Дело № 2-3708/2018
УИД № 24RS0024-01-2018-004469-81
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 декабря 2018 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Копыловой М.Н.,
при секретаре Курцевич И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО4 к Муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Центр детского технического творчества» о взыскании заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
ФИО4 обратилась в суд с исковым заявлением к МБУ ДО «Центр детского технического творчества» о взыскании заработной платы, мотивируя свои требования тем, что она работает у ответчика, при этом ответчик нарушает ее трудовые права выплатой заработной платы в меньшем, чем предусмотрено законом размере в период с января по август 2018 года, просит взыскать в свою пользу с ответчика задолженность по заработной плате за указанный период в размере 49911,01 руб.
В судебное заседание истец не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования поддерживает.
Представитель ответчика МБУ ДО «Центр детского технического творчества» в судебное заседание не явился, извещен о рассмотрении дела надлежаще, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представители третьих лиц Министерства финансов Красноярского края, Министерства образования края, Администрация г. Канска в судебное заседание не явились, извещены надлежаще. От Министерства финансов Красноярского края поступили возражения, согласно которым просили в требованиях отказать.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, с учетом мнения истца, имеющегося ходатайства и требований ст. 167 ГПК РФ, и заслушав истца, исследовав материалы дела, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям и в следующем объеме.
В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с п. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Согласно ст. 11 ГК РФ все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих норму трудового права.
Согласно статье 129 ТК РФ, раскрывающей содержание основных понятий.
используемых при регулировании оплаты труда, заработной платой (оплатой труда работника) признаются вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть первая); тарифной ставкой -фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть третья); окладом (должностным окладом) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть четвертая); базовым окладом (базовым должностным окладом), базовой ставкой заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть пятая).
Часть первая статьи 133 ТК РФ предусматривает, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, а часть третья той же статьи закрепляет правило, в соответствии с которым месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Министерство труда Российской Федерации в разъяснении от 11 сентября 1995 года N 3 "О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)", утвержденном постановлением от 11 сентября 1995 года N 49, указало, что процентные надбавки и коэффициенты начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет.
Таким образом, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка должны начисляться на заработок, определенный в соответствии с установленной системой оплаты труда.
В силу прямого предписания Конституции РФ (ч. 3 ст. 37) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 ТК РФ величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны.
Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнею Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда.
В противном случае месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местностях с особыми климатическими условиями, могла бы по своему размеру не отличаться от оплаты труда лиц, работающих в регионах с благоприятным климатом. Таким образом, гарантия повышенной оплаты труда в связи с работой в особых климатических условиях утрачивала бы реальное содержание, превращаясь в фикцию, а право граждан на компенсацию повышенных затрат, обусловленных работой и проживанием в неблагоприятных условиях, оказалось бы нарушенным. Нарушались бы и конституционные принципы равенства и справедливости, из которых вытекает обязанность государства установить такое правовое регулирование в сфере оплаты труда, которое обеспечивает основанную на объективных критериях, включая учет природно-климатических условий осуществления трудовой деятельности, заработную плату всем работающим и не допускает применения одинаковых правил к работникам, находящимся в разном положении.
Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Постановлением администрации Красноярского края от 21.08.92 № 311-п «Об установлении районного коэффициента» установлен единый районный коэффициент к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов края, равный 1,3.
Также Постановлением Совета Министров и ВЦСПС от 24 сентября 1989 года № 794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных южных районах Иркутской области и Красноярского края» введена выплата процентной надбавки к заработной плате за непрерывный стаж работы южных районах Красноярского края, которым ранее не была установлена такая надбавка (в их состав входят все местности: края, не отнесенные районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, в том числе и Капский район). В соответствии с п.1 Постановления №794, определенные им надбавки к заработной плате устанавливаются в размере 10% по истечении первого года работы с увеличением на 10% за каждые последующие два года работы, но не свыше 30% и выплачиваются в порядке и на условиях, предусмотренных Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.04.1972 N 255. Данные акты в настоящее время не отменены и не изменены, следовательно, применяются при регулировании трудовых правоотношений.
С учетом изменений внесенных в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» на территории РФ установлен МРОТ с 1 января 2018 года 9489 рублей в месяц, с 1 мая 2018 г. 11163 руб. в месяц.
Следовательно, заработная плата за отработанную месячную норму рабочего времени и выполнения: нормы труда должна быть начислена не менее МРОТ: 9489 руб. (с января по апрель 2018 года) и 11163 руб. (с мая по июль 2018 года), с последующим: начислением на данную заработную плату районного коэффициента 30% и надбавки за стаж работы 30%, т.е. не менее 15182,40 руб. с января по апрель 2018 года, и 17860,80 руб. с мая по июль 2018 г.
Как установлено в судебном заседании, 01.09.2005 г. ФИО4 принята на работу МБУ ДО «Центр детского технического творчества» на должность сторожа, что подтверждается копией трудовой книжки (л.д. 4-7) и не оспаривалось сторонами.
В ходе рассмотрения дела было выявлено нарушение ее трудовых прав, выразившееся в выплате ей заработной платы за период с января по август 2018 года ниже минимального размера оплаты труда с учетом надбавок и доплат за климатические условия.
Поскольку судом установлено, что работодателем МБУ ДО «Центр детского технического творчества» заработная плата работнику начислялась и выплачивалась с нарушением вышеуказанных требований трудового законодательства, то причитающиеся суммы заработной платы подлежат взысканию, с учетом суммированного учета рабочего времени за год:
за отработанные 175 часов в январе 2018 года: 15182,40 руб./136 час. (норма времени в январе 2018 г.) х 175 час. (отработано работником) = 19536,18 руб. (должно быть начислено) – 12186,90 руб. (фактически начислено) = 7349,28 руб. (недоначислено).
за отработанные 144 часов в феврале 2018 года: 15182,40 руб./151 час. (норма времени в феврале 2017 г.) х 144 час. (отработано работником) = 14478,58 руб. (должно быть начислено) – 10505,32 руб. (фактически начислено) = 3973,26 руб. (недоначислено).
за отработанные 173 часов в марте 2018 года: 15182,40 руб./159 час. (норма времени в марте 2018 г.) х 173 час. (отработано работником) = 16519,22 руб. (должно быть начислено) – 11375,52 руб. (фактически начислено) = 5143,70 руб. (недоначислено).
за отработанные 156 часов в апреле 2018 года: 15182,40 руб./167 час. (норма времени в апреле 2018 г.) х 156 час. (отработано работником) = 14182,36 руб. (должно быть начислено) – 10290,40 руб. (фактически начислено) = 3891,96 руб. (недоначислено).
за отработанные 175 часов в мае 2018 года: 17860,80 руб./159 час. (норма времени в мае 2018 г.) х 175 час. (отработано работником) = 19658,11 руб. (должно быть начислено) – 11573,89 руб. (фактически начислено) = 8084,22 руб. (недоначислено).
за отработанные 168 часов в июне 2018 года: 17860,80 руб./159 час. (норма времени в июне 2018 г.) х 168 час. (отработано работником) = 18871,79 руб. (должно быть начислено) – 11394,11 руб. (фактически начислено) = 7477,68 руб. (недоначислено).
за отработанные 156 часов в июле 2018 года: 17860,80 руб./176 час. (норма времени в июле 2018 г.) х 156 час. (отработано работником) = 15831,16 руб. (должно быть начислено) – 9894,48 руб. (фактически начислено) = 5936,68 руб. (недоначислено).
за отработанные 48 часов в августе 2018 года: 17860,80 руб./184 час. (норма времени в августе 2018 г.) х 48 час. (отработано работником) = 4659,23 руб. (должно быть начислено) – 2912,09 руб. (фактически начислено) = 1747,14 руб. (недоначислено).
Всего: 43603,92 руб.
Расчет педоначислснной заработной платы подтверждается расчетными листами, копиями табелей учета рабочего времени и не оспорен ответчиком.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению и с работодателя в лице в пользу ФИО4 подлежит взысканию задолженность по заработной плате с января по август 2018 г. в размере 43603,92 руб.
В соответствии со ст.ст. 98, 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1508 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО4 к Муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Центр детского технического творчества» о взыскании заработной платы - удовлетворить частично.
Взыскать с МБУ ДО «Центр детского технического творчества» в пользу ФИО4 недонаисленную заработную плату за период с января по август 2018 года в размере 43603,92 руб.
Взыскать с МБУ ДО «Центр детского технического творчества» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1508 руб.
В остальной части требований отказать.
Судья М.Н.Копылова
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение месяца со дня принятия.