Дело № 2-350/14
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 августа 2014 года п. Куеда
Куединский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Колоколова С.М.,
с участием представителя истца <представитель истца>.,
представителя ответчика <представитель ответчика>,
при секретаре Галиямовой Э.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <Истец> к Пенсионному фонду ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Куединскому району о включении периодов прохождения службы в армии, дающих право на назначение досрочной пенсии на льготном основании.
установил
Истец <Истец> обратился в суд с вышеуказанным иском к УПФ РФ (ГУ) в Куединском районе Пермского края, в обосновании которого указал, что 28.05.2014г. он обратился к ответчику с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости. ДД.ММ.ГГГГ заседанием Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан было вынесено решение, согласно которому ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в виду отсутствия требуемого специального стажа не менее 12 лет и 6 месяцев.
Считает, что ответчик неправомерно исключил из стажа период службы в армии по призыву 02 года 01 месяц 07 дней.
До призыва в ряды вооруженных сил он был принят лесорубом в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ. После возвращения со службы вновь продолжил работать лесорубом в <данные изъяты>.
По мнению истца на период обращения в ГУ ПРФ у него был необходимый стаж для назначения досрочной трудовой пенсии-13 лет 2 месяца 13 дней.
Просит отменить решение УПФР в Куединском районе, обязать ответчика включить в льготный стаж период прохождения службы в армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ-по ДД.ММ.ГГГГ года- 2 года 1 месяц 07 дней.
В дополнительном исковом заявлении, поданном в связи с внесением изменений в решение Комиссии по рассмотрению вопросов о реализации пенсионных прав граждан, протоколом под № 51, истец вновь настаивает на включение в льготный стаж период службы в армии.
В судебное заседание истец не явился. В суд направил своего представителя <представитель истца>, которая требования поддержала в полном объёме.
Представитель ПФ РФ в Куединском районе <представитель ответчика> с исковыми требованиями не согласилась. Суду пояснила, что <Истец>, обратился в Управление Пенсионного фонда в Куединском районе Пермского края с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с пп.5 п.1. ст.27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона РФ №173-Ф3 от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины достигшие возраста 60 лет.
В соответствии с пп.5 п.1 ст. 27 вышеуказанного Закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, досрочная трудовая пенсии по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Аналогичные положения содержались в ст. 10 и п. «б» ст. 12 действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ Закона РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и в иных предшествующих ему законах.
В соответствии с п. 2 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173 -ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
При назначении досрочной трудовой пенсии по пп.5 п.1.ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» применяется Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обслуживающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионной обеспечение в соответствии с пунктом « Д» статьи 12 Закона РСФСР « О государственных пенсиях в РСФСР» утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. № 272, а также с учетом постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. №2-П Список, утвержденный Постановлением СМ СССР от 22 августа 1956 г. № 1173.
В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002г. № 516, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно, в течении полного рабочего дня, занятые выполнением работ, предусмотренных Списками.
В исковом заявлении, истец, просит суд, обязать ответчика включить в льготный стаж период прохождения службы в армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 г. 01м. 07 дн.)
Управление Пенсионного фонда, при рассмотрении данного вопроса на комиссии, руководствовалось Законом СССР «О государственных пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГ (действовавшим в спорный период времени) Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным Постановление Совета Министров СССР от 03.08.1972 г. №590.
В соответствии с указанным Законом от 1956 г. служба в армии по призыву приравнивается по выбору гражданина либо к работе, которая предшествовала службе, либо следовала за нею и учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа льготной работы.
Протоколом комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ было внесено дополнение в протокол комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ которым, для подсчета стажа по Списку № в соответствии Законом 1956 г. к 11 месяцем 28 дням работы по Списку № прибавляется 11 месяцев 28 дней службы в Армии по призыву.
Но в конечном итоге, решение комиссии осталось неизменным, так как только лица, которые в период действия Закона СССР от ДД.ММ.ГГГГ г., т.е. до ДД.ММ.ГГГГ полностью выработали с учетом приравненных периодов военной службы необходимый специальный трудовой стаж, дававший право на пенсию по старости на льготных условиях в соответствии с п. «а» и «б» статьи 9 указанного Закона, имеют право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в соответствии с пп. 1 и 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ
Поскольку <Истец> в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ (10л.1м.8.дн) выполнялась работа в должности монтера пути в <данные изъяты>, а данная должность поименована в Списке профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом « Д» статьи 12 Закона РСФСР «О Государственных пенсиях в РСФСР». ( утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.1992г. № ). Профессия « монтер пути» утверждена, после даты ДД.ММ.ГГГГ и суммировать к периодам работы в данной профессии службу в армии не представляется возможным.
Учитывая невыполнение требований изложенных в пп.5 п.1 ст. 27 вышеуказанного Закона от ДД.ММ.ГГГГ №173-Ф3, а именно, наличие специального стажа на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев, <Истец>, было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Представитель ответчика полагает, что решение, изложенное в протоколе комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ в редакции протокола № от ДД.ММ.ГГГГ законным, обоснованным и не подлежащим отмене.
Суд, изучив материалы дела, выслушав стороны, приходит к следующему.
ДД.ММ.ГГГГ. истец обратился к ответчику с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости.
ДД.ММ.ГГГГ. заседанием Комиссии по рассмотрению вопросов по реализации пенсионных прав граждан было вынесено решение, согласно которому ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в виду отсутствия требуемого специального стажа не менее 12 лет и 6 месяцев.
Согласно протоколу комиссии по реализации пенсионных прав № в специальный стаж <Истец> включены периоды:
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.(10 лет 1 месяц 8 дней)-монтер пути;
-с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ г.(4 месяца 11 дней)-лесоруб;
-с ДД.ММ.ГГГГ.по ДД.ММ.ГГГГ г.(7 месяцев 17 дней)-лесоруб.
Учитывая, что трудовая книжка истца сгорела при пожаре периоды работы подтверждены архивными справками:
-№ от ДД.ММ.ГГГГ.- период работы в Татышлинском лесопункте в качестве лесоруба участка Солодова с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГ.;
-№ от ДД.ММ.ГГГГ. подтверждающей отчисления в пенсионный фонд РФ с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ по установленным нормативам;
- № от ДД.ММ.ГГГГ.- работа в Чернушинской дистанции пути (26 дистанции пути) Горьковской железной дороги в должности монтера пути с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных дорог с интенсивным движением поездов полный рабочий день.
-справка из РВК № от ДД.ММ.ГГГГ. подтверждающая период срочной службы в Советской армии по призыву в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг.
Согласно материалам пенсионного дела страховой стаж <Истец> с учетом службы в армии составляет 31 год 5 месяцев 16 дней.
Как видно из материалов дела, период срочной военной службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст. 11 Федерального закона N 173-ФЗ учтен в страховой стаж истца, то есть ответчиком сам факт службы не оспаривается.
В период службы истца по призыву действовало Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 N 590. Согласно подп. "к" п. 109 данного Положения в спорный период, кроме работы в качестве рабочего и служащего в общий стаж работы засчитывалась служба в составе Вооруженных Сил СССР. При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подп. "а" и "б" п. 16 Положения) периоды, указанные в подп. "к" (служба в составе Вооруженных Сил СССР) и "л" приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Согласно п. 1 Разъяснений "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со ст. ст. 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17.10.2003 N 70, при исчислении продолжительности страхового стажа (абзац 3 статьи 2 Закона от 17.12.2001) и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (статьи 27, 28 Закона от 17.12.2001), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).
Изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правового акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии, в том числе досрочно назначаемой.
Указанное разъяснение, как видно из его преамбулы, основывается на Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2002 N 320-О, в котором содержится правовая позиция о том, что гражданину, у которого есть необходимый для назначения пенсии на льготных условиях специальный трудовой стаж и общий трудовой стаж, и который не реализовал свое право на установление пенсии на льготных условиях, не достигнув соответствующего пенсионного возраста, назначается досрочная трудовая пенсия по старости по достижении этого возраста с применением тех правил исчисления стажа и периодов работы (иной деятельности), которые действовали на момент выполнения работ, дающих право на эту пенсию.
В соответствии с подп. "б" п. 16 вышеназванного Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 N 590, а также с подп. "б" ст. 9 Закона СССР от 14.07.1956 "О государственных пенсиях" на льготных условиях имели право на пенсию по старости рабочие и служащие на других работах с тяжелыми условиями труда - мужчины по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет.
Ст. 9 названного Закона СССР от 14.07.1956 "О государственных пенсиях" также предусматривала еще одно условие для реализации права на пенсию на льготных условиях по Списку N 2: рабочие и служащие, предусмотренные в п. "б" настоящей статьи, имеют право на пенсию по старости на льготных условиях, если не менее половины стажа, необходимого для назначения им этой пенсии, приходится на соответствующие работы, дающие право на пенсию на льготных условиях, то есть речь шла о необходимости наличия специального стажа - 12 лет 6 месяцев. Вышеуказанным Положением N 590, действовавшим в спорный период времени, не предусматривалось право на назначение пенсии по Списку N 2, если специальный стаж составлял менее 12 лет 6 месяцев.
Указанное Положение N 590 утратило силу в связи с принятием Закона РСФСР от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", а Закон СССР от 14.07.1956 "О государственных пенсиях" утратил силу в связи с принятием Закона СССР от 15.05.1990 "О пенсионном обеспечении граждан в СССР
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 N 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 N 8-П и Определение от 05.11.2002 N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Смысл правовой определенности и связанной с ней предсказуемости законодательства заключается в том, что граждане, приобретшие пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняют ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.04.1992 года N 272 "Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда" в указанный список вошли, в том числе, монтеры пути, занятые на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов.
В силу п. 2 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года N 516, при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, суммируются периоды следующих работ:
1) подземные работы, работы с вредными условиями труда и в горячих цехах;
2) работы с тяжелыми условиями труда;
5) работа в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы.
В силу п. 3 указанных Правил суммирование периодов работ, указанных в п. 2 настоящих Правил, осуществляется в следующем порядке путем прибавления:
к периодам работ, указанных в подпункте 1, - периодов работы, указанной в подпункте 12;
к периодам работ, указанных в подпункте 2, - периодов работ, указанных в подпункте 1, а также периодов работ, указанных в подпунктах 5 - 7, 9, 12, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с абзацем первым подпункта 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона;
к периодам работы, указанной в подпункте 5, - периодов работ, указанных в подпунктах 1, 2, 6, 7, 9, 12.
Согласно п. 4 Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 10 настоящего Федерального закона, засчитываются период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Периоды, предусмотренные п. 1 настоящей статьи, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в ст. 10 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 года N 590, кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР. При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" п. 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт "в" п. 16) периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Как следует из материалов дела, до призыва в армию истец работал в должности лесоруба. Согласно подпункту "к" п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 года N 590, которым предусмотрено, что при назначении на льготных условиях или в льготном размере пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, период службы в составе Вооруженных сил СССР приравнивался по выбору обратившегося за пенсией либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Таким образом, период службы в Вооруженных силах подлежит включению в стаж работы по специальности, предусмотренной Списком №2., поскольку эта работа предшествовала службе. Более того, после периода службы по призыву, истец продолжил работу по специальности лесоруба, а затем монтера пути дающей ему право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно.
Доводы ответчика в части невозможности суммирования периода службы в армии с периодом работы по специальности монтера пути, поскольку эта профессия утверждена после 01.01.1992 года суд не может принять во внимание, поскольку такого запрета пенсионное законодательство на момент возникновения права у истца не содержало. Подпункты "а", "б" и "в" пункта 91 Положения о порядке назначения и выплате государственных пенсий утвержденного Советом Министров СССР от 03.08.1972 года № 590 прямо указывает на то, что работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах. По смыслу данной нормы при разрешении вопроса о включении периода службы в армии в льготный стаж необходимо исходить от суммированного стажа всех видов работ, предусмотренных Списками № и № Положения.
С учетом включения периода службы в армии специальный стаж истца составляет 13 лет 2 месяца 13 дней.
При указанных обстоятельствах, с учетом включения в льготный стаж спорного периода, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для назначения истцу трудовой пенсии досрочно с момента обращения в пенсионный орган, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.ст. 194-197, 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования <Истец> удовлетворить.
Отменить решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ года, от ДД.ММ.ГГГГ в части не включения периода прохождения службы в армии в специальный стаж.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Куединском районе Пермского края включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости <Истец> следующий период:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - служба в армии по призыву (2 года 01 месяц 07 дней).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Куединский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья
Куединского районного суда С.М. Колоколов