Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1390/2014 ~ М-352/2014 от 20.01.2014

дело № 2-1390/14                                                                                       Великий Новгород

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 мая 2014 года Новгородский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Галкиной Н.А.,

при секретаре Сотниковой А.А.,

с участием ответчика/истца Ворониной В.В., ее представителя Стексова П.В.,

представителя истца/ответчика Военного комиссариата Новгородской области Жариновой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного комиссариата Новгородской области к Ворониной В.В. о взыскании в доход федерального бюджета необоснованно полученных выплат;

по иску Ворониной В.В., действующей в интересах несовершеннолетней Ворониной В.Т., к Министерству обороны Российской Федерации, Военному комиссариату Новгородской области, Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Псковской и Новгородской областям» о взыскании за счет средств федерального бюджета недополученной компенсации в возмещение вреда, причиненного смертью кормильца,

у с т а н о в и л:

Военный комиссариат Новгородской области обратился в суд с иском к Ворониной В.В. о взыскании необоснованно полученных денежных средств, указав в обоснование, что с 01.09.2013 г. Военным комиссариатом Новгородской области назначена и выплачивается пенсия по случаю потери кормильца за погибшего вследствие военной травмы Воронина В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жене Ворониной В.В. на содержание дочери Ворониной В.Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии с Законом от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в ОВД, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

С 01.01.2012 г. в соответствии с ч.9 ст.3 Федерального закона от 07.11.2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных социальных выплат» (далее - Закон № 306-ФЗ) Военным комиссариатом Новгородской области Ворониной В.В. на дочь Валерию назначена ежемесячная денежная компенсация в возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, в размере 4 666 руб. 67 коп., а с 01.01.2013 года - в размере 4 923 руб. 23 коп. В августе 2013 года Военному комиссариату Новгородской области стало известно о том, что на основании решения Стругокрасненского районного суда Псковской области от 30.11.2004 г. Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Псковской и Новгородской областям» перечисляет Ворониной В.В. ежемесячную выплату в возмещение вреда, причиненного смертью кормильца. Поскольку двойная выплата по одному и тому же основанию не предусмотрена законом, 27.08.2013 г. Военным комиссариатом Новгородской области принято решение о приостановлении с 01.09.2013 г. выплаты обозначенной компенсации.

Военный комиссариат Новгородской области полагает, что в период с 01.01.2012 года по 31.08.2013 года Воронина В.В. необоснованно получала ежемесячную денежную компенсацию, просит взыскать с Ворониной В.В. в пользу федерального бюджета Российской Федерации излишне выплаченную компенсацию в сумме 95 386 руб. 68 коп.

Воронина В.В. обратилась в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, Военному комиссариату Новгородской области о взыскании недополученной за период с 01.09.2013 года по 30.11.2013 года компенсации, определенной ч. 2 ст. 5 Закона № 306-ФЗ, в размере 11 295 руб. 18 коп., а также обязании ответчиков производить ежемесячную выплату в размере разницы между компенсацией, определенной на основании ч. 2 ст. 5 Закона № 306-ФЗ, и суммой компенсации, определенной решением Стругокрасненского районного суда Псковской области от 24.10.2011 г. (с учетом определения Стругокрасненского районного суда Псковской области от 18.11.2011 г.) в размере 3 765 руб. 06 коп.

Определением суда от 17.03.2014 года обозначенные дела на основании ч.4 ст. 151 ГПК РФ объединены в одно производство для совместного рассмотрения.

В процессе рассмотрения дела определением суда к участию в деле в качестве соответчика по иску Ворониной В.В. привлечено Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Псковской и Новгородской областям» (далее - Учреждение), в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требовании относительно предмета спора, - ООО «БВ-Транс», а также Комитет образования Администрации Новгородского муниципального района - для дачи заключения.

Представители ответчиков Министерства обороны Российской Федерации, Учреждения, представитель третьего лица ООО «БВ-Транс», представитель Комитета образования Администрации Новгородского муниципального района в суд не явились, о дате и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся участников процесса.

В судебном заседании представитель истца/ответчика Военного комиссариата Новгородской области Жаринова С.В. иск к Ворониной В.В. поддержала, исковые требования, предъявленные Ворониной В.В., считала необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Ответчик/истец Воронина В.В. и ее представитель Стексов П.В. собственные требования поддержали по основаниям, указанным в заявлении. Полагали, что иск Военного комиссариата не основан на законе.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданских дел №2-1390/14, №2-6025/13, пенсионное дело Воронина Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, суд приходит к следующему.

Решением Стругокрасненского районного суда Псковской области от 30.11.2004 года по гражданскому делу № 2-147/2004 удовлетворено заявление Ворониной В.В. о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца Воронина Т.А. В пользу Ворониной В.В. на содержание дочери Ворониной В.Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за период с 28.08.2003 г. по 28.09.2004 г. взыскано с ООО «БВ-Транс», войсковой части 30183 возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, в размере 2/3 части заработка умершего Воронина Т.А. в сумме 27 200 руб. 40 коп. единовременно, по 13 600 руб. 20 коп. с каждого из ответчиков. Также в пользу Ворониной В.В. взыскано с ООО «БВ-Транс», войсковой части 30183 возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, на содержание дочери Ворониной В.Т. с 28.09.2004 г. в размере 1/3 части заработка умершего Воронина Т.А. в размере 1 133 руб. 33 коп., ежемесячно, по 566 руб. 67 коп. с каждого из ответчиков, до совершеннолетия ребенка.

Из указанного судебного акта следует, что возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, возложено на лиц, совместно причинивших вред, то есть в равных долях на войсковую часть 30183 и ООО «БВ-Транс».

На основании определения Стругокрасненского районного суда Псковской области от 19.05.2010 г. произведена замена стороны исполнительного производства с войсковой части 30183 на Филиал - войсковую часть 55584 Федерального бюджетного учреждения - войсковая часть 09436.

Определением Стругокрасненского районного суда Псковской области от 24.10.2011 г. произведена замена указанной выше стороны в исполнительном производстве на ФБУ «УФО МО РФ по Псковской и Новгородской областям», определено взыскать с ФБУ «УФО МО РФ по Псковской и Новгородской областям» в пользу Ворониной В.В. в возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, на содержание дочери Ворониной Валерии, с 01.01.2010 г. - 1 158 руб. 27 коп., ежемесячно, до совершеннолетия ребенка.

Определение Стругокрасненского районного суда Псковской области от 24.10.2011 г. вступило в законную силу, 30.11.2011 г. выдан исполнительный лист серии

Из материалов дела следует, что с 01.09.2003 г. в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу.. и их семей» Военным комиссариатом Новгородской области Ворониной В.В. на дочь Воронину В.Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, выплачивается пенсия по случаю потери кормильца за погибшего 28.08.2003 г. вследствие военной травмы военнослужащего Воронина Т.А.

В соответствии с ч.9 ст.3 Федерального закона от 07.11.2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», (вступил в силу 01.01.2012 года), в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация, которая рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 13 настоящей статьи для инвалида I группы, на количество членов семьи (включая погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы).

С 01.01.2012 г. Военным комиссариатом Новгородской области Ворониной В.В. на дочь Воронину В.Т. была назначена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного смертью Воронина Т.А., в размере 4 666 руб. 67 коп., а с 01.01.2013 г. - в размере 4 923 руб. 23 коп.

Из объяснений представителя заинтересованного лица Жариновой С.В. следует, что в августе 2013 года в ходе проведенной по инициативе Учреждения проверки, Военному комиссариату Новгородской области стало известно о том, что имеет место двойное возмещение вреда, причиненного смертью Воронина Т.А., на содержание его дочери Ворониной В.Т., что не предусмотрено законом.

27.08.2013 г. Военным комиссариатом Новгородской области принято решение о приостановлении с 01.09.2013 г. выплаты ежемесячной денежной компенсации в размере 4 923 руб. 33 коп. на основании п. 15 ст. 3 Закона № 306-ФЗ. Письмом от 27.08.2013 года Ворониной В.В. предложено выбрать способ получения компенсации в возмещение вреда, причиненного смертью Воронина Т.А., - либо путем получения ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной Законом № 306-ФЗ, либо путем получения возмещения вреда, причиненного смертью кормильца по исполнительному листу, выданному на основании решения Стругокрасненского районного суда Псковской области.

Воронина В.В. выбор способа получения компенсации не произвела, обратилась в суд с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ о признании незаконным решения Военного комиссариата Новгородской области от 27.08.2013 года о приостановлении выплаты ежемесячной денежной компенсации в размере 4 923 руб. 33 коп. Решением Новгородского районного суда Новгородской области от 23.10.2013 года по гражданскому делу №2-6025/13, вступившим в законную силу 28.11.2013 года, означенное требование Ворониной В.В. оставлено без удовлетворения.

Разрешая требование Военного комиссариата Новгородской области о взыскании с Ворониной В.В. излишне выплаченных денежных средств за период с 01.01.2012 г. по 31.08.2013 г. в сумме 95 386 руб. 68 коп. (4 666 руб. 67 коп. х 12 мес. + 4 923 руб. 33 коп. х 8 мес.), суд приходит к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения.

Военный комиссариат Новгородской области, ссылаясь на нормы закона о неосновательном обогащении - п.1 ст.1102, п.3 ст.1109 ГК РФ, указывает на наличие в действиях Ворониной В.В. недобросовестности при получении выплаты. Военный комиссариат Новгородской области полагает, что Воронина В.В. с целью улучшения своего материального положения 19.04.2012 г. обратилась с заявлением об установлении выплаты, определенной п.9 ст.3 Закона № 306-ФЗ, при этом ей было достоверно известно о наличии судебных актов, вынесенных Стругокрасненским районным судом Псковской области.

Согласно ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

В соответствии со ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Из приведенных выше законоположений следует, что обстоятельством, имеющим юридическое значение для правильного рассмотрения данного спора, является наличие недобросовестности получателя неосновательного обогащения и счетной ошибки, обязанность доказывания которых возложена на истца.

Вместе с тем, доводы Военного комиссариата Новгородской области о недобросовестности Ворониной В.В. при получении ежемесячной денежной компенсации не подтверждены в установленном законом порядке.

Так, из материалов дела следует, что 19.04.2012 г. при обращении Ворониной В.В. в Военный комиссариат с заявлением о выплате денежной компенсации, предусмотренной ч.9 ст.3 Закона №306-ФЗ, ею были представлены все необходимые документы, определенные «Правилами выплаты денежной компенсации, установленной ч. 9, 10 и 13 ст. 3 Закона № 306-ФЗ» (утверждены постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 г. № 142).

При этом на Военный комиссариат как на орган пенсионного обеспечения возложена обязанность по проверке в необходимых случаях обоснованности назначения компенсации; принятие мер реагирования по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принятию решения об установлении выплаты либо об отказе в ее установлении на основании совокупности представленных документов.

Суд полагает, что именно Военный комиссариат Новгородской области обязан был проверить обозначенные обстоятельства при решении вопроса о наличии у Ворониной В.В., действующей в интересах несовершеннолетней Ворониной В.Т., права на получение компенсации в возмещение вреда по случаю потери кормильца.

Довод представителя Военного комиссариата Новгородской области о том, что недобросовестность Ворониной В.В. подтверждается заявлением-обязательством, представленном ею 19.04.2012 года в Военный комиссариат (л.д. 90), в котором она приняла на себя обязательство извещать военный комиссариат о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера компенсации или прекращение ее выплаты, является несостоятельным.

Нарушение указанного обязательства не может быть поставлено в вину Ворониной В.В., поскольку в рассматриваемом случае речь идет о наличии либо отсутствии у нее изначально права на получение компенсации по случаю потери кормильца на основании ч.9 ст.3 Закона №306-ФЗ, проверка наличия которого входит в компетенцию Военного комиссариата.

Кроме того, из заявления Ворониной В.В. и иных представленных суду документов не следует, что ей разъяснялись положения ч. 15 ст. 3 Закона № 306-ФЗ, согласно которой единовременные пособия и ежемесячная денежная компенсация, предусмотренные частями 8 - 10, 12 и 13 настоящей статьи, не производятся лицам, получившим такие пособия или компенсации по тем же основаниям в соответствии с иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Принимая во внимание изложенное, суд не усматривает в действиях Ворониной В.В. недобросовестности, следовательно, в силу ст. ст. 1102, 1109 ГК РФ не имеется оснований для взыскания с нее в пользу федерального бюджета уплаченной в период с 01.01.2012 г. по 31.08.2013 г. компенсации в возмещение вреда по случаю потери кормильца, в сумме 95 386 руб. 68 коп.

Разрешая исковые требования Ворониной В.В., суд приходит к следующему.

Общие нормы об обязательствах вследствие причинения вреда закреплены в главе 59 ГК РФ.

Так из смысла ст. 1084 ГК РФ следует, что вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязанностей военной службы, службы в полиции и других соответствующих обязанностей возмещается по правилам, предусмотренным настоящей главой, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности.

Согласно ст. 1085 ГК РФ при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение. При определении утраченного заработка (дохода) пенсия по инвалидности, назначенная потерпевшему в связи с увечьем или иным повреждением здоровья, а равно другие пенсии, пособия и иные подобные выплаты, назначенные как до, так и после причинения вреда здоровью, не принимаются во внимание и не влекут уменьшения размера возмещения вреда (не засчитываются в счет возмещения вреда). В счет возмещения вреда не засчитывается также заработок (доход), получаемый потерпевшим после повреждения здоровья.

Объем и размер возмещения вреда, причитающегося потерпевшему в соответствии с настоящей статьей, могут быть увеличены законом или договором.

В постановлении Конституционного суда РФ от 20.10.2010 года N 18-П указано, что положения пункта 1 и абзацев первого и второго пункта 2 статьи 18 ФЗ «О статусе военнослужащих» и статьи 1084 ГК РФ, направленные на возмещение - посредством публично-правового и гражданско-правового регулирования соответственно - вреда, понесенного членами семьи военнослужащего, погибшего (умершего) при исполнении обязанностей военной службы либо умершего вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного при исполнении обязанностей военной службы, не могут рассматриваться как нарушающие права данной категории граждан, в том числе гарантированные статьями 7, 19 (части 1 и 2) и 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации. Вместе с тем, поскольку действующее правовое регулирование не предусматривает для указанных граждан, состоявших на иждивении военнослужащего, - при отсутствии виновных противоправных действий со стороны государственных органов и их должностных лиц - такую форму выплат в возмещение вреда, как ежемесячная денежная компенсация (в счет возмещения утраченного заработка, дохода в связи со смертью кормильца), не исключаются случаи, когда причитающиеся им выплаты (в том числе пенсия по случаю потери кормильца и дополнительные выплаты к ней, единовременное денежное пособие и выплаты по обязательному государственному страхованию, денежные пособия детям) не будут компенсировать в полном объеме ту часть заработка (денежного довольствия), которая приходилась на их долю при жизни кормильца исходя из назначенного ему денежного довольствия.

Исходя из конституционных принципов равенства и социальной справедливости, на которых основаны приведенные правовые позиции Конституционного Суда РФ, - возможно использование в качестве элемента механизма возмещения вреда, причиненного здоровью военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы, и, соответственно, в случае гибели (смерти) военнослужащего - членам его семьи, имеющим право на получение пенсии по случаю потери кормильца, ежемесячной денежной выплаты при недостаточности выплачиваемых сумм, предназначенных в том числе для восполнения дохода, который они получали при жизни кормильца.

В связи с этим Федеральному Собранию было поручено, исходя из требований Конституции РФ и правовых позиций Конституционного Суда РФ, изложенных в настоящем Постановлении, внести в действующее законодательство изменения, направленные на совершенствование указанного механизма возмещения вреда, с тем чтобы во всяком случае членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего, имеющим право на получение пенсии по случаю потери кормильца, гарантировалась возможность восполнения имущественных потерь путем предоставления в рамках этого механизма выплат, которые в совокупности по крайней мере обеспечивали бы указанным лицам получение доли заработка (денежного довольствия), приходившейся на каждого из них при жизни военнослужащего.

Возвращаясь к этому же вопросу Конституционный Суд РФ в постановлении от 17.05.2011 года N 8-П отметил, что ст. 1084 ГК РФ не исключает, а предполагает обеспечение выплаты государством в полном объеме возмещения такого вреда, но лишь в качестве меры гражданско-правовой ответственности государственных органов или их должностных лиц как причинителей этого вреда, и позволяет использовать дополнительно к публично-правовым средствам социальной защиты военнослужащих меры гражданско-правовой ответственности в тех случаях, когда вина органов и должностных лиц государства в причинении вреда жизни или здоровью гражданина при исполнении им обязанностей военной службы установлена.

Положения пункта 1 и абзацев первого и второго пункта 3 статьи 18 ФЗ «О статусе военнослужащих» во взаимосвязи со статьей 5 ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава ОВД РФ, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» имеют целью обеспечение в рамках публично-правового механизма возмещения вреда, причиненного здоровью военнослужащих - инвалидов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного при исполнении обязанностей военной службы, осуществления гарантированных им Конституцией Российской Федерации прав и компенсации последствий изменения их материального и социального статуса.

Между тем выплачиваемые данной категории граждан наряду со специальным пенсионным обеспечением страховые суммы и единовременные пособия восполняют утраченный заработок лишь в течение непродолжительного периода (25-75 месяцев), тогда как полная или частичная утрата военнослужащим трудоспособности, вызванная увечьем (ранением, травмой, контузией), носит долговременный, как правило - пожизненный, характер. Следовательно, действующий публично-правовой механизм возмещения вреда военнослужащим, получившим увечье (ранение, травму, контузию) и уволенным по состоянию здоровья в связи с невозможностью продолжения военной службы, не исключает случаев, когда причитающиеся им выплаты (в том числе пенсия по инвалидности, выплаты в рамках системы социальной защиты, единовременное пособие и выплаты по обязательному государственному страхованию) не компенсируют в надлежащем объеме материальные потери, связанные с невозможностью продолжения военной службы, т.е. непосредственно не гарантирует адекватное возмещение утраченного заработка (денежного довольствия).

Федеральному законодателю надлежит - исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Постановлении, - не позднее чем в шестимесячный срок внести в действующее правовое регулирование изменения, направленные на совершенствование публично-правового механизма возмещения вреда здоровью военнослужащих, ставших инвалидами вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного при исполнении обязанностей военной службы, с тем чтобы в течение всего периода утраты трудоспособности им во всяком случае гарантировалось адекватное возмещение вреда, сопоставимое по своему объему с денежным содержанием, которое военнослужащий имел на момент увольнения с военной службы. Этим с государства не снимается обязанность принимать меры, направленные на повышение уровня благосостояния военнослужащих, который должен соответствовать их высокому статусу.

Таким образом, в своих постановлениях Конституционный Суд РФ отмечал, что существует категория граждан, которая в силу имеющихся мер публично-правового регулирования могут не получать гарантированного государством объема в возмещение вреда жизни (здоровью).

С учетом изложенного суд полагает, что принятый Федеральный закон от 07.11.2011 года N 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», вступивший в законную силу 01.01.2012 года (с учетом даты его принятия - в течение 6 месяцев с момента опубликования постановления Конституционного Суда РФ от 17.05.2011 года N 8-П) направлен на совершенствование публично-правового механизма, о котором шла речь в поименованном выше постановлении Конституционного Суда РФ.

В соответствии со ст. 1 данного Закона №306-ФЗ предметом его правового регулирования является установление отдельных выплат военнослужащим с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, выполняемых задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы.

Законодательное закрепление отдельных выплат военнослужащим нашло свое отражение в ст. 3 названного Закона №306-ФЗ.

Так, согласно ч. 9 ст. 3 Закона №306-ФЗ в случае гибели (смерти) военнослужащего, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация, которая рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 13 настоящей статьи для инвалида I группы, на количество членов семьи (включая погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы).

В силу ч. 11 этой же статьи право на ежемесячную денежную компенсацию, имеют дети, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения- до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.

Однако в соответствии с ч. 15 ст. 3 Закона №306-ФЗ данная ежемесячная денежная компенсация не производятся лицам, получившим такие пособия или компенсации по тем же основаниям в соответствии с иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, выплата ежемесячной денежной компенсации по смыслу законодателя предназначается такой категории граждан, которой иными средствами публично-правового механизма возмещения вреда здоровью не восполнен утраченный заработок погибшего военнослужащего, не обеспечен достаточный уровень восполнения материальных потерь, связанных с невозможностью дальнейшего прохождения военной службы.

Как установлено судом, Ворониной В.В. на содержание дочери В.Т. адекватное возмещение вреда, сопоставимое по своему объему с денежным содержанием, которое имел ее супруг на момент смерти, гарантировано, поскольку она получает выплаты в возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, с причинителей вреда - Учреждения и ООО «БВ-Транс» до достижения дочерью совершеннолетия. Источником выплаты, производимых Учреждением, являются средства федерального бюджета.

При расчете возмещения вреда, причиненного смертью кормильца, Стругокрасненский районный суд Псковской области исходил из размера заработной платы погибшего Воронина Т.А. на день его смерти. Назначенный размер возмещения вреда здоровью индексируется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Размер выплаты, получаемой Ворониной В.В. от Учреждения в возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, составляет в настоящее время 1 158 руб. 27 коп. ежемесячно. Указанный размер выплаты является ниже, чем ежемесячная денежная выплата, которая могла быть назначена Ворониной В.В. в соответствии с ч.9 ст.3 Закона № 306-ФЗ. Соответственно получаемая Ворониной В.В. выплата в возмещение вреда, причиненное смертью кормильца, не компенсирует ей утраченный заработок супруга.

В силу ч.2 ст. 5 Закона № 306-ФЗ лицам, указанным в частях 9, 10 и 13 статьи 3 настоящего Федерального закона, получавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона выплаты в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с установлением инвалидности вследствие военной травмы, либо выплаты в возмещение вреда в связи с гибелью (смертью) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей вследствие военной травмы, либо со смертью (гибелью) инвалида вследствие военной травмы в ином размере, чем предусмотрено частями 9, 10 и 13 статьи 3 настоящего Федерального закона, производятся выплаты в ранее назначенных размерах, но не в меньших размерах, чем предусмотрено этими частями.

В период с 01.09.2013 г. по 30.11.2013 г. размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, на содержание несовершеннолетней дочери В.Т., рассчитанный на основании Закона № 306-ФЗ, составлял 4 923 руб. 53 коп.

Соответственно сумма недополученной за период с 01.09.2013 г. по 30.11.2013 г. Ворониной В.В. компенсации составляет 11 295 руб. 18 коп. ((4 923 руб. 33 коп. - 1 158 руб. 27 коп.) х 3 мес.).

С 01.12.2013 г. по линии Военного комиссариата Новгородской области получателем ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, предусмотренной Законом № 306-ФЗ, является отец погибшего Воронина Т.А. - Воронин А.Ю.

В результате изменения с 01.12.2013 г. количества членов семьи, подлежащих учету при расчете компенсации, компенсация составит 3 692 руб. 50 коп. (14 770 руб. / 4 члена семьи, включая погибшего Тимофеева Т.А., его мать Селезневу С.Л., отца Воронина А.Ю., дочь Воронину В.Т).

Соответственно в силу ч.2 ст. 5 Закона № 306-ФЗ, начиная с 01.12.2013 года Учреждение, как причинитель вреда, финансируемый за счет средств федерального бюджета, обязано производить Ворониной В.В. ежемесячную дополнительную выплату в размере 2 534 руб. 23 коп. (3 692 руб. 50 коп. - 1 158 руб. 27 коп.) в возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, на содержание несовершеннолетней В.Т. до ее совершеннолетия.

В удовлетворении остальной части исковых требований Ворониной В.В. следует отказать как не основанных на законе и предъявленных к ненадлежащим ответчикам.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Военного комиссариата Новгородской области о взыскании с Ворониной В.В. в доход федерального бюджета необоснованно полученной ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, в сумме 95 386 руб. 68 коп. - оставить без удовлетворения.

Исковые требования Ворониной В.В. удовлетворить частично.

Взыскать с Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Псковской и Новгородской областям» за счет средств федерального бюджета в пользу Ворониной В.В. единовременно сумму недополученной за период с 01.09.2013 года по 30.11.2013 года компенсации в возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, на содержание несовершеннолетней дочери Ворониной В.Т., ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, в сумме 11 295 руб. 18 коп.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Псковской и Новгородской областям» ежемесячно, начиная с 01.12.2013 года производить Ворониной В.В. дополнительную выплату в размере 2 534 руб. 23 коп. в возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, на содержание несовершеннолетней Ворониной В.Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до ее совершеннолетия.

В удовлетворении остальной части исковых требований Ворониной В.В. отказать.

Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий      Н.А. Галкина

Мотивированное решение составлено: 28 мая 2014 года.

2-1390/2014 ~ М-352/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Военный комиссариат Новгородской области
Ответчики
Воронина Виктория Вячеславовна
ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Псковской и Новгородской областям"
Министерство обороны РФ
Другие
ООО «БВ-Транс»
Суд
Новгородский районный суд Новгородской области
Судья
Галкина Наталья Александровна
Дело на сайте суда
novgorodski--nvg.sudrf.ru
20.01.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.01.2014Передача материалов судье
24.01.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.01.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.01.2014Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
20.02.2014Предварительное судебное заседание
17.03.2014Предварительное судебное заседание
07.04.2014Предварительное судебное заседание
24.04.2014Судебное заседание
20.05.2014Судебное заседание
28.05.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.06.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.12.2014Дело оформлено
11.02.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее