Дело № 2-11483/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 августа 2016 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Михайловой О.В.,
при секретаре Бабаевой А.Т.,
а также с участием представителя истца Министерства социальной политики Красноярского края Бордулевой В.А., действующей на основании доверенности от 12.04.2016 года №,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства социальной политики Красноярского края к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
установил:
Истец Министерство социальной политики Красноярского края обратилось в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по постановлению судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю от 14.03.2016 года, принятого в рамках исполнительного производства №, указав, что решением Центрального районного суда г. Красноярска от 13.04.2015 года на истца возложена обязанность предоставить ФИО8 единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения. Апелляционным определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 12.08.2015 года решение Центрального районного суда г. Красноярска от 13.04.2015 года оставлено без изменения. Определением судьи Красноярского краевого суда от 07.10.2015 года министерству отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Президиума Красноярского краевого суда. 29.10.2015 года министерство обратилось с кассационной жалобой в Верховный Суд Российской Федерации. 12.11.2015 года на основании исполнительного листа № от 28.10.2015 года, выданного Центральным районным судом г. Красноярска, судебным приставом-исполнителем межрайонного отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю Зайчиковой Ю.А. возбуждено исполнительное производство, которым министерству предложено в 5-дневный срок со дня получения постановления добровольно исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе. 16.11.2015 года министерство обратилось в Центральный районный суд г. Красноярска с заявлением о приостановлении исполнительного производства в связи с подачей министерством кассационной жалобы в Верховный Суд Российской Федерации. 18.11.2015 года судебный пристав-исполнитель был проинформирован о подаче заявления в Центральный районный суд г. Красноярска о приостановлении исполнительного производства (письмо от 18.11.2015 №). Центральный районный суд г. Красноярска только 18.03.2016 года вернул заявление министерства о приостановлении исполнительного производства. 02.12.2015 года судьей Верховного Суда Российской Федерации министерству было отказано в передаче кассационной жалобы на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации (получено министерством 14.12.2015 года). 18.12.2015 года министерство обратилось с кассационной жалобой к Председателю Верховного Суда Российской Федерации. Письмом заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации от 18.01.2016 кассационная жалоба министерства возвращена без рассмотрения. 14.03.2016 года судебным приставом-исполнителем принесено требование об исполнении решения Центрального суда г. Красноярска в срок до 22.03.2016 года и вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Представитель истца Министерства социальной политики Красноярского края Бордулева В.А., действующая на основании доверенности от 12.04.2016 года №, в судебном заседании исковые требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям, суду пояснила, что постановление о возбуждении исполнительного производства вынесено судебным приставом-исполнителем 12.11.2015 года. Денежные средства, предусмотренные на исполнение государственных полномочий в 2015 году, были израсходованы в полном объёме, что подтверждаем отчетом по состоянию на 01.12.2015 год. Заявка на предоставление в 2016 году субвенции из федерального бюджета на обеспечение жильем ветеранов направлена в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ 14.01.2016 года письмом за №. 12.02.2016 года министерством проект соглашения был согласован и направлен для подписания Первому заместителю Губернатора края - председателю Правительства края (письмо от 12.02.2016 №). ДД.ММ.ГГГГ <адрес> проект соглашения был подписан и направлен в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. На момент подачи искового заявления субвенция из федерального бюджета на реализацию полномочий РФ по обеспечению жильем ветеранов и членов их семей не поступала. При вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебным приставом-исполнителем не учтено, что исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения определенных действий со стороны взыскателя. Договор купли-продажи, прошедший государственную регистрацию, ФИО8 в министерство не предоставлялся. После его предоставления в течение пяти дней 15.04.2016 года денежные средства в исполнение решения перечислены Пыжьяновой. Исполнительное производство окончено в связи с фактическим исполнением 22.03.2016 года. Взыскание с министерства исполнительского сбора не законно.
Ответчик Управление Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил. Представитель Рычкова О.А., действующая на основании доверенности № от 29.12.2015 года, направила в суд отзыв на исковое заявление, в котором просила в удовлетворении заявленных исковых требований отказать, поскольку решение суда не исполнено, что не отрицает сам должник, в связи с чем у судебного пристава-исполнителя имелись все основания для вынесения постановления о взыскании с должника исполнительского сбора, должником не представлено доказательств наличия обстоятельств того, что им были приняты все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования, а также что неисполнение решения суда вызвано обстоятельствами, находящимися вне контроля должника, заявителем не представлено доказательств, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства, он принял все меры для надлежащего исполнения исполнительного документа. Просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Согласно ст. 167 ГПК РФ судом дело рассмотрено в отсутствии представителя ответчика, просившего о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные доказательства по данному спору, оценив исследованные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ суд пришел к выводу о том, что требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Согласно ч. 2 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Часть 6 статьи 112 ФЗ РФ "Об исполнительном производстве" наделяет должника правом в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора и освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с ч. 7 статьи 112 названного Федерального закона, при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Часть 1 статьи 401 ГК РФ, предусматривая основания ответственности за нарушение обязательств, указывает, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
В абзаце втором части 1 статьи 401 ГК РФ, предусмотрено, что лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
Как установлено судом:
Решением Центрального районного суда г. Красноярска от 13.04.2015 года по гражданскому делу № на истца возложена обязанность предоставить ФИО8 единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 12.08.2015 года решение Центрального районного суда г. Красноярска от 13.04.2015 года оставлено без изменения.
12.11.2015 года на основании исполнительного листа № от 28.10.2015 года, выданного Центральным районным судом г. Красноярска, судебным приставом-исполнителем межрайонного отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю Зайчиковой Ю.А. возбуждено исполнительное производство №, которым министерству предложено в 5-дневный срок со дня получения постановления добровольно исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе.
Денежные средства, предусмотренные на исполнение государственных полномочий в 2015 году, были израсходованы в полном объёме, что подтверждается отчетом по состоянию на 01.12.2015 года.
Заявка на предоставление в 2016 году субвенции из федерального бюджета на обеспечение жильем ветеранов направлена в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ 14.01.2016 года письмом за №.
12.02.2016 года министерством проект соглашения был согласован и направлен для подписания Первому заместителю Губернатора края - председателю Правительства края (письмо от 12.02.2016 №).
01.03.2016 года Правительством Красноярского края проект соглашения был подписан и направлен в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.
14.03.2016 года судебным приставом-исполнителем принесено требование об исполнении решения Центрального суда г. Красноярска в срок до 22.03.2016 года и вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
21.03.2016 года приказом Министерства социальной политики Красноярского края принято решение о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения ФИО8 в размере не более 1412568 рублей.
22.03.2016 года постановлением судебного пристава-исполнителя исполнительное производство № 41165/15/24097-ИП окончено в связи с фактическим исполнением.
06.04.2016 года в целях реализации ФЗ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», Закона Красноярского края от 18.02.2010 года № 10-4386 «О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» между продавцом квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, ул.пл.Революции, 11-22 и ФИО8 заключен договор купли-продажи указанной квартиры, расчет за квартиру в сумме 1 300 000 рублей производится в 5-дневный срок со дня предъявления в Министерство социальной политики Красноярского края договора купли-продажи жилого помещения, зарегистрированного в соответствии с российским законодательством, путем перечисления единовременной денежной выплаты, предоставленной покупателю в безналичной форме в соответствии с Законом Красноярского края от 18.02.2010 года № 10-4386 «О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной войны1941-1945 годов» и перечисленной на лицевой счет продавца в банке.
На основании приказа Министерства социальной политики Красноярского края № от 13.04.2016 года продавцу квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>, 15.04.2016 года перечислена стоимость жилого помещения в размере 1 300 000 рублей. Из выписки из лицевого счета следует, что бюджетные средства в сумме 1 300 000 рублей поступили в Министерство социальной политики Красноярского края 14.04.2016 года.
Согласно свидетельства о регистрации права от 12.04.2016 года на основании договора купли-продажи квартиры от 06.04.2016 года ФИО8 на праве собственности владеет квартирой, расположенной по адресу: <адрес>.
Оценив изложенные доказательства и нормы права, суд пришел к выводу об отсутствии вины должника в непредставлении ФИО8 единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в установленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства от 12.11.2015 года пятидневный срок, при этом суд принимает во внимание. что исполнение решения о предоставлении единовременной денежной выплаты законом связано с обязанностью взыскателя ФИО8 предоставить договор купли-продажи жилого помещения.
Согласно п. 4 ст. 10 Закона Красноярского края от 18.02.2010 N 10-4386 "О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" предоставление ветерану единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения осуществляется в безналичной форме путем перечисления министерством денежных средств в размере, определенном в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, на лицевой счет продавца, открытый им в российской кредитной организации, на основании договора купли-продажи жилого помещения, зарегистрированного в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Перечисление денежных средств осуществляется не позднее 5 дней со дня поступления в министерство документов, указанных в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, на основании приказа министерства.
При указанных обстоятельствах, Министерство по объективным причинам в установленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства от 12.11.2015 года пятидневный срок не имело возможности исполнить решение суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Министерства социальной политики Красноярского края к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить.
Освободить Министерство социальной политики Красноярского края от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по постановлению судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю от 14.03.2016 года, принятого в рамках исполнительного производства №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение месяца с даты изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий О.В. Михайлова