Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-24342/2016 от 31.08.2016

Судья: Гущина А.И. Дело <данные изъяты>а-24342/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда

в составе:

председательствующего Терещенко А.А.,

судей: Варламовой Е.А., Вороновой М.Н.,

при секретаре Нечиной Я.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании <данные изъяты> апелляционную жалобу Кузнецова В. М. на решение С. – Посадского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по административному иску Кузнецова В. М. к Территориальной избирательной комиссии С.<данные изъяты> об отмене решения Территориальной избирательной комиссии С.<данные изъяты> об отказе в регистрации кандидата на должность Главы городского поселения С.П. С. –Посадского муниципального района <данные изъяты>.

Заслушав доклад судьи Московского областного суда Терещенко А.А., объяснения представителя Кузнецова В.М.Бобылева Д.С., представителя ТИК С.<данные изъяты>Носковой Е.В., заключение прокурора Белоусовой Е.А.,

УСТАНОВИЛА:

Кузнецов В.М. обратился в суд с административным исковым заявлением к Территориальной избирательной комиссии С.<данные изъяты> об отмене решения Территориальной избирательной комиссии С.<данные изъяты> об отказе в регистрации кандидата на должность Главы городского поселения С.П. С. –Посадского муниципального района <данные изъяты>.

В обоснование требований указал, что решением Территориальной избирательной комиссии С.-<данные изъяты> <данные изъяты> от <данные изъяты> ему было отказано в регистрации на должность Главы городского поселения С. П. С.-Посадского муниципального района <данные изъяты>

Представитель административного истца Бобылев Д.С. исковые требования поддержал и пояснил, что <данные изъяты> Кузнецовым В.М. были представлены в ТИК документы для регистрации кандидата на должность Главы городского поселения С. П., в том числе подписные листы, содержащие в себе 608 подписей избирателей. Ни во время приема подписных листов, ни позднее кандидата никто не уведомлял о дате и времени проверки подписных листов, что является нарушением п. 6 ст. 38 Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Федерального закона №67-ФЗ). Данное обстоятельство лишило Кузнецова В.М. возможности дать аргументированные объяснения в отношении выявленных недостатков.

<данные изъяты> Кузнецову В.М. стало известно, что ТИК провел проверку подписных листов, в тот же день ему были вручены копия итогового протокола проверки подписных листов, ведомость проверки подписных листов и копия документа «несоответствия, выявленные в результате проверки через систему ГАС «Выборы» сведений об избирателях…». Из этих документов следовало, что признаны недействительными 123 подписи, из которых 103 подписи содержали недостоверные сведения в отношении избирателей.

Пояснил, что запрос ТИК и ответ из отдела миграционного учета УМВД по С.-<данные изъяты> были составлены не по форме, установленной протоколом <данные изъяты> к Соглашению о взаимодействии Центральной избирательной комиссии РФ и Федеральной миграционной службы.

Полагает, что поскольку представленный документ не является официальной справкой органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по жительства в пределах Российской Федерации, то обжалуемое решение территориальной избирательной комиссии С.-<данные изъяты> не может считаться законным и обоснованным.

В указанном документе отсутствовали фамилия, имя, отчество избирателя, дата его рождения, адрес места жительства, паспортные данные, гражданство в отношении проверяемого избирателя и результат проверки на соответствие путем внесения сведений, отличных от указанных. Таким образом, 103 подписи не могли быть признаны на его основании недействительными, должны быть исключены из числа недействительных подписей избирателей, исключены из ведомости проверки подписных листов и из итогового протокола проверки подписных листов.

То обстоятельство, что результаты проверки оформлены с нарушением Соглашения о взаимодействии Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Федеральной миграционной службы от <данные изъяты> подтверждено письмом Избирательной комиссии <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> по рассмотрению жалобы Кузнецова В.М. на Решение ТИК об отказе ему в регистрации.

Обжалуемое решение ТИК С.-<данные изъяты> об отказе в регистрации Кузнецова В.М. в качестве кандидата на должность Главы городского поселения С. от <данные изъяты> принято без установленных Федеральным законодательством требований, что говорит о его незаконности.

Просил признать незаконным и отменить решение Территориальной избирательной комиссии С.-<данные изъяты> от <данные изъяты> об отказе в регистрации кандидата на должность Главы городского поселения С. П. С.-Посадского муниципального района <данные изъяты> и обратить решение к немедленному исполнению.

Представитель ТИК С.-<данные изъяты> Носкова Е.В. доводы административного иска не признала. Пояснила, что для регистрации кандидата на должность Главы городского поселения С. П. необходимо представить 552 подписи. Максимальное количество подписей избирателей, представляемых в Территориальную избирательную комиссию - 608 подписей; количество подписей избирателей, подлежащее проверке, в соответствии с требованиями части 6 статьи <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>-ОЗ « О муниципальных выборах в <данные изъяты>», в количестве 100% представленных подписей. В установленный законом срок Кузнецовым В.М. были представлены документы для регистрации кандидатом на должность Главы городского поселения С. П. на досрочных выборах <данные изъяты>, подтверждение о приеме документов, представленных для регистрации от <данные изъяты>, в том числе подписные листы с подписями избирателей на 139 листах в количестве 608 подписей. Одновременно был представлен протокол об итогах сбора подписей избирателей.

Срок для рассмотрения документов, представленных кандидатом, и принятия Территориальной избирательной комиссией решения о регистрации или об отказе в регистрации кандидатом составляет 10 дней.

Все данные об избирателях, указанных в подписных листах, были занесены в программу ГАС «Выборы», которая указала на несоответствия с паспортными данными избирателей. В связи с этим был направлен запрос в отдел ОВМ УМВД по С.-<данные изъяты> для подтверждения полученных сведений.

Ответ ОВМ УМВД по С.-<данные изъяты> <данные изъяты> от <данные изъяты> и прилагаемая к нему информация позволили полностью идентифицировать нарушения, допущенные при оформлении подписей избирателей относительно конкретных избирателей.

Рабочей группой территориальной избирательной комиссии по проверке подписей избирателей, оформления подписных листов, представленных для регистрации кандидатом, сформированной решением ТИК <данные изъяты> от <данные изъяты>, была проведена проверка документов, представленных Кузнецовым В.М., в ходе которой выявлены 123 недействительных подписей избирателей, что отражено рабочей группой в протоколе от <данные изъяты>.

В связи с этим, на основании подпункта «г.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от <данные изъяты> № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и п.7.1 части 24 статьи <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> –ОЗ «О муниципальных выборах в <данные изъяты>», Территориальная избирательная комиссия С.-<данные изъяты> решила отказать в регистрации кандидата на должность Главы городского поселения С. П. С.-Посадского муниципального района <данные изъяты> Кузнецова В. М.. Просила отказать в удовлетворении административных исковых требований отказать.

Решением С. – Посадского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> административный иск Кузнецова В.М. оставлен без удовлетворения.

Не согласившись с решением суда, административный истец пода на него апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить.

Заслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора, полагавшей, что оснований для отмены решения суда не имеется, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

В соответствии со ст. 239 ч.2 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

Как усматривается из материалов дела, <данные изъяты> Кузнецов В.М. со всеми необходимыми документами обратился в ТИК С.-<данные изъяты> с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом на должность Главы городского поселения С. П. С.-Посадского муниципального района <данные изъяты>.

<данные изъяты> Кузнецовым В.М. были представлены в ТИК документы для регистрации кандидатом на должность Главы городского поселения С. П. на досрочных выборах <данные изъяты>, подтверждение о приеме документов, представленных для регистрации от <данные изъяты>, в том числе подписные листы с подписями избирателей на 139 листах в количестве 608 подписей. Был представлен протокол об итогах сбора подписей избирателей.

В соответствии с решением ТИК С.-<данные изъяты> <данные изъяты> от <данные изъяты> установлено количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата в количестве 552 подписи; максимальное количество подписей избирателей, представляемых в Территориальную избирательную комиссию в количестве 608 подписей; количество подписей избирателей, подлежащее проверке, в соответствии с требованиями части 6 статьи <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>-ОЗ « О муниципальных выборах в <данные изъяты>», в количестве 100% представленных подписей.

Согласно итогового протокола об итогах проверки подписей избирателей, оформления подписных листов, представленных кандидатом Кузнецовым В.М., признаны недостоверными и (или) недействительными 123 подписи, что недостаточно для его регистрации (л.д. 100-101).

Из ведомости проверки подписных листов <данные изъяты> от <данные изъяты>, приложенной к итоговому протоколу, усматривается, что выявлены нарушения требований к оформлению подписных листов в 144 подписях (л.д. 102-105).

На основании подпункта «г.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и п.7.1 ч.24 ст.<данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> –ОЗ «О муниципальных выборах в <данные изъяты>», Территориальная избирательная комиссия С.-<данные изъяты> приняла решение <данные изъяты> от <данные изъяты> об отказе в регистрации кандидата на должность Главы городского поселения С. П. С.-Посадского муниципального района <данные изъяты> Кузнецова В. М..

Согласно ч.4 ст. 240 КАС РФ административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии о регистрации кандидата … может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения.

Решение ТИК об отказе в регистрации было принято <данные изъяты>, в суд с административным иском Кузнецов В.М.обратился 23 августа 16 года, срок на обращение в суд не пропущен.

Оспаривая решение ТИК об отказе в регистрации, Кузнецов В.М. ссылается на отсутствие уведомления его на заседание рабочей группы по проверке подписных листов, состоявшееся <данные изъяты>.

В силу п.6 ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при проведении проверки подписей избирателей, участников референдума, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей, уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума, представившей необходимое для назначения референдума количество подписей участников референдума. О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума, представившие установленное количество подписей избирателей, участников референдума.

Судом установлено, что Кузнецов В.М. не был уведомлен о времени и месте заседания рабочей группы по проверке подписных листов. Данное обстоятельство административным ответчиком не оспаривалось.

Суд пришел к правильному выводу о том, что указанное обстоятельство не является основанием для отмены решения ТИК об отказе в регистрации кандидата, поскольку такое основание законом не предусмотрено. Кроме того, после подачи кандидатом подписных листов в избирательную комиссию внесение в них изменений и дополнений не допускается, что предусмотрено п. 1.1 ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Присутствие либо отсутствие кандидата на заседании рабочей группы не могло повлиять на содержание принятого группой заключения.

Довод Кузнецова В.М. о том, что ответ отдела по вопросам миграции УМВД России по С.-<данные изъяты> <данные изъяты> от <данные изъяты>, послуживший основанием для признания недействительными 103 подписей избирателей, составлен не по форме, установленной протоколом <данные изъяты> к Соглашению о взаимодействии Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Федеральной миграционной службы, является необоснованным.

Согласно п. 5, 6 ст. <данные изъяты> <данные изъяты>-ОЗ «О муниципальных выборах в <данные изъяты>» соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки достоверности подписей и соответствующих им данных, содержащихся в подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Письменные заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. Соответствующая избирательная комиссия проверяет достоверность подписей избирателей в подписных листах, а также правильность оформления подписных листов.

По результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной (пункт 6.1 статьи 38 указанного Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", часть 9 статьи <данные изъяты> "О муниципальных выборах в <данные изъяты>").

Пунктом 3.1 статьи 38 Федерального закона предусмотрено обязательное использование Регистра избирателей, участников референдума для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях.

В соответствии с пунктами 1.2, 3.1 Методических рекомендаций по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от <данные изъяты> <данные изъяты>) в случае выявления расхождений между персональными данными граждан, содержащимися в подписном листе и в Регистре, либо при отсутствии в Регистре данных о гражданине следует направлять запрос в соответствующий территориальный орган ФМС России по форме, установленной приложением к Протоколу <данные изъяты> к Соглашению о взаимодействии Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Федеральной миграционной службы от <данные изъяты>. При этом направление в территориальный орган ФМС России сведений об избирателях без предварительной проверки через региональный (территориальный) фрагмент Регистра недопустимо.

На основании справки подразделения ФМС России, подтверждающей недействительность данных, указанных в подписном листе, подпись признается недействительной.

В соответствии с указанными требованиями закона рабочая группа ТИК провела проверку данных, указанных в подписных листах, через систему ГАС «Выборы», по результатам которой выявились несоответствия в данных об избирателях в 137 подписях. В связи с этим был направлен запрос <данные изъяты> от <данные изъяты> в адрес отдела по вопросам миграции УМВД России по С.-<данные изъяты> для проверки сведений, содержащихся в подписных листах.

Из ответа от <данные изъяты>, полученного на указанный запрос, усматривается, что в ходе проверки представленных сведений из подписных листов, согласно приложения <данные изъяты>, из 118 представленных записей было выявлено 103 записи не соответствующих действительности, 15 записей соответствуют.

В соответствии с п.п.3 п.14 ст. <данные изъяты> <данные изъяты>-ОЗ-2013 недействительными признаются подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 5 настоящей статьи.

<данные изъяты> и Федеральным законом не предусмотрена определенная форма справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, в котором содержится информация о достоверности (недостоверности) сведений, указанных в подписных листах.

Таким образом, справкой, представленной ОВМ УМВД по С.-<данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>, подтверждается, что 103 подписи, представленные Кузнецовым В.М., являются недействительными. Кроме того, данные сведения административным истцом не опровергались.

Доводы административного истца о том, что указанная справка оформлена не по форме, установленной протоколом <данные изъяты> к Соглашению о взаимодействии Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Федеральной миграционной службы, не являются основанием для признания оспариваемого решения незаконным, поскольку данное соглашение не является нормативно-правовым актом и обязательным для исполнения.

Недостоверность сведений, содержащихся в подписных листах кандидата в количестве 103 записей подтверждается ответом Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по <данные изъяты> <данные изъяты> от <данные изъяты>, направленным в Избирательную комиссию <данные изъяты> при проверке доводов жалобы Кузнецова В.М. (л.д. 124-133).

В подписном листе <данные изъяты> указана дата сбора подписей «<данные изъяты>» (3 подписи недействительные). В подписных листах <данные изъяты>, 66 отсутствует подпись кандидата (8 подписей недействительные).

Согласно п.п.8 п.14 ст. <данные изъяты> <данные изъяты>-ОЗ-2013 недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) кандидата, …, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности …

Таким образом, ТИК правомерно признала еще 11 подписей недействительными.

На листе <данные изъяты> стр.5, на листе 30 стр. 1, на листе 54 в стр. 2, на листе 73 стр. 4 имеются неоговоренные исправления, что повлекло признание недействительными еще 4 подписей.

На листе 45 в строках <данные изъяты>,3 дата сборщика подписей проставлена раньше даты, поставленной избирателями, признаются недействительными 2 подписи.

Из представленных кандидатом Кузнецовым В.М. 608 подписей, 120 подписей являются недействительными, то есть кандидатом представлены 488 действительных подписей, что является недостаточным для его регистрации (необходимо 552).

Принимая во внимание вышеизложенное, суд пришел к правильному выводу о том, что избирательная комиссия правомерно отказала Кузнецову В.М. в регистрации на должность главы городского поселения С. П. и отказу в удовлетворении административных исковых требований.

При таких обстоятельствах, поскольку судом правомерно отказано в удовлетворении требований административного истца, не имеется оснований к удовлетворению апелляционной жалобы.

Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции при разрешении спора правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, применены нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам.

Руководствуясь ст. ст. 309,311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение С. - Посадского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу Кузнецова В. М. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33а-24342/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Кузнецов В.М.
Ответчики
Территориальная избирательная комиссия Сергиево- Посадского района
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
07.09.2016Судебное заседание
13.09.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.09.2016Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее