Дело № 2-1/2020 37RS0023-01-2019-000236-11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ23 сентября 2020 года г. Шуя Ивановской области
Шуйский городской суд Ивановской области
в составе председательствующего судьиСкокан К.А.,
при секретаре Файзулиной И.А.,
с участием:
заместителя Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Пилипкина Н.М.,
представителя ООО «Чистое поле» Шорыгиной А.С.,
представителя Администрации Кинешемского муниципального района Ивановской области Карповой Е.Г.,
представителя Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ивановской и Владимирской областям Побединского С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Чистое поле», Администрации Кинешемского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности по рекультивации земельного участка, расположенного восточнее д. Тарасиха Кинешемского района Ивановской области,
УСТАНОВИЛ:
Ивановский межрайонный природоохранный прокурор Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Чистое поле» о возложении обязанности по рекультивации земельного участка, расположенного восточнее д. Тарасиха Кинешемского района Ивановской области.
Свои требования мотивировал тем, что Ивановской межрайонной природоохранной прокуратурой выявлены нарушения требований природоохранного законодательства, допущенные ООО «Чистое поле», связанные с незаконным хранением отходов восточнее д. Тарасиха Кинешемского муниципального района Ивановской области. В январе 2014 года ООО «Чистое поле» введен в эксплуатацию вновь построенный полигон ТБО восточнее д. ТарасихаКинишемского района, расположенный на земельном участке с кадастровым номером …. общей площадью 10 га, относящемся к категории «Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения», с разрешенным использованием: для строительства полигона по складированию твердых бытовых отходов г. Наволоки и переданный в аренду по договору от 14.09.2011 г. № 28-11, заключенному с администрацией Кинешемского муниципального района. В период с января по март 2014 года ООО «Чистое поле» на полигоне ТБО размещено 3,5 тыс. куб.м отходов производства и потребления. Ивановской межрайонной природоохранной прокуратурой 24.03.2014 в адрес генерального директора ООО «Чистое поле» внесено представление по факту эксплуатации данного полигона ТБО в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы на проектную документацию объекта размещения отходов. Кроме того, решением Шуйского городского суда от 19.05.2014 г., принятого по иску Кинешемской городской прокуратуры, на ООО «Чистое поле» возложена обязанность прекратить деятельность по захоронению отходов на указанном полигоне твердых бытовых отходов в связи с выявленными нарушениями градостроительного законодательства. На основании вышеизложенного эксплуатация указанного полигона ТБО ООО «Чистое поле» прекращена, и в настоящее время не осуществляется. Приказом Федеральной службы в сфере надзора за природопользованием от 15.09.2016 № 614 по заявлению ООО «Чистое поле» полигон ТБО восточнее д. Тарасиха исключен из государственного реестра объектов размещения отходов. Поскольку полигон ТБО вблизи д. Тарасиха исключен из государственного реестра объектов размещения отходов, а проектная документация на строительство межмуниципального полигона ТБО вблизи д. Тревражное (2 очередь) не реализована, хранение отходов на земельном участке с кадастровым номером …..противоречило требованиям действующего природоохранного законодательства. Решением Шуйского городского суда Ивановской области от 15.05.2017 г. по делу №2-601/2017 по иску Ивановской межрайонной природоохранной прокуратуры на ООО «Чистое поле» возложена обязанность в срок до 31.12.2017 г. организовать удаление незаконно хранящихся отходов производства и потребления на земельном участке с кадастровым номером….. В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст. 11, 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52 - ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды. Статья 13 Земельного кодекса РФ определяет обязанность собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков по защите земель от загрязнения химическими веществами, захламления отходами производства и потребления и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель, рекультивации нарушенных земель. В силу ст. 42 Кодекса собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществлять мероприятия по охране земель, выполнять иные требования, предусмотренные Кодексом и федеральными законами. Вместе с тем, в соответствии ч. 1 ст. 77, а также ч. 1 и ч. 2 ст. 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Согласно расчету ущерба, представленному Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Владимирской и Ивановской областям, вред, причиненный почве в результате несанкционированного размещения отходов производства и потребления ООО «Чистое поле» на земельном участке с кадастровым номером….., составил 77 500 000 руб. Установлено, что ущерб, причиненный окружающей среде, до настоящего времени не возмещен, рекультивация земельного участка не проведена.С учетом изложенного истец просит обязать ООО «Чистое поле» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу по результатам инженернотопографических, инженерно-экологических и инженерно-гидрологических изысканий разработать проект рекультивации земельного участка с кадастровым номером….., расположенном восточнее д. Тарасиха Кинешемского района Ивановской области, общей площадью 10 га, относящемся к категории «Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения», разрешенным использованием: для строительства полигона по складированию твердых бытовых отходов г. Наволоки; произвести рекультивацию земельного участка с кадастровым номером 37:07:020206:6, расположенном восточнее д. Тарасиха Кинешемского района Ивановской области, общей площадью 10 га, относящемся к категории «Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения», с разрешенным использованием: для строительства полигона по складированию твердых бытовых отходов г. Наволоки.
В ходе рассмотрения гражданского дела исковые требования прокуратурой были изменены в сторону увеличения в части сроков разработки проекта рекультивации до восемнадцати месяцев.
В судебном заседании в качестве соответчика по делу привлечена Администрация Кинешемского муниципального района Ивановской области.
В судебном заседании заместитель Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Пилипкин Н.М.исковые требования поддержал в полном объеме по вышеуказанным основаниям, дополнительно пояснил, что судебным экспертом установлено загрязнение почвы мышьяком. А подвергшийся деградации земельный участок должен быть рекультивирован в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 г. № 800 лицами, деятельность которых привела к деградации. Полагал, что обязанность по разработке проекта рекультивации земельного участка и его рекультивация должны быть возложены на ООО «Чистое поле» и Администрацию Кинешемского муниципального района Ивановской области.
Представитель ответчика ООО «Чистое поле» Шорыгина А.С.исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве и дополнительных возражениях на исковое заявление. Также пояснила, что в настоящее время все отходы с участка удалены, исполнительное производство по данному факту окончено. Земельный участок может использоваться по целевому назначению, имеется разрешительная документация на захоронение твердых бытовых отходов, положительная заключение государственной экспертизы, аналогичные выводы сделаны и судебным экспертом. Истцом не доказан вред, его размер, а также причинно-следственная связь с действиями ООО «Чистое поле». На наличие мышьяка в почве до 2020 г. не указывало ни одно исследование, кроме того, при проведении данной экспертизы он был обнаружен и на расстоянии 100 м. от спорного земельного участка; причинно-следственная связь между его наличием и действиями ООО «Чистое поле» также отсутствует. Также представитель ответчика отметила, что помимо рекультивации, есть еще и иные восстановительные работы по улучшению состояния почвы, вместе с тем, необходимость проведения в данном конкретном случае именно рекультивации земельного участка, истец не обосновал.
Представитель ответчикаАдминистрации Кинешемского муниципального района Ивановской области Карпова Е.Г. полагала, что администрация не является надлежащим ответчиком по данному спору, так как арендатором спорного земельного участка является ООО «Чистое поле», которое приняло на себя обязательства не допускать загрязнения, захламления земельного участка, следовательно, обязанность по рекультивации земельного участка, при ее необходимости, также лежит на ООО «Чистое поле».Вместе с тем, требования природоохранного прокурора о возложении обязанности по рекультивации земельного участка, расположенноговосточнее д. Тарасиха Кинешемского района Ивановской области, считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению по аналогичным с ООО «Чистое поле» основаниям.
Представитель третьего лица Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ивановской и Владимирской областям Побединский С.В. исковые требования поддержал в полном объеме.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства и пришел к следующим выводам.
Судом установлено, что 14 сентября 2011 года между ООО «Чистое поле» и администрацией Кинешемского муниципального района заключен договор аренды земельного участка № 28-11, в соответствии с которым арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок, площадью 100000 кв. м., из категории земель «Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли специального назначения» с кадастровым номером….., находящийся по адресу: Ивановская область, Кинешемский район, восточнее д. Тарасиха, с разрешенным использованием: для строительства полигона по складированию твердых бытовых отходов, сроком на 15 лет.
07 февраля 2012 года ООО «Чистое поле» Администрацией Кинешемского муниципального района выдано разрешение на строительство объекта капительного строительства - комплекса сооружений полигона твердых бытовых отходов по рабочему проекту «Полигон ТБО г. Наволоки в Кинешемском районе Ивановской области», выполненному ООО «Ивгипроводхоз», расположенного по адресу: Ивановская область, Кинешемский район, восточнее д. Тарасиха.
27 февраля 2013 года Администрацией Кинешемского муниципального района выдано разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капительного строительства - комплекса сооружений полигона твердых бытовых отходов по рабочему проекту «Полигон ТБО г. Наволоки в Кинешемском районе Ивановской области», выполненному ООО «Ивгипроводхоз», расположенного по адресу: Ивановская область, Кинешемский район, восточнее д. Тарасиха, общей площадью 100000 кв.м., мощностью 434,55 тыс. тонн (л.д.8).
Решением Шуйского городского суда Ивановской области от 23 июня 2014 года, разрешение на ввод в эксплуатацию полигона твердых бытовых отходов, расположенного на земельном участке площадью 100000 кв.м., с кадастровым номером ….по адресу: Ивановская область, Кинешемский район, восточнее д. Тарасиха, выданное 27 февраля 2013 года Администрацией Кинешемского муниципального района ООО «Чистое поле» было признано незаконным, и на ООО «Чистое поле» возложена обязанность с момента вступления в законную силу решения суда прекратить деятельность по захоронению отходов на полигоне твердых бытовых отходов, расположенном на земельном участке площадью 100000 кв.м., с кадастровым номером …..по адресу: Ивановская область, Кинешемский район, восточнее д. Тарасиха, в срок до 1 сентября 2015 года обустроить подъездные пути к полигону твердых бытовых отходов, расположенному на земельном участке площадью 100000 кв.м., с кадастровым номером …..по адресу: Ивановская область, Кинешемский район, восточнее д. Тарасиха.
На основании вышеизложенного, эксплуатация указанного полигона ТБО ООО «Чистое поле» прекращена и в настоящее время не осуществляется.
Решением Шуйского городского суда Ивановской области от 15.05.2017 г. установлено, что в период с января по март 2014 года ООО «Чистое поле» на вышеуказанном полигоне ТБО было размещено 3,5 тыс. куб.м. отходов производства и потребления.
С целью устранения допущенных нарушений и дальнейшего осуществления деятельности по размещению отходов ООО «Чистое поле» разработана проектная документация «Строительство межмуниципального полигона ТБО Наволоки, расположенного по адресу: Ивановская область, Кинешемский район в 1200 м восточнее д. Тревражное (2 очередь)», которая включает в себя 1 очередь полигона ТБО вблизи д. Тарасиха, построенную и введенную в эксплуатацию в 2014 году.
Приказом Управления Росприроднадзора по Ивановской области от 30 сентября 2016 № 695 утверждено положительное заключение государственной экологической экспертизы по указанному проекту строительства межмуниципального полигона ТБО.
Вместе с тем, приказом Федеральной службы в сфере надзора за природопользованием от 15 сентября 2016 года № 614 по заявлению ООО «Чистое поле» полигон ТБО вблизи д. Тарасиха исключен из государственного реестра объектов размещения отходов.
В соответствии с решением Шуйского городского суда Ивановской области от 15.05.2017 г. ООО «Чистое поле» было обязано в срок до 31 декабря 2017 года организовать удаление незаконно хранящихся отходов производства и потребления на земельном участке с кадастровым номером….., расположенном восточнее д. Тарасиха Кинешемского района Ивановской области, имеющим площадь 10 га, относящемся к категории «Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения», с разрешенным использованием: для строительства полигона по складированию твердых бытовых отходов г. Наволоки.
В ходе проверки Ивановской межрайонной природоохранной прокуратурой исполнения ООО «Чистое поле» требований природоохранного и земельного законодательства в 2018 г. установлено, что в 2017 г. госинспектор Управления Росприроднадзора по Владимирской и Ивановской областям принимал участие в качестве специалиста в проверочных мероприятиях, проводимых следственным отделом по г. Кинешма Следственного комитета РФ по Ивановской области в отношении полигона ТБО, расположенного в Кинешемском районе восточнее д. Тарасиха. По материалам проверки был рассчитан ущерб, причиненный почве в результате нарушения требований природоохранного законодательства при размещении отходов на данном полигоне.
Согласно имеющемуся в материалах дела расчету ущерба, составленному государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Владимирской и Ивановской областям в 2017 г., размер вреда, причиненный почве, составил 77500000 руб.
Ивановской межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес ООО «Чистое поле» 12.10.2018 г. вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, причин и условий им способствующих, которым обществу предложено принять конкретные меры по их устранению и недопущению подобного впредь.
Рассмотрев вынесенное представление, 05.12.2018 г. ООО «Чистое поле» сообщило, что организацией осуществляются мероприятия по исполнению решения Шуйского городского суда Ивановской области от 15.05.2017 г., с земельного участка удаляются отходы силами привлеченной организации. Вопрос о том, произошло ли ухудшение качества земельного участка, предназначенного для строительства полигона по складированию ТБО, и необходимости проведения рекультивации указанного земельного участка, может быть разрешен только после удаления всего объема складированных отходов производства и потребления.
Согласно материалам гражданского дела решение Шуйского городского суда Ивановской области от 15.05.2017 г. в настоящее время исполнено, о чем представлено постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства от 25.02.2020 г. Данный факт сторонами не оспаривался.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 13 Земельного Кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В соответствии со ст. 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством (п. 1).
Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (п. 3).
В соответствии со ст. 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (п. 1).
На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ (п. 2).
Согласно разъяснениям, данным в п. п. 33, 34 Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 г. № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды», гражданско-правовая (имущественная) ответственность за вред, причиненный окружающей среде, может возникать в результате нарушения договора в сфере природопользования (например, договора аренды лесного участка), а также в результате внедоговорного (деликтного) причинения вреда (п. 33).
Вред, причиненный окружающей среде, а также здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме (пункт 1 статьи 77, пункт 1 статьи 79 Федерального закона «Об охране окружающей среды») (п. 34).
Приказом Министерства природных ресурсов от 8 июля 2010 г. № 238 утверждена Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды (далее - Методика), в соответствии с которой исчисляется в стоимостной форме размер вреда, причиненного почвам в результате, в том числе, порчи почв в результате самовольного (незаконного) перекрытия поверхностных почв, а также почвенного профиля.
В соответствии с ч.ч. 5 и 6 ст. 13 Земельного кодекса РФ, лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений. Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно положениям Постановления Правительства РФ от 10.07.2018 г. № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Пунктом 2 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных вышеуказанным постановлением Правительства РФ, определены основные понятия, используемые в данных правилах, согласно которым:
«деградация земель» - ухудшение качества земель в результате негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности, природных и (или) антропогенных факторов;
«нарушенные земли» - земли, деградация которых привела к невозможности их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием;
«рекультивация земель» - мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.
В соответствии с п. 6 Правил рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения.
Основываясь на расчете ущерба, причиненного земельному участку,расположенному в Кинешемском районе восточнее д. Тарасиха, составленному государственным инспектором Управления РосприроднадзорапоВладимирской и Ивановской областям в 2017 г., Ивановский межрайонный природоохранный прокурор полагал, что на данном участке необходимо провести рекультивацию.
По ходатайству ответчика ООО «Чистое поле», не согласившегося с требованиями истца, по делу была назначена комплексная судебная экспертиза для определения степени загрязнения земельного участка, возможности его использования по целевому назначению и необходимости рекультивации.
Согласно заключению эксперта ООО «Центризыскания» от 29.07.2020 г.имеет место загрязнение почвы земельного участка с кадастровым номером…….., расположенного восточнее д. Тарасиха Кинешемского района Ивановской области, мышьяком. Вопрос о порче, деградации, нарушении плодородия земельного участка не целесообразен в связи с тем, что целевое использование участка – строительство полигона по складированию твердых бытовых отходов г. Наволоки, разрешенное использование – для размещения промышленных объектов. Площадь загрязненного земельного участка 37000 кв.м. Участок пригоден для использования в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием при условии соблюдения рекомендаций СанПиН 2.1.7.1287-03. 2.1.7 по использованию почв. Основная причина загрязнения земельного участка – размещение ТКО в период с января 2014 г. по февраль 2020 г., связано с размещением на земельном участке отходов производства и потребления. Проведение рекультивации участка не требуется при условии его эксплуатации в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием и соблюдения рекомендаций СанПиН 2.1.7.1287-03. 2.1.7.
В судебном заседании эксперт Тихонова Т.А. пояснила, что на листе 17 экспертизы в пункте 3 выводов ею допущена техническая ошибка при указании периода размещения ТКО на земельном участке, необходимо было указать с января по февраль 2014 г., что прямо следует из экспертного исследования. Также пояснила, что размещение ТКО – не единственная причина загрязнения земельного участка мышьяком, а исходя из исследования и материалов гражданского дела – скорее всего основная. Кроме того, эксперт отметила, что загрязнение могло произойти и до получения участка в аренду ООО «Чистое поле», так как и ранее там складировались отходы, а до этого выращивались сельскохозяйственные культуры. Выводы экспертизы эксперт поддержала в полном объеме, указала, что мышьяк не препятствует размещению полигона по складированию ТБО на данном земельном участке.
Проанализировав содержание заключения судебной экспертизы ООО «Центризыскания» от 29.07.2020 г., сравнивая соответствие заключения поставленным вопросам, определяя полноту заключения, его научную обоснованность и достоверность полученных выводов, суд приходит к выводу о том, что оно в полном объеме отвечает требованиям ст. 86ГПК РФ, поскольку содержит подробное описание произведенных исследований, сделанные в их результате выводы и научно обоснованные ответы на поставленные вопросы, в обоснование сделанных выводов эксперт приводит соответствующие данные из представленных в распоряжение эксперта материалов, основывается на исходных объективных данных, выводы эксперта обоснованы документами, представленными в материалы дела.
При этом суд считает, что оснований сомневаться в заключении эксперта Тихоновой Т.А. не имеется, поскольку данное заключение составлено компетентным специалистом, обладающим специальными познаниями, заключение составлено в полной мере объективно, а его выводы – достоверны. Для подготовки экспертного заключения экспертом проведено полевое экологическое обследование земельного участка с кадастровым номером….., расположенного восточнее д. Тарасиха Кинешемского района Ивановской области. Эксперт обладает специальными знаниями и достаточным стажем работы в исследуемой области,предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения. Заключение эксперта не допускает неоднозначного толкования, не вводит в заблуждение, в полной мере является допустимым и достоверным доказательством, которое не опровергнуто другими доказательствами.
Проанализировав представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, чтоземельный участок с кадастровым номером………, расположенный восточнее д. Тарасиха Кинешемского района Ивановской области, арендатором которого является ответчик ООО «Чистое поле» на основании договора аренды земельного участка № 28-11 от 14 сентября 2011 года, заключенногос администрацией Кинешемского муниципального района, относится к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, с разрешенным использованием: для строительства полигона по складированию твердых бытовых отходов г. Наволоки, пригоден для использования его в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, следовательно, в соответствии с положениями Земельного кодекса РФ и Постановления Правительства РФ от 10.07.2018 г. № 800 для его использования проведение рекультивации не требуется.
Доводы прокурора о необходимости проводить рекультивационные работы ввиду того, что экспертом установлено загрязнение почвы мышьяком, судом не принимаются, так как данные мероприятия проводятся в случае деградации земель для восстановления их плодородия. Вместе с тем, согласно заключению судебного эксперта вопрос о порче, деградации, нарушении плодородия земельного данного участка не целесообразен исходя из его целевого назначения и разрешенного использования, сделан однозначный вывод об отсутствии необходимости в его рекультивации по указанным основаниям.Кроме того, в ходе рассмотрения гражданского дела, причинно-следственная связьмежду действиями ООО «Чистое поле» по размещению ТБО в период с января по февраль 2014 г. иналичием в почве мышьяка не установлена.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Чистое поле», Администрации Кинешемского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности по рекультивации земельного участка, расположенного восточнее д. Тарасиха Кинешемского района Ивановской области.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Чистое поле», Администрации Кинешемского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности по рекультивации земельного участка, расположенного восточнее д. Тарасиха Кинешемского района Ивановской области отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Шуйский городской суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия данного решения суда в окончательной форме.
Вступившие в законную силу решение может быть обжаловано во Второй кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу, при условии, что были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования судебного акта до дня вступления его в законную силу.
Председательствующий Скокан К.А.
Решение в окончательной форме изготовлено 30 сентября 2020 года.
Председательствующий Скокан К.А.