Решение по делу № 33-4204/2019 от 21.11.2019

Судья Воронков Р.Е. Дело № 2-1059/2019

Апелляционное производство № 33 –4204/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 декабря 2019 года г. Смоленск

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего судьи Коржакова И.П.,

судей: Коженовой Т.В., Филенковой С.В.

при секретаре (помощнике судьи) Игнатовой Г.А.

при участии прокурора Поповой Е.В., представителя ответчика ООО «Ремжилсервис» Гусарова А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вяземского межрайонного прокурора Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Ремжилсервис» и ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» о возложении обязанности совершить действия по оснащению коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии в многоквартирном доме,

по апелляционной жалобе ООО «Ремжилсервис» на решение Вяземского районного суда Смоленской области от 1 октября 2019 года.

Заслушав доклад судьи Коржакова И.П., объяснения представителя ответчика ООО «Ремжилсервис» Гусарова А.А., возражения прокурора Поповой Е.В.,

установила:

Вяземский межрайонный прокурор, уточнив требования, обратился в суд с иском в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, указав, что Вяземской межрайонной прокуратурой проведена проверка по заданию прокуратуры области в сфере организации бесперебойной работы объектов коммунальной инфраструктуры, по результатам которой установлено, что управляющая организация - ООО «Ремжилсервис», осуществляющая управление многоквартирными домами на основании лицензии, получает тепловую энергию в многоквартирный дом, подлежащий оснащению общедомовыми приборами учета тепловой энергии, расположенный по адресу: ... Поставку коммунального ресурса по отоплению в указанный многоквартирный дом осуществляет ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго». Неисполнение обязанности по оснащению многоквартирных домов приборами учета используемых ресурсов приводит к созданию неблагоприятных экономических и организационных условий для эффективного использования энергетических ресурсов, и, как следствие, к нерациональному использованию энергетических ресурсов, нарушает право государства на создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Неустановлением общедомовых приборов учета нарушаются права неопределенного круга лиц, так как в соответствии с ч.1 ст.157 ЖК РФ при расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышенные коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Просил суд удовлетворить иск, обязать ООО «Ремжилсервис» в срок до сентября 2021г. заключить договор с ресурсоснабжающей организацией на установку приборов учета тепловой энергии в указанном многоквартирном доме, обеспечить доступ
ресурсоснабжающей организации к месту их установки, обеспечить
финансирование установки приборов учета тепловой энергии за счет средств
собственников многоквартирного дома. Обязать ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» провести установку приборов учета тепловой энергии в указанном многоквартирном доме в течение 6 месяцев с момента обеспечения финансирования управляющей организацией.

Представитель ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» признала заявленные требования в части возложения обязанности провести установку приборов учета тепловой энергии в указанном многоквартирном доме в течение 6 месяцев с момента обеспечения финансирования управляющей организацией.

Представитель ООО «Ремжилсервис» иск не признал, указав, что заявленные требования являются необоснованными и не соответствующими требованиям действующего законодательства, поскольку из иска не ясно, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод и законных интересов истца ответчиком. ООО «Ремжилсервис» не имеет статуса единой теплоснабжающей организации и не осуществляет поставку тепловой энергии в многоквартирные дома. Собственниками помещений, расположенных в вышеуказанном многоквартирном доме, проведено общее собрание, по результатам которого большинство проголосовало против установки коллективного прибора учета и финансирования. К исковому заявлению не приложены доказательства, свидетельствующие об обращении ресурсоснабжающей организации к управляющей компании для обеспечения доступа в жилой дом. ООО «Ремжилсервис» не является надлежащим ответчиком по делу.

Решением Вяземского районного суда Смоленской области от 1 октября 2019 года исковые требования Вяземского межрайонного прокурора Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Ремжилсервис» и «Смоленскрегионтеплоэнерго» о возложении обязанности совершить действия по оснащению коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии в многоквартирном доме удовлетворены. Суд постановил:

Возложить на ООО «Ремжилсервис» в срок до сентября 2021 года обязанность заключить договор с ресурсоснабжающей организацией на установку приборов учета тепловой энергии в многоквартирном доме, расположенном адресу: ... обеспечить доступ ресурсоснабжающей организации к месту их установки, обеспечить финансирование установки приборов учета тепловой энергии за счет средств собственников многоквартирного дома.

Возложить на ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» обязанность провести установку приборов учета тепловой энергии в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ... в течении 6 месяцев с момента обеспечения финансирования управляющей организацией.

Взыскать с ООО «Ремжилсервис» государственную пошлину в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, в размере 300 руб.

В апелляционной жалобе ООО «Ремжилсервис» просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на доводы, аналогичные доводам возражений в суде первой инстанции. Указал, что устанавливать прибор учета должна ресурсоснабжающая организация.

Проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23 ноября 2009г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», целью которого является создание правовых экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности (далее - Федеральный закон от 23 ноября 2009г. №261-ФЗ).

Государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется, в том числе, путем установления обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышении энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (п.7 ст.9 Федерального закона от 23 ноября 2009г. №261-ФЗ).

В соответствии с ч.9 ст.11 Федерального закона от 23 ноября 2009г. №261-ФЗ собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответствии с настоящим Федеральным законом возложено на других лиц) в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.

В целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий. В целях снижения расходов на проведение указанных мероприятий собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать от лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, и (или) заключения этим лицом энергосервисного договора (контракта), обеспечивающего снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов (ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 23 ноября 2009г. №261-ФЗ).

Согласно ч.1 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009г. № 261-ФЗ

производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.

Исходя из ч.5 ст.13 Федерального закона от 23 ноября 2009г. № 261-ФЗ до 1 июля 2012 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

В силу ч.9 ст.13 Федерального закона от 23 ноября 2009г. №261-
ФЗ с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. За просрочку исполнения обязательства по установке, замене и (или) эксплуатации этих приборов учета указанные организации уплачивают потребителю за каждый день просрочки неустойку (пени), определяемую в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства, но не более чем в размере цены выполнения работ, оказания услуг по договору. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый с гражданином - собственником жилого дома, садового дома либо уполномоченным им лицом, с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки. При включении в такой договор условия о рассрочке в цену, определенную таким договором, подлежит включению сумма процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. Субъект Российской Федерации, муниципальное образование вправе предоставлять в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета указанным организациям поддержку путем выделения им средств на возмещение расходов, понесенных ими в связи с предоставлением рассрочки.

Частью 12 ст.13 Федерального закона от 23 ноября 2009г. №261-
ФЗ предусмотрено, в частности, что до 1 июля 2013 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии), организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 и 8 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета, и не должно препятствовать вводу их в эксплуатацию. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.

В силу п.11 ст.2 Федерального закона от 23 ноября 2009г. №261-
ФЗ лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, - лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.

В соответствии со ст.249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

Согласно ч.1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Частью 2.3 ст.161 ЖК РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.

В соответствии с ч.2 ст.162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом (ч.2 ст.192 ЖК РФ).

Из пп. «а» п.16 и п.17 Постановления Правительства РФ от 13 августа 2006г. №491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (далее - Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме) надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации. Собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.

Согласно п.п.«и» и «к» п.11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).

Из материалов дела видно, что управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: ... осуществляет ООО «Ремжилсервис», что подтверждается реестром лицензий управляющих организаций Смоленской области и реестром домов, находящимся в открытом доступе на портале «Государственная жилищная инспекция Смоленской области» по адресу <данные изъяты>

Организацией, к сетям которой непосредственно присоединен
многоквартирный дом, является ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго»
осуществляющее обеспечение потребителей горячим водоснабжением и отоплением, с которыми у потребителей заключены договоры. Дом не оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии.

Разрешая спор, суд указал, что управляющая организация, как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении и обеспечить установку коллективных (общедомовых) приборов учета.

Суд отметил, что заключение собственниками многоквартирного дома с ресурсоснабжающими организациями договоров ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления коммунальной услуги соответствующего вида не прекращает обязанность управляющих организаций, не являющихся исполнителем коммунальных услуг, принять меры по установке общедомовых приборов учета используемых энергетических ресурсов. Поскольку оплата установки приборов учета тепловой энергии законом возложена на собственников помещений многоквартирного дома, то управляющая организация, являющаяся проводником в спорных правоотношениях, обязана обеспечить финансирование установки приборов учета тепловой энергии. Суд указал, что именно управляющая организация является надлежащим ответчиком по делу, а порядок заключения и существенные условия договора,
регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов утвержден приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 7 апреля 2010г. №149 (далее - Порядок № 149).

В п.3 Порядка № 149 определено, что в качестве заказчика по договору об установке (замене) и (или) эксплуатации коллективных приборов учета используемых энергетических ресурсов может выступать лицо, ответственное за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, либо лицо, представляющее интересы собственников жилых (садовых) домов, объединенных общими сетями инженерно-технического обеспечения.

Учитывая, что условия договора управления многоквартирным домом не могут противоречить действующим нормативно-правовым нормам, а обязанность заключить договор с ресурсоснабжающей организацией на установку приборов учета тепловой энергии, обеспечить доступ к месту их установки и обеспечить финансирование установки приборов учета тепловой энергии за счет средств собственников многоквартирного дома возложена на управляющую компанию именно законом, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что управляющая организация обязана заключить договор об установке (замене) и (или) эксплуатации коллективных приборов учета используемых энергетических ресурсов с ресурсоснабжающей организацией, и удовлетворил заявленные прокурором требования.

При этом суд указал, что поскольку пп.«с» п.31 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011г. №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») прямо предусмотрена обязанность исполнителя, предоставляющего потребителю коммунальные услуги, обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, суд возложил на ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» обязанность провести установку приборов учета тепловой энергии в указанном многоквартирном доме в течение 6 месяцев с момента обеспечения финансирования управляющей организацией, признавая данный срок разумным.

Также суд отметил, что деятельность по установке приборов учета тепловой энергии в многоквартирном доме не является лицензированной, однако собственники и управляющая компания в течение длительного времени не выполняли требования Федерального закона от 23 ноября 2009г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части установки приборов учета, в связи с чем в силу вышеуказанных правовых норм именно на управляющую компанию или на компанию, с которой заключен договор о содержании и ремонте общего имущества, законом возложена обязанность заключить соответствующие договоры с ресурсоснабжающей компанией, что не противоречит принципам свободы договора, а возможность собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке отказаться от установки приборов учета и обеспечения финансирования данного вида работ в установленном законом порядке не предусмотрена действующим законодательством.

Расходование средств со специального счета - счета средств капитального ремонта многоквартирного дома возможно в случае соблюдения установленного порядка, в том числе предусмотренного ст.ст. 166, 169 ЖК РФ, в частности принятия общим собранием собственников многоквартирного дома решения о проведении капитального ремонта.

Судебная коллегия считает, что в части возложения обязанности на управляющую компанию решение суда ошибочно.

Из анализа положений части 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ следует, что после 1 июля 2013 г. обязанность по непосредственной установке приборов учета используемых энергетических ресурсов возложена на ресурсоснабжающую организацию. В данном случае это ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго», которая, как правильно указал суд, обязана установить прибор учета. Также пп.«с» п.31 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011г. №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») прямо предусмотрена обязанность исполнителя, предоставляющего потребителю коммунальные услуги, обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета.

В то же время истцом не представлено доказательств того, что ответчик ООО «Ремжилсервис» чинит препятствия в допуске ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» для установки общедомового прибора учета. При этом, возлагая обязанность по заключению договора и финансирование установки прибора учета тепловой энергии за счет средств собственников дома, суд не учел, что в таком случае решение является принятым под условием сбора денежных средств со стороны собственников помещений многоквартирного дома, и установка прибора учета станет возможна только тогда, когда управляющая организация обеспечит ресурсоснабжающую организацию необходимой суммой. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 (ред. от 23 июня 2015 г.) "О судебном решении" в резолютивной части решения должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд как по первоначально заявленному иску, так и по встречному требованию, если оно было заявлено (статья 138 ГПК РФ), кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. В связи с этим не допускается принятие условных судебных решений, когда исполнение решения ставится в зависимость от наступления определенного условия.

Возлагая обязанность на управляющую организацию заключить договор на установку прибора учета и обеспечить его финансирование в срок до сентября 2021 года, ссылаясь на Порядок заключения и осуществления условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утвержденный Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 07.04.2010 N 149, суд не учел, что договор, хотя и носит публичный характер, должен содержать определенные существенные условия (п.13), в том числе цену иска и порядок расчетов по договору, которые в иске не определены и судом не установлены.

Суд также не учел, что согласно ч. 12 ст. 13 Закона N 261-ФЗ граждане - собственники помещений в многоквартирном доме оплачивают расходы по установке общедомовых приборов учета равными долями в течение пяти лет с даты их установки, если ими не выражено намерения оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. Поскольку управляющая организация в отношениях по возмещению расходов на установку общедомового прибора учета является представителем собственников помещений и лишена возможности получать денежные средства на эти цели иначе, чем от указанных лиц, она не должна отвечать в большем объеме, чем совокупный объем денежных обязательств собственников помещений по возмещению расходов на день вынесения судебного решения.

В данном деле суд фактически обязал управляющую организацию собрать денежные средства с собственников помещений до сентября 2021 года, в то время как в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что собственники помещений приняли решение оплатить расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. Более того, имеется решение общего собрания собственников помещений в спорном доме об отказе в финансировании общедомового прибора учета тепловой энергии.

Однако так как ресурсоснабжающая организация обязана установить прибор учета без всяких условий, а согласно ч. 6 ст. 327 ГПК РФ в суде апелляционной инстанции не применяются правила о соединении и разъединении нескольких исковых требований, об изменении предмета или основания иска, об изменении размера исковых требований, решение суда надлежит отменить в части возложения обязанностей на управляющую компанию и изменить в остальной части.

Установив прибор учета, ресурсоснабжающая организация в лице ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» не лишена права обратиться в случае неоплаты с иском к управляющей организации. Соответствующая позиция изложена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №4 (2015)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015) (ред. от 26.04.2017). При этом частью 12 ст.13 Федерального закона от 23 ноября 2009г. №261-ФЗ предусмотрен механизм и порядок последующих расчетов за установленный прибор учета.

Так как в иске к ООО «Ремжилсервис» надлежит отказать, госпошлина подлежит взысканию с ответчика ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» в бюджет (ч.1 ст.103 ГПК РФ).

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ,

определила:

Решение Вяземского районного суда Смоленской области от 1 октября 2019 года в части возложения на ООО «Ремжилсервис» в срок до сентября 2021 года обязанности заключить договор с ресурсоснабжающей организацией на установку приборов учета тепловой энергии в многоквартирном доме, расположенном адресу: ... обеспечения доступа ресурсоснабжающей организации к месту их установки, обеспечения финансирования установки приборов учета тепловой энергии за счет средств собственников многоквартирного дома отменить, принять в данной части новое решение, которым в удовлетворении иска к ООО «Ремжилсервис» отказать.

В остальной части решение суда изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции:

Возложить на ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» обязанность произвести установку прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ...

Взыскать с ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» государственную пошлину в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, в размере 300 руб.

Председательствующий

Судьи

33-4204/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Вяземский Межрайонный прокурор Смоленской области
Ответчики
ООО "Ремжилсервис"
ООО "Смоленскрегионтеплоэнерго"
Суд
Смоленский областной суд
Судья
Коржаков Игорь Петрович
Дело на странице суда
oblsud.sml.sudrf.ru
04.12.2019Передача дела судье
04.12.2019Судебное заседание
26.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.12.2019Передано в экспедицию
17.12.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее