Дело 5-168/2021
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
13 мая 2021 года пгт. Пограничный
Судья Пограничного районного суда Приморского края Понкратов И.В., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении юридического лица –
Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Пограничная центральная районная больница», ИНН <данные изъяты>, ОГРН <данные изъяты>, зарегистрированного <данные изъяты>, юридический адрес: Приморский край, Пограничный муниципальный округ, пгт. Пограничный, ул. Пирогова 2,
УСТАНОВИЛ:
Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Пограничная центральная районная больница» (далее по тексту КГБУЗ «Пограничная ЦРБ») совершило административное правонарушение при следующих обстоятельствах.
КГБУЗ «Пограничная ЦРБ», расположенное по адресу: Приморский край, Пограничный муниципальный округ, пгт. Пограничный, ул.Пирогова 2, осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии ЛО-25-01-005013 от 21.07.2020, действующей бессрочно.
Министерством здравоохранения Приморского края на основании приказа № 18/ВК/065 от 14.01.2021 в период с 19.01.2021 по 15.02.2021 была проведена комплексная проверка в отношении КГБУЗ «Пограничная ЦРБ».
В ходе проведения комплексной проверки КГБУЗ «Пограничная ЦРБ» с 19.01.2021 по 15.02.2021 в рамках ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, в соответствии с актом проверки № 18/ВК/065 от 15.02.2021г. были выявлены нарушения п.п. «а» п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 г. № 291 в части не соблюдения порядков оказания медицинской помощи по профилям: «акушерство-гинекология», «трансфузиология», «стоматология».
Так, при проверке в КГБУЗ «Пограничная ЦРБ» оснащения кабинетов врачей специалистов, дневного стационара, стационарных отделений, Врачебной амбулатории (далее — ВА) с. Сергеевка выявлено, что в нарушение Приложения №18, а также п.п.4 Приложения 3 к Порядку оказания медицинской помощи но профилю "акушерство и гинекология", утвержденному приказом Министерства здравоохранения РФ от 20.10.2020 N 1130н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология» акушерское отделение не оснащено: источником кислорода (центральная разводка или концентратор кислорода), аппаратом для контроля витальных функций пациента, ларингоскопом с набором клинков, пульсоксиметром, дефибриллятором, аппаратом для механической искусственной вентиляции легких с опцией СРАР и кислородным смесителем или аппарат для ручной искусственной вентиляции легких с опцией СРАР и кислородным смесителем, смесителем воздушно-газовой смеси, укладками для оказания экстренной помощи при кровотечении, при эклампсии, при анафилактическом шоке. Кабинет врача акушера-гинеколога женской консультации не оборудован диспенсером для мытья и дезинфекции рук и кардиомонитором фетальным.
В нарушение п.2 Приложения №1 к Порядку оказания медицинской помощи населению по профилю "трансфузиология", утвержденному приказом Министерства здравоохранения РФ от 28.10.2020 № 1170н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «трансфузиология», в КГБУЗ «Пограничная ЦРБ» отсутствует структурное подразделение (кабинет (трансфузиологии), обеспечивающее работы по организации и оказанию медицинской помощи по профилю «Трансфузиология».
Согласно п.10 Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "трансфузиология", утвержденного приказом Министерства здравоохранения РФ от 28.10.2020 № 1170н, трансфузию назначает врач, соответствующий требованиям к медицинскими работниками по специальностям "Акушерство и гинекология", "Анестезиология-реаниматология", "Гастроэнтерология", "Гематология", "Гериатрия", "Детская кардиология", "Детская онкология", "Детская онкология-гематология", "Детская урология-андрология", "Детская хирургия", "Инфекционные болезни", "Кардиология", "Колопроктология", "Косметология", "Нейрохирургия", "Неонатология", "Нефрология", "Общая врачебная практика (семейная медицина)", "Онкология", "Педиатрия", "Пластическая хирургия", "Пульмонология", "Радиология", "Рентгенэндоваскулярные диагностика и лечение", "Сердечно-сосудистая хирургия", "Терапия", "Токсикология", "Торакальная хирургия", "Травматология и ортопедия", "Урология", "Фтизиатрия", "Хирургия", "Челюстно-лицевая хирургия", прошедший обучение по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации по вопросам оказания медицинской помощи по профилю "Трансфузиология" (далее - врач, проводящий трансфузию).
В нарушение указанных требований, в КГБУЗ «Пограничная ЦРБ» приказом от 15.01.2020 №20 ответственным за постановку трансфузионной терапии назначен заведующий отделением анестезиологии и реанимации <данные изъяты>., врач анестезиолог-реаниматолог, который не имеет подготовки по профилю «Трансфузиология», отсутствует сертификат специалиста трансфузиолога.
Для хранения свежезамороженной плазмы используется бытовая морозильная камера.
В нарушение п.п.4, 5 Приложения № 3 приказа Министерства здравоохранения РФ от 28.10.2020 № 1170н, для хранения эритроцитсодержащих компонентов используется бытовой холодильник (должен использоваться холодильник медицинский).
Переливание компонентов крови регистрируется в Журнале регистрации переливания компонентов крови. Журнал содержит неполную информацию о реципиенте и гемотрансфузионной среде, в случае переливания эритроцитсодержащих компонентов (отсутствуют данные о фенотипировании по антигенам эритроцитов С, с, Е, е, К).
Специальное медицинское оборудование для размораживания плазмы (Аппарат для быстрого размораживания плазмы, подогрева и хранения в теплом виде плазмы, крови и инфузнонных растворов) отсутствует. Размораживание свежезамороженной плазмы проводится в приспособленной водяной бане (кастрюля с водой).
Кроме этого, в ходе проверки выявлены нарушения Приказа Минздрава России от 31.07.2020 № 786н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях» (далее по тексту Порядок), а именно оснащение стоматологического кабинета не соответствует требованиям Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях, отсутствует следующее оснащение:
автоматический наружный дефибриллятор (п. 3, п.п. 3, Приложение N 3 к Порядку);
холодильник для хранения медикаментов (п. 3, п.п. 19, Приложение №3 к Порядку);
аппарат для диагностики жизнеспособности пульпы (электроодонтомер) (п.1 п.п 5 Приложение №3 к Порядку);
диатермокоагулятор (п.3, п.п. 6 Приложения №3 к Порядку);
аппарат для снятия зубных отложений ультразвуковой и воздушно-абразивный (п. 1, п.п 6 Приложения №3 к Порядку);
апекслокатор (п.2, п.п. 6 Приложение №3 к Порядку);
радиовизиограф или рентген дентальный (п.3, п.п. 5, Приложение №3 к Порядку);
укладка для экстренной профилактики парентеральных инфекций для оказания первичной медико-санитарной помощи, специализированной медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи (п. 3, п.п. 15, Приложение №3 к Порядку).
02.04.2021 старшим государственным инспектором отдела контроля качества и безопасности медицинской деятельности Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Приморскому краю в отношении КГБУЗ «Пограничная ЦРБ» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ.
В судебное заседание представитель КГБУЗ «Пограничная ЦРБ» - главный врач Анпилогова Н.Л. не явилась, в суд представила ходатайство, в котором вину учреждения в совершении инкриминируемого правонарушения признала в полном объеме, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя юридического лица, приобщив к материалам дела справку о наличии у КГБУЗ «Пограничная ЦРБ» по состоянию на 12.05.2021 кредиторской задолженности по ОМС на общую сумму 12397985,93 руб. и дебиторской задолженности в размере 1372839,26 руб. Кроме этого указала, что в настоящее время проводятся мероприятия с целью устранения допущенных нарушений. Просила учесть тяжелое финансовое состояние учреждения, совершение указанного правонарушения впервые, и назначить наказание в виде штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч.3 ст.19.20 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, судья приходит к выводу о наличии в действиях КГБУЗ «Пограничная ЦРБ» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ – осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Из материалов дела объективно установлено, что КГБУЗ «Пограничная ЦРБ» осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии ЛО-25-01-005013 от 21.07.2020г., действующей бессрочно.
В соответствии со ст.2 ФЗ РФ от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается. Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Статьей 12 ФЗ РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлен перечень видов деятельности, подлежащих лицензирование, в числе которых находится медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") (п.46 ч.1 ст.12 Закона).
Согласно п.1 ч.1 ст.19 ФЗ РФ "О лицензировании отдельных видов деятельности", исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой в том числе возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.
В соответствии с пунктов 3, 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 г. N 291 медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством РФ. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а", "б" и "в(1)" пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные ч.11 ст.19 ФЗ РФ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Согласно п.п. «а, б» п.4, п. «а» п.5 указанного Положения, лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности (далее - лицензия), являются:
наличие зданий, строений, сооружений и (или) помещений, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и отвечающих установленным требованиям;
наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке.
Лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также: соблюдение порядков оказания медицинской помощи.
Статьей 18 ФЗ РФ от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что каждый имеет право на охрану здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи.
В соответствии со ст. 88 указанного Федерального закона, государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется органами государственного контроля в соответствии с их полномочиями. Государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности включает в себя: 1) проведение проверок соблюдения органами государственной власти РФ, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, медицинскими организациями и фармацевтическими организациями прав граждан в сфере охраны здоровья; 2) осуществление лицензирования медицинской деятельности в соответствии с законодательством РФ о лицензировании отдельных видов деятельности; 3) проведение проверок применения медицинскими организациями порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.
Из материалов дела следует, что КГБУЗ «Пограничная ЦРБ» осуществляло медицинскую деятельность не в соответствии с утвержденными Министерством здравоохранения РФ Порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на все территории РФ для медицинских организаций любой организационно-правовой собственности и, одновременно нарушением лицензионных требований, предъявляемых к лицензиату при осуществлении медицинской деятельности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения на территории инновационного центра «Сколково».).
Осуществление медицинской деятельности с учетом выявленных нарушений по вышеуказанным профилям, создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, обратившихся за оказанием медицинской помощи в КГБУЗ «Пограничная ЦРБ», в связи с чем выявленные нарушения лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности юридическим лицом являются грубым нарушением.
Вина КГБУЗ «Пограничная ЦРБ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, нашла подтверждение в ходе судебного разбирательства и основана на совокупности исследованных доказательств: протоколе об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.20 КоАП РФ от 02.04.2021, приказе Министерства здравоохранения Приморского края №18/ВК/065 от 14.01.2021 о проведении плановой комплексной проверки, акте проверки №18/ВК/065 от 15.02.2021, оцененных в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.
Данные доказательства являются допустимыми, достоверными и в своей совокупности достаточными для признания КГБУЗ «Пограничная ЦРБ» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ. Каких-либо нарушений, влекущих невозможность использования вышеуказанных доказательств, судья не усматривает.
Оснований для прекращения производства по делу, а также освобождения КГБУЗ «Пограничная ЦРБ» от наказания в виду малозначительности правонарушения, нет.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, не установлено.
В соответствии со ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания судья учитывает характер и обстоятельства совершенного административного правонарушения, которое совершено КГБУЗ «Пограничная ЦРБ» впервые, тяжелое финансовое положение КГБУЗ «Пограничная ЦРБ», которое подтверждено документально, его имущественное положение, а также отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.
Указанные обстоятельства судья признает исключительными и полагает возможным применить положения ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ, назначив КГБУЗ «Пограничная ЦРБ» наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст.4.1, 29.9-29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Пограничная центральная районная больница» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 75 000 (семьдесят пять тысяч) рублей.
Сумму штрафа перечислить по следующим реквизитам:
<данные изъяты>
Разъяснить, что в соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
Неуплата административного штрафа в указанный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.
Постановление может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Пограничный районный суд в течение 10 суток с момента получения копии постановления.
Судья И.В. Понкратов