Дело № 2-1305/12
Р Е Ш Е Н И Е (не вступило в законную силу на день публикации)
Именем Российской Федерации
гор. Можга 03 октября 2012 года
Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Шуравина А.А.,
при секретаре Потаповой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Администрации муниципального образования «<***>» о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь,
у с т а н о в и л:
Администрация муниципального образования «<***>» обратилась в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества – тепловые сети, протяженностью 533,9 пог. м, расположенные на земельном участке площадью 93262,0 кв.м по адресу: <***>, состоящее на учете, как бесхозяйный объект недвижимого имущества.
Заявление мотивировано тем, что данный объект недвижимого имущества не является собственностью МО «<***>», в Реестре объектов муниципального имущества МО «<***>» не состоит, что подтверждается информацией из Реестра муниципального имущества МО «<***>» от дд.мм.гггг №***. В базе данных Реестра федерального имущества по УР тепловые сети не учитываются, что подтверждается сведениями, предоставленными Территориальным Управлением Федерального Агентства по управлению государственным имуществом по УР от дд.мм.гггг №***. Согласно данным учетно-технической и правовой документации Можгинского филиала Государственного унитарного предприятия «Удмурттехинвентаризация» от дд.мм.гггг №***, сведений о правообладателях тепловых сетей, расположенных по адресу: <***>, не имеется. В настоящее время указанные тепловые сети, функционируют в соответствии со своим назначением. дд.мм.гггг тепловые сети были поставлены на учет как бесхозяйная недвижимая вещь в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР. В настоящее время прошло более года с момента постановки объекта недвижимого имущества на учет как бесхозяйная недвижимая вещь, в связи с чем, заявитель как орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, просит признать право собственности на указанный объект недвижимости.
Представитель заявителя- Глава Администрации муниципального образования «<***>» А.А.А. в судебное заседание не явился, направив в суд заявление о рассмотрении дела без его участия.
Представитель заинтересованного лица- муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Можгинская центральная районная больница», извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица.
Изучив и исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Правовую основу для возникновения муниципальной собственности на объекты недвижимости, которые не имеют собственника, дают положения статьи 225 Гражданского кодекса РФ.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (ч.3 ст.225 ГК РФ).
Заявление о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом (ч.2 ст.290 ГПК РФ).
Суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник вещи неизвестен, и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности на эту вещь (ч.2 ст.293 ГПК РФ).
Судом установлено, что объект недвижимого имущества - тепловые сети, протяженностью 533,9 пог. м, расположенные на земельном участке площадью 93262,0 кв.м по адресу: <***>, были приняты на учет как бесхозяйный объект недвижимости Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР – дд.мм.гггг.
Согласно свидетельства о государственной регистрации права от дд.мм.гггг серии <***> №*** земельный участок площадью 93262 кв.м., по адресу: <***>, принадлежит на праве собственности МО «<***>».
Из кадастрового паспорта от дд.мм.гггг усматривается, что по <***>, проходят тепловые сети, объекту недвижимого имущества присвоен инвентарный номер 7959, расположены они на земельном участке с кадастровым номером №***.
Согласно сведениям из Реестра муниципального имущества МО «<***>» от дд.мм.гггг №***: - тепловая сеть, протяженностью 533,9 пог. м, назначение – инженерные сети -1, расположенная по адресу: <***>, в Реестре не состоит, собственностью МО «<***>» не является.
В базе данных Реестра федерального имущества по УР тепловые сети не учитываются, что подтверждается сведениями, предоставленными Территориальным Управлением Федерального Агентства по управлению государственным имуществом по УР от дд.мм.гггг №***.
Согласно данным учетно-технической и правовой документации Можгинского филиала Государственного унитарного предприятия «Удмурттехинвентаризация» от дд.мм.гггг №***, сведений о правообладателях тепловых сетей, расположенных по адресу: <***>, не имеется.
Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от дд.мм.гггг на объект недвижимого имущества: тепловые сети, протяженностью 533,9 пог. м, расположенные на земельном участке площадью 93262,0 кв.м по адресу: <***>, право собственности не зарегистрировано.
Способом защиты законного интереса заявителя в данной категории дел является признание судом существования юридического состояния – правового режима бесхозяйности движимой вещи.
Таким образом, в настоящее время уже более года бесхозяйное недвижимое имущество, являющееся предметом настоящего спора, состоит на учете в государственном регистрирующем органе как бесхозяйная недвижимая вещь, собственники которой отсутствуют.
В статье 45 Устава муниципального образования «<***>» закреплено, что экономическую основу местного самоуправления муниципального образования составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, местные финансы, а также имущественные права муниципального образования.
Согласно положений ст.46 Устава органы местного самоуправления муниципального образования «<***>» самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом.
В ч.3 ст.35 Конституции РФ закреплено правило, по которому никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, п.1 ст.235 ГК РФ исходит из того, что право собственности может прекращаться лишь по основаниям, предусмотренным законом.
Согласно п.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации, в частности, подлежит право собственности.
В соответствии с подп.3 п.1 ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности наряду с другими основаниями возникают и из судебного решения, устанавливающего гражданские права и обязанности. В частности, на основании п.1 ст.17 Закона о регистрации, решение суда о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, вступившее в законную силу, является основанием для государственной регистрации права муниципальной собственности на эту вещь, права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях.
Решение суда по заявлению об установлении факта, имеющего юридическое значение, подлежащего регистрации, служит основанием для такой регистрации, но не заменяет собой документы, выданные органами, осуществляющими регистрацию.
В п.30 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 N 580 указано, что объект недвижимого имущества снимается с учета в качестве бесхозяйного в случае государственной регистрации права собственности на данный объект.
Вступившее в законную силу решение суда о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь является основанием проведения государственной регистрации возникновения и перехода прав на это недвижимое имущество, сопровождаемой выдачей соответствующего свидетельства (п.1 ст.14 Закона о регистрации).
На основании изложенного, суд находит требования, заявленные Администрацией МО «<***>», обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Признание права муниципальной собственности на объект недвижимости – тепловые сети, протяженностью 533,9 пог. м, расположенные на земельном участке площадью 93262,0 кв.м по адресу: <***>, является основанием для регистрации права в государственном регистрирующем органе.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Заявление Администрации муниципального образования «<***>» удовлетворить.
Признать за муниципальным образованием «<***>» право муниципальной собственности на объект недвижимого имущества, состоящий на учете как бесхозяйная недвижимая вещь, – тепловые сети, протяженностью 533,9 пог. м, расположенные на земельном участке площадью 93262,0 кв.м по адресу: <***>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его вынесения через Можгинский районный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий А.А. Шуравин