Дело № 2-21/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 февраля 2015 года г. Вологда
Вологодский гарнизонный военный суд в составе судьи Ладного В.В., при секретаре Митичевой И.А., с участием Овчарук Н.Н. – представителя заявителя Карпова В.П., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда гражданское дело по заявлению военнослужащего <данные изъяты> Карпова об оспаривании решения начальника территориального отделения Федерального государственного казённого учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации по Вологодской области (далее по тексту – отделение ЗРУЖО) об отказе в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях,
У С Т А Н О В И Л:
В суд обратилась Овчарук - представитель Карпова в интересах последнего с заявлением, в котором просила:
- восстановить срок для подачи заявления о признании незаконным решения начальника отделения ЗРУЖО № 35-25/18/2014 от 3 октября 2014 года;
- признать незаконным решение начальника отделения ЗРУЖО № 35-25/18/2014 от 3 октября 2014 года об отказе в принятии Карпова на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма;
- обязать начальника отделения вынести решение о принятии Карпова на учёт как нуждающегося в получении жилого помещения по избранному месту жительства в <адрес> на состав семьи три человека, поставить его на соответствующий учёт.
Из текста заявления усматривается, что Карпов является военнослужащим по контракту войсковой части 49324-К, в 2007 году с ним был заключён контракт о прохождении военной службы на срок до предельного возраста пребывания на военной службе, то есть до ДД.ММ.ГГГГ. Он обратился в отделение ЗРУЖО с заявлением о постановке его и членов его семьи на учёт как нуждающихся в жилом помещении по избранному месту жительства – <адрес> с приложением необходимых документов. Оспариваемым решением ему было отказано в принятии на учёт в связи с непредоставлением документов, подтверждающих право состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Основанием вынесения данного решения явилась невозможность сдать государству жилое помещение, находящееся в собственности ФИО8, расположенное по адресу: <адрес>, Указанное жилое помещение на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ № и договора социального найма предоставлялось жене заявителя ФИО4 В дальнейшем данная квартира была приватизирована ФИО3, а после её смерти перешла в собственность её дочери ФИО8 Карпов, а также его жена ФИО4 отказались от участия в приватизации указанного жилого помещения. При этом заявитель нанимателем данного жилого помещения не являлся, и поэтому у него отсутствует обязанность сдать данное помещение государству при постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма. Кроме того, решением Вологодского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, Карпов, его жена и дети признаны утратившими право пользования квартирой, расположенной по адресу: <адрес>,. В настоящее время заявитель является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>,, по срочному договору коммерческого найма от ДД.ММ.ГГГГ № 201, заключённому между Карповым и муниципальным образованием Федотовское сельское поселение. По данному адресу также зарегистрированы и проживают члены его семьи: жена ФИО4, дети ФИО5 и ФИО6 Таким образом, на настоящий момент заявитель и члены его семьи не обеспечены жилым помещением на условиях договора социального найма. На основании изложенного и того, что Карпов определил своё и членов своей семьи место жительства – <адрес>, не совпадающее с местом его службы, требование о сдаче жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>,, является незаконным и не может препятствовать постановке Карпова и членов его семьи на учёт нуждающихся в жилом помещении.
Карпов, надлежащим образом извещённый о месте и времени рассмотрения дела, в суд не прибыл.
Представитель заявителя в судебном заседании, поддержав заявленные требования, уточнила их в части возложения на начальника отделения ЗРУЖО обязанности вынести решение о принятии Карпова на учёт на состав семьи не три человека, а четыре: заявитель, его жена и двое детей.
Начальник отделения ЗРУЖО, извещённый своевременно и надлежащим образом о месте и времени проведения судебного заседания, в суд не прибыл, просил рассмотреть дело без его участия, а в представленных возражениях указал, что оспариваемое решение было получено Карповым ДД.ММ.ГГГГ согласно почтовому уведомлению. С учётом этого заявитель пропустил срок на обращение в суд с заявлением. Требование обязать начальника отделения ЗРУЖО вынести решение о принятии Карпова на учёт как нуждающегося в жилом помещении по избранному месту жительства в <адрес> на состав семьи три человека противоречит действующему законодательству, так как в учётном деле заявителя имеется копия рапорта Карпова о заключении нового контракта о прохождении военной службы в Вооружённых Силах РФ до предельного возраста, уведомление Врио командира войсковой части 49324-К о том, что Карпов изъявил желание заключить контракт до предельного возраста пребывания на военной службе. Следовательно, в настоящее время заявитель не может состоять на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении по избранному месту жительства как продолжающий военную службу.
Выслушав объяснения представителя заявителя и исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Из копий послужного списка заявителя, удостоверения личности серии АА № на имя Карпова, контракта о прохождении военной службы, справок Врио командира войсковой части 49324-К от июля 2014 года № 623, 624 видно, что Карпов,, проходит военную службу по контракту с 2004 года, последний контракт был заключён ДД.ММ.ГГГГ с Министерством обороны РФ в лице командира войсковой части 39183 на срок до предельного возраста пребывания на военной службе – до ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время проходит военную службу по контракту в войсковой части 49324-К, его календарная выслуга в Вооружённых Силах РФ на ДД.ММ.ГГГГ составляет 25 лет.
Согласно копиям рапорта Карпова от ДД.ММ.ГГГГ в адрес командования войсковой части 49324-К, листа беседы с заявителем от ДД.ММ.ГГГГ последний изъявил желание и ходатайствовал о заключении с ним нового контракта о прохождении военной службы в Вооружённых Силах РФ сроком до наступления предельного возраста пребывания на военной службе (50 лет).
В соответствии с копией сопроводительного письма начальника штаба войсковой части 49324-К от ДД.ММ.ГГГГ № в адрес командира войсковой части 49324 был направлен комплект документов на заключение контракта Карповым на подпись командиру авиабазы и включение в приказ Командующего Северным флотом по личному составу.
Из копии свидетельства видно, что брак между Карповым и Карповой (Алиевой) Е.А. был заключён ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно копии выписки из личного дела Карпова от июля 2014 года № на иждивении заявителя находятся члены его семьи: жена ФИО4, сыновья ФИО5, ФИО6,.
Из копий паспортов на имя Карпова, ФИО4, ФИО5, ФИО6, справок МУП ЖКХ «Федотово» Вологодского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, выписки финансового-лицевого счёта № видно, что указанные лица были зарегистрированы по адресу: <адрес>, в период с соответственно ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрированы по адресу: <адрес>,
Согласно копии справки директора МУП ЖКХ «Федотово» Вологодского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № жилое помещение по адресу: <адрес>, было выделено ФИО4 на состав семьи четыре человека: наниматель – ФИО4, супруг – Карпов, сын ФИО6, сын ФИО5 на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ № 48. Указанное жилое помещение приватизировано ДД.ММ.ГГГГ ФИО7, после её смерти в права наследования вступила ФИО8
Из копии договора найма жилого помещения муниципального жилищного фонда коммерческого использования от ДД.ММ.ГГГГ № видно, что он заключён между муниципальным образованием Федотовское сельское поселение и Карповым сроком на 5 лет, а именно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Согласно данному договору заявитель снимает квартиру по адресу: <адрес>, общей площадью 42,2 кв.м для проживания в ней с членами семьи: супруга ФИО4, сыновья ФИО6, ФИО5
Согласно копии заявления Карпова ДД.ММ.ГГГГ он обратился в адрес отделения ЗРУЖО с просьбой принять его на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, на состав семьи четыре человека: он, супруга ФИО4, сыновья ФИО5, ФИО6 по избранному месту жительства – <адрес>.
Из копии уведомления отделением ЗРУЖО от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Карпова видно, что последнему было предложено представить недостающие документы, в том числе подтверждающие возможность сдачи, сдачу жилого помещения по адресу: <адрес>,
В соответствии с копией заявления Карпова ДД.ММ.ГГГГ последний представил в адрес отделения ЗРУЖО документы, необходимые для принятия решения о постановке его на учёт. Документы подтверждающие возможность сдачи, сдачу жилого помещения по адресу: <адрес>,, не были представлены.
Из копии решения начальника отделения ЗРУЖО № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что заявителю было отказано в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в связи с непредоставлением документов, подтверждающих право состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При этом в решении начальника отделения ЗРУЖО в обоснование принятого решения указано, что Карпов не был признан нуждающимся в получении жилых помещений по линии Министерства обороны РФ. Он просил обеспечить жилым помещением в <адрес> на состав семьи: он, его жена ФИО4, сыновья ФИО5, ФИО6 Супруге военнослужащего ФИО4 на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ № и договора найма, технического обслуживания жилого помещения и предоставления коммунальных услуг в муниципальном жилищном фонде от ДД.ММ.ГГГГ было выделено жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 62,50 кв.м на состав семьи четыре человека. В дальнейшем данную квартиру приватизировала бабушка ФИО4 – ФИО9 После смерти последней на основании свидетельства о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ мать ФИО4 – ФИО8 вступила в наследство и переоформила в собственность на себя вышеуказанную квартиру. Следовательно, для получения Карповым жилого помещения по договору социального найма на себя и членов своей семьи – супругу и двух сыновей, он должен сдать имеющееся по месту прохождения им военной службы вышеуказанное жилое помещение в установленном порядке государству. Документов и каких-либо обязательств о сдаче жилых помещений заявитель в отделение ЗРУЖО не представлял, а представленные документы свидетельствуют о невозможности сдачи вышеуказанного жилого помещения.
Из копии уведомления видно, что оспариваемое решение было получено Карповым ДД.ММ.ГГГГ.
Принимая решение по заявленным требованиям, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трёх месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Как установлено в ходе судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ начальником отделения ЗРУЖО было принято решение № об отказе в принятии Карпова на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, которое было получено заявителем по почте ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, заявление в суд представителем заявителя было подано только ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении установленного трёхмесячного срока на обращение в суд.
Ранее ДД.ММ.ГГГГ сам Карпов обращался в суд с заявлением с аналогичными требованиями и как усматривается из определения судьи Вологодского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное заявление было возвращено в связи с неисправлением им недостатков.
При этом недостатки заявления были связаны только с изменением законодательства в части размера государственной пошлины.
При таких обстоятельствах суд считает, что причины пропуска срока обращения с заявлением являются уважительными.
Оценивая правомерность решения начальника отделения ЗРУЖО № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии Карпова на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемы по договору социального найма, суд учитывает следующее.
В соответствии с положениями ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция РФ вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильём с учётом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
По смыслу ст. 59, п. «т» ст. 71 Конституции РФ военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.
Реализуя вышеуказанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильём, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.
О специальном характере положений Федерального закона «О статусе военнослужащих», регламентирующих жилищные права военнослужащих, говорится и в ст. 49 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определённым федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке только в том случае, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом.
Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 52 ЖК РФ при принятии граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилье должны быть предоставлены документы, предоставляющие право состоять на учёте.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 настоящего Федерального закона.
Из п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» видно, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны РФ (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учёта по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Таким образом, предоставляя определённой в этих нормах Закона категории военнослужащих гарантии обеспечения жильём для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), названный Закон возлагает на Министерство обороны РФ обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за всё время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение.
Согласно п. 3 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооружённых Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма, утверждённой приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 1280, (далее - Инструкция) признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом в соответствии со ст. 51 ЖК РФ и с учётной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, но не более 18 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека.
Учётная норма площади жилого помещения для принятия граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях в <адрес> была установлена Постановлениями Главы Федотовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № - в размере 12 кв.м общей площади на одного человека, от ДД.ММ.ГГГГ № - в размере 16 кв.м общей площади на одного человека, от ДД.ММ.ГГГГ № в размере 17 кв.м общей площади на одного человека, от ДД.ММ.ГГГГ № в размере 15 кв.м общей площади на одного человека, которая существует в настоящее время.
В соответствии с п. 5 Инструкции решения о принятии военнослужащих на учёт или об отказе в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях принимаются уполномоченным органом по результатам рассмотрения заявлений и документов, указанных в п. 1 настоящей Инструкции, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня их поступления в структурное подразделение уполномоченного органа.
Если военнослужащим предоставлены не все документы, указанные в п. 1 настоящей Инструкции, уполномоченный орган приостанавливает рассмотрение заявления о принятии на учёт нуждающегося в жилом помещении и направляет военнослужащему и в копии командиру (начальнику) воинской части (организации) Вооружённых Сил РФ по месту прохождения военнослужащим военной службы уведомление с предложением предоставить в уполномоченный орган недостающие документы. В случае если военнослужащим в тридцатидневный срок со дня получения указанного уведомления не предоставлены недостающие документы, уполномоченный орган выносит решение об отказе в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях.
По делу установлено, что Карпов проходит военную службу по контракту с 2004 года, во время которой в 2000 году его жене ФИО4 было выделено жилое помещение муниципального жилищного фонда по адресу: <адрес>, общей площадью 62,50 кв.м на состав семьи четыре человека: ФИО4, её супруг Карпов, двое сыновей ФИО5, ФИО6
В 2007 году вышеуказанные лица отказались от приватизации данного жилого помещения и оно было приватизировано бабушкой ФИО4 – ФИО9, а в последующем в порядке наследования перешло в собственность матери ФИО4 – ФИО8
С учётом изложенного в настоящее время отсутствует возможность сдать квартиру, выделенную государством по установленным нормам, в том числе, и на Карпова, что является обязательным условием для последующего обеспечения жильём заявителя по избранному им месту жительства.
То обстоятельство, что Карпов и члены его семьи в период прохождения заявителем военной службы были обеспечены жилым помещением не Министерством обороны РФ, а иным органом исполнительной власти за счёт средств бюджета, в данном случае не является основанием для их повторного обеспечения жилой площадью без сдачи ранее полученного ими жилья.
Что же касается ссылки заявителя на вступившее в законную силу решение Вологодского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Карпов, его супруга ФИО4 и двое сыновей ФИО6, ФИО5 признаны утратившими право пользования квартирой по адресу: <адрес>, то утрата права пользования жилым помещением в данном случае не является основанием для повторного обеспечения жильём, а лишь подтверждает факт невозможности сдачи указанной квартиры государству.
При таких обстоятельствах суд приходит к убеждению, что решение начальника отделения ЗРУЖО № от ДД.ММ.ГГГГ, которым Карпову было отказано в постановке на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, является обоснованным и законным.
С учетом вышеизложенного, суд считает, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать в полном объёме.
В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, а поскольку в удовлетворении требований было отказано, то судебные расходы заявителю возмещению не подлежат.
Руководствуясь ст. 196–198, 258 ГПК РФ, военный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Карпова об оспаривании решения начальника территориального отделения Федерального государственного казённого учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации по Вологодской области № 35-25/18/2014 от 3 октября 2014 года об отказе в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский окружной военный суд через Вологодский гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.В. Ладный
Решение суда принято в окончательной форме 24.02.2015.