Дело № 2-191/2013
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Село Солтон Солтонского района
Алтайского края, улица Ленина - 15 23 сентября 2013 года
Солтонский районный суд Алтайского края в составе:
Председательствующего судьи Понамаревой Е.А.,
При секретаре судебного заседания Дегтяревой Е.Ф.,
С участием:
- помощника прокурора Солтонского района Алтайского края Назаренко П.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседание в порядке заочного судопроизводства гражданское дело № 2-191/2013 по иску исполняющего обязанности прокурора Солтонского района Алтайского края в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования к индивидуальному предпринимателю Меркишкину <данные изъяты> об устранении нарушений природоохранного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Исполняющий обязанности прокурора Солтонского района Алтайского края, действуя в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации - Алтайский край и муниципального образования - Солтонский район Алтайского края, обратился в Солтонский районный суд Алтайского края с иском к индивидуальному предпринимателю Меркишкину <данные изъяты>, прося суд возложить на ответчика обязанность согласовать расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2010 - 2012 годы и 1, 2 квартал 2013 года в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Алтайскому краю и Республике Алтай (Росприроднадзор) и на основании согласованных расчетов внести плату за негативное воздействие за указанный период. В обоснование заявленных требований прокурор в исковом заявлении ссылается на то, что в ходе проведенной проверки соблюдения требований природоохранного законодательства, было выявлено, что в процессе производственно-хозяйственной деятельности индивидуальный предприниматель осуществляет выброс загрязняющих веществ в атмосферу передвижными источниками - транспортными средствами. На момент прокурорской проверки ответчиком плата за негативное воздействие на окружающую среду в установленные сроки за 2010 - 2012 годы и 1, 2 квартал 2013 года не внесена, что нарушает требования Федерального закона № 96-ФЗ от 04.05.1999 года «Об охране атмосферного воздуха», согласно которому лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны осуществлять учет выброшенных вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным.
В судебном заседании помощник прокурора Солтонского района Алтайского края Назаренко <данные изъяты> полностью поддержал заявленные исковые требования, прося обязать ответчика произвести расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду, согласовать их с Росприроднадзором и внести плату за негативное воздействие на окружающую среду согласно согласованных расчетов.
Ответчик - индивидуальный предприниматель Меркишкин <данные изъяты>, будучи своевременно уведомленным о времени и месте судебного разбирательства, получив копию искового заявления и копии приложенных к нему документов, а также копию определения о подготовке дела к судебному разбирательству, в котором были разъяснены процессуальные права и предложено представить суду свои возражения и доказательства в обоснование имеющихся возражений, что подтверждается почтовым уведомлением, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие суд не просил, в связи с чем суд, учитывая мнение участвующих в деле лиц, руководствуясь требованиями статьи 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел настоящее дело в порядке заочного производства с вынесением по делу заочного решения.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора со стороны истца Межрайонного отдела экологического контроля, своевременно уведомленный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, об обязательном участии в деле суд не просил, доказательств уважительной неявки в суд не представил, ввиду чего суд, руководствуясь требованиями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в отсутствие представителя третьего лица.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав представленные письменные доказательства, суд находит исковые требования прокурора законными и обоснованными, в связи с чем подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Индивидуальный предприниматель Меркишкин <данные изъяты> осуществляет деятельность в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации ответчика в качестве индивидуального предпринимателя. Основными видами деятельности индивидуального предпринимателя являются: - выращивание зерновых, технических и прочих сельскохозяйственных культур, - животноводство.
Согласно акта проверки, индивидуальным предпринимателем при производственно-хозяйственной деятельности используется сельскохозяйственная техника, иные транспортные средства.
В ходе проведенной прокурорской проверки установлено, что в процессе производственно-хозяйственной деятельности ответчик осуществляет выброс загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников выбросов - автомобилей, сельскохозяйственной техники: комбайнов, тракторов, эксплуатируемых в ходе производственно-хозяйственной деятельности. При этом на момент проверки индивидуальным предпринимателем плата за негативное воздействие на окружающую среду в установленные сроки за 2010 - 2012 годы и 1, 2 квартал 2013 года не была внесена. Данное обстоятельство подтверждается также и объяснением ответчика, а также фактом привлечения его к административной ответственности по статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу пункта 1 статьи 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии со статьёй 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Негативное воздействие на окружающую среду является платным (пункт 1 статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду (пункт 2 статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
Исходя из положений действующего природоохранного законодательства негативным воздействием на окружающую среду в общем виде является воздействие хозяйственной и иной деятельности человека на совокупность компонентов природной среды, последствия которого приводят к негативным изменениям состояния окружающей среды во взаимосвязи её физических, химических, биологических и иных показателей.
В соответствии с Федеральным законом от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», атмосферный воздух есть жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.
При этом вредное физическое воздействие на атмосферный воздух есть вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха, на здоровье человека и окружающую среду.
По смыслу статьи 16 ФЗ «Об охране окружающей среды» платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов, размещать отходы и т.п. Плата за загрязнение окружающей среды не включается в систему налогов, представляя собой форму возмещения экономического ущерба от негативного (вредного) воздействия на окружающую среду, и, по сути, носит компенсационный характер.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
Порядком определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (пункт 1), утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632, предусмотрено, что он распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (в дальнейшем именуются природопользователи), и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами. Конституционный суд Российской Федерации в своем определении от 10 декабря 2002 года № 284-О разъяснил, что указанные платежи не включаются в систему налогов, представляя собой форму возмещения экономического ущерба от негативного (вредного) воздействия на окружающую среду, и, по сути, носят компенсационный характер. При этом согласно указанному Определению Конституционного суда Российской Федерации, плата за негативное воздействие на окружающую среду является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, а также плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду являются:
- юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;
- индивидуальные предприниматели;
- иностранные физические лица.
Обязанность по уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду возникает независимо от видов осуществляемой деятельности (производственная, непроизводственная или иная сфера) в случае оказания негативного воздействия на окружающую среду в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Обязанность по уплате платы должна быть исполнена лицом, признающимся плательщиком, самостоятельно. При этом индивидуальные предприниматели также признаются плательщиками платы в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления, статьей 28 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации, при этом расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду заполняется организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (далее по тексту - плательщики), осуществляющими на территории Российской Федерации виды вредного воздействия, в том числе, выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».
В соответствии с выше указанным Порядком, плата за негативное воздействие окружающей среды вносится на основании произведенных природопользователем расчетов.
Согласно пункта 2 Порядка заполнения и предоставления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, являющегося приложением № 2 к приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05 апреля 2007 года № 204, расчет представляется плательщиками в одном экземпляре в управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, межрегиональные управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, межрегиональные территориальные управления по экологическому и технологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - территориальные органы Ростехнадзора) по местонахождению каждой производственной территории, передвижного объекта негативного воздействия, объекта размещения отходов или по своему местонахождению в случае, если разрешительная документация выдана в целом на хозяйствующий субъект.
В соответствии с пунктом 3 Указа Президента РФ от 23 июня 2010 года № 780 «Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору», Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2010 года № 717, Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзору) переданы функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами и государственной экологической экспертизы. Кроме того, в соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденным Правительством РФ от 30 июля 2004 года № 400, указанная служба:
- осуществляет государственный надзор в области обращения с отходами, в области охраны атмосферного воздуха;
- выдает разрешения на выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (за исключением радиоактивных веществ), вредные физические воздействия на атмосферный воздух;
- утверждает нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, а также организует прием и рассмотрение отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, представляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливает нормативы на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- ведет государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и вредное воздействие на атмосферный воздух.
В соответствии с письмом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 05 октября 2010 года № СМ-06-01-31/7167 «О плате за негативное воздействие на окружающую среду», проверка представленных плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду расчетов производится сотрудниками территориальных органов Росприроднадзора после получения их от плательщиков. При этом до издания Минприроды России соответствующих нормативных актов по расчетам платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух временно применять Приказы Ростехнадзора от 08 июня 2006 года № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух» и от 12 сентября 2007 года № 626 «Об утверждении методических рекомендаций по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух».
Таким образом, в настоящее время расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежит представлению в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзору).
В соответствии пунктом 9 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года № 632, перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 8 июня 2006 года № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» установлен срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
В нарушение вышеуказанных требований закона индивидуальным предпринимателем Меркишкиным В.М. расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в Росприроднадзор не предоставлялся, плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2010 - 2012 годы и 1, 2 квартал 2013 года не вносилась, что подтверждается актом проверки, постановлением прокурора Солтонского района Алтайского края о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ответчика. Добровольно возложенную на него законом обязанность ответчик не исполняет, что нарушает права неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации - Алтайского края и муниципального образования - Солтонский район Алтайского края. Так, в соответствии со статьями 51, 57 и 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации неналоговые доходы бюджета Российской Федерации формируются, в том числе, за счет платы за негативное воздействие на окружающую среду по нормативу 20 %, неналоговые доходы бюджета субъекта Российской Федерации формируются, в том числе, за счет платы за негативное воздействие на окружающую среду по нормативу 40 %. В бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов подлежит зачислению плата за негативное воздействие на окружающую среду по нормативу 40 %. Таким образом, бездействие ответчика, выразившееся в невнесении платы за негативное воздействие на окружающую среду передвижными источниками выбросов, влечет неисполнение доходной части бюджета, что нарушает права каждого на благоприятную окружающую среду, нарушает права Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования, ввиду чего прокурор обоснованно, действуя в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обратился в суд с настоящим иском, обоснование и законность требований которого нашли свое подтверждение в судебном заседание и что является основанием для удовлетворения исковых требований в полном объеме. Принимая во внимание, что неуплата платежей за негативное воздействие на окружающую среду влечет неисполнение доходной части бюджета, нарушает права каждого на благоприятную окружающую среду, подобные экологические правонарушения затрагивают не только интересы государства, но и интересы неопределенного круга граждан.
При определении срока исполнения решения, суд учитывает время для вступления решения в законную силу, необходимость производства расчета, и производство оплаты, а также интересы неопределенного круга лиц, государства, субъекта РФ и муниципального образования.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные издержки в виде государственной пошлины, от уплаты которой при подаче искового заявления в интересах неопределенного круга лиц в соответствии со статьей 333.36 Налогового кодекса РФ освобожден прокурор, подлежат взысканию с ответчика.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 194-198, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ 45 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░ 2013 ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 2010 - 2012 ░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ 2013 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░) ░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 2010 - 2012 ░░░░ ░ 1 ░ 2 ░░░░░░░ 2013 ░░░░.
░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 237 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 23 ░░░░░░░░ 2013 ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░