Дело (УИД) № 63RS0030-01-2020-002352-30
Производство № 2а-1658/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 августа 2020 года г. Тольятти
Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе судьи Лифановой Л.Ю., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области к Дунаевой Оксане Викторовне о взыскании недоимки по обязательным платежам,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная ИФНС России № 19 по Самарской области обратилась в суд с заявлением о взыскании с Дунаевой О.В. недоимки по требованию об уплате налога и пени № ... от 30.01.2019г., № ... от 20.12.2019г. в общей сумме 6702,02 руб., после отмены судебного приказа в связи возражениями должника относительно его исполнения.
В соответствии с п.3 ст.291 КАС РФ административное дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства, против применения которого стороны в установленный срок не высказали возражений.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
В силу ст. 57 Конституции РФ, ст. 23 НК РФ каждый гражданин обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. В случае просрочки налогоплательщиком исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, за каждый календарный день просрочки начисляется пени (п. 3 ст. 75 НК РФ).
К налогам, обязанность уплаты которых возложена на налогоплательщиков физических лиц, относится транспортный налог (гл. 28 НК РФ), земельный налог (гл. 31 НК РФ), налог на имущество физических лиц (гл. 32 НК РФ).
Сведения о наличии у налогоплательщиков - физических лиц объектов налогообложения по указанным налогам предоставляется в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств (п. 4 ст. 85 НК РФ).
В силу п. 2 ст. 52 НК РФ обязанность по исчислению сумм данных налогов в отношении налогоплательщиков - физических лиц возложена на налоговый орган. В связи с чем налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
В соответствии с п.4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган, направивший требование об уплате налога (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, а также пени, начисленной за каждый календарный просрочки.
Согласно ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками имущественного налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 настоящего кодекса.
В силу п. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт- Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Ставка применяется в соответствии с Решением Думы городского округа Тольятти Самарской области от 12.11.2014 № 510 «О налоге на имущество физических лиц на территории городского округа Тольятти». Согласно ст. 1 Решения Думы городского округа Тольятти Самарской области от 12.11.2014 № 510 ставки налога определяются в зависимости от кадастровой стоимости объектов налогообложения в следующих размерах:
Вид объекта налогообложения |
Ставка налога |
Жилые дома; жилые помещения; объекты незавершенного строительства, * случае есл- проектируемым назначением таких объектов является жилой дом; единые недвижимые комплексы, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом); гаражи и машино-места; хозяйственные строения или сооружения площадь каждого из которых не превышает 50 кв. м и которые расположены на земельных участках, предназначенных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства |
0,3 % |
Объекты налогообложения, включенные в перечень определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, объекты налогообложения, предусмотренные абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации |
|
- в 2015 году |
0,9 % |
- в 2016 году |
1,2 % |
- в 2017 году |
1,5 % |
- в 2018 году |
1,8 % |
- в 2019 году и последующие годы |
2 % |
Объекты налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн. рублей |
2 % |
Прочие объекты |
0,5 % |
Расчет налога осуществляется налоговыми органами на основании ставок налога, налоговой базы сведений о принадлежности объекта налогообложения и иных сведений, полученных налоговыми органами, а также представленной заинтересованными лицами информации о налоговых льготах.
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (статья 406 НК РФ)
Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей Налогового кодекса (п. 2. ст. 403 НК РФ).
Сведения о принадлежности и иных характеристиках объекта налогообложения (включая кадастровую стоимость) представляются в налоговые органы органами, осуществляющими, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Территориальные органы Росреестра представляют соответствующие сведения в налоговые органы в электронной форме. Порядок представления сведений в налоговые органы в электронной форме определяется соглашением взаимодействующих сторон в соответствии с приказом ФНС России от 10.04.2017 N ММВ-7-21/302@.
Налогоплательщику налоговым органом было направлено налоговое уведомление № ... от 29.08.2018г. об уплате налога на имущество физических лиц за 2017 налоговый период.
Расчет по налогу на имущество физических лиц производится за 2017 год следующим образом: налоговая база (кадастровая стоимость)* доля в праве* налоговая ставка,(%): 12(мес.) *(количество месяцев владения) * коэффициент к налоговому периоду = сумма к уплате. В налоговом уведомлении был рассчитан налог за следующие объекты:
- квартиру с кадастровым номером объекта ...; расположенный по адресу: г. Тольятти, ул. .... в размере 205 руб. 1 368 124 (налоговая база) * 1 (доля в праве) * 0.30 (налоговая ставка, %): 12 (мес.) *1 (количество месяцев владения) = 205 рублей.
- квартиру с кадастровым номером объекта ...; расположенный по адресу: г. Тольятти, ул. .... в размере 206 руб. 1371 199 (налоговая база) * 1 (доля в праве) * 0,30 (налоговая ставка, %) : 12 (мес.) * 1 (количество месяцев владения) = 206 руб.
- квартиру с кадастровым номером объекта ...; расположенный по адресу: г. Тольятти, ул. .... в размере 112 руб. 747 088 (налоговая база) * 1 (доля в праве) * 0.30 (налоговая ставка, %) : 12 (мес.) * 1 (количество месяцев владения) = 112 руб.
- квартиру с кадастровым номером объекта ...; расположенный по адресу: г. Тольятти, ул. .... в размере 112 руб. 747 088 (налоговая база) * 1 (доля в праве) * 0,30 (налоговая ставка, %) : 12 (мес.) * 1 (количество месяцев владения) = 112 руб.
- квартиру с кадастровым номером объекта ...; расположенный по адресу: г. Тольятти, ул. .... в размере 206 руб. 1374 273 (налоговая база) * 1 (доля в праве) * 0,30 (налоговая ставка, %) : 12 (мес.) * (количество месяцев владения) = 206 руб.
- квартиру с кадастровым номером объекта ...; расположенный по адресу: г. Тольятти, ул. .... в размере 112 руб. 747 014 (налоговая база) * 1 (доля в праве) * 0,30 (налоговая ставка, %) : 12 (мес.) * 1 (количество месяцев владения) = 112 руб.
- квартиру с кадастровым номером объекта ...; расположенный по адресу: г. Тольятти, ул. .... в размере 113 руб. 750 162 (налоговая база) * 1 (доля в праве) * 0,30 (налоговая ставка, %) : 12 (мес.) * (количество месяцев владения) = 113 руб.
Всего сумма налога на имущество физических лиц за 2017 налоговый период со сроком уплаты 03.12.2018г. составляет в размере 1 066 руб.
Согласно п. 8.1. ст. 408 НК РФ в случае, если сумма налога, исчисленная в соответствии с настоящей статьей исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи), превышает сумму налога, исчисленную исходя из кадастровой стоимости в отношении этого объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, сумма налога подлежит уплате в размере, равном сумме налога, исчисленной в соответствии с настоящей статьей исходя из кадастровой стоимости этого объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, а также с учетом положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи, примененных к налоговому периоду, за который исчисляется сумма налога.
В 49 регионах, где налогообложение недвижимости осуществляется исходя из кадастровой стоимости третий и последующие годы, будет применен коэффициент, ограничивающий рост налога не более чем на 10% по сравнению с его суммой за предыдущий период (информация ФНС России «О порядке налогообложения объектов капитального строительства физических лиц с 2019г.» от 18.12.2018).
На основании сведений государственных регистрирующих органов налоговым органом в адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление №... от 25.07.2019г., со сроком уплаты до 02.12.2019г., в котором налог на имущество физических лиц рассчитан за 2018 налоговый период за следующие объекты:
- квартиру, с кадастровым номером объекта ..., расположенная по адресу: г. Тольятти, ул. ...., в размере 1073 руб. Расчет налога: 976 руб. (сумма налога за 2017 год (за 12 месяцев) с учетом положения п. 8.1 ст. 408 НК РФ) + 10% (коэффициент) = 1 073 руб.
- квартиру, с кадастровым номером объекта ..., расположенная по адресу: г. Тольятти, ул. ...., в размере 1120 руб. Расчет налога: 1 018 руб. (сумма налога за 2017 год (за 12 месяцев) с учетом положения п. 8.1 ст. 408 НК РФ) + 10% (коэффициент) = 1120 руб.
- квартиру, с кадастровым номером объекта ..., расположенная по адресу: г. Тольятти, СТ Снабженец снт, 22, в размере 2 164 руб. Расчет налога: 1967 руб. (сумма налога за 2017 год (за 12 месяцев) с учетом положения п. 8.1 ст. 408 НК РФ) + 10% (коэффициент) = 2 164 руб.
Всего сумма налога на имущество физических лиц за 2018 налоговый период со сроком уплаты 02.12.2019г. составляет в размере 4 357 руб.
Согласно ст.387 IIK РФ земельный налог устанавливается Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В соответствии с п.1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно п.1 ст. 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Согласно п.1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В соответствии с ст. 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год. При этом, согласно п.4 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно п.2 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица.
Согласно п.1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Налоговая ставка применяется в соответствии со ст.1 Положения о земельном налоге на территории городского округа Тольятти, утвержденного Постановлением Тольяттинской Городской Думы от 19.10.2005г. №257.
Согласно п.1 ст. 397 НК РФ земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (для физических лиц - 01 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом).
В соответствии с пп.9 п.1 ст. 1 Постановления Тольяттинской Городской Думы от 19.10.2005г. №257 налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах:1,5 процента от кадастровой стоимости в отношении прочих земельных участков.
Расчет налога осуществляется налоговыми органами на основании ставок налога, налоговой базы, сведений о принадлежности объекта налогообложения и иных сведений, полученных налоговыми органами, а также представленной заинтересованными лицами информации о налоговых льготах.
Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей Налогового Кодекса (п. 2. ст. 403 НК РФ).
Сведения о принадлежности и иных характеристиках объекта налогообложения (включая кадастровую стоимость) представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Для исчисления налога регламентирован информационный обмен налоговых органов с органами Росреестра, обеспечивающими ведение ЕГРН (ст. 85 (пп. 4, 11), ст. 391 НК РФ).
Территориальные органы Росреестра должны представлять соответствующие сведения в налоговые органы в электронной форме. Порядок представления сведений в налоговые органы в электронной форме определяется соглашением взаимодействующих сторон в соответствии с приказом ФНС России от 10.04.2017 N ММВ-7-21/302@.
В соответствии с п.4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Расчет по земельному налогу производится следующим образом: (налоговая база)* доля в праве* (налоговая ставка, (%)) = сумма к уплате.
На основании сведений государственных регистрирующих органов налоговым органом в адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление: №... от 25.07.2019г., в котором земельный налог рассчитан за 2018 налоговый период за:
- земельный участок с кадастровым номером ..., находящийся по адресу: г. Тольятти, СТ Снабженец СНТ, 22, в размере 1 243 руб.; расчет налога: 621 256 (налоговая база/кадастровая стоимость) * 1 (доля в праве) * 0,20 (%) (налоговая ставка) * 12 (месяцев владения) = 1 243 руб.;
Всего за 2018 налоговый период со сроком уплаты 02.12.2019г. сумма составляет по земельному налогу в общей сумме 1 243 руб.
В нарушении ст. 45 НК РФ административный ответчик в установленные сроки не исполнил установленную законом обязанность об уплате налогов, в связи с чем административный истец направил в адрес налогоплательщика требование № 25770 от 30.01.2019г. об уплате налога на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 1066 руб., пени в сумме 15,58 руб., со сроком исполнения до 26.03.2019г.; требование № 8265 от 20.12.2019г. об уплате налога на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 4357 руб., пени по этому налогу в сумме 15,90 руб., земельного налога за 2018 год в сумме 1243 руб. и пени по этому налогу в сумме 4,54 руб., со сроком исполнения до 21.01.2020г.
Пени налоговым органом начислены в соответствии со ст. 75 НК РФ в связи с неуплатой (несвоевременной уплатой) налогоплательщиком налогов.
Общая задолженность налогоплательщика превысила 3000 руб. по состоянию на 20.12.2019г.
Налогоплательщиком данные требования оставлены без исполнения, что повлекло обращение налогового органа в суд с заявлением о вынесении судебного приказа.
Мировым судьей судебного участка № 106 Комсомольского судебного района г.Тольятти Самарской области 17.03.2020г. вынесен судебный приказ о взыскании с Дунаевой О.В. недоимки по вышеуказанным требованиям.
Определением мирового судьи от 09.04.2020г. судебный приказ был отменен в связи с возражениями должника относительно его исполнения, что послужило основанием для обращения в суд с данным административным иском.
Изложенные в письменных возражениях доводы финансового управляющего Дунаевой О.В. – Дремова Е.А. о том, что заявленные налоговым органом требования не подлежат рассмотрению и разрешению судом в рамках административного дела, а должны быть рассмотрены финансовым управляющим в рамках процедуры несостоятельности (банкротства), судом проверены и отклонены по следующим основаниям.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 18.12.2017г. по делу №А55-30004/2017 возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) Дунаевой О.В.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 04.04.2018г. в отношении Дунаевой О.В. введена процедура реструктуризации долгов гражданина; финансовым управляющим должника утвержден Дремов Е.А.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 21.08.2018г. в реестр требований кредиторов должника Дунаевой О.В. включены требования ФНС России по недоимке по земельному налогу за 2016 налоговый период в размере 1137458 руб. – основной долг, 5298,66 руб. – пени.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 08.10.2018г. Дунаева О.В. признана несостоятельным (банкротом) и в отношении нее введена процедура реализации имущества.
До настоящего времени процедура несостоятельности (банкротства) не завершена.
В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Пунктом 2 ст. 5 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ предусмотрено, что требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
Согласно п.3 Постановления Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 N 29 (ред. от 21.12.2017) «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в соответствии с пунктам 1 и 2 статьи 5 Закона о банкротстве текущими платежами в деле о банкротстве и в процедурах банкротства являются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
После введения следующей процедуры банкротства платежи по исполнению обязательств, возникших до принятия заявления о признании должника банкротом, срок исполнения которых наступил до даты введения следующей процедуры, не являются текущими платежами. При этом платежи по обязательствам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом, независимо от смены процедуры банкротства, относятся к текущим платежам.
Таким образом, взыскиваемые суммы налогов за 2017, 2018 налоговые периоды, являются текущими платежами, так как заявление о признании должника банкротом принято 18.12.2017г., срок исполнения по обязательствам за 2017г. установлен не позднее 03.12.2018г., за 2018 год – не позднее 02.12.2019г.
При таких обстоятельствах, требования налогового органа об уплате налога и погашении недоимки по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц за 2017, 2018 налоговые периоды обоснованно были направлены налогоплательщику, затем административное исковое заявление обоснованно подано в суд; данные требования не подлежат включению в реестр кредиторов должника.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым административные исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В соответствии с ч.1 ст.114 КАС судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 293-294 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 19 по Самарской области удовлетворить.
Взыскать с Дунаевой Оксаны Викторовны, ИНН ..., проживающей по адресу: г.Тольятти, ул. ...., в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 19 по Самарской области задолженность на налогам в общей сумме 6 702 рубля 02 копейки, в том числе: налог на имущество физических лиц за 2017г. – 1066 рублей, налог на имущество физических лиц за 2018г. – 4357 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц – 31 рубль 48 копеек, земельный налог за 2018 год – 1243 рубля, пени по земельному налогу 4 рубля 54 копейки.
Взыскать с Дунаевой Оксаны Викторовны в доход государства государственную пошлину в сумме 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд г. Тольятти в срок, не превышающий 15 дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Л.Ю. Лифанова