РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 февраля 2020 года гор. Лихославль
Лихославльский районный суд Тверской области в составе
председательствующего судьи Волошкина О.А.,
при помощнике судьи Мамонтовой А.Б.,
с участием заместителя прокурора Лихославльского района Смирнова А.В.,
представителя административного ответчика – Администрации Лихославльского района Тверской области Пшеничной Н.Н.,
представителя административного ответчика – ГКУ Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области» Гончарова В.В.,
представителя административного ответчика – Министерства транспорта Тверской области Бойковой И.А.,
представителя заинтересованного лица – ОАО «Российские железные дороги» Алёхина В.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в гор. Лихославле административное дело № 2а-7/2020 (69RS0018-01-2018-000621-51) по административному исковому заявлению прокурора Лихославльского района Тверской области.
УСТАНОВИЛ:
В Лихославльский районный суд поступил административный иск прокурора Лихославльского района в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности устранить повреждения дорожного полотна.
В обоснование заявленных требований, с учётом уточнений, указано, что прокуратурой Лихославльского района проведена проверка безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено, что на спуске с автодорожного путепровода через Октябрьскую железную дорогу, на расстоянии 108 метров от его края в направлении улицы Линейной в пос. Калашниково имеется повреждение дорожного полотна в виде полного разрушения асфальтобетонного покрытия. Данный участок дороги находится в границах пос. Калашниково, расположен за пределами границ автодорожного путепровода.
Указанное повреждение дороги может привести к возникновению дорожно-транспортных происшествий, создаёт угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Просит суд, с учётом уточнений:
признать незаконным бездействие Администрации Лихославльского района, Администрации городского поселения – посёлок Калашниково, выразившееся в непринятии мер по организации устранения повреждения дорожного полотна в виде полного разрушения асфальтобетонного покрытия, расположенного на спуске с автодорожного путепровода 420 км., по адресу: Тверская область, Лихославльский район, 420 км., ПК 9+45, в направлении ул. Линейная пос. Калашниково Лихославльского района Тверской области;
возложить на Администрацию Лихославльского района, Администрацию городского поселения – посёлок Калашниково Лихославльского района обязанность организовать устранение повреждения дорожного полотна в виде полного разрушения асфальтобетонного покрытия, расположенного на спуске с автодорожного путепровода 420 км., по адресу: Тверская область, Лихославльский район, 420 км., ПК 9+45, в направлении ул. Линейная пос. Калашниково Лихославльского района Тверской области.
Заместитель прокурора Лихославльского района Тверской области Смирнов А.В. в судебном заседании поддержал заявленные требования, с учётом уточнений, в полном объёме.
Представитель административного ответчика Администрации Лихославльского района Тверской области Пшеничная Н.Н. в судебном заседании заявленные требования не признала по основаниям, изложенным в возражениях, согласно которым указанный в административном иске участок автомобильной дороги является продолжением автомобильной дороги 2 класса «Лихославль – Барановка - Большое Плоское - Калашниково» и находится в собственности Тверской области, не является муниципальной собственностью, а также не включён в печень автомобильных дорог 3 класса, государственные полномочия по содержанию которых переданы МО «Лихославльский район» в соответствии с законом Тверской области от 03.02.2010 года № 12-ЗО. Данная автомобильная дорога соединяет Лихославльский и Спировский районы.
Спуск с автодорожного путепровода является элементом путепровода, который в свое время был построен по государственному контракту, где заказчиком выступало ГУП «Дирекция по комплексной реконструкции магистрали Санкт-Петербург-Москва МПС РФ».
Спуск с путепровода в направлении ул. Линейная пос. Калашниково находится за пределами границ данного муниципального образования, проходит по территории Сосновицкого сельского поселения. Не доказано, что данная дорога находится в собственности или ведении Администрации Лихославльского района или Администрации городского поселения – посёлок Калашниково.
Полагает, что данный спор подлежит разрешению в гражданском судопроизводстве.
Представитель административного ответчика – Администрации городского поселения – посёлок Калашниково Лихославльского района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, ранее в судебном заседании глава администрации Цветкова Ю.В. заявленные требования не признала по изложенным в возражениях основаниям, согласно которым разрушенный участок съезда с путепровода не относится к дорогам местного значения поселения, не находится в границах посёлка Калашниково.
Строительство осуществлялось АО «РЖД», сооружение представляет собой единый комплекс, без разделения на спуски. То обстоятельство, что застройщик зарегистрировал в собственность только часть сооружения (101 метр), не свидетельствует о том, что другая часть автоматически является автомобильной дорогой и не является сооружением. В установленном порядке спуск, который в настоящий момент требует ремонта, застройщиком не был выделен и передан для включения в перечень региональных дорог (которые расположены вне населенных пунктов). Полагает, что данный спор подлежит разрешению в гражданском судопроизводстве.
Представитель административного ответчика Администрации Сосновицкого сельского поселения Тверской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.
Представители административных ответчиков – ГКУ «Дирекция ТДФ» Гончаров В.В. и Министерства транспорта Тверской области Бойкова И.А. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, поддержали возражения, согласно которым указанная автомобильная дорога не включена в перечень дорог регионального значения и не передана в оперативное управление ГКУ «Дирекция ТДФ».
Представитель административного ответчика – Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, представил возражения, согласно которым указанная автомобильная дорога не включена в перечень дорог регионального значения и не передана в оперативное управление ГКУ «Дирекция ТДФ».
Представитель заинтересованного лица ОАО «РЖД» Алехин В.А. в судебном заседании поддержал отзыв, согласно которому ОАО «РЖД» является правопреемником ФГУП «Октябрьская железная дорога» только в пределах переданного имущества и обязательств, что закреплено в постановлении Правительства Российской Федерации № 585 от 18.09.2003 года. При реорганизации в уставной капитал ОАО «РЖД» передан, в частности, только автодорожный путепровод через железнодорожные пути в районе пос. Калашниково, в то время как прилегающие к нему съезды и иные объекты (развязка) в собственность ОАО «РЖД» не передавались. На спуске с указанного путепровода, на расстоянии 108 метров от края путепровода, в направлении ул. Линейная, на правой стороне имеется повреждение дорожного полотна. Данный участок дороги расположен за пределами границ автодорожного путепровода.
Представитель заинтересованного лица ОМВД России по Лихославльскому району в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица ФКУ УПРДОР «Россия» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, представил отзыв, согласно которому автодорожный путепровод через Октябрьскую железную дорогу в пос. Калашниково не находится в оперативном управлении организации, информация о принадлежности автодорожного путепровода отсутствует.
Представитель заинтересованного лица – Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Тверской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пунктам 6, 7 и 21 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: дорожная деятельность – деятельность по ремонту и содержанию автомобильных дорог; владельцы автомобильных дорог – исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации; обеспечение сохранности автомобильных дорог – комплекс мероприятий, направленных на обеспечение соблюдения требований, установленных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, владельцами таких автомобильных дорог (в области ремонта и содержания автомобильных дорог).
В силу частей 9 и 10 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением.
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.
В соответствии с частями 4 и 8 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. При этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Статьёй 12 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
В силу пунктов 1, 5 и 6 части 1 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно частям 2 и 3 статьи 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 9 Устава муниципального образования «Лихославльский район» Тверской области к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах Лихославльского района и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах Лихославльского района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Законом Тверской области от 28.02.2005 года № 35-ЗО установлены границы муниципальных образований, входящих в состав территории муниципального образования Тверской области «Лихославльский район», с наделением статуса городского поселения, в частности, муниципального образования «Городское поселение – посёлок Калашниково» с административным центром пгт Калашниково.
Законом Тверской области от 17.04.2017 года № 24-ЗО Барановское сельское поселение объединено с Сосновицким сельским поселением Лихославльского района путем объединения.
Согласно части 2 статьи 21 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и владельцы железнодорожных путей необщего пользования обязаны оборудовать железнодорожные переезды устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, а также транспортных средств и других участников дорожного движения, содержать участки автомобильных дорог, расположенные в границах железнодорожных переездов (до шлагбаума или при отсутствии шлагбаума на расстоянии десяти метров от ближайшего рельса по пути следования транспортного средства), в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основным принципом обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Частями 1 и 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лицо, осуществляющее содержание автомобильных дорог.
Согласно пункту 3 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93, принятого постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 г. № 221 (далее - ГОСТ Р 50597-93), который утратил силу с 01.09.2018 года и действовал на момент проведённой ГИБДД проверки – 13.08.2018 года, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать: по длине – 15 см., по ширине – 60 см., по глубине – 5 см.
Согласно п. 5.2.4 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 сентября 2017 г. № 1245-ст) покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений, устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3, согласно которой сроки зависят от характера повреждений (более либо менее: по длине – 15 см., по глубине – 5 см., площадью 0,06 кв.м.) и категории дорог и не могут превышать при минимальных разрушениях, соответственно, 12 и 20 суток.
Согласно таблице А.1 приложения А: выбоина – местное разрушение дорожного покрытия, имеющее вид углубления с резко очерченными краями; пролом – полное разрушение дорожного покрытия на всю толщину, имеющее вид углубления с резко очерченными краями.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статье 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в период с 1998 года по 2003 год ГУП «Октябрьская железная дорога» осуществлено строительство путепроводной развязки на 419 км. железнодорожной линии «Санкт-Петербург-Москва» в районе станции Калашниково Лихославльского района.
Постановлениями главы администрации Лихославльского района от 02.06.1998 года № 65 и № 65-I было произведено изъятие земельного участка, находившегося в пользовании Калашниковского лесхоза, и его предоставление под строительство.
Постановлением главы администрации Лихославльского района от 18.08.1998 года изъятый земельный участок предоставлен в постоянное пользование Дирекции по комплексной реконструкции железнодорожной магистрали.
Из заключения № 5 от 16.07.1998 года по проекту «Путепроводная развязка на 419 км.» следует, что общая протяжённость путепровода должна составить 102 м., общая протяжённость подходов – 17=8 м.
Согласно Передаточному акту от 30.09.2003 года в уставной капитал ОАО «Российские железные дороги» передан, в частности, путепровод железобетонный 420 км. пк 9+45, протяжённостью 101,83 м., который 06.10.2004 года зарегистрирован на праве собственности за ОАО «РЖД».
Исследованными в суде доказательствами – регистрационным делом, актом передачи, выписками из ЕГРН, информацией ОАО «РЖД» – исключается принадлежность спорного участка ОАО «РЖД».
Иные элементы путепроводной развязки в собственность не передавались, в связи с чем основания для решения вопроса о возложении на ОАО «РЖД» обязанности нести бремя содержания спорного имущества отсутствуют, а следовательно, вопреки позиции административных ответчиков, отсутствуют основания для рассмотрения настоящего иска в порядке гражданского производства, в том числе исходя из следующих обстоятельств.
Как следует из актов проверки, пояснений сторон, материалов дела, участок дороги, идущей от автодороги «Лихославль – Барановка – Большое плоское – Калашниково» (далее по тексту – «Лихославль – Калашниково») и от улицы Тверской в пос. Калашниково, проходящий по путепроводу и примыкающий с другой стороны железной дороги к улице Линейной в пос. Калашниково, – проходит только по территории Сосновицкого сельского поселения Лихославльского района, но вне существующих границ населённых пунктов.
К границе указанного путепровода, в сторону улицы Тверской в пос. Калашниково, примыкает земельный участок с кадастровым номером №, который отнесён к землям населённых пунктов – пос. Калашниково, поставлен на учёт 11.01.2006 года и согласно выписке из ЕГРН и публичной кадастровой карте непосредственно примыкает, с одной стороны, к восточной части путепровода, а с другой – к автодороге «Лихославль – Калашниково» и к улице Тверской в пос. Калашниково.
На земельном участке с кадастровым номером №, который расположен в границах муниципального образования «Городское поселение – посёлок Калашниково» и отделяет дорогу «Лихославль – Калашниково» от путепровода, расположена примыкающая к последнему автомобильная дорога, ведущая к улице Тверской в пос. Калашниково.
Указанный земельный участок постановлен на кадастровый учёт по результатам инвентаризации земель в пос. Калашниково, утверждённой постановлением администрации пос. Калашниково от 12.08.2005 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 21 августа 2019 года, которым отменено решение Лихославльского районного суда от 14 марта 2019 года, указано, что спорный участок дороги также не входит в состав двух автомобильных дорог общего пользования межмуниципального значения Тверской области «Торжок-Калашниково» и «Лихославль – Барановка – Большое плоское – Калашниково», а также что собственник указанного участка автодороги в ходе судебного разбирательства не установлен.
В силу части 2 статьи 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному административному делу не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Право собственности либо иное вещное право на спорный участок автомобильной дороги, идущей от путепровода в направлении улицы Линейной пос. Калашниково, ни за кем не зарегистрировано; организация-заказчик, осуществлявшая строительство, ликвидирована.
Указанный участок дороги не входит в состав автомобильных дорог общего пользования межмуниципального значения «Лихославль – Барановка – Большое плоское – Калашниково» и «Торжок – Калашниково».
Таким образом, собственник указанного участка автодороги в ходе судебного разбирательства не установлен, право собственности на земельный участок, на котором она располагается, ни за кем не зарегистрировано.
В ходе проверки, проведённой ОГИБДД ОМВД России по Лихославльскому району, на расстоянии 108 метров от края железнодорожного путепровода в направлении улицы Линейной в пос. Калашниково, на правой стороне, зафиксировано разрушение асфальтобетонного покрытия, длиной 2 метра 20 см., шириной 1 метр 20 см., глубиной 1 м. 10 см., что подтверждается актом от 13.08.2018 года.
При контрольной проверке, проведённой ГИБДД в феврале 2020 года, установлено, что повреждения дорожного покрытия не устранены.
Проектами организации дорожного движения на территории посёлка Калашниково, а также паспортами автомобильных дорог «Лихославль – Калашниково» и «Калашниково – Торжок» определены границы указанных дорог и, следовательно, границы ответственности Тверской области и Территориального дорожного фонда.
Принимая во внимание, что спорный участок не является частью указанных дорог, основания для возложения на ГКУ Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области», Министерство транспорта Тверской области и Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области обязанности устранить выявленные нарушения отсутствуют.
Поскольку спорный участок автомобильной дороги не находится в границах населённых пунктов Городского поселения – посёлок Калашниково и Сосновицкого сельского поселения, основания для возложения обязанности на администрации указанных муниципальных образований отсутствуют.
Вопреки доводам представителей Администрации Лихославльского района и Администрации городского поселения – посёлок Калашниково, спорный участок дороги нельзя считать продолжением автомобильной дороги «Лихославль – Калашниково» не только в силу описания, данного в паспорте на указанную дорогу, но и в силу того, что часть путепроводной развязки была в 2006 году поставлена на кадастровый учёт именно администрацией пос. Калашниково, тем самым юридически подтвердив окончание границы дороги «Лихославль – Калашниково».
Последующее же установление границ муниципального образования «Городское поселение – посёлок Калашниково» таким образом, что в них вошёл только участок развязки со стороны улицы Тверской в пос. Калашниково, подтверждает правильность вывода суда об отсутствии оснований для возложения обязанности на администрацию вновь созданного муниципального образования «Городское поселение – посёлок Калашниково».
При таких обстоятельствах, с учётом данных ЕГРН, сведений из публичной кадастровой карты, паспортов автомобильных дорог «Лихославль – Калашниково» и «Калашниково – Торжок», информации участвующих в деле лиц, суд приходит к выводу, что спорный участок автомобильной дороги, проходящей от границы путепровода до улицы Линейной в пос. Калашниково, является автомобильной дорогой общего пользования, которая как объект недвижимости не поставлена на соответствующий учёт ни как собственность, ни как бесхозяйное имущество, и обязанность по содержанию которой лежит на Администрации Лихославльского района, которая не предпринимает мер по исполнению обязанности по содержанию и ремонту спорного участка дороги, что отрицательно влияет на безопасность дорожного движения и создаёт опасность причинения вреда жизни и здоровью неопределённого круга лиц, а также повреждения их имущества.
В связи с изложенным, административное исковое заявление подлежит удовлетворению в данной части.
Определяя срок исполнения решения суда, суд принимает во внимание время, необходимое как на устранение нарушений, так и для подготовки к их устранению, и считает необходимым установить срок – до 01.06.2020 года.
Право прокурора обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц предусмотрено статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора Лихославльского района Тверской области удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Администрации Лихославльского района Тверской области по непринятию мер по организации устранения повреждения дорожного полотна в виде полного разрушения асфальтово-бетонного покрытия на спуске с путепровода 420 км., по адресу: Тверская область, Лихославльский район, 420 км., ПК 9+45, в направлении ул. Линейная пос. Калашниково Лихославльского района Тверской области.
Возложить на муниципальное учреждение «Администрация Лихославльского района» Тверской области обязанность в срок до 01 июня 2020 года организовать устранение повреждения дорожного полотна в виде полного разрушения асфальтово-бетонного покрытия на спуске с путепровода 420 км., расположенного по адресу: Тверская область, Лихославльский район, 420 км., ПК 9+45, в направлении ул. Линейная пос. Калашниково Лихославльского района Тверской области.
Администрации Лихославльского района Тверской области необходимо сообщить об исполнении решения в суд и прокурору Лихославльского района Тверской области в срок до 01 июля 2020 года.
В удовлетворении остальной части заявленных требований, в том числе в удовлетворении требований к муниципальному учреждению «Администрация городского поселения – посёлок Калашниково» Лихославльского района Тверской области, к муниципальному учреждению «Администрация Сосновицкого сельского поселения» Лихославльского района Тверской области, к ГКУ Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области», к Министерству транспорта Тверской области и к Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Лихославльский районный суд Тверской области в течение 1 месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Председательствующий судья О.А. Волошкин
Мотивированное решение суда составлено 03 марта 2020 года.
Судья О.А. Волошкин
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 февраля 2020 года гор. Лихославль
Лихославльский районный суд Тверской области в составе
председательствующего судьи Волошкина О.А.,
при помощнике судьи Мамонтовой А.Б.,
с участием заместителя прокурора Лихославльского района Смирнова А.В.,
представителя административного ответчика – Администрации Лихославльского района Тверской области Пшеничной Н.Н.,
представителя административного ответчика – ГКУ Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области» Гончарова В.В.,
представителя административного ответчика – Министерства транспорта Тверской области Бойковой И.А.,
представителя заинтересованного лица – ОАО «Российские железные дороги» Алёхина В.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в гор. Лихославле административное дело № 2а-7/2020 (69RS0018-01-2018-000621-51) по административному исковому заявлению прокурора Лихославльского района Тверской области.
УСТАНОВИЛ:
В Лихославльский районный суд поступил административный иск прокурора Лихославльского района в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности устранить повреждения дорожного полотна.
В обоснование заявленных требований, с учётом уточнений, указано, что прокуратурой Лихославльского района проведена проверка безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено, что на спуске с автодорожного путепровода через Октябрьскую железную дорогу, на расстоянии 108 метров от его края в направлении улицы Линейной в пос. Калашниково имеется повреждение дорожного полотна в виде полного разрушения асфальтобетонного покрытия. Данный участок дороги находится в границах пос. Калашниково, расположен за пределами границ автодорожного путепровода.
Указанное повреждение дороги может привести к возникновению дорожно-транспортных происшествий, создаёт угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Просит суд, с учётом уточнений:
признать незаконным бездействие Администрации Лихославльского района, Администрации городского поселения – посёлок Калашниково, выразившееся в непринятии мер по организации устранения повреждения дорожного полотна в виде полного разрушения асфальтобетонного покрытия, расположенного на спуске с автодорожного путепровода 420 км., по адресу: Тверская область, Лихославльский район, 420 км., ПК 9+45, в направлении ул. Линейная пос. Калашниково Лихославльского района Тверской области;
возложить на Администрацию Лихославльского района, Администрацию городского поселения – посёлок Калашниково Лихославльского района обязанность организовать устранение повреждения дорожного полотна в виде полного разрушения асфальтобетонного покрытия, расположенного на спуске с автодорожного путепровода 420 км., по адресу: Тверская область, Лихославльский район, 420 км., ПК 9+45, в направлении ул. Линейная пос. Калашниково Лихославльского района Тверской области.
Заместитель прокурора Лихославльского района Тверской области Смирнов А.В. в судебном заседании поддержал заявленные требования, с учётом уточнений, в полном объёме.
Представитель административного ответчика Администрации Лихославльского района Тверской области Пшеничная Н.Н. в судебном заседании заявленные требования не признала по основаниям, изложенным в возражениях, согласно которым указанный в административном иске участок автомобильной дороги является продолжением автомобильной дороги 2 класса «Лихославль – Барановка - Большое Плоское - Калашниково» и находится в собственности Тверской области, не является муниципальной собственностью, а также не включён в печень автомобильных дорог 3 класса, государственные полномочия по содержанию которых переданы МО «Лихославльский район» в соответствии с законом Тверской области от 03.02.2010 года № 12-ЗО. Данная автомобильная дорога соединяет Лихославльский и Спировский районы.
Спуск с автодорожного путепровода является элементом путепровода, который в свое время был построен по государственному контракту, где заказчиком выступало ГУП «Дирекция по комплексной реконструкции магистрали Санкт-Петербург-Москва МПС РФ».
Спуск с путепровода в направлении ул. Линейная пос. Калашниково находится за пределами границ данного муниципального образования, проходит по территории Сосновицкого сельского поселения. Не доказано, что данная дорога находится в собственности или ведении Администрации Лихославльского района или Администрации городского поселения – посёлок Калашниково.
Полагает, что данный спор подлежит разрешению в гражданском судопроизводстве.
Представитель административного ответчика – Администрации городского поселения – посёлок Калашниково Лихославльского района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, ранее в судебном заседании глава администрации Цветкова Ю.В. заявленные требования не признала по изложенным в возражениях основаниям, согласно которым разрушенный участок съезда с путепровода не относится к дорогам местного значения поселения, не находится в границах посёлка Калашниково.
Строительство осуществлялось АО «РЖД», сооружение представляет собой единый комплекс, без разделения на спуски. То обстоятельство, что застройщик зарегистрировал в собственность только часть сооружения (101 метр), не свидетельствует о том, что другая часть автоматически является автомобильной дорогой и не является сооружением. В установленном порядке спуск, который в настоящий момент требует ремонта, застройщиком не был выделен и передан для включения в перечень региональных дорог (которые расположены вне населенных пунктов). Полагает, что данный спор подлежит разрешению в гражданском судопроизводстве.
Представитель административного ответчика Администрации Сосновицкого сельского поселения Тверской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.
Представители административных ответчиков – ГКУ «Дирекция ТДФ» Гончаров В.В. и Министерства транспорта Тверской области Бойкова И.А. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, поддержали возражения, согласно которым указанная автомобильная дорога не включена в перечень дорог регионального значения и не передана в оперативное управление ГКУ «Дирекция ТДФ».
Представитель административного ответчика – Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, представил возражения, согласно которым указанная автомобильная дорога не включена в перечень дорог регионального значения и не передана в оперативное управление ГКУ «Дирекция ТДФ».
Представитель заинтересованного лица ОАО «РЖД» Алехин В.А. в судебном заседании поддержал отзыв, согласно которому ОАО «РЖД» является правопреемником ФГУП «Октябрьская железная дорога» только в пределах переданного имущества и обязательств, что закреплено в постановлении Правительства Российской Федерации № 585 от 18.09.2003 года. При реорганизации в уставной капитал ОАО «РЖД» передан, в частности, только автодорожный путепровод через железнодорожные пути в районе пос. Калашниково, в то время как прилегающие к нему съезды и иные объекты (развязка) в собственность ОАО «РЖД» не передавались. На спуске с указанного путепровода, на расстоянии 108 метров от края путепровода, в направлении ул. Линейная, на правой стороне имеется повреждение дорожного полотна. Данный участок дороги расположен за пределами границ автодорожного путепровода.
Представитель заинтересованного лица ОМВД России по Лихославльскому району в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица ФКУ УПРДОР «Россия» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, представил отзыв, согласно которому автодорожный путепровод через Октябрьскую железную дорогу в пос. Калашниково не находится в оперативном управлении организации, информация о принадлежности автодорожного путепровода отсутствует.
Представитель заинтересованного лица – Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Тверской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пунктам 6, 7 и 21 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: дорожная деятельность – деятельность по ремонту и содержанию автомобильных дорог; владельцы автомобильных дорог – исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации; обеспечение сохранности автомобильных дорог – комплекс мероприятий, направленных на обеспечение соблюдения требований, установленных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, владельцами таких автомобильных дорог (в области ремонта и содержания автомобильных дорог).
В силу частей 9 и 10 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением.
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.
В соответствии с частями 4 и 8 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. При этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Статьёй 12 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
В силу пунктов 1, 5 и 6 части 1 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно частям 2 и 3 статьи 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 9 Устава муниципального образования «Лихославльский район» Тверской области к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах Лихославльского района и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах Лихославльского района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Законом Тверской области от 28.02.2005 года № 35-ЗО установлены границы муниципальных образований, входящих в состав территории муниципального образования Тверской области «Лихославльский район», с наделением статуса городского поселения, в частности, муниципального образования «Городское поселение – посёлок Калашниково» с административным центром пгт Калашниково.
Законом Тверской области от 17.04.2017 года № 24-ЗО Барановское сельское поселение объединено с Сосновицким сельским поселением Лихославльского района путем объединения.
Согласно части 2 статьи 21 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и владельцы железнодорожных путей необщего пользования обязаны оборудовать железнодорожные переезды устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, а также транспортных средств и других участников дорожного движения, содержать участки автомобильных дорог, расположенные в границах железнодорожных переездов (до шлагбаума или при отсутствии шлагбаума на расстоянии десяти метров от ближайшего рельса по пути следования транспортного средства), в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основным принципом обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Частями 1 и 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лицо, осуществляющее содержание автомобильных дорог.
Согласно пункту 3 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93, принятого постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 г. № 221 (далее - ГОСТ Р 50597-93), который утратил силу с 01.09.2018 года и действовал на момент проведённой ГИБДД проверки – 13.08.2018 года, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать: по длине – 15 см., по ширине – 60 см., по глубине – 5 см.
Согласно п. 5.2.4 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 сентября 2017 г. № 1245-ст) покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений, устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3, согласно которой сроки зависят от характера повреждений (более либо менее: по длине – 15 см., по глубине – 5 см., площадью 0,06 кв.м.) и категории дорог и не могут превышать при минимальных разрушениях, соответственно, 12 и 20 суток.
Согласно таблице А.1 приложения А: выбоина – местное разрушение дорожного покрытия, имеющее вид углубления с резко очерченными краями; пролом – полное разрушение дорожного покрытия на всю толщину, имеющее вид углубления с резко очерченными краями.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статье 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в период с 1998 года по 2003 год ГУП «Октябрьская железная дорога» осуществлено строительство путепроводной развязки на 419 км. железнодорожной линии «Санкт-Петербург-Москва» в районе станции Калашниково Лихославльского района.
Постановлениями главы администрации Лихославльского района от 02.06.1998 года № 65 и № 65-I было произведено изъятие земельного участка, находившегося в пользовании Калашниковского лесхоза, и его предоставление под строительство.
Постановлением главы администрации Лихославльского района от 18.08.1998 года изъятый земельный участок предоставлен в постоянное пользование Дирекции по комплексной реконструкции железнодорожной магистрали.
Из заключения № 5 от 16.07.1998 года по проекту «Путепроводная развязка на 419 км.» следует, что общая протяжённость путепровода должна составить 102 м., общая протяжённость подходов – 17=8 м.
Согласно Передаточному акту от 30.09.2003 года в уставной капитал ОАО «Российские железные дороги» передан, в частности, путепровод железобетонный 420 км. пк 9+45, протяжённостью 101,83 м., который 06.10.2004 года зарегистрирован на праве собственности за ОАО «РЖД».
Исследованными в суде доказательствами – регистрационным делом, актом передачи, выписками из ЕГРН, информацией ОАО «РЖД» – исключается принадлежность спорного участка ОАО «РЖД».
Иные элементы путепроводной развязки в собственность не передавались, в связи с чем основания для решения вопроса о возложении на ОАО «РЖД» обязанности нести бремя содержания спорного имущества отсутствуют, а следовательно, вопреки позиции административных ответчиков, отсутствуют основания для рассмотрения настоящего иска в порядке гражданского производства, в том числе исходя из следующих обстоятельств.
Как следует из актов проверки, пояснений сторон, материалов дела, участок дороги, идущей от автодороги «Лихославль – Барановка – Большое плоское – Калашниково» (далее по тексту – «Лихославль – Калашниково») и от улицы Тверской в пос. Калашниково, проходящий по путепроводу и примыкающий с другой стороны железной дороги к улице Линейной в пос. Калашниково, – проходит только по территории Сосновицкого сельского поселения Лихославльского района, но вне существующих границ населённых пунктов.
К границе указанного путепровода, в сторону улицы Тверской в пос. Калашниково, примыкает земельный участок с кадастровым номером №, который отнесён к землям населённых пунктов – пос. Калашниково, поставлен на учёт 11.01.2006 года и согласно выписке из ЕГРН и публичной кадастровой карте непосредственно примыкает, с одной стороны, к восточной части путепровода, а с другой – к автодороге «Лихославль – Калашниково» и к улице Тверской в пос. Калашниково.
На земельном участке с кадастровым номером №, который расположен в границах муниципального образования «Городское поселение – посёлок Калашниково» и отделяет дорогу «Лихославль – Калашниково» от путепровода, расположена примыкающая к последнему автомобильная дорога, ведущая к улице Тверской в пос. Калашниково.
Указанный земельный участок постановлен на кадастровый учёт по результатам инвентаризации земель в пос. Калашниково, утверждённой постановлением администрации пос. Калашниково от 12.08.2005 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 21 августа 2019 года, которым отменено решение Лихославльского районного суда от 14 марта 2019 года, указано, что спорный участок дороги также не входит в состав двух автомобильных дорог общего пользования межмуниципального значения Тверской области «Торжок-Калашниково» и «Лихославль – Барановка – Большое плоское – Калашниково», а также что собственник указанного участка автодороги в ходе судебного разбирательства не установлен.
В силу части 2 статьи 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному административному делу не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Право собственности либо иное вещное право на спорный участок автомобильной дороги, идущей от путепровода в направлении улицы Линейной пос. Калашниково, ни за кем не зарегистрировано; организация-заказчик, осуществлявшая строительство, ликвидирована.
Указанный участок дороги не входит в состав автомобильных дорог общего пользования межмуниципального значения «Лихославль – Барановка – Большое плоское – Калашниково» и «Торжок – Калашниково».
Таким образом, собственник указанного участка автодороги в ходе судебного разбирательства не установлен, право собственности на земельный участок, на котором она располагается, ни за кем не зарегистрировано.
В ходе проверки, проведённой ОГИБДД ОМВД России по Лихославльскому району, на расстоянии 108 метров от края железнодорожного путепровода в направлении улицы Линейной в пос. Калашниково, на правой стороне, зафиксировано разрушение асфальтобетонного покрытия, длиной 2 метра 20 см., шириной 1 метр 20 см., глубиной 1 м. 10 см., что подтверждается актом от 13.08.2018 года.
При контрольной проверке, проведённой ГИБДД в феврале 2020 года, установлено, что повреждения дорожного покрытия не устранены.
Проектами организации дорожного движения на территории посёлка Калашниково, а также паспортами автомобильных дорог «Лихославль – Калашниково» и «Калашниково – Торжок» определены границы указанных дорог и, следовательно, границы ответственности Тверской области и Территориального дорожного фонда.
Принимая во внимание, что спорный участок не является частью указанных дорог, основания для возложения на ГКУ Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области», Министерство транспорта Тверской области и Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области обязанности устранить выявленные нарушения отсутствуют.
Поскольку спорный участок автомобильной дороги не находится в границах населённых пунктов Городского поселения – посёлок Калашниково и Сосновицкого сельского поселения, основания для возложения обязанности на администрации указанных муниципальных образований отсутствуют.
Вопреки доводам представителей Администрации Лихославльского района и Администрации городского поселения – посёлок Калашниково, спорный участок дороги нельзя считать продолжением автомобильной дороги «Лихославль – Калашниково» не только в силу описания, данного в паспорте на указанную дорогу, но и в силу того, что часть путепроводной развязки была в 2006 году поставлена на кадастровый учёт именно администрацией пос. Калашниково, тем самым юридически подтвердив окончание границы дороги «Лихославль – Калашниково».
Последующее же установление границ муниципального образования «Городское поселение – посёлок Калашниково» таким образом, что в них вошёл только участок развязки со стороны улицы Тверской в пос. Калашниково, подтверждает правильность вывода суда об отсутствии оснований для возложения обязанности на администрацию вновь созданного муниципального образования «Городское поселение – посёлок Калашниково».
При таких обстоятельствах, с учётом данных ЕГРН, сведений из публичной кадастровой карты, паспортов автомобильных дорог «Лихославль – Калашниково» и «Калашниково – Торжок», информации участвующих в деле лиц, суд приходит к выводу, что спорный участок автомобильной дороги, проходящей от границы путепровода до улицы Линейной в пос. Калашниково, является автомобильной дорогой общего пользования, которая как объект недвижимости не поставлена на соответствующий учёт ни как собственность, ни как бесхозяйное имущество, и обязанность по содержанию которой лежит на Администрации Лихославльского района, которая не предпринимает мер по исполнению обязанности по содержанию и ремонту спорного участка дороги, что отрицательно влияет на безопасность дорожного движения и создаёт опасность причинения вреда жизни и здоровью неопределённого круга лиц, а также повреждения их имущества.
В связи с изложенным, административное исковое заявление подлежит удовлетворению в данной части.
Определяя срок исполнения решения суда, суд принимает во внимание время, необходимое как на устранение нарушений, так и для подготовки к их устранению, и считает необходимым установить срок – до 01.06.2020 года.
Право прокурора обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц предусмотрено статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора Лихославльского района Тверской области удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Администрации Лихославльского района Тверской области по непринятию мер по организации устранения повреждения дорожного полотна в виде полного разрушения асфальтово-бетонного покрытия на спуске с путепровода 420 км., по адресу: Тверская область, Лихославльский район, 420 км., ПК 9+45, в направлении ул. Линейная пос. Калашниково Лихославльского района Тверской области.
Возложить на муниципальное учреждение «Администрация Лихославльского района» Тверской области обязанность в срок до 01 июня 2020 года организовать устранение повреждения дорожного полотна в виде полного разрушения асфальтово-бетонного покрытия на спуске с путепровода 420 км., расположенного по адресу: Тверская область, Лихославльский район, 420 км., ПК 9+45, в направлении ул. Линейная пос. Калашниково Лихославльского района Тверской области.
Администрации Лихославльского района Тверской области необходимо сообщить об исполнении решения в суд и прокурору Лихославльского района Тверской области в срок до 01 июля 2020 года.
В удовлетворении остальной части заявленных требований, в том числе в удовлетворении требований к муниципальному учреждению «Администрация городского поселения – посёлок Калашниково» Лихославльского района Тверской области, к муниципальному учреждению «Администрация Сосновицкого сельского поселения» Лихославльского района Тверской области, к ГКУ Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области», к Министерству транспорта Тверской области и к Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Лихославльский районный суд Тверской области в течение 1 месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Председательствующий судья О.А. Волошкин
Мотивированное решение суда составлено 03 марта 2020 года.
Судья О.А. Волошкин