Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-925/2019 ~ М-858/2019 от 27.05.2019

дело № 3а-925/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 июля 2019 года г. Краснодар

Краснодарский краевой суд в составе:

судьи Онохова Ю.В.

при секретаре Боеве А.Е.

с участием прокурора Давыдова А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Мельникова Владимира Владимировича об оспаривании нормативного правового акта в части,

установил:

Мельников В.В. обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просит признать не действующим пункт 55918 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утверждённый приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2016 года № 2745.

В обоснование административного иска указал на то, что в указанный Перечень необоснованно включен принадлежащий на праве собственности объект недвижимого имущества с кадастровым номером <...> который не обладает признаками объектов налогообложения, для которого законодательно определена кадастровая стоимость в качестве налоговой базы.

Необоснованное включение нежилого помещения в Перечень по мнению административного истца нарушает его права и законные интересы, поскольку это приведет к необоснованному завышению подлежащего к уплате налогов на данное недвижимое имущество.

В судебное заседание представитель административного истца Зафиров С.В., в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Представитель Департамента имущественных отношений Краснодарского края Камынина И.В. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований.

Прокурор Давыдов А.А. в судебном заседании в заключении указал на отсутствие оснований для удовлетворения административного иска, просил отказать в его удовлетворении, полагая, что объект недвижимого имущества, принадлежащий Мельникову В.В. включен в Перечень с соблюдением требований закона.

Выслушав объяснения лиц участвующих в деле, изучив доводы изложенные в административном иске и отзыве представителя Департамента имущественных отношений Краснодарского края Камыниной И.В., исследовав доказательства и материалы дела, приняв во внимание заключение прокурора, суд считает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Руководствуясь частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении настоящего административного дела, суд не связан с основаниями и доводами, содержащимися в административном иске, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме.

Проверяя полномочия Департамента имущественных отношений Краснодарского края на принятие оспариваемого нормативного правового акта (административным истцом данные полномочия не оспариваются) суд исходит из следующего.

23 декабря 2016 года принят приказ Департаментом имущественных отношений Краснодарского края № 2745, которым утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, согласно приложению к данному приказу.

В соответствии с пунктом «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.

Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Как указано в пункте 1 части 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: 1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Согласно части 1 статьи 2 Закона Краснодарского края от 29 апреля 2016 года № 3388-КЗ «О внесении изменений в закон Краснодарского края «О налоге на имущество организаций» (далее Закон КК № 3388-КЗ), высший исполнительный орган государственной власти Краснодарского края с учетом положений пунктов 3, 4 и 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 2 статьи Закона Краснодарского края № 3388-КЗ, уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края в сфере имущественных и земельных отношений не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций: определяет в соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Как следует из пункта 3.52 Положения о Департаменте имущественных отношений Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 23 апреля 2007 года № 345, Департамент в пределах своей компетенции осуществляет следующие функции: определяет не позднее первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций в соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет его в указанный срок в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю и размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте администрации Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Таким образом, суд приходит к выводу, что административный ответчик по делу Департамент имущественных отношений Краснодарского края является в Краснодарском крае уполномоченным государственным органом, утверждающим перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Рассматривая вопрос о соблюдении процедуры принятия оспариваемых нормативных правовых актов, судом установлены следующие обстоятельства.

Оспариваемый Приказ от 23 декабря 2016 года № 2745 принят в соответствии с Положением о порядке определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденным приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 мая 2016 года № 752 и Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в целях определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества и об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее – Порядок), утвержденным приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22 ноября 2016 года № 2444.

Таким образом, судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих о нарушении порядка принятия оспариваемых приказов Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2016 года
№ 2745.

Рассматривая вопрос соблюдения порядка публикации оспариваемых нормативных правовых актов, что не оспаривается административным истцом, суд исходит из следующего.

Согласно пункту 3 части 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с подпунктом «в» пункта 1 части 2 статьи Закона Краснодарского края от 29 апреля 2016 года № 3388-КЗ, уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края в сфере имущественных и земельных отношений размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте администрации Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 7 июля 2011 года № 1041 «Об официальном сайте департамента имущественных отношений Краснодарского края в сети Интернет» утверждены Положение об официальном сайте Департамента имущественных отношений Краснодарского края, регламент информационного наполнения официального сайта Департамента имущественных отношений Краснодарского края, перечень информации о деятельности Департамента имущественных отношений Краснодарского края, размещаемой на официальном сайте Департамента имущественных отношений Краснодарского края. Согласно данному приказу и приложениям к ним, официальный сайт Департамента имущественных отношений Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» расположен по адресу http://diok.krasnodar.ru.

Согласно представленным административным ответчиком документов, оспариваемые приказы опубликованы на вышеуказанном официальном сайте Департамента имущественных отношений Краснодарского края, который служит официальным источником публикаций нормативных правовых актов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

С учетом вышеизложенного суд считает, что порядок публикации оспариваемых нормативных правовых актов не нарушен.

Учитывая указанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что оспариваемый приказ Департамента имущественных отношений Краснодарского края является нормативным правовым актом, изданным уполномоченным органом государственной власти, принятый с соблюдением порядка принятия таких актов, опубликованный в установленном порядке.

Проверяя довод административного истца о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и нарушении его прав, суд установил следующие обстоятельства.

Согласно части 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.

При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В соответствии с частью 4 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Таким образом, законодатель предусмотрел, что объект недвижимости может быть отнесен к объектам недвижимости в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации при условии его соответствия любому из приведенных в частях 3 и 4 указанной статьи критериев: вид разрешенного использования земельного участка; разрешенное использование или наименование помещений здания (строения, сооружения); фактическое использование здания (строения, сооружения).

Как следует из материалов дела, принадлежащий Мельникову В.В. на праве собственности объект недвижимости о необоснованности включения которого в Перечень указывает административный истец, расположен в Краснодарском крае, г. Кропоткине, по ул. Красной, д. 97, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 19 апреля 2019 года об основных характеристиках объекта недвижимости, имеет наименование «нежилое помещение».

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Как установлено судом из материалов дела, пояснений представителя административного ответчика, письменных возражений Департамента имущественных отношений Краснодарского края объект недвижимости с кадастровым номером <...> признан подлежащим включению в Перечень, в соответствии со сведениями, представленными филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю на момент формирования перечня назначение объекта: «нежилое помещение».

Согласно сведений, представленных в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю от 29 апреля 2016 года <...>, относительно объекта недвижимости наименование объекта с кадастровым номером <...> является: встроенное нежилое помещение магазина непродовольственных товаров 687/1264 доли земельного участка, этаж 1, 2 литер ББ1, площадью 989.1 кв.м.», назначение: нежилое, площадь 989 кв.м.

Согласно сведениям содержащимся на официальном сайте Управления Росреестра по Краснодарскому краю в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online» назначение и наименование объекта недвижимого имущества с кадастровым номером <...> является: «Нежилое помещение, встроенное нежилое помещение магазина непродовольственных товаров».

В соответствии с техническим паспортом на здание (нежилое) по ул. Красной 97 г. Кропоткина, объект недвижимости состоит из следующих помещений: торговый зал, складское помещение, уборная для посетителей и других помещений.

На основании установленных по делу обстоятельств и приведенных требований закона суд считает правомерным доводы административного ответчика о том, что на дату включения объекта недвижимого имущества с кадастровым номером <...> в перечень на 2017 г. назначение указанного объекта согласно сведениям государственного кадастра недвижимости и документам технического учета назначением указанного объекта являлось «встроенное нежилое помещение магазина непродовольственных товаров».

При этом суд отмечает, что содержащиеся в техническом паспорте филиала ГУП КК «Крайтехинвентаризация – Краевое БТИ» по Кропоткинскому городскому поселению Кавказского района сведения на объект недвижимости с кадастровым номером <...> подтверждают его назначение - для размещения торговых объектов.

Указанное подтверждается письмом «Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю» от 9 июля 2019 г. о наименовании «встроенное нежилое помещение магазина непродовольственных товаров, 687/1264 доли земельного участка, этаж 1, 2 литер ББ1, площадью 989.1 кв.м.».

При этом согласно техническому паспорту данного объекта недвижимости, площадь торгового зала и помещений превышает 20 процентов от общей площади.

Поскольку наименование данного объекта предусматривает размещение торговых объектов, то включение указанного выше объекта недвижимости в Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, полностью согласуется с положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Доводы представителя административного истца о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований ввиду того, что спорный объект включен без соответствующих сведений из Единого государственного реестра недвижимости, предусматривающий наименование помещения и установленную форму выдачи запроса не обоснованы, поскольку объект правомерно включен в данные Перечни, в соответствии с положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что подтверждается представленными материалами.

Согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 31 декабря 2016 г.) вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в них определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения утвержден постановлением Главы администрации (губернатор) Краснодарского края от 27 апреля 2017 года № 319.

Суд принимает во внимание, что административный истец не воспользовался своим правом, предусмотренным пунктом 15 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Главы администрации (губернатор) Краснодарского края от 27 апреля 2017 года № 319 на инициирование повторного проведения мероприятия по определению вида фактического использования здания.

Кроме этого суд учитывает, что согласно представленным сведениям содержащимся в письме Управления Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 9 июля 2019 г. г. № 07400/01-6 сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером <...> с наименованием: «встроенное нежилое помещение магазина непродовольственных товаров» внесены в точном соответствии с документом на основании которого такие сведения внесены в Единый государственный реестр недвижимости, при этом с момента постановки объекта недвижимости на кадастровый учет данные о наименовании не изменились.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Поскольку соответствующие сведения содержались в Едином государственном реестре недвижимости, включение в Перечни объекта с кадастровым номером <...> не противоречит закону и не нарушает прав административного истца, как плательщика налога на имущество, так как соответствующий порядок определения налоговой базы налога на имущество исходя из кадастровой стоимости объектов установлен Налоговым кодексом Российской Федерации.

Таким образом, объект недвижимого имущества с кадастровым номером <...> обоснованно и с соблюдением требований законодательства включен в утвержденный оспариваемым нормативным правовым актом Перечень.

С учетом изложенных обстоятельств в их совокупности, суд не находит должных правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

Руководствуясь статьями 175-180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Мельникова В. В. о признании не действующим пункта 55918 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утверждённый приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2016 года № 2745 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в вышестоящий суд через Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 29 июля 2019 года.

Судья:

3а-925/2019 ~ М-858/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокуратура Краснодаркогго края
Мельников Владимир Владимирович
Ответчики
Департамент имущественных отношений КК
Другие
Администрация Краснодарского края
Суд
Краснодарский краевой суд
Судья
Онохов Юрий Владимирович
Дело на сайте суда
kraevoi--krd.sudrf.ru
27.05.2019Регистрация административного искового заявления
28.05.2019Передача материалов судье
29.05.2019Решение вопроса о принятии к производству
29.05.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.05.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.06.2019Предварительное судебное заседание
17.06.2019Предварительное судебное заседание
24.06.2019Предварительное судебное заседание
24.06.2019Предварительное судебное заседание
04.07.2019Судебное заседание
15.07.2019Судебное заседание
22.07.2019Судебное заседание
22.07.2019Судебное заседание
29.07.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.08.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.08.2019Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее