Дело №2-375/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 мая 2015 года город Петрозаводск
Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи И.С. Леккеревой,
при секретаре Т.А.Савкиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Телькинен Г.В. к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия о признании бездействия незаконным, об изменении вида разрешенного использования земельного участка,
установил:
Истец обратилась в суд с указанными исковыми требованиями по тем основаниям, что между нею и ответчиком заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером №, площадью ... кв.м., для ведения огородничества, расположенного в ... С хх.хх.хх г. истец неоднократно обращалась в администрацию Прионежского муниципального района РК с заявлениями об изменении вида разрешенного использования указанного участка на вид разрешенного использования - для ведения дачного хозяйства. На все обращения истца ответчик отвечал отказом. Истец, ссылаясь на положения Земельного кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ, просит признать за ней право на изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № для ведения огородничества на вид разрешенного использования - для ведения дачного хозяйства; признать за ней право использовать указанный земельный участок для ведения дачного хозяйства, признать незаконным бездействие администрации Прионежского муниципального района РК в непринятии решения об изменении вида разрешенного использования арендуемого истцом участка.
Истец в судебном заседании поддержала заявленные требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика по доверенности Бочарова А.С., с заявленными требованиями не согласилась, считала их не подлежащими удовлетворению, как не основанными на требованиях закона.
Третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что хх.хх.хх г. между администрацией Прионежского района РК и Телькинен Г.В. был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером №, площадью ... кв.м. местоположение: ..., для ведения огородничества. хх.хх.хх г. Телькинен Г.В. обратилась в администрацию района с заявлением об изменении вида разрешенного использования указанного участка на вид разрешенного использования для ведения дачного хозяйства. хх.хх.хх г. вопрос об изменении вида разрешенного использования земельного участка был вынесен администрацией района на комиссию по контролю за эффективностью управления земельными ресурсами и по результатам рассмотрения данного вопроса комиссия решила не обращаться в ФГБУ «ФКП Росреестра» по РК об изменении вида разрешенного использования земельного участка. В последующем истец вновь обращалась с заявлениями от хх.хх.хх г. и хх.хх.хх г. по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка, на данные обращения истцу ответчиком направлялись ответы от хх.хх.хх г. и от хх.хх.хх г., содержащие пояснения о невозможности изменения вида разрешенного использования участка.
Истец с решениями администрации района не согласна и считает, что ответчик неправомерно бездействует в принятии решения об изменении вида разрешенного использования арендованного истцом участка.
Однако, одним из основных принципов земельного законодательства в силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что порядок использования земель населенных пунктов осуществляется в соответствии с зонированием их территорий.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельный участок.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункты 2 и 3 названной выше статьи).
Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 статьи 1 названного Кодекса под градостроительным регламентом понимается устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно частям 1 и 2 статьи 37 Градостроительного кодекса виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные и устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне.
При этом в силу части 4 указанной нормы основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технического регламента (часть 3 этой статьи).
Следовательно, разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которые могут вестись землепользователем на предоставленном ему участке.
Земельным кодексом РФ (как в редакции, действовавшей до 01.03.2015 так и в действующей редакции) установлены различные порядок и процедуры предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для целей строительства и для целей, не связанных со строительством.
Так, статьей 30 Земельного кодекса РФ (в редакции действовавшей до 01.03.2015) был установлен порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, согласно пункту 2 которой продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах. В соответствии с пунктом 1 указанной статьи предоставление земельного участка осуществляется с выполнением определенных работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов (подпункт 1), либо с предварительным согласованием мест размещения объектов (подпункт 2).
11.10.2012 принято решение Совета Прионежского муниципального района ХХ Сессии II Созыва от 11.10.2012 года № 4 «Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков исключительно на торгах». К числу таких случаев относится предоставление земельного участка для ведения дачного хозяйства. Указанное решение вступило в силу с 01.01.2013 года.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством регулировался до 01.03.2015 ст. 34 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) и не допускал предоставление земельного участка для целей, не связанных со строительством, посредством торгов.
Материалами дела подтверждается, что земельный участок предоставлен истцу на основании постановления органа местного самоуправления от хх.хх.хх г. в действовавшем на тот период порядке, предусматривающем возможность предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, без проведения аукциона.
Из системного анализа приведенных правовых норм следует, что произвольное изменение вида разрешенного использования земельного участка в рамках видов, предусмотренных градостроительным регламентом, не допускается в том случае, когда такое изменение не соответствует установленным законом правилам оборота земель.
При этом предоставление земельного участка заявителю в аренду было обусловлено обязанностью его использования исключительно в целях, в которых он предоставлялся, то есть для огородничества.
Поскольку земельный участок предоставлен истцу для определенных целей без проведения аукциона, изменение вида его разрешенного использования с существующего на "для ведения дачного хозяйства" без соблюдения особенностей, предусмотренных Земельным кодексом РФ (как в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, так и в действующей на настоящее время редакции) недопустимо.
Таким образом, отказ ответчика в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, предоставленного Телькинен Г.В. для ведения огородничества, является правомерным и соответствующим законодательству.
Обращение Телькинен Г.В. об изменении вида разрешенного использования земельного участка, по сути, направлено на обход процедур, установленных земельным законодательством для предоставления земельных участков для целей, связанных со строительством, в том числе процедуры аукциона.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Исковые требования без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Прионежский районный суд Республики Карелия.
Судья И.С.Леккерева
Мотивированное решение составлено 12 мая 2015 года.