Судья Золотовская Л.А. |
№12-101/2017 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
03 августа 2017 г. |
г.Петрозаводск |
Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Водоканал» на постановление судьи Суоярвского районного суда Республики Карелия от 28 июня 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Водоканал»,
установил:
на основании постановления судьи Суоярвского районного суда РК от 28 июня 2017 г. ООО «Водоканал» было привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст.6.4 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 12000 рублей.
В поданной в вышестоящий суд жалобе директор ООО «Водоканал» (...) просит отменить постановление судьи и прекратить производство по делу.
Ссылаясь в жалобе на отнесение законодательством вопросов по разработке утвержденных мест сбора твердых бытовых отходов, организации мест сбора отходов и установке контейнеров к компетенции органов местного самоуправления, отсутствие в жилищном фонде обустроенных мест для сбора твердых бытовых отходов, контейнерных площадок и установленных контейнеров и отсутствие в условиях договора управления многоквартирными домами обязанности предприятия по организации мест сбора твердых бытовых отходов и приобретению контейнеров, считает необоснованным включение в объем обвинения нарушения обязанности в виде устройства бетонированной площадки. Также указывает, что в целях выполнения своих полномочий предприятием заключен договор со специализированной организацией в лице ООО «Орион», ввиду отсутствия обустроенных мест для сбора твердых бытовых отходов, контейнерных площадок и установленных контейнеров мусор вывозится непосредственно с улиц населенного пункта по доведенному до населения графику и согласно имеющимся сведениям контейнеры для сбора мусора используются также лицами, проживающими в частном жилищном фонде или избравшими иной способ управления, и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность на территории сельского поселения.
Заслушав объяснения защитника Сарычевой Ю.А., поддержавшей доводы жалобы, должностного лица административного органа (...), считавшего законным и обоснованным привлечение юридического лица к административной ответственности, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В силу ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Статьей 6.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон) юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
В соответствии со ст.22, 23, 39 Закона отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу чч.1, 1.1 ст.161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии с п.3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Исходя из положений подп.«д» п.11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов.
СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденные Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 №4690-88, содержат основные положения, направленные на обеспечение санитарного состояния территорий населенных мест (улиц, площадей, парков, скверов и других мест общественного пользования, проездов внутри микрорайонов и кварталов), а также жилых и гражданских зданий (в настоящее время данные правила применяются в части, не противоречащей СанПиН 2.1.2.2645-10).
Обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания, установлены СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 №64.
Обязательные санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий, направленных на предотвращение или снижение вредоносной деятельности грызунов, имеющих санитарное или эпидемиологическое значение, установлены СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.09.2014 №58.
Как следует из материалов дела, в связи с поступлением письменного обращения жителя дома по адресу: Суоярвский район, п.Райконкоски, дом 41, должностным лицом 11 мая 2017 г. было вынесено определение о возбуждении в отношении ООО «Водоканал» дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.ст.6.3, 6.4 КоАП РФ, и проведении административного расследования.
16 мая 2017 г. должностным лицом органа государственного санитарно-эпидемиологического надзора произведен осмотр контейнерных площадок и придомовых территорий многоквартирных домов по ул.Советская п.Райконкоски Суоярвского района, управление которыми осуществляется ООО «Водоканал» на основании договора №, заключенного 15 июня 2015 г. с администрацией Лоймольского сельского поселения.
По окончании административного расследования 07 июня 2017 г. в отношении ООО «Водоканал» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.4 КоАП РФ, по факту нарушения пп.1.4, 1.5, 2.1.3, 2.2.1, 2.2.2, 2.2.3, 2.3.1, 2.3.3, 2.3.4, 3.1, 3.2 СанПин 42-128-4690-88, пп.8.2.4, 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10, п.3.11 СП 3.5.3.3223-14, который наряду с другими материалами дела был передан на рассмотрение по подведомственности в Суоярвский районный суд РК.
Установив в процессе судебного разбирательства факт нарушения перечисленных санитарно-эпидемиологических требований, выразившихся в том, что в п.Райконкоски на ул.Советская установлены 3 мусоросборника, из них 2 стандартных металлических контейнера для сбора твердых бытовых отходов у домов 6 и 41 и металлическая бочка у дома 28, вывоз мусора осуществляется 2 раза в месяц, контейнерные площадки не оборудованы твердым покрытием (из бетона или асфальта), не ограничены зелеными насаждениями (кустарниками) или другим материалом по периметру, прилегающая к контейнерам территория сильно замусорена, судья вынес постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности, предусмотренной ст.6.4 КоАП РФ.
Согласно заключенному 15 июня 2015 г. между администрацией Лоймольского сельского поселения и ООО «Водоканал» договору управления последнее приняло на себя обязательства по оказанию услуг и выполнению работ по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов, в том числе по улице Советская п.Райконкоски, предоставлению коммунальных услуг.
В соответствии с условиями п.3.1.2 договора к обязанностям управляющей организации относится выполнение работ по сбору и вывозу твердых бытовых отходов и уборке придомовой территории.
Во исполнение принятых на себя обязательств ООО «Водоканал» 01 августа 2015 г. заключен договор с ООО «Орион» на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов, в соответствии с графиком вывоза отходов на 2017 г. периодичность вывоза составляет 2 раза в месяц (15-го и 30-го числа каждого месяца). Вывоз должен осуществляться от мест, оборудованных контейнерной площадкой для сбора отходов, - с контейнеров, от мест, не оборудованных площадками, - непосредственно от жилых домов в мешках.
Подвергнув анализу установленные по делу обстоятельства, свидетельствующие о том, что сбор и вывоз твердых бытовых отходов, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирных домов, содержание и уборка контейнерных площадок, являются составной частью содержания общего имущества многоквартирных домов, которое в соответствии с требованиями законодательства должно отвечать санитарным правилам, судья правильно определил ООО «Водоканал» как надлежащего субъекта вменяемого противоправного деяния.
Поскольку факт несоответствия санитарным требованиям периодичности вывоза мусора из установленных контейнеров, замусоренности прилегающей к контейнерам территории и установки по адресу: п.Райконкоски, ул.Советская, дом 28, металлической бочки, не отвечающей требованиям о плотном закрывании, подтверждается собранными доказательствами, ООО «Водоканал» обоснованно привлечено к административной ответственности по ст.6.4 КоАП РФ за нарушение санитарно-эпидемиологических требований, предусмотренных пп.2.2.1, 2.2.2 СанПин 42-128-4690-88, п.8.2.4 СанПиН 2.1.2.2645-10, п.3.11 СП 3.5.3.3223-14 (в части выполнения санитарно-гигиенических мероприятий, заключающихся в использовании плотно закрывающихся емкостей для пищевых и бытовых отходов и их регулярной очистке, ежедневном вывозе мусора с дворовых территорий).
Доказательства объективной невозможности соблюдения предприятием указанных санитарно-эпидемиологических требований в материалах дела отсутствуют, и какие-либо иные обстоятельства, исключающие его вину в совершении вменяемого правонарушения, не установлены.
Вопреки доводам жалобы факт заключения договора на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности служить не может, так как график вывоза отходов с установленной в нем периодичностью утвержден ООО «Водоканал», в обязанности которого в силу п.3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, входит осуществление контроля за выполнением графика удаления отходов.
Между тем субъектами административной юрисдикции не учтены следующие значимые для соблюдения порядка привлечения юридического лица к административной ответственности обстоятельства.
Учитывая, что контейнерные площадки, отвечающие установленным санитарно-эпидемиологическим требованиям, на территории населенного пункта не оборудованы и в состав общего имущества многоквартирных домов, управление которыми осуществляет ООО «Водоканал», не входят, оборудование контейнерных площадок, соответствующих установленным требованиям, в частности п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10, п.2.1.3 СанПин 42-128-4690-88 и п.3.11 СП 3.5.3.3223-14 (в части асфальтирования или бетонирования контейнерных площадок), к обязанности управляющей организации отнесено быть не может и нарушение указанной обязанности подлежит исключению из объема обвинения (при этом следует отметить, что с 2015 г. и до настоящего времени ООО «Водоканал» принимает меры по решению с органами местного самоуправления сельского поселения и муниципального района вопроса относительно организации мест сбора твердых бытовых отходов, в том числе оборудования контейнерных площадок).
С учетом диспозиции ст.6.4 КоАП РФ, которая является бланкетной, для правильной квалификации содеянного необходимо установить факт нарушения лицом конкретных санитарно-эпидемиологических требований, и образующие объективную сторону административного правонарушения действия должны содержаться в протоколе об административном правонарушении - процессуальном документе, фиксирующем событие вменяемого противоправного деяния и содержащем необходимые правовые основания для привлечения лица к административной ответственности.
Вместе с тем, поскольку протокол об административном правонарушении и судебный акт не содержат описания обстоятельств, представляющих собой нарушение требований пп.1.4, 1.5, 2.3.1, 2.3.3, 2.3.4, 3.1, 3.2 СанПин 42-128-4690-88, а также п.2.2.3 СанПин 42-128-4690-88 и п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 в части нормирования расстояния от контейнеров до жилых зданий и иных объектов, обращения с жидкими отходами, обезвреживания и вывоза твердых и жидких бытовых отходов в установленные места, и изложенное описание события правонарушения само по себе не позволяет установить, какие конкретно действия или бездействие вменены юридическому лицу как нарушение приведенных санитарно-эпидемиологических требований, из судебного постановления подлежит исключению указание на нарушение этих санитарно-эпидемиологических требований.
При таких обстоятельствах постановление судьи подлежит изменению путем исключения из объема обвинения части вменяемых юридическому лицу нарушений санитарно-эпидемиологических требований и уменьшения в связи с этим размера административного штрафа до 10 000 рублей, что соразмерно содеянному и отвечает принципу справедливости.
Руководствуясь требованиями ст.ст.30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу общества с ограниченной ответственностью «Водоканал» удовлетворить частично.
Постановление судьи Суоярвского районного суда Республики Карелия от 28 июня 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Водоканал» изменить.
Исключить из постановления судьи указание на нарушение пп.1.4, 1.5, 2.1.3, 2.2.3, 2.3.1, 2.3.3, 2.3.4, 3.1, 3.2 СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988, п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 №64, п.3.11 СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.09.2014 №58 (в части асфальтирования или бетонирования контейнерных площадок), и уменьшить размер административного штрафа до 10 000 рублей, в остальной части постановление судьи оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Н.А.Колбасова