Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 октября 2019 года с.Шигоны
Шигонский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Объедкова А.А.,
с участием пом. прокурора Шигонского района Стариченко Ю.А.,
при секретаре Зайцевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-376 по иску прокурора Шигонского района Самарской области в интересах Шутюка И.М. к Администрации муниципального района Шигонский Самарской области о проведение необходимых организационно-распорядительных мероприятий, устранении выявленные нарушений и обеспечении установки необходимого оборудования,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Шигонского района Самаркой области обратился в суд с указанным иском /с учетом уточненного/ в интересах <данные изъяты> Шутюка И.М. об установки подъемника в подъезде дома по адресу: <адрес>, и производства реконструкции ванной комнаты и санузла, путем расширения дверей до 0,90 м.
В обоснование заявленных требований указал, что Прокуратурой Шигонского района проведена проверка о соблюдении требований законодательства о доступности объектов социальной инфраструктуры для маломобильных групп населения.
Установлено, что на территории м.р. Шигонский по указанному адресу проживает Шутюк И.М., ДД.ММ.ГГГГ г.р., <данные изъяты>
Многоквартирный дом, в котором проживает Шутюк И.М., не приспособлен для проживания маломобильных групп населения.
Согласно акту обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии, созданной постановлением Администрации м.р. Шигонский от ДД.ММ.ГГГГ №, в многоквартирном доме и жилом помещении, в котором проживает Шутюк И.М., необходимо переоборудовать санузел и ванную комнату, переустройство входной группы и установить подъемник.
Администрацией м.р.Шигонский в рамках программы «Формирование без барьерной среды и жизнедеятельности инвалидов и маломобильных граждан их социальная интеграция в общество на 2016-2020» /Далее Программа/ на 2018 год было запланировано мероприятие по установке в подъезде дома подъемника для кресла-коляски, однако, по техническим причинам установить его в подъезде не представилось возможным.
Установленный в подъезде откидной пандус не соответствует требованиям ГОСТ Р 51261-99 «Устройства опорные стационарные реабилитационные. Типы и технические требования», <данные изъяты> "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. N 605.
Однако, до настоящего момента мероприятия, предусмотренные актом обследования жилого помещения <данные изъяты>, и общего имущества в многоквартирном доме от ДД.ММ.ГГГГ в полном объеме не проведены.
Так же согласно вышеуказанному акту в доме имеется техническая возможность для проведения данных мероприятий. В судебном заседании пом. прокурора Шигонского района Стариченко Ю.А. исковые требования поддержал.
Шутюк И.М. в судебном заседании, иск поддержал по основаниям указанным в иске и дополнительно пояснил, что в подъезде дома отсутствует необходимые средства для беспрепятственного доступа в квартиру. Установленный пандус не может быть использован в связи со значительным углом наклона. В квартире установлены двери в ванной комнате, в которые не помещается коляска. В случае установки подъемника он согласен оплачивать затраты электроэнергии, а также его обслуживать за свой счет.
Представитель Администрации муниципального района Шигонский Самарской области по доверенности Логинова Н.В. с иском не согласилась и привела доводы, изложенные в отзыве на иск. Она также не оспаривала, что в программу «Формирование без барьерной среды и жизнедеятельности инвалидов и маломобильных граждан их социальная интеграция в общество на ДД.ММ.ГГГГ» было включена установка подъемника, однако впоследствии, данное мероприятие было исключено из программы.
Представитель третьего лица третьего лица МКУ «Управление по строительству, архитектуре, жилищно-коммунальному и дорожному хозяйству м.р. Шигонский» Евплатов Е.В. в судебном заседании с иском не согласился и пояснил, что первоначально в Программу был включен подъемник, однако в последствии был исключен из Программы, так как установка такого подъемника требует значительных финансовых средств. В январе 2019 года в доме был установлен пандус, угол наклона которого не соответствует требованиям ГОСТ, однако, несмотря на это он может быть использован. При установке подъемника требуется реконструкция тамбура входной двери, а на это требуется согласие всех собственников дома.
Представитель третьего лица Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области в отзыве на иск просил иск прокурора удовлетворить рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
Третье лицо Киваева Т.Ф. в судебное заседание не явилась, в телефонограмме просила рассмотреть дело в ее отсутствие, не возражала против удовлетворения иска прокурора.
Свидетель Свидетель №1 в судебном заседании пояснила, что она проживает на первом этаже дома по адресу: <адрес> в одном подъезде с Шутюком И.М. и не возражает против установки в подъезде подъемника.
Выслушав объяснения представителя истца, ответчика, третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Согласно ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Статьей 7 Конституции РФ установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
На основании ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствие со ст.15 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения заключается, в том числе, в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов. Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах, в частности СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (приняты Постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001 г. N 73).
В силу ч. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГК РФ).
Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72, пункт "ж" ч. 1 Конституции РФ). Органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (ст. ст. 2, 7, 18 и 19).
В соответствии с п. 3 ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в том числе, доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006 г., общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Согласно пп. "г" п. 2 указанных Правил в состав общего имущества включаются ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Шутюк И.М., <данные изъяты>, зарегистрирован и фактически проживает по адресу: <адрес>, является собственником указанного жилого помещения на основании свидетельства о регистрации права собственности № от ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено, что Прокуратурой Шигонского района проведена проверка о соблюдении требований законодательства о доступности объектов социальной инфраструктуры для маломобильных групп населения.
Многоквартирный дом, в котором проживает Шутюк И.М., не приспособлен для проживания маломобильных групп населения.
Согласно акту обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии, созданной постановлением Администрации м.р. Шигонский от ДД.ММ.ГГГГ №, в многоквартирном доме и жилом помещении, в котором проживает Шутюк И.М., необходимо переоборудовать санузел и ванную комнату, переустройство входной группы и установить подъемник.
Администрацией м.р.Шигонский в рамках программы «Формирование без барьерной среды и жизнедеятельности инвалидов и маломобильных граждан их социальная интеграция в общество на 2016-2020» на 2018 год предусмотрена установка подъемника. Подъемник не был установлен.
В разделе III Постановления Правительства РФ от 09.07.2016 N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" указан оптимальный перечень мероприятий, финансирование которых может осуществляться за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными и муниципальными программами при наличии финансовых средств. Требования, указанные в данном разделе могут быть выполнены муниципальными образованиями только в том случае, если данные мероприятия включены в муниципальную программу.
Согласно п.12 указанного Постановления Правительства акт составленный по результатам обследования должен содержать:
а) описание характеристик жилого помещения инвалида, составленное на основании результатов обследования;
б) перечень требований из числа требований, предусмотренных разделами III и IV настоящих Правил, которым не соответствует обследуемое жилое помещение инвалида (если такие несоответствия были выявлены);
в) описание характеристик общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, составленное на основании результатов обследования;
г) выводы комиссии о наличии или об отсутствии необходимости приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида с мотивированным обоснованием;
д) выводы комиссии о наличии или об отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида с мотивированным обоснованием;
е) перечень мероприятий по приспособлению жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида (далее - мероприятия), определяемый на основании настоящих Правил с учетом мнения инвалида, проживающего в данном помещении (в случае, если в акте комиссии сделан вывод о наличии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида).
При этом, ответчиком доказательств отсутствия финансирования вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ не представлено.
Таким образом, до настоящего момента мероприятия, предусмотренные актом обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме от ДД.ММ.ГГГГ, в полном объеме не проведены.
Установленный в подъезде откидной пандус не соответствует требованиям ГОСТ № «Устройства опорные стационарные реабилитационные. Типы и технические требования», № "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. N 605, что не оспаривается стороной ответчика.
Так же согласно вышеуказанному акту в доме имеется техническая возможность для проведения данных мероприятий, что подтверждается также технической спецификацией подъемника, представленной ООО «Технический центр реабилитации инвалидов «Доступная среда».
Приходя к выводу об удовлетворении исковых требований в части обязании ответчика установить устройство - подъемник на лестнице от входной двери до площадки на первом этаже перед квартирой Шутюка И.М., суд исходит из того, что в соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. При этом доводы ответчика о том, что Положения СП 59.13330.2012, введен в действие с 01.01.2013 года, СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», введен в действие с 2001 года применяются при новом проектировании, реконструкции, подлежащих капитальному ремонту общественных, жилых, и промышленных зданий, а жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> построен в ДД.ММ.ГГГГ т.е. до введения вышеназванных норм и правил, в связи с чем, и не были выполнены требования по обеспечению жизнедеятельности маломобильных групп населения, не могут быть учтены судом, поскольку такие доводы противоречат общей концепции государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, целью, которой является обеспечение указанным лицам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
При этом конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения".
Не могут быть приняты в данном случае и доводы ответчика в качестве основания для отказа в иске о том, что при установке подъемника необходимо расширить тамбур входной двери, требующий разрешение собственников, однако как указано выше, такое переустройство не является капитальным ремонтом и реконструкцией и согласие собственников на это не требуется. Не могут, приняты во внимание и доводы ответчика о значительной стоимости подъемника, так как данные возражения не основаны на законе.
Таким образом, защита прав инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения не может быть поставлена в зависимость от решения иных собственников многоквартирного дома.
В свою очередь, установка подъемника на лестнице от уровня входной группы до уровня лифтов не является реконструкцией капитального строения в силу ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в связи с чем, не требует решения общего собрания собственником МКД.
При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу, что не выполнение требований закона ответчиком нарушает права <данные изъяты> Шутюка И.М., в интересах которого прокурором заявлен иск, в связи с чем, жилой дом, в котором зарегистрирован и проживает Шутюк И.М., должен соответствовать требованиям действующего законодательства.
Помимо этого, как следует из материалов дела, несмотря на возложенную на администрацию муниципального района Шигонский, указанными законами обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа <данные изъяты> в жилое помещение, включение установку подъемника в Программу, указанные мероприятие, в том числе соответствующая реконструкция ванной комнаты в квартире инвалида не проведены.
Доводы ответчика, представителя третьего лица о невозможности установить подъемник и ссылки на заключение проектной компании ООО «Ротонда», по мнению суда не обоснованы по указанным основаниям.
Доводы представителя ответчика о том, что на установку спорной конструкции отсутствует согласие всех собственников многоквартирного дома, вследствие чего нарушены права иных собственником многоквартирного дома, суд отклоняет, поскольку он не основан на законе. Кроме, того в ходе рассмотрения дела данный довод исследовался и согласно имеющегося в деле протоколу общего собрания указанного многоквартирного дома собственники не возражали против установки в подъезде подъемника. Кроме того допрошенная в суде в качестве свидетеля Свидетель №1 один из собственников дома выразила свое согласие на установку подъемника при условии, что он будет установлен к перилам лестничной площадки, будет складываться и не препятствовать пользованию общедомовым имуществом. Суд также учитывает и мнение Шутюка И.М., который в судебном заседании согласился оплачивать расходы на электроснабжение и обслуживание подъемника за свой счет. При этом судом при удовлетворении требований истца о расширение дверных проемов в ванной и туалете до 0.90 м., судом учитывается мнение третьего лица Киваевой Т.Ф., которая согласилась провести такую реконструкцию.
При таких обстоятельствах, поскольку факт неисполнения ответчиком требований закона доказан, то исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Шигонского района Самарской области удовлетворить. Обязать Администрацию муниципального района Шигонский Самарской области провести необходимые организационно-распорядительные мероприятия, устранить выявленные нарушения и обеспечить установку необходимого оборудования в доме по адресу: <адрес>, согласно акту обследования жилого помещения <данные изъяты> и общего имущества в многоквартирном доме от ДД.ММ.ГГГГ в соответствие с санитарными и техническими нормами и правилами, а именно: установить подъемник в подъезде вышеуказанного дома и произвести реконструкцию санитарного узла и ванной комнаты, путем расширения дверей до 0,90 м.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Шигонский районный суд.
Решение принято в окончательной форме 22.10.2019 г.
Судья А.А.Объедков