Дело № 2-2262/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 июля 2015 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Мизгерт О.В.,
при секретаре Судникович В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Канского межрайонного прокурора в интересах Козловой Н.Н. к КГБПОУ «Канский техникум отраслевых технологий и сельского хозяйства» о взыскании недоначисленной заработной платы,
установил:
Канский межрайонный прокурор обратился в интересах Козловой Н.Н. с исковым заявлением к КГБПОУ «Канский техникум отраслевых технологий и сельского хозяйства» о взыскании недоначисленной заработной платы, мотивируя свои требования тем, что согласно трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ № (дополнительные соглашения от ДД.ММ.ГГГГ и 13.01.2015) была принята на должность дежурного общежития с должностным окладом в размере 2140 руб. и соответствующими надбавками к заработной плате (30% районный коэффициент и 30% северная надбавка).
Согласно ст. 1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 336-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальной размере оплаты труда» с ДД.ММ.ГГГГ на территории Российской Федерации установлен минимальных размер оплаты труда в сумме 5 554 руб. в месяц, поэтому заработная плата за отработанную месячную норму рабочего времени и выполнения нормы труда должна быть начислена не менее МРОТ с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента 30% и надбавки за стаж работы 30%, т.е. не менее 9544 руб. Работодателем заработанная плата работнику начислялась и выплачивалась работникам с нарушением требований трудового законодательства.
В связи с чем, в пользу Козловой Н.Н. подлежит взысканию за период работы с января по март 2015 года в размере 11558,1 руб.
Таким образом, Канский межрайонный прокурор просит взыскать с ответчика в пользу Козловой Н.Н. недоначисленную заработную плату в размере 11558,1 руб.
В судебном заседании помощник Канского межрайонного прокурора Сапинская Е.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика КГБПОУ «Канский техникум отраслевых технологий и сельского хозяйства» Гуманная И.В., действующая на основании доверенности от 13.07.2015, исковые требования признала частично, пояснила, так как ночные часы и праздничные дни в соответствии со ст.3 Закона Красноярского края от 29.10.2009 № 9-3864 «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений» относятся к выплатам компенсационного характера. Согласно ст. 129 ТК РФ «заработная плата – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (добавки и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты)». Следовательно, при расчете доплаты до уровня минимального размера оплаты труда следует включить доплату за ночное и праздничное время.
Представитель ответчика предоставил расчет заработной платы Козловой Н.Н., согласно которому, сумма недоначисленной заработной платы за период с января по март 2015 года составляет 5838,29 руб.:
за отработанные 15 рабочих дня (120 часов) в январе 2015г. недоначисленной заработной платы нет (10145,55 руб./начисленная зарплата – 584,28 руб./за переработку – 9544 руб./МРОТ);
за отработанные 19 рабочих дня (152 часа) в феврале 2015 г. (6890,46руб/начисленная зарплата – 187,99 руб./переработка – 9544 руб./МРОТ) недоначислено заработной платы 2841,53 руб.
за отработанные 21 рабочих дня (168 часа) в марте 2015 г. (6840,98руб/начисленная зарплата – 293,74руб./переработка – 9544 руб./МРОТ) недоначислено заработной платы 2996,76 руб.
Истец Козлова Н.Н. в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, с возражениями ответчика согласна.
Представитель третьего лица Министерства образования и науки Красноярского края в судебное заседание не явился, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, о причине неявки не уведомил.
Суд, с согласия сторон, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца, третьего лица.
Заслушав помощника Канского межрайонного прокурора Сапинскую Е.В., согласившуюся с расчетом, представленным представителем ответчика, считает, что сумма недоначисленной заработной платы Козловой Н.Н. составляет 5838,29 руб., которую просит взыскать с ответчика, заслушав представителя ответчика Гуманную И.В., исследовав письменные материалы дела, полагает, что исковые требования обоснованы и подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 15 Конституции России предусматривает, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Статья 72 Конституции РФ относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе вопросы трудового законодательства.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 76 Конституции РФ). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (п. 5 ст. 76).
Согласно ст. 133 Трудового кодекса РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 г. № 90-ФЗ, от 20.04.2007 г. № 54-ФЗ)
Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период времени норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Согласно ст.ст.146, 315-317 ТК РФ в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями. Районный коэффициент для работников организации, расположенных в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях, процентная надбавка за стаж работы в указанных районах должна начисляться к совокупной заработной плате.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 4.02.1991 г. № 76 «О некоторых мерах социально-экономическому развитию районов Севера» исполнительным органам субъектов РФ предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах, действующих на территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. Принятым в его исполнение постановлением администрации Красноярского края от 21.08.1992 № 311-п «Об установлении районного коэффициента» установлен единый районный коэффициент к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов края, равный 1,3.
Постановлением Совета Министров и ВЦСПС от 24 сентября 1989 года № 794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края» введена выплата процентной надбавки к заработной плате за непрерывный стаж работы в южных районах Красноярского края, которым ранее не была установлена такая надбавка (в их состав входят все местности края, не отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, в том числе и Канский район. В соответствии с п.1 Постановления №794 определенные им надбавки заработной плате устанавливаются в размере 10% по истечении первого года работы (который исчисляется с 01.11.1989 г), с увеличением на 10% за каждые последующие два года работы, но не свыше 30% и выплачиваются в порядке и ан условиях, предусмотренных Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.04.1972 г №255. Данные акты в настоящее время не отменены и не изменены, следовательно, применяются при регулировании правовых правоотношений.
Разъяснением от 11.09.1995 №3, утвержденным Постановлением Министра труда РФ от 11.09.1995 г. №49 «О порядке начисления процентных надбавок заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока и коэффициентов» процентные надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынях и безводных местностях), установленные к заработной плате лицам, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемой ежемесячно, ежеквартально или единовременно. Под южными районами Восточной Сибири подразумеваются южные районы Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия и Республики Хакасия, на территории которых применяется 30-процентная надбавка к заработной плате.
Федеральным законом от 02.12.2013 г. № 336-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», статьей 1, с 1 января 2014 г. на территории Российской Федерации установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 5 554 рублей в месяц.
В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (статья 133.1 Трудового кодекса РФ).
В соответствии с Постановлением администрации Красноярского края от 21.08.1992 № 311-п, решением Канского городского Совета депутатов Красноярского края к заработной плате заявителя должны применяться районный коэффициент - 30% и надбавка - 30% за работу в местностях с особыми климатическими условиями.
Таким образом, по смыслу указанных законов на минимальный размер оплаты труда, работника, отработавшего норму рабочего времени и выполнившему нормы труда, должны начисляться районный коэффициэнт-30% и надбавка за работу в местностях с особыми климатическими условиями.
Согласно ст.130 Трудового кодекса РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются: величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации и меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы.
Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (добавки и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Как установлено в судебном заседании, Козлова Н.Н. была принята на должность дежурного общежития ДД.ММ.ГГГГ с должностным окладом в размере 2140 руб. что подтверждается трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ № (дополнительными соглашениями) (л.д. 10-16). Согласно расчетным листкам в январе 2015 года Козловой начислена заработная плата в размере 10145,55 руб., в феврале 2015 года – 6890,46 руб., в марте 2015 г. – 6840,98 руб. (л.д.18). Проверив расчет, представленный ответчиком, учитывая согласие помощника Канского межрайпрокурора Сапинской Е.В. и письменное согласие истца Козловой Н.Н. с суммой недоначисленной заработной платы в размере 5838,29 руб., суд считает, требования истца в части взыскания невыплаченной заработной платы в размере 5838,29 руб. законной и обоснованной.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
исковые требования Канского межрайонного прокурора в интересах Козловой Н.Н. к КГБПОУ «Канский техникум отраслевых технологий и сельского хозяйства» о взыскании недоначисленной заработной платы – удовлетворить частично.
Взыскать с КГБПОУ «Канский техникум отраслевых технологий и сельского хозяйства» в пользу Козловой Н.Н. недоначисленную заработную плату в размере 5838,29 руб.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Мизгерт О.В.