Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-61/2015 (2-589/2014;) ~ М-559/2014 от 23.12.2014

Дело № 2-61 /2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«09» февраля 2015 года Пермский край г. Очер

Очерский районный суд Пермского края в составе

председательствующего судьи Соломникова К.Э.,

при секретаре Шардаковой С.Е.,

с участием прокурора Кузнецовой Е.А.,

истцов Чернышевой С.С., Чернышевой Е.С., Чернышевой Л.С.

представителя МТУ № 1 Министерства социального развития Пермского края Евдокимовой Е.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Очерского района Пермского края в интересах Чернышевой С. С., Чернышевой Е. С., Чернышевой Л. С. об обязании Правительства Пермского края, МТУ № 1 Министерства социального развития Пермского края, Краевое государственное бюджетное учреждение «Дирекция по капитальному строительству», предоставить благоустроенные жилые помещения из специализированного жилищного фонда,

у с т а н о в и л:

прокурор Очерского района Пермского края обратился в суд с исковым заявлением в интересах Чернышевой С. С., Чернышевой Е. С., Чернышевой Л. С. об обязании Правительства Пермского края, МТУ № 1 Министерства социального развития Пермского края, Краевое государственное бюджетное учреждение «Дирекция по капитальному строительству» предоставить жилые помещения по договору социального найма на территории Очерского муниципального района Пермского края отвечающее санитарным и техническим требованиям по степени благоустройства, общей площадью не менее 33 кв.м. на каждого, за счет средств краевого бюджета, выделяемых на строительства жилья на указанные цели. Указывая, что Чернышева С.С., Чернышева Е.С., Чернышева Л.С. являются лицами, оставшимися в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей из числа лиц, нуждающихся в жилых помещениях. Согласно решению комиссии МТУ № 1 Минсоцразвития Пермского края Отдела по Очёрскому муниципальному району от ДД.ММ.ГГГГ, Чернышева С. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Чернышева Е. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Чернышева Л. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, были включены в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения. Согласно сведениям Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю права на недвижимое имущество и сделок с ним у Чернышевой С. С., Чернышевой Е. С., Чернышевой Л. С. отсутствуют; жилые помещения на территории Очёрского муниципального района за ними не зарегистрированы.

В судебном заседании прокурор Кузнецова Е.А., истцы Чернышева С.С., Чернышева Е.С., Чернышева Л.С. на исковых требованиях настаивали по доводам, изложенным в заявлении.

Правительство Пермского края в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом, представили письменный отзыв на иск.

В поступившем в суд отзыве, против удовлетворения исковых требований возражали, просили отказать в иске, поскольку Правительство исполнило свои обязательства в части реализации прав детей-сирот, оставшихся без попечения родителей путем разработки соответствующего Порядка. В соответствии с Постановлением Правительства от 9 сентября 2013 г. № 1194-п «Об утверждении Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 1 марта 2013 г. № 92-п» жилое помещение предоставляется по месту жительства. В случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства. Ограничение по предоставлению жилого помещения истцам на территории Очерского муниципального района Пермского края не основано на действующем законодательстве.

Краевое государственное бюджетное учреждение «Дирекция по капитальному строительству» в судебное заседание своего представителя не направили, извещены надлежащим образом о дате месте и времени рассмотрения гражданского дела.

Представитель МТУ № 1 Минсоцразвития по Пермскому краю отдел по Очерскому району Пермского края Евдокимова Е.Д., в отзыве Министерство социального развития Пермского края, указывая, что истцы были включен в список детей-сирот, поэтому жилое помещение последним будет предоставлено в порядке очередности.

Заслушав участников судебного разбирательства, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Чернышева С. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Чернышева Е. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Чернышева Л. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются лицам, оставшимися в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей.

Решением Очерского районного суда Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ мать ФИО1, отец ФИО2 в отношении дочерей Чернышевой С.С., Чернышевой Е.С., Чернышевой Л.С. лишены родительских прав (л.д.40).

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетние Чернышева С.С., Чернышева Е.С., Чернышева Л.С. были определены в детский дом, этим же постановлением за ними закреплено жилое помещение по адресу: <адрес> (л.д.38).

Постановлениями Главы Очерского мунициального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ Чернышева С.С., Чернышева Е.С., Чернышева Л.С. переданы в приемную семью, приемным родителем назначена ФИО3 (л.д.62,86).

Из уведомлений (л.д.29,55,82) решением комиссии по опеке и попечительству по Очёрскому муниципальному району Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, Чернышева С. С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Чернышева Е. С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Чернышева Л. С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., были включены в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения.

Согласно сведениям Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, права на недвижимое имущество и сделок с ним у Чернышевой С. С., Чернышевой Е. С., Чернышевой Л. С. и матери ФИО1, отца ФИО2 отсутствуют; жилые помещения на территории Очёрского муниципального района за ними не зарегистрированы (л.д.9,10.11,12,13).

Из письма МУП «Верещагинское БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что за ФИО1 жилья в собственности на территории Очерского района Пермского края не зарегистрировано. (л.д.59).

Заключением МТУ № 1 Минсоцразвития по Пермскому краю отдел по Очерскому району Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ ранее закрепленное за несовершеннолетними жилое помещение по <адрес>, является непригодным для проживания

В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Частью 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу положений пунктов 1 и 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (статья 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ).

Как указано частях 1, 2 и 5 статьи 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 (в редакции Закона Пермского края от 14.12.2012 N 147-ПК) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

Условиями предоставления жилых помещений лицам, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.

Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.

Поскольку у Чернышевой С.С., Чернышевой Е.С., Чернышевой Л.С. отсутствует закрепленное за ними жилое помещение, а также, поскольку истцы относятся к категории лиц, из числа детей-сирот, достигли 18 лет, после окончания образовательного учреждения у них возникло право на предоставление для проживания жилого помещения специализированного жилищного фонда.

Правительство Пермского края право истцов на получение жилого помещения на условиях договора найма специализированного жилого помещения как лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не оспаривают.

Исходя из анализа положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции от 29.02.2012 г.) предоставление жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Как указано частях 1, 2 и 5 статьи 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 (в редакции Закона Пермского края от 14.12.2012 N 147-ПК) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

В соответствии со ст. 23 Устава Пермского края Правительство Пермского края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, формирующим органы исполнительной власти края и осуществляющим непосредственное руководство ими.

Согласно п. 1, п. 2 ст. 3 Закона Пермского края от 7.09.2007 N 107-ПК (ред. от 29.02.2012 г.) "О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края" система исполнительных органов государственной власти Пермского края представляет собой взаимосвязанную совокупность исполнительных органов государственной власти Пермского края, наделенных в установленном порядке государственными полномочиями, действующую в целях реализации социально-экономического развития Пермского края. Систему исполнительных органов государственной власти Пермского края составляют: Правительство Пермского края, агентства Пермского края, инспекции Пермского края, иные исполнительные органы государственной власти Пермского края, их территориальные органы или обособленные структурные подразделения на территории Пермского края.

Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и оставшихся без попечения жилых помещений специализированного жилищного фонда, утвержденный Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 г. N 1194-п фактически не определяет конкретный орган, в компетенцию которого входит предоставление таких жилых помещений. КГБУ "Дирекция по капитальному строительству" на которое в отзыве ссылается Правительство Пермского края как на учреждение, уполномоченное в сфере предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей жилых, помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированного жилого помещения, в соответствии с названным Порядком осуществляет только управление специализированным фондом. Предоставление и заключение договора социального найма данным учреждением производится лишь на основании Списка граждан, формирование которого в исключительную компетенцию данного учреждения не относится.

При таких обстоятельствах обязанность по предоставлению специализированного жилого помещения Чернышевой С.С., Чернышевой Е.С., Чернышевой Л.С., суд возлагает на Правительство Пермского края как на высший исполнительный орган Пермского края.

В иске прокурора Очерского района Пермского края к Межрайонному территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края отдел по Очерскому муниципальному району следует отказать, поскольку из приведенных выше норм материального права данный орган не обладает организационно-распорядительными функциями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

исковые требования прокурора Очерского района Пермского края в интересах Чернышевой С. С., Чернышевой Е. С., Чернышевой Л. С., удовлетворить.

Обязать Правительство Пермского края предоставить Чернышевой С. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Чернышевой Е. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Чернышевой Л. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, каждой благоустроенные жилые помещения в пределах территории Очерского муниципального района Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающие санитарным и техническим требованиям общей площадью каждое не менее 33 кв.м.

В части заявленных исковых требований о возложении обязанности предоставления благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям на Межрайонное территориальное управление №1 Министерства социального развития Пермского края отдел по Очерскому муниципальному району – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пермском краевом суде путем подачи апелляционной жалобы через Очерский районный суд Пермского края.

Судья-

2-61/2015 (2-589/2014;) ~ М-559/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Чернышева Любовь Сергеевна
Чернышева Екатерина Сергеевна
Прокурор Очерского района
Чернышева Светлана Сергеевна
Ответчики
Правительство Пермского края
МТУ №1 Министерства социального развития Пермского края Отдел по Очерскому муниципальному району
Суд
Очерский районный суд Пермского края
Судья
Соломников Константин Эдуардович
Дело на странице суда
ocher--perm.sudrf.ru
23.12.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.12.2014Передача материалов судье
25.12.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.12.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.12.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.01.2015Судебное заседание
09.02.2015Судебное заседание
13.02.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.02.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.04.2015Дело оформлено
07.04.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее