Судебный акт #1 (Определение) по делу № 12-865/2021 от 04.10.2021

Дело № 12-865/2021

УИД № 66RS0005-01-2021-006932-69

РЕШЕНИЕ

«10» декабря 2021 года г. Екатеринбург

Судья Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга Стекольникова Ж.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Шефера Д.А. на постановление № 66852121700078900003 заместителя начальника Межрайонной инспекции ФНС России № 31 по Свердловской области Кузнецовой О.В. от 13.09.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Шефера Дмитрия Анатольевича,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением должностного лица от 13.09.2021 директор ООО «Самсон и К» Шефер Д.А. подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 20000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.

В жалобе Шефер Д.А. просит об отмене постановления должностного лица и прекращении производства по делу об административном правонарушении. В обоснование жалобы пояснил об отсутствии события административного правонарушения.

В судебном заседании защитник Шефера Д.А. – Семовских И.Л. поддержала жалобу по изложенным в ней основаниям. В дополнениях к жалобе указала на отсутствие состава административного правонарушения, поскольку положения Закона № 173-ФЗ противоречат Трудовому кодексу РФ в той части, в которой ограничивают право работников – нерезидентов на выбор удобного им способа выплаты заработной платы. При этом, учитывая сложившуюся на сегодняшний день судебную практику, решение Арбитражного суда Свердловской области, вынесенное в отношении юридического лица по данным обстоятельствам, просила принять во внимание смягчающие административную ответственность обстоятельства и рассмотреть вопрос о возможности замены административного штрафа предупреждением.

Представитель Межрайонной инспекции ФНС № 31 по Свердловской области Колпакова Е.Г. в настоящее судебное заседание не явилась, ранее представила отзыв, в котором пояснила, что событие административного правонарушения и вина должностного лица в его совершении подтверждаются совокупностью представленных в материалы дела доказательств. Просила отказать в удовлетворении жалобы.

Заслушав пояснения, изучив доводы жалобы и материалы дела, прихожу к следующим выводам.

В соответствии частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление незаконных валютных операций влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Подпунктом "б" пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) предусмотрено, что к валютным операциям относятся приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.

Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций определены статьей 14 Закона N 173-ФЗ, в соответствии с которой установлено, что расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.

Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен этой же частью 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ.

При этом юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчеты при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.

Возможность осуществления такой валютной операции, как выплата резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами, минуя счет в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена, в перечень исключений такая выплата не входит.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 7 части 1 статьи 1 Закона N 173-ФЗ нерезидентами признаются физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 6 настоящей статьи.

Согласно пунктам 6, 7 части 1 статьи 1 Закона N 173-ФЗ, резидентами признаются физические лица, постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Российская организация вправе выплачивать заработную плату в рублях из кассы (без использования банковских счетов) работнику-иностранцу, постоянно проживающему в России на основании вида на жительство, поскольку в данном случае такая операция не является валютной (подпункт "б" пункт 6 часть 1 статьи 1 Закона N 173-ФЗ).

Выплата заработной платы работнику-иностранцу, не имеющему вида на жительство в России, временно пребывающему в Российской Федерации, признается валютной операцией (подпункт "а" пункт 7, пункт 9 части 1 статьи 1 Закона N 173-ФЗ, абзац 14 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"). В этом случае расчеты с таким работником-нерезидентом необходимо производить только в безналичном порядке через счета в уполномоченных банках (часть 2 статьи 14 Федерального закона N 173-ФЗ).

При рассмотрении дела установлено, что налоговым органом в ходе проведения проверки соблюдения ООО «Самсон и К» валютного законодательства выявлено, что во исполнение обязательств по трудовым договорам ООО «Самсон и К», в лице директора Шефера Д.А., в период с 01.01.2020 по 31.12.2020, в нарушение статьи 1, части 2 статьи 14 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" произвело выплату заработной платы сотрудникам - нерезидентам Насибзода Б.Н., Рахмонову С.У., Собирову У.У., Собирову АД., Шукурову Ш.Б. путем выдачи из кассы организации наличных денежных средств в размере 54890 рублей 63 копейки в валюте Российской Федерации.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения директора общества с ограниченной ответственностью «Самсон и К» к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе производства по делу на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Совокупность установленных по настоящему делу об административном правонарушении фактических и правовых оснований позволяют прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены должностным лицом и доказаны с соблюдением требований процессуальных норм.

В силу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Шефер Д.А., занимающий должность директора Общества, и который согласно представленным полномочиям обладает организационно-распорядительными и хозяйственными функциями, является ответственным должностным лицом и по смыслу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности несет административную ответственность за нарушение вышеуказанных требований закона.

Таким образом, Шефер Д.А. совершил действие, которое образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку, будучи должностным лицом, ответственным за соблюдение законодательных требований в области осуществления валютных операции с нерезидентами при выплате последним заработной платы через банковские счета, открытые в уполномоченных банках, свои должностные обязанности не выполнил.

Вывод должностного лица о наличии в деянии директора ООО «Самсон и К» Шефера Д.А. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Деяние указанного лица квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства в области валютного регулирования.

Оснований для иной юридической оценки действий директора ООО «Самсон и К» Шефера Д.А. не имеется. Принимая обжалуемый акт, должностное лицо обоснованно сочло, что руководитель юридического лица имел возможность для соблюдения правил и норм валютного законодательства, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Иного из материалов дела не следует.

Жалоба не содержит доводов, непроверенных при рассмотрении дела и ставящих под сомнение законность и обоснованность вынесенного постановления.

Несогласие автора жалобы с приведенными выводами и оценкой установленных обстоятельств основанием для отмены обжалуемого акта не является.

Нарушений процессуальных требований законодательства об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, допущено не было.

Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отвечает требованиям части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, полагаю, что имеются основания для изменения постановления должностного лица в части назначенного наказания.

Так, в соответствии с ч. 3 ст. 3.4 КоАП РФ в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со ст. 4.1.1 настоящего Кодекса.

В силу ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Таким образом, вышеприведенными нормами установлены основания смягчения административной ответственности за правонарушения, совершенные лицами, являющимися субъектами малого и среднего предпринимательства.

Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО «Самсон и К» включено в указанный реестр.

Сведения о том, что Шефер Д.А. ранее привлекался к административной ответственности, материалы дела не содержат, должностным лицом административного органа не представлены.

Не содержат материалы дела и доказательств, подтверждающих, что выявленное административным органом нарушение валютного законодательства причинило вред или создало угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозу чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, причинило имущественный ущерб.

Учитывая приведенные обстоятельства и характер совершенного административного правонарушения, полагаю возможным назначить директору ООО «Самсон и К» Шеферу Д.А. административное наказание в виде предупреждения.

При таких обстоятельствах постановление № 66852121700078900003 заместителя начальника Межрайонной инспекции ФНС России № 31 по Свердловской области Кузнецовой О.В. от 13.09.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Шефера Дмитрия Анатольевича подлежит изменению в части назначения Шеферу Д.А. наказания в виде предупреждения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление № 66852121700078900003 заместителя начальника Межрайонной инспекции ФНС России № 31 по Свердловской области Кузнецовой О.В. от 13.09.2021 о назначении Шеферу Дмитрию Анатольевичу административного наказания в виде административного штрафа в размере 20000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить в части назначенного административного наказания на предупреждение.

В остальной части постановление должностного лица оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти суток со дня получения или вручения его копии путем подачи жалобы через Октябрьский районный суд г. Екатеринбурга.

Судья Стекольникова Ж.Ю.

12-865/2021

Категория:
Административные
Статус:
Изменено с изменением наказания
Ответчики
Шефер Дмитрий Анатольевич
Суд
Октябрьский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области
Судья
Стекольникова Жанна Юрьевна
Статьи

ст.15.25 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
oktiabrsky--svd.sudrf.ru
06.10.2021Материалы переданы в производство судье
07.10.2021Истребованы материалы
20.10.2021Поступили истребованные материалы
11.11.2021Судебное заседание
24.11.2021Судебное заседание
10.12.2021Судебное заседание
13.12.2021Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
24.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее