Копия:
Дело: № 2а-943/2019
УИД: 63RS0037-01-2019-001290-16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 августа 2019 года г. Самара
Самарский районный суд г. Самары в составе судьи Кривицкой О.Г.,
при секретаре Селютиной Ю.В.,
с участием представителя административного истца Платоновой Н.А., по доверенности
представителя административного ответчика Нескромновой О.Н., по доверенности
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-943/2019 по административному исковому заявлению Яшковой Дины Евгеньевны к Управлению федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области о признании незаконным отказа во внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости о смене категории земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец обратился в суд с административным иском к Управлению федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области о признании незаконным отказа во внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости о смене категории земельного участка, указав, что Яшкова Дина Евгеньевна является собственником земельного участка с кадастровым номером 63:26:1805013:71 площадью 1091 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения садоводства, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от 24.03.2016г.
В Управление Росреестра по Самарской области Яшковой Д.Е. подано заявление об учете изменений земельного участка с кадастровым номером № в связи с изменением его категории, а именно, с категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, на категорию земель: земли населенных пунктов.
Однако Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области вынесено решение об отказе № 63-0-1-148/3301/2019-2275 от 18.04.2019г., в котором сообщают следующее:
«Внесение в ЕГРН изменений относительно категории земельного участка, в связи с изменением границ населенного пункта, возможно только после внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ соответствующего населенного пункта. Однако соответствующие сведения о местоположении границ населенного пункта, в границы которого входит земельный участок, о государственном кадастровом учете которого представлено заявление, в ЕГРН не внесены».
Административный истец просит суд признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области № 63-0-1-148/3301/2019-2275 от 18.04.2019г. в учете изменений земельного участка с кадастровым номером 63:26:1805013:71 в связи с изменением его категории.
Установить факт перевода земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, из категории земель «Земли сельскохозяйственного назначения» в «Земли населенных пунктов».
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, на категорию земель «Земли населенных пунктов».
В судебном заседании представитель административного истца Платонова Н.А., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Самарской области Нескромнова О.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании относительно удовлетворения административных исковых требований возражала, полагая, что доводы, изложенные административным истцом, несостоятельными, а принятое в рамках компетенции государственного органа решение законным и обоснованным.
Выслушав явившиеся стороны, исследовав материалы дела, суд считает административный иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд за защитой прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими Федеральными законами.
В силу ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации орган, наделенный государственными или иными публичными полномочиями и принявший оспариваемые решения, обязан доказать соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа на принятие оспариваемого решения, порядок принятия оспариваемого решения, основания для принятия оспариваемого решения и соответствие оспариваемого решения нормативным правовым актам.
Согласно ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, действия (бездействия) органа государственной власти недействительным является одновременно наличие следующих условий - не соответствие нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По данному делу оснований для такого вывода не имеется.
Судом установлено, что Яшкова Дина Евгеньевна является собственником земельного участка с кадастровым номером 63:26:1805013:71 площадью 1091 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения садоводства, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ. ( л.д. 11 том 1)
Согласно выписки из ИСОГД ( Информационная система обеспечения градостроительной деятельности) г.о.Самара № Д05-01-01/5412-0-1 от 06.06.2017г. земельный участок с указанным адресом расположен в черте г.о.Самара и относится к зоне садово-дачных участков и коллективных садов (Р-5) по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 № 61. (л.д. 13-15 том 1)
Кроме того, в соответствии с письмом Департамента градостроительства г.о.Самара от 01.08.2017г. № Д05-01-01/7217-2-1, на основании сведений, содержащихся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, Законом Самарской области от 25.02.2005 № 61-ЕД «Об установлении границ городского округа Самара Самарской области», Генеральным планом городского округа Самара утвержденным Решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 № 539 (далее -Генеральный план), Законом Самарской области от 18.05.2015 № 53-ГД «Об установлении границ внутригородских районов городского округа Самара Самарской области», испрашиваемый земельный участок расположен в границах Красноглинского района городского округа Самара Самарской области, на территории населенного пункта - город Самара. (л.д. 16 том 1)
05.04.2019г. Яшкова Д.Е. обратилась в Управление с заявлениями №63-0-1-148/3301/2019-2275 о государственном кадастровом учете недвижимого имущества с кадастровым номером 63:26:1805013:71 площадью 1091 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения садоводства, адрес (местонахождение) объекта: <адрес> приложив выписку из ИСОГД от 19.12.2016 года, выписку из ИСОГД от 06.06.2017, информационное письмо от 01.08.2017, свидетельство о государственной регистрации права от 24.03.2016 года, информационное письмо от 02.04.2019. № 08-212, от 07.09.2017 №8-482. (л.д. 27-28 том1 1)
18.04.2019г. Управление отказало во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица на основании части 4 статьи 33 Закона №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» вследствие непоступления предоставляемых в порядке межведомственного информационного взаимодействия документов, необходимых для осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости.
Согласно пункту 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", перевод земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо перевод земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов, в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является:1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с даты внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о категории земель или земельных участков.При этом, частью 1 статьи 5 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ предусмотрено, что внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую и уведомление правообладателей этих земельных участков о внесении таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ.Согласно части 3 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ, пунктам 8, 11 части 1 статьи 32, части 3 статьи 33 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ населенного пункта, об отнесении к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории земель в другую, в том числе по запросу органа регистрации прав, в случае если с соответствующим заявлением обратилось заинтересованное лицо.Частью 18.1 статьи 32 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ предусмотрено, что обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с пунктами 3,8-10 части 1, пунктами 4 и 5 части 3, частью 3.1 данной статьи, являются подготовленные в электронной форме графическое описание местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, зон с особыми условиями использования территории, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, перечень координат характерных точек границ таких населенных пунктов, зон, территорий.В соответствии с частью 6 статьи 34 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ орган регистрации прав в срок не более пятнадцати рабочих дней со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ населенного пункта вносит изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости о земельных участках, расположенных в границах такого населенного пункта, путем указания на принадлежность указанных земельных участков к категории земель населенных пунктов в случае, если согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельные участки, находящиеся в соответствии с описанием местоположения их границ в границах населенного пункта, отнесены к иной категории земель. В силу статей 14. 15. 18. 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав.При этом документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственной регистрации, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» одним из этапов проведения государственной регистрации является правовая экспертиза документов, осуществляемая с целью выявления оснований, препятствующих проведению государственной регистрации. При этом при наличии сомнений в подлинности представленных документов или достоверности содержащихся в них сведений государственный регистратор прав обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведении с целью подтверждения подлинности документов, достоверности указанных в них сведений.В ходе проведения правовой экспертизы государственным регистратором было установлено, что категория указанного земельного участка подлежит изменению в связи с включением его в границы населенного пункта, то есть без принятия специального акта о его переводе из одной категории в другую, в связи с чем подлежат применению нормы действующего законодательства. Внесение в ЕГРН изменений относительного категории земельного участка, в связи с изменением границ населенного пункта, возможно только после внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ соответствующего населенного пункта. Такие документы в орган регистрации права не поступали. Принимая решение, государственный регистратор должен исходить из требований Гражданского кодекса РФ, Закона о регистрации №218-ФЗ. Закона о кадастровой деятельности №221-ФЗ.С учетом указанных обстоятельств у административного ответчика имелись основания для принятия решения об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица. Принятие решения об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица в данном случае не свидетельствует об уклонении государственного регистратора от совершения регистрационных действий. Судом самостоятельно проверялись доводы ответчика об обоснованности принятого им решения. Направлен запрос в Департамент градостроительства городского округа Самара о предоставлении информации по земельному участку с кадастровым номером №. Из ответа от 12 августа 2019 следует, что согласно топографическим материалам Департамента в соответствии с Законом Самарской области от 22.02.2005 № 61-ГД «Об установлении границ городского округа Самара Самарской области» рассматриваемый земельный участок входит в границы городского округа Самара. В соответствии с Законом Самарской области от 18.05.2015 № 53-ГД «Об установлении границ внутригородским районов городского округа Самара Самарской области» и согласно Решению Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 № 539 «Об утверждении генерального плана городского округа Самара» « в редакции Решения Думы городского округа Самара от 07.02.2012 № 181) вышеуказанный земельный участок относится к Красноглинскому внутригородскому району городского округа Самара. Указанный земельный участок находится в границах населенного пункта. Но тем не менее оснований для изменения категории земель не имеется, поскольку орган местного самоуправления не внес в ЕГРН информацию о границах земельного участка, отнесения его к той или иной категории. В компетенцию суда вопрос об установлении факта перевода земельного участка из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» в «земли населенного пункта» не входит. Процедура такого перевода установлена законом, требования которого в данном случае компетентными органами не исполнены. В соответствии с п. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении административного иска, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) соответствует нормативным правовым актам и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.Суд приходит к выводу о том, что решение об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица принято в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения административного иска.
На основании изложенного, и в соответствии со статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Яшковой Дины Евгеньевны к Управлению федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области о признании незаконным отказа во внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости о смене категории земельного участка, установлении факта перевода земельного участка в иную категорию земель отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья: Кривицкая О.Г.
Мотивированное решение изготовлено 27.08.2019 года.
Подлинный документ подшит в материалах гражданского дела № № 2а-943/2019
(УИД: 63RS0037-01-2019-001290-16) Самарский районный суд г.Самара