Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-55/2015 (2-2431/2014;) ~ М-2081/2014 от 11.12.2014

Дело № 2-55/2015

Р Е Ш Е Н И Е

(ЗАОЧНОЕ)

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<дата> город Кола

Кольский районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего      судьи Марущака С.А.,

при секретаре              Нефедовской И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску И.Е.В. к муниципальному общеобразовательному учреждению «Ш.» о взыскании недоначисленной заработной платы и денежной компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л :

И.Е.В. обратилась в суд с исковым заявлением к муниципальному общеобразовательному учреждению «Ш.» о взыскании недоначисленной заработной платы и денежной компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований указала, что она работает в МОУ «Ш.» в должности лаборанта по трудовому договору. В соответствии с изменениями ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», согласно которых с 01.01.2014 года МРОТ увеличился с 5205 до 5554 рублей, ей недоначислена заработная плата за <дата>, с учетом уточнений в общей сумме <данные изъяты>. В связи с чем, просит взыскать с ответчика указанную сумму недоначисленной заработной платы, с учетом полярных надбавок, районного коэффициента и повышающего коэффициента за работу в сельской местности, а также денежную компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>.

Истец И.Е.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещалась судом надлежащим образом, просила рассмотреть дело в её отсутствие.

Представитель ответчика МОУ «Ш.» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, о причинах неявки в суд не сообщил, мнения относительно заявленных требований не представил.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора МБУ «Ц.», в судебное заседание также не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен судом, заявлений, возражений, ходатайств не представил, направил в суд расчет предполагаемой суммы задолженности перед И.Е.В. по заработной плате.

Суд, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Часть 1 ст. 129 ТК Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятие тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

Части 2-4 ст. 129 ТК Российской Федерации дают понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада, базовой ставки заработной платы для работников государственного или муниципального учреждения.

В соответствии со ст. 315-317 ТК Российской Федерации оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 настоящего Кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения.

В судебном заседании установлено, что истец И.Е.В. на основании трудового договора работает в муниципальном общеобразовательном учреждении «Ш.» в должности лаборанта.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ш.» расположено в <адрес> Кольского района Мурманской области, отнесенном к районам Крайнего Севера, где установлен районный коэффициент к заработной плате 50%, истице выплачивалась надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера в размере 80 %. Также истице производилась доплата до минимальной заработной платы в Мурманской области, определенной Соглашением от 29 ноября 2010 года, заключенным между Правительством Мурманской области, Мурманским областным советом профсоюзов и Союзом промышленников и предпринимателей (работодателей) Мурманской области. В соответствии с данным Соглашением минимальная заработная плата в Мурманской области с 01 ноября 2013 составляет 10730 рублей.

Из представленного суду бухгалтерией ответчика расчета следует, что заработная плата истца за период с <дата> по <дата> выплачивалась без учета МРОТ. Размер недоначисленной заработной платы за указанный выше период составил <данные изъяты> (за вычетом НДФЛ – <данные изъяты>).

Оценивая представленные доказательства, суд находит обоснованными доводы истца о том, что размер заработной платы в спорный период не соответствовал нормам Трудового кодекса Российской Федерации.

Федеральным законом от 02.12.2013 N 336-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда с 1 января 2014 года установлен в сумме 5554 рублей в месяц.

В соответствии с ч.3 ст.133 ТК РФ (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 № 90-ФЗ, от 20.04.2007 № 54-ФЗ) месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (статья 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Вместе с тем, в силу главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации районный коэффициент для работников организаций, расположенный в районах Крайнего Севера, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией РФ в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7, часть 2 Конституции РФ); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37, часть 3).По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.

Часть 3 статьи 133 Трудового кодекса РФ предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

При этом согласно статье 2 Трудового кодекса РФ обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).

Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса РФ, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146).

Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса РФ) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315-317 Трудового кодекса РФ).

Из указанного следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.

Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 Трудового кодекса РФ должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.

Как следует из материалов дела, заработная плата без учета полярной надбавки и районного коэффициента, выплачивалась истцу в размере менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, что не может быть признано правомерным.

При определении размера задолженности суд исходит из того, что при начислении районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера на установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда, ежемесячная заработная плата истицы должна составлять за <дата> <данные изъяты>.

Суд соглашается с расчетом, представленным МБУ «Ц.», согласно которому истцу недоначислена заработная плата за <дата>. – <данные изъяты>, за <дата>. – <данные изъяты>., за <дата>. – <данные изъяты>, всего в сумме <данные изъяты> (за вычетом НДФЛ - <данные изъяты>).

Представленный истцом расчет, согласно которому размер невыплаченной заработной платы за <дата> составляет <данные изъяты> (без вычета НДФЛ), суд находит неправильным, поскольку при его составлении истец начисляла на минимальный размер труда, помимо районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера, также надбавку 25% за работу в сельской местности в поселках городского типа.

Вместе с тем, данный повышающий коэффициент не входит в обязательную систему оплаты труда, установленную федеральным законодательством, выплачивается на основании Закона Мурманской области от 27.12.2005г. № 561-01ЗМО, с последующими изменениями и дополнениями и применяется к тарифным ставкам и должностным окладам.

При этом, согласно расчетным листам И.Е.В. и дополнительному соглашению к трудовому договору (л.д.4, 5), указанная надбавка в размере 25% уже учтена при определении ежемесячного оклада.

При таких обстоятельствах взысканию с ответчика в пользу истицы подлежит начисленная ей заработная плата за <дата><данные изъяты> <дата>. – <данные изъяты>, за <дата><данные изъяты> всего в сумме <данные изъяты> (за вычетом НДФЛ - <данные изъяты>).

Поскольку в судебном заседании установлено нарушение трудовых прав истца на получение заработной платы в полном объеме, с ответчика в пользу истца на основании ст.237 ТК РФ подлежит взысканию денежная компенсация морального вреда. При определении размера компенсации суд, руководствуясь разъяснениями Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", исходит из конкретных обстоятельств дела, учитывая объема характер причиненных работникам нравственных страданий, степень вины работодателя, а также требования разумности и справедливости, и полагает возможным взыскать компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>.

Кроме того, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в пользу бюджета муниципального образования Кольский район Мурманской области подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой освобожден истец, в размере, установленном ст. 333.19 НК РФ. Однако, учитывая, что ответчик является бюджетной организацией, суд считает возможным уменьшить размер государственной пошлины до <данные изъяты>.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 235 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Взыскать с муниципального общеобразовательного учреждения «Ш.» в пользу И.Е.В. недоначисленную заработную плату в сумме <данные изъяты>, денежную компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты>, а всего взыскать <данные изъяты>.

В остальной части требований И.Е.В. отказать.     

Взыскать с муниципального общеобразовательного учреждения «Ш.» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования Кольский район Мурманской области в размере <данные изъяты>.

Ответчик вправе подать в Кольский районный суд заявление об отмене решения в течение 7 дней со дня вручения ему копии решения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Кольский районный суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий – подпись

Копия верна

Судья Марущак С.А.

Решение суда не вступило в законную силу.

Секретарь с/з__________ Нефедовская И.И.

2-55/2015 (2-2431/2014;) ~ М-2081/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Иванова Елена Васильевна
Ответчики
МОУ Мурмашинская СОШ № 1
Суд
Кольский районный суд Мурманской области
Судья
Марущак Сергей Александрович
Дело на странице суда
kola--mrm.sudrf.ru
11.12.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.12.2014Передача материалов судье
15.12.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.12.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.12.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.01.2015Судебное заседание
14.01.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.01.2015Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
16.03.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.03.2015Дело оформлено
27.03.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее