Дело № 2-101/2018
РЕШЕНИЕ Копия
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 апреля 2018 года г. Псков
Псковский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – судьи Лашкевича А.А., при секретаре Максимовой Д.А., с участием представителя истца – Карпухина С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении военного суда гражданское дело по исковому заявлению военнослужащего войсковой части № сержанта Лукьянова В.С. к Министерству обороны Российской Федерации, федеральному государственному казённому учреждению «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ о признании пунктов договора найма служебного жилого помещения недействительными,
УСТАНОВИЛ:
Лукьянов В.С. через своего представителя Карпухина С.В. обратился в Псковский гарнизонный военный суд с исковым заявлением, в котором просил:
- признать недействительными в части срока действия пункт 5 и подпункт «в» пункта 18 договора найма жилого помещения ДД.ММ.ГГГГ №, находящегося по адресу: <адрес>, заключенного между ним и Министерством обороны Российской Федерации в лице начальника отделения (территориального, г. Псков) федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ (далее – Псковское отделение ЗРУЖО);
- взыскать с Министерства обороны Российской Федерации судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в размере 300 рублей.
В судебном заседании представитель истца Карпухин С.В. исковые требования поддержал по основаниям, указанным в исковом заявлении, и дополнительно пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ между Лукьяновым В.С. и Министерством обороны Российской Федерации в лице начальника Псковского отделения ЗРУЖО был заключен договор найма служебного жилого помещения №. В соответствии с пунктом 5 и подпунктом «в» пункта 18 данного договора он заключен на срок <данные изъяты> и прекращает свое действие с истечением срока действия контракта. Указанные пункты договора противоречат требованиям законодательства, гарантирующего предоставление военнослужащим служебных жилых помещений на весь срок военной службы, а также определяющего, что днем окончания военной службы является день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части. Обратившись к начальнику Псковского отделения ЗРУЖО с заявлением о внесении изменений в договор найма служебного жилого помещения, ДД.ММ.ГГГГ Лукьянов В.С. был уведомлен об отсутствии оснований для внесения изменений.
В судебное заседание истец, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, не прибыл, направил своего представителя.
Ответчик – Министерство обороны Российской Федерации, а также третье лицо на стороне ответчика – начальник Псковского отделения ЗРУЖО, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыли, о причинах неявки не сообщили. В своих письменных возражениях на исковое заявление представитель третьего лица на стороне ответчика Кунцевич В.Ю. требования истца не признал, указав, что ограничение срока действия договора найма служебного жилого помещения сроком контракта о прохождении военной службы правомерно и соответствует положениям закона.
Выслушав объяснения представителя истца Карпухина С.В., исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно выписке из личного дела Лукьянова В.С., копиям справок о продолжительности военной службы, контракту о прохождении военной службы, истец ДД.ММ.ГГГГ заключил первый контракт о прохождении военной службы, которую в настоящее время проходит в войсковой части №, дислоцированной в г. Псков. Новый контракт заключен с Лукьяновым В.С. ДД.ММ.ГГГГ сроком на 5 лет.
Как видно из копии выписки из решения начальника Псковского отделения ЗРУЖО ДД.ММ.ГГГГ №, Лукьянову В.С. предоставлено служебное жилое помещение в виде отдельной 2-комнатной квартиры общей площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес>.
Из пункта 5 договора найма служебного жилого помещения ДД.ММ.ГГГГ №, заключенного между Лукьяновым В.С. и Министерством обороны Российской Федерации в лице начальника Псковского отделения ЗРУЖО, усматривается, что служебное жилое помещение по указанному адресу предоставляется истцу ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно подпункту «в» пункта 18 указанного договора, он прекращается с истечением срока действия контракта военнослужащего.
Полномочия начальника Псковского отделения ЗРУЖО на заключение указанного договора подтверждаются соответствующей доверенностью от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной Министерством обороны Российской Федерации в лице руководителя Департамента жилищного обеспечения МО РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
В силу ч. 1 ст. 421, ч. 1 ст. 422 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии с частями 1, 7, 8 ст. 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона – собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. Договор найма специализированного жилого помещения заключается в письменной форме. Типовые договоры найма специализированных жилых помещений утверждаются Правительством Российской Федерации.
В типовом договоре найма служебного жилого помещения, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года № 42, отсутствует пункт, предусматривающий заключение договора найма служебного жилья до наступления определенной даты, также как и закон не связывает с этим прекращение и расторжение договора.
Согласно п. 11 ст. 38 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», п. 4 ст. 3 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16.09.1999 № 1237, окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Поскольку закон не связывает момент окончания прохождения военной службы с окончанием срока контракта, суд считает, что положения ч. 3 ст. 104 ЖК РФ не могут являться основанием для заключения договора найма на срок, определяемый сроком окончания контракта о прохождении военной службы.
Учитывая вышеприведенные положения закона, суд приходит к выводу о том, что Министерство обороны Российской Федерации в лице начальника Псковского отделения ЗРУЖО, предусмотрев в пункте 5 и подпункте «в» пункта 18 договора найма служебного жилого помещения конкретный срок и дату его действия, тем самым установило иные условия предоставления военнослужащему служебного жилого помещения и прекращения действия данного договора, чем это предусмотрено действующим законодательством. Однако такими полномочиями указанное должностное лицо не наделено.
Устанавливая вопреки законодательству такое правовое регулирование порядка предоставления военнослужащим служебного жилья, Министерство обороны Российской Федерации в лице начальника Псковского отделения ЗРУЖО допускает тем самым возможность ограничения жилищных прав граждан – военнослужащих, проживающих в служебных жилых помещениях, по основаниям, не предусмотренным законом.
Таким образом, предусмотрев в договоре найма служебного жилого помещения в качестве одного из существенных условий конкретную дату окончания срока его действия, Министерство обороны Российской Федерации в лице начальника Псковского отделения ЗРУЖО нарушило жилищные права истца.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что содержание обжалуемых положений договора найма служебного жилого помещения ДД.ММ.ГГГГ № нарушает требования закона и права истца, в связи с чем на основании ст. 166 и 168 ГК РФ признает указанную часть сделки недействительной.
Как установлено положениями ст. 180 ГК РФ, недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.
Представитель истца Карпухин С.В. суду пояснил, что с условиями заключенного договора найма служебного жилого помещения ДД.ММ.ГГГГ № за исключением оспариваемых пункта 5 и подпункта «в» пункта 18 договора, его доверитель Лукьянов В.С. согласен и предполагает, что указанный договор будет исполнен, требований о признании недействительными иных пунктов указанного договора или самого договора в целом он не заявляет.
Учитывая, что положения указанного договора найма служебного жилого помещения в остальном не противоречат требованиям закона и сторонами по договору не оспаривались, не нарушают права и законные интересы Лукьянова В.С. на обеспечение жильем и не связаны с нарушением установленного порядка предоставления военнослужащим жилых помещений по договорам найма служебного жилья, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания недействительными иных положений договора либо его самого в целом.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, в связи с чем суд считает необходимым взыскать с ответчика – Министерства обороны Российской Федерации в пользу Лукьянова В.С. судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. 98, 194-199 ГПК РФ, военный суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Лукьянова В.С. удовлетворить.
Признать недействительными пункт 5 и подпункт «в» пункта 18 договора ДД.ММ.ГГГГ № найма служебного жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес>, заключенного между Лукьяновым В.С. и Министерством обороны Российской Федерации в лице начальника отделения (территориальное, г. Псков) федерального государственного казённого учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации.
Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в пользу Лукьянова В.С. судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в размере 300 (трехсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский окружной военный суд через Псковский гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья «подпись» А.А. Лашкевич