюджета в местный бюджет Минусинского района денежные средства в сумме, необходимой для приобретения жилья Маслововым. Свои требования прокурор мотивировал тем, что Минусинской межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства о защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проверки установлено, что родные сестры Маслова Е.А. 21.05.1990 года рождения и Маслова А.А. 12.02.1989 года рождения с раннего детства остались без попечения родителей поскольку их родители решением Минусинского городского суда от 10.11.2003г. были лишены в отношении них родительских прав. Постановлениями администрации <адрес> -П и -П от ДД.ММ.ГГГГ ФИО10 были определены на полное гособеспечение, проживали в детском доме в <адрес>, за ними было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>, с.Б.Иня, <адрес>, где они были зарегистрированы по месту жительства. При этом надлежащих мер к сохранности этого дома администрацией принято не было и в 2004 году этот дом сгорел. В 2007 году Масловы обратились в администрацию Минусинского района с целью постановки на учет для предоставления жилья однако в этом им было отказано в связи с наличием за ними закрепленного вышеуказанного жилого помещения. Заключением №173 от 07.07.2011г. указанное помещение было признано непригодным для проживания вследствие пожара, но жилые помещения Масловым предоставлены так и не были, денежных средств из краевого бюджета на эти цели не поступало.

Определением суда гражданские дела по указанным искам были объединены в одно производство.

В судебном заседании прокурор Чекамеева А.В. исковые требования полностью поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Истицы Маслова Е.А. и Маслова А.А. исковые требования также поддержали. Суду пояснили, что с 2003 года они находились на полном гособеспечении и проживали в Тесинском детском доме, поскольку родители их были в отношении них лишены родительских прав. За ними был закреплен частный дом в с.Б.Иня по <адрес>, в котором проживали их родители. В 2004 году этот дом сгорел, родители переехали в другое место, а Масловы до сих пор зарегистрированы в нём по месту жительства, хотя фактически этого дома не существует, остался только фундамент. После окончания в 2007 году школы они поступили в ПУ-61 г.Минусинска, закончили и получили дипломы о его окончании. В 2009 году они обращались в отдел и попечительства администрации Минусинского района для постановки на учет для предоставления жилья, собрали и представили требуемый пакет документов, однако жилые помещения им до настоящего времени не предоставили. Собственного жилья у них не было и нет, в настоящее время они снимают жилье.

Представитель ответчика администрации Минусинского района Бейсова С.А. исковые требования не признала. Суду пояснила, что действительно администрация Минусинского района наделена в установленном законом порядке полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Минусинского района Красноярского края. При этом приобретение жилья для последующего его предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей осуществляется лишь при поступлении на это средств из краевого бюджета, приобрести жилье на собственные средства администрация возможности не имеет. Все необходимые действия для постановки Масловых на учет для предоставления жилья администрация района выполнена, направив пакеты необходимых документов в Министерство науки и образования Красноярского края, но решение Министерством еще не принято, денежные средства из краевого бюджета на приобретения жилых помещений Масловым не выделены, поэтому приобрести и предоставить их Масловым администрация возможности не имеет.

Представитель ответчика - Министерства образования и науки Красноярского края Попова Е.С., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в её отсутствие (л.д.49). Суду представила отзыв на исковое заявление (л.д.46-50), в котором с исковыми требованиями не согласилась, мотивируя свою позицию следующим. Порядок учета, приобретения и предоставления жилых помещений детям - сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа, не имеющих жилого помещения устанавливается Указом Губернатора Красноярского края № 25-уг от 04.04.2005г. «О приобретении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа, не имеющим жилого помещения». Министерство образования и науки Красноярского края осуществляет учет указанных категорий граждан с учетом даты их рождения и даты предоставления документов. Полномочия по приобретению жилых помещений в собственность для последующего предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей на территории Минусинского района переданы администрациям муниципальных районов и городских округов. На осуществление этих полномочий органам местного самоуправления предоставляются субвенции из регионального фонда компенсации краевого бюджета. При этом вопросы, касающиеся выделения денежных средств на исполнение государственных полномочий, относятся к сфере межбюджетных отношений и разрешаются в соответствии с порядком, установленным Бюджетным кодексом РФ. Гражданин субъектом таких отношений не является в связи с чем субъективное право конкретного физического лица на может быть поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия денежных средств. В связи с этим Министерство не является надлежащим ответчиком и исковые требования удовлетворению не подлежат.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Управления образования администрации Минусинского района Ксензик Л.Н. с исковыми требованиями согласилась. Суду пояснила, что все необходимые действия Управление выполнило, оказало помощь Масловым в сборе необходимых документов и направило их в Министерство для постановки на учет.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что решением Минусинского городского суда Красноярского края от 10.02.2003г. родители Масловой Е.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения и её родной сестры Масловой А.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения были лишены родительских прав и они остались без попечения родителей. Постановлениями главы администрации Минусинского района № 609-П и №610-П от 25.11.2003г. Масловы были определены на полное гособеспечение и помещены в детской дом в с.Тесь Минусинского района, за ними закреплено жилое помещение, где ранее они проживали с родителями – дом, расположенный по адресу: <адрес>, с.Б.Иня, <адрес>. В 2009 году Масловы окончили КГБОУ НПО «Профессиональное училище » в <адрес>, обратились в администрацию Минусинского района с заявлениями о предоставлении им жилых помещений по договорам социального найма, как детям, оставшимся без попечения родителей, однако жилые помещения им до настоящего времени не предоставлены. Собственного жилья Масловы не имеют, закрепленный за ними вышеуказанный жилой дом в 2004 году был уничтожен пожаром и в настоящее время для жилья не пригоден.

Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями сторон, свидетельствами о рождении и паспортами Масловой Е.А. и Масловой А.А., решением Минусинского городского суда Красноярского края от 10.02.2003г., постановлениями администрации Минусинского района -П и -П от ДД.ММ.ГГГГ, справками КГБОУ НПО «ПУ », заключением о признании <адрес> в с.Б.Иня непригодным для проживания, справками Минусинского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» и Минусинского отдела Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно абзацу 2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и п.1 ст.17 Закона Красноярского края от 02.11.2000г. №12-961 «О защите прав ребенка» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

На основании ст.ст. 4, 5 названного выше Федерального закона № 159-ФЗ (в ред. ФЗ № 122-ФЗ от 22.08.2004г.) финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе и обеспечение их жилыми помещениями, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ.

В силу абз.3 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

П. 2 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000г. № 12-961 (в редакции от 09.06.2005 № 14-3524) устанавливает, что дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края.

Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края

Указом Губернатора Красноярского края от 04 апреля 2005 года № 25-уг утвержден Порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения.

Согласно пункта 2 указанного Порядка органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований Красноярского края в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», для последующего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма.

В силу ст.1 Закона Красноярского края от 24.12.2009 N 9-4225 "О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения" (в ред. от 10.11.2011г.) администрация Минусинского района наделена на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих жилого помещения, в соответствии со статьей 17 Закона края от 2 ноября 2000 года N 12-961 "О защите прав ребенка", которые включают в себя приобретение жилых помещений в целях их предоставления по договорам социального найма и предоставление жилых помещений по договорам социального найма.

Учитывая установленные обстоятельства и указанные положения закона, суд приходит к выводу, что бездействие администрации Минусинского района, выразившееся в своевременном непринятии мер по обеспечению Масловых жилыми помещениями является незаконным.

В результате этого бездействия Маслова Е.А. и Маслова А.А. не обеспечены жилыми помещениями, нарушено гарантированное им законом право на получение мер социальной поддержки в виде внеочередного предоставления жилого помещения.

Таким образом, суд полагает необходимым исковые требования удовлетворить и возложить на администрацию Минусинского района обязанность приобрести в муниципальную собственность Минусинского района жилые помещения и предоставить их по договорам социального найма Масловой Е.А. и Масловой А.А..

Согласно Постановлению администрации Минусинского района №115-П от 03.03.2011г. норма площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма составляет 18 кв.м. на каждого члена семьи, поэтому предоставляемые истицам жилые помещения должны быть не менее этой нормы.

Доводы представителя администрации Минусинского района о том, что являясь исполнителем обязанности по предоставлению жилья, она лишена возможности исполнить её в связи с отсутствием финансирования из краевого бюджета, суд считает необоснованными, поскольку при исполнении данной обязанности, в случае недостатка средств, администрация вправе использовать собственные финансовые средства. Вопросы о наличии или отсутствии денежных средств на исполнение государственных полномочий относятся к сфере межбюджетных отношений и не могут рассматриваться в рамках разрешения вопросов о предоставлении жилых помещений.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона Красноярского края № 9-4225 от 24 декабря 2009 года (в ред. Закона Красноярского края от 11.11.2010 № 11-5201) «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения», на осуществление переданных органам местного самоуправления государственных полномочий бюджетам муниципальных районов и городских округов края предоставляются субвенции из регионального фонда компенсаций краевого бюджета.

Учитывая, что в соответствии с вышеизложенной нормой закона дополнительного возложения на Министерство образования и науки Красноярского края обязанности по финансированию предоставления жилья указанной категории граждан не требуется, требования, в части возложения обязанности на Министерство образования и науки Красноярского края по перечислению денежных средств на приобретение жилья для истиц, суд полагает удовлетворению не подлежащими.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие администрации Минусинского района Красноярского края по необеспечению Масловой Е.А. и Масловой А.А. жилыми помещениями.

Обязать администрацию Минусинского района Красноярского края приобрести в муниципальную собственность Минусинского района изолированное жилое помещение площадью не менее 18 кв.м. и предоставить его по договору социального найма Масловой Е.А.

Обязать администрацию Минусинского района Красноярского края приобрести в муниципальную собственность Минусинского района изолированное жилое помещение площадью не менее 18 кв.м. и предоставить его по договору социального найма Масловой А.А.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий

Решение в окончательной форме изготовлено 08.02.2012г.

2-160/2012 (2-3062/2011;) ~ М-3033/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Минусинский межрайонный прокурор
Маслова Елизавета Анатольевна
Ответчики
Администрация г. Минусинска
Министерство образования и науки Красноярского края
Суд
Минусинский городской суд Красноярского края
Судья
Лощаков Дмитрий Васильевич
Дело на странице суда
minusa--krk.sudrf.ru
24.11.2011Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.11.2011Передача материалов судье
28.11.2011Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.11.2011Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.12.2011Подготовка дела (собеседование)
16.12.2011Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.01.2012Судебное заседание
09.02.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.03.2019Дело оформлено
25.03.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее