Решение по делу № 2-4257/2015 ~ М-3762/2015 от 04.09.2015

Дело 2-4257/15

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ухтинский городской суд Республики Коми в составе судьи Аберкон И.В., при секретаре Наконечной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухте Республики Коми 27 ноября 2015 года гражданское дело по заявлению гр. Пантина О.А. к Министерству труда и социальной защиты Республики Коми, Государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Ухты» о признании незаконным приказа Министерства от 20.07.2015 №1481 об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», обязании присвоить звание «Ветеран труда»,

Установил:

Пантин О.А. обратился в суд с требованиями к Министерству труда и социальной защиты Республики Коми (далее по тексту – Министерство), Государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Ухты» (далее – ГБУ РК «ЦСЗН г. Ухты») о признании приказа Министерства от <...> г.. .... незаконным, обязании ответчиков присвоить ему (истцу) звание «Ветеран труда» и выдать удостоверение «Ветеран труда». В обоснование требований истец указал, что имеет ведомственные награды: Благодарность руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Министерства транспорта РФ от 27.12.2011г. №360\Н-ФА и Почетную грамоту Федерального агентства воздушного транспорта Министерства транспорта РФ, а также стаж, необходимый для назначения пенсии по старости, т.е. имеет все основания для присвоения звания «Ветеран труда»; приказом Министерства от <...> г. .... ему (Пантину О.А.) отказано в присвоении звания «Ветеран труда». Считая данный отказ незаконным, истец обратился в суд с вышеуказанными требованиями.

В судебном заседании истец настаивал на удовлетворении иска, доводы иска поддержал, уточнил заявленные требования: просил признать приказ Министерства труда и социальной защиты РК от <...> г. .... незаконным и обязать ответчиков присвоить ему (истцу) звание «Ветеран труда»; указал, что иных требований не заявляет; пояснил, что в качестве основания для присвоения указанного звания имеет награды федерального органа исполнительной власти – Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации), находящегося в ведении Министерства транспорта РФ; к данным наградам – Почетной грамоте и Благодарности он был представлен во время работы в Ухтинской региональной поисково-спасательной базе в должности спасателя парашютно-десантной группы; на момент награждения состоял в штате указанной организации, подведомственной Федеральному агентству воздушного транспорта, соответственно, названные награды являются для него (истца) ведомственным знаком отличия в труде в смысле, придаваемом этому понятию подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах"; федеральное законодательство не содержит определения ведомственного знака отличия в труде; «Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми», утвержденное Постановлением Правительства Республики Коми от 19 декабря 2007 года N 302 (с последующими изменениями и дополнениями), не содержит исчерпывающего и полного перечня знаков отличия в труде. На основании изложенного истец полагает, что он имеет право на присвоение звания «Ветеран труда», и настаивает на удовлетворении заявленных исковых требований.

Министерство труда и социальной защиты Республики Коми (далее – Министерство) извещено надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Представитель Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр правового обеспечения», действующего по доверенности в интересах Министерства, в отзыве на иск указывает следующее: при присвоении звания «Ветеран труда» учитываются ведомственные знаки за отличие в труде в соответствии с профессиональной деятельностью, с соблюдением условия, что решение о награждении принято непосредственно в отношении конкретного работника (служащего), состоявшего в штате учреждения, организации или работающего (служащего) в организациях (учреждениях), на предприятиях, подведомственных соответствующему федеральному органу; Федеральное агентство воздушного транспорта находится в ведении Министерства транспорта РФ; перечень ведомственных наград Министерства транспорта РФ утвержден приказом Минтранса от 18.10.2005г. №130, при этом Почетная грамота Росавиации и Благодарность руководителя Росавиации в указанный перечень не включены (приложение №1 к указанному приказу Минтранса РФ); основанием для присвоения звания «Ветеран труда» могут быть только ведомственные награды, соответствующие установленному описанию и образцу, выданные Министерством транспорта РФ; Почетная грамота Росавиации и Благодарность руководителя Росавиации ведомственными наградами не являются.

Представитель ответчика - Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Ухты» Табаева И.В., действующая по доверенности, в судебном заседании требования Пантина О.А. не признала, представила отзыв на иск, поддерживает по данному делу позицию Министерства. Табаева И.В. указала, что Пантину О.А. отказано в присвоении звания «Ветеран труда» в связи с тем, что представленные им наградные документы – Благодарность руководителя и Почетная грамота Росавиации не отвечают требованиям абзацев 2 и 3 пп. 1 п. 6 Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 19.12.2007г. №302 (с последующими изменениями и дополнениями); приказом Министерства транспорта РФ от 18.10.2005г. №130 утверждены ведомственные награды Министерства транспорта РФ (в ред. Приказа Минтранса РФ от 20.06.2007г. №79), в списке таких наград Благодарность руководителя Росавиации и Почетная грамота Росавиации отсутствуют. На основании изложенного ГБУ РК «ЦСЗН г. Ухты» просит отказать в удовлетворении заявленного иска.

Представитель 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ухте РК Шапенкова А.Л., действующая по доверенности, в судебном заседании пояснила, что вопрос о назначении Пантину О.А. досрочной страховой пенсии по старости в настоящее время находится на рассмотрении в Управлении ПФР в г. Ухта РК.

Суд, исходя из положений ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения истца, представителя ответчика - ГБУ РК «ЦСЗН г. Ухты» и представителя 3-го лица – УПФР по г. Ухта РК, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В ходе судебного разбирательства установлено и подтверждается копией трудовой книжки истца, что Пантин О.А., <...> г. года рождения, с <...> г. года по настоящее время работает в Ухтинской региональной поисково-спасательной базе, осуществляющей деятельность в форме федерального казенного учреждения, ранее -в форме федерального государственного учреждения. Наличие у заявителя трудового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости и присвоения звания «Ветеран труда», ответчиками не оспаривается и подтверждается трудовой книжкой истца и соответствующей справкой, выданной организацией-работодателем, имеющейся в материалах дела (согласно пункту 6 Положения «О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми", утв. Постановлением Правительства РК от 19.12.2007 N 302, документами, подтверждающими трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, являются справки, трудовые книжки, выданные в установленном порядке организациями, учреждениями или органами государственной власти и уполномоченными организациями на основании архивных данных (абзац введен Постановлением Правительства РК от 26.08.2010 N 281)).

Приказом от <...> г. за....\Н-ФА руководителя Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации) Министерства транспорта РФ Пантин О.А. – спасатель ФГУ «Ухтинская региональная поисково-спасательная база» награжден Почетной грамотой Федерального агентства воздушного транспорта за достигнутые успехи в работе, высокое профессиональное мастерство и безупречный труд в гражданской авиации и в связи с празднованием Дня спасателя Российской Федерации.

Приказом от <...> г. за....\Н-ФА Пантину О.А. – спасателю ФКУ «Ухтинская региональная поисково-спасательная база» объявлена Благодарность руководителя Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации).

Приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Коми от <...> г. за .... Пантину О.А. отказано в присвоении звания "Ветеран труда" со ссылкой на то, что наличие Почетной грамоты Росавиации, Благодарности руководителя Росавиации не является основанием для присвоения звания "Ветеран труда", так как ни один из этих наградных документов не содержится в «Перечне ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», являющемся приложением .... к Положению о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми, утвержденному Постановлением Правительства Республики Коми от 19.12.2007 №302 (с последующими изменениями и дополнениями). В оспариваемом приказе, в основаниях отказа, имеется ссылка на положения подпункта 2 абзаца 2 пункта 11 указанного Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми, (представление документов, которые не подтверждают право гражданина на присвоение ему такого звания).

Отказ Министерства в присвоении звания «Ветеран труда» явился основанием для обращения истца в суд с вышеуказанными требованиями.

Оценивая доводы сторон и разрешая спор, суд исходит из следующего.

В силу статьи 7 Федерального закона №5-ФЗ "О ветеранах" от 12.01.1995 ветеранами труда признаются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда", лица награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, а также лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (пункт 1 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ); порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 4 введен Федеральным законом от 19.12.2005 №163-ФЗ).

В соответствии с положениями пункта 4 статьи 7 вышеназванного Федерального закона "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно положениям подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки, в том числе ветеранов труда.

В силу статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти названного публично-правового образования полномочий по предметам совместного ведения. Данные расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных бюджетных средств.

Как следует из приведенных выше положений законодательства, в Российской Федерации установлена двухуровневая система нормативно-правового регулирования правоотношений по вопросам оказания мер социальной поддержки ветеранов: на федеральном уровне и на уровне субъектов федерации.

Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, то названные публично-правовые образования вправе определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте Российской Федерации, а также порядок и условия для присвоения указанного звания.

Во исполнение предписаний федерального законодательства в Республике Коми принят Закон от <...> г. N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми", согласно статье 22.1 которого звание "Ветеран труда" присваивается уполномоченным Правительством Республики Коми органом исполнительной власти Республики Коми: лицам, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде, имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости или пенсии за выслугу лет (подпункт «а» пункта 1 в ред. Закона РК от <...> г. N 162-РЗ); лицам, начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Принятым в целях реализации указанного Закона Постановлением Правительства Республики Коми от 19 декабря 2007 года N 302 утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми (далее по тексту – Положение), в соответствии с которым документами, подтверждающими награждение ведомственными знаками отличия в труде, являются наградные документы, выданные в установленном порядке по перечню ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", согласно приложению N 2 к настоящему Положению (далее – Приложение №2).

При этом в Приложении N 2 к Положению приведен перечень ведомственных знаков отличия в труде, под которыми, в частности, понимаются медали, почетные звания, почетные грамоты, нагрудные знаки и значки отличия, учрежденные правовыми актами ведомств и являющиеся индивидуальной формой поощрения за высокие достижения в труде и большие заслуги в служебной и иной общественно полезной деятельности.

Согласно пункту 5 Приложения №2 к Положению (в ред. Постановлений Правительства РК от 17.05.2013 N 159, от 09.12.2013 N 481) учитываются и иные ведомственные знаки отличия в труде, дающие право на присвоение звания «Ветеран труда», медали, почетные звания, нагрудные знаки, знаки, значки, почетные грамоты, благодарности федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляют Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, федеральных органов судебной власти, Прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Центральной Избирательной комиссии Российской Федерации, органов государственной власти СССР, судов и органов прокуратуры СССР, решение о награждении которыми принято в установленном порядке уполномоченным должностным лицом (в ред. Постановлений Правительства РК от 17.05.2013 N 159, от 09.12.2013 N 481).

Наряду с этим абзацем 5 пункта 6 Положения предусмотрено, что при присвоении звания "Ветеран труда" учитываются ведомственные знаки за отличие в труде в соответствии с профессиональной деятельностью, с соблюдением условия, что решение о награждении принято непосредственно в отношении конкретного работника (служащего), состоявшего в штате учреждения, организации или работающего (служащего) в организациях (учреждениях), на предприятиях, подведомственных соответствующему федеральному органу.

Таким образом, из положений этой нормы следует, что для присвоения звания "Ветеран труда" необходимо, чтобы работник ранее состоял в штате учреждения (организации) органа государственной власти и был награжден ведомственным знаком за отличие в труде в соответствии с профессиональной деятельностью.

Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 30.09.2011, приложение N 2 признано не соответствующим Конституции Республики Коми в той мере, в какой оно устанавливает исчерпывающий и, по сути, закрытый перечень ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда".

Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 20.05.2015, приложение N 2 признано соответствующим Конституции Республики Коми, в той мере, в какой им не предусмотрены в перечне наград, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", знаки отличия в труде, выданные организациями, не относящимися к органам государственной и исполнительной власти СССР, РСФСР и Российской Федерации.

При этом, как отмечает в своем постановлении от 20.05.2015г. Конституционный Суд Республики Коми, ни в нормативных актах Российской Федерации, ни в законодательстве Республики Коми нет определения "ведомственный знак отличия". Также отсутствует нормативная база, устанавливающая перечень данных знаков, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" и содержащих определение понятия "ведомство". В общепринятом понимании под ведомством подразумевается орган государственной власти, осуществляющий определенные функции государства, руководство отдельными сферами деятельности, совокупностью организаций, учреждений, предприятий.

В настоящее время, Перечень ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", содержащийся в Приложении №2 к Положению о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми, с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства Республики Коми от 17 мая 2013 года N 159, не носит ограничительного характера и является открытым.

В рассматриваемом случае Пантин О.А. при обращении в ГБУ РК «ЦСЗН г. Ухты» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» представил в качестве основания для присвоения звания «Ветеран труда» Почетную грамоту Федерального агентства воздушного транспорта Министерства транспорта РФ, подписанную руководителем Росавиации (приказ о награждении от <...> г.. за ....Н\ФА в деле имеется) и Благодарность руководителя Росавиации (приказ ....\Н-ФА от <...> г.. в деле представлен).

Согласно ст. 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Федеральное агентство воздушного транспорта входит в структуру федеральных органов исполнительной власти, утвержденную Указом Президента РФ от 21 мая 2012 г. N 636, подведомственно Министерству транспорта РФ (раздел II).

Согласно Положению о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 396 (с последующими изменениями и дополнениями), Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации и авиационно-космического поиска и спасания, функции по оказанию государственных услуг в области транспортной безопасности в этой сфере, а также государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними (пункт 1 в ред. Постановлений Правительства РФ от 17.12.2009 N 1033, от 02.02.2010 N 40). Федеральное агентство воздушного транспорта находится в ведении Министерства транспорта Российской Федерации (пункт 2).

На момент награждения Почетной грамотой Росавиации Минтранса РФ (23.12.2009г.) и объявления Благодарности руководителя Росавиации (<...> г..) Пантин О.А. работал в ФГУ «Ухтинская региональная поисково-спасательная база» в должности спасателя парашютно-десантной группы; на момент награждения состоял в штате указанной организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, - Федеральному агентству воздушного транспорта Министерства транспорта РФ. При таких обстоятельствах и с учетом того, что решение о награждении было принято непосредственно в отношении работника Пантина О.А., состоявшего в штате указанного учреждения, Почетная грамота Росавиации Минтранса РФ и Благодарность руководителя Росавиации Минтранса РФ являются ведомственными знаками отличия в труде, в смысле, придаваемом этому понятию подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 5-ФЗ "О ветеранах", по сути и характеру отмечаемых указанными наградами заслуг.

На основании вышеприведенных положений законодательства суд приходит к выводу о том, что наличие таких ведомственных наград как Почетная грамота Росавиации Минтранса РФ, Благодарность руководителя Росавиации Минтранса РФ с учетом наличия у истца трудового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, является достаточным основанием для присвоения истцу звания "Ветеран труда", требования Пантина О.А. к Министерству труда и социальной защиты РК являются обоснованными и подлежат удовлетворению судом.

Доводы Министерства и ГБУ РК «ЦСЗН г. Ухты» о том, что представленные истцом наградные документы не являются ведомственными наградами, поскольку они не значатся в Приказе Минтранса России от 18.10.2005 N 130 О ведомственных наградах Министерства транспорта Российской Федерации", подлежат отклонению судом с учетом вышеприведенных положений законодательства; федеральное законодательство не содержит определения ведомственного знака отличия в труде, а установленные по делу обстоятельства подтверждают ведомственную принадлежность оспариваемых наград.

В связи с тем, что вопросы присвоения звания «Ветеран труда» входят в компетенцию Министерства труда и социальной защиты РК и не относятся к компетенции ГБУ РК «ЦСЗН г. Ухты», суд полагает необходимым отказать в удовлетворении требований истца к ГБУ РК «ЦСЗН г. Ухты».

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Заявление Пантина О.А. к Министерству труда и социальной защиты Республики Коми удовлетворить.

Признать незаконным приказ Министерства труда и социальной защиты Республики Коми от <...> г. .... об отказе в присвоении Пантину О.А. звания «Ветеран труда».

Обязать Министерство труда и социальной защиты Республики Коми присвоить Пантину О.А., <...> г. г.р., звание «Ветеран труда».

В удовлетворении требований к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Ухты» отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, т.е. с 02 декабря 2015 года.

Судья Ухтинского городского суда РК И.В. Аберкон

2-4257/2015 ~ М-3762/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Пантин Олег Анфиногенович
Ответчики
ГБУ РК "ЦСЗН г.Ухты"
Мин-во труда и социальной защиты Респ.Коми
Суд
Ухтинский городской суд Республики Коми
Судья
Аберкон Инга Викторовна
Дело на странице суда
ukhtasud--komi.sudrf.ru
04.09.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.09.2015Передача материалов судье
07.09.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.09.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.09.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.10.2015Судебное заседание
22.10.2015Судебное заседание
30.10.2015Судебное заседание
13.11.2015Судебное заседание
27.11.2015Судебное заседание
02.12.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.12.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.01.2016Дело оформлено
12.11.2018Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее