Дело № 2-511/2022
64RS0044-01-2021-010372-51
Решение
Именем Российской Федерации
31 января 2022 года город Саратов
Заводской районный суд г. Саратова в составе: председательствующего судьи Борисовой Е.А.,
при помощнике Силантьевой В.Д.,
с участием представителя истцов Котовой Н.В., старшего помощника прокурора Заводского района г. Саратова Рыбаковой Н.И., ответчика Поповой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению комитета по управлению имуществом города Саратова к Поповой С. А. об изъятии жилого помещения,
установил:
администрация муниципального образования «город Саратов» администрация Заводского района муниципального образования «Город Саратов» обратились в суд с иском к Поповой С.А. об изъятии жилого помещения с выплатой денежного возмещения, прекращении прав собственности и признания права муниципальной собственности на аварийное жилое помещение.
Требования истца мотивированы тем, что Попова С.А. является собственником жилого помещения с кадастровым номером <№> площадью 8,2 кв.м., находящегося по адресу: г. Саратов, <адрес>. Распоряжением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 09 октября 2015 г. <№>-р многоквартирный <адрес> в г.Саратове признан аварийным и подлежащим сносу. Жилое помещение, расположенное по вышеуказанному адресу принадлежит Поповой С.А. на основании договора дарения комнаты 27 мая 2015 г., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 09 июня 2015г. сделана запись регистрации <№>. Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 01 июля 2019 г. № 1184 утверждена ведомственная целевая программа «Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах». Указанный дом включен в программу переселения в срок до 31 декабря 2023 г. Земельный участок под данным многоквартирным домом изъят для муниципальных нужд на основании постановления администрации муниципального образования «Город Саратов» от 21 апреля 2021 г. № 960. Администрация Заводского района МО «город Саратов» предложила ответчице заключить соглашение о возмещении за изымаемое жилое помещение путём его выкупа. Однако Попова С.А. от данного предложения отказалась, желая получить жилое помещение взамен аварийного. На основании изложенного истцы, просят изъять жилое помещение с кадастровым номером <№> площадью 8,2 кв.м., находящегося по адресу: <адрес>, путем выкупа у Поповой С.А. с выплатой возмещения собственникам в размере 405879,35 руб. за счет средств казны муниципального образования «Город
№ 2-511/2022
Саратов». Прекратить право собственности Поповой С.А. на жилое помещение находящееся по адресу: г. Саратов, <адрес>. Признать право собственности муниципального образования «Город Саратов» на жилое помещение с кадастровым номером 64:48:020640:624 площадью 8,2 кв.м., находящегося по адресу: г.Саратов, <адрес>.
Представитель истцов Котова Н.В. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Ответчик Попова С.А. заявленные исковые требования не признала, пояснив, что желает реализовать свое право путем предоставления иного жилого помещения взамен изымаемого аварийного жилья, кроме того указала, что администрацией в настоящий момент ей уже предложено иное жилое помещение, которое её устраивает.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении дела не просили.
С учетом мнения участников процесса и положений ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело без участия ответчика и третьих лиц.
Заслушав представителя истца, заключение прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
В силу ст. 123 Конституции Российской Федерации, ст. 56 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения.
Судом установлено, что распоряжением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 09 октября 2015 г. № 737-р многоквартирный <адрес> в г. Саратове признан аварийным и подлежащим сносу.
Многоквартирный <адрес> в г. Саратове включен в ведомственная целевая программу «Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах».
Собственникам помещений в срок до 17 июля 2018 г. предложено осуществить снос данного многоквартирного дома.
Поскольку собственники помещений в установленный срок не осуществили снос дома, постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 21 апреля 2021 г. № 960 принято решение об изъятии земельного участка и жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, для муниципальных нужд (л.д.).
Администрацией Заводского района МО «город Саратова» в адрес ответчика направлено соглашение о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд урегулировано ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).
Согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его
№ 2-511/2022
сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч. ч. 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения (ч. 6 ст. 32 ЖК РФ).
Федеральным законом от 27 декабря 2019 г. № 473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда" ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации дополнена ч. 8.2, согласно которой граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном ч. 7 названной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения ч. ч. 8 и 8.1 данной статьи в отношении таких граждан не применяются.
Из подп. 3.2 п. 2 ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) следует, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится, в том числе отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 239.2).
В соответствии с ч. 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.
В силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих
№ 2-511/2022
на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч.ч. 1-3, 5-9 ст. 32 данного кодекса.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, чт. 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», ч. 1 ст. 6 Жилищного кодекса Российской Федерации закрепляет общеправовой принцип
№ 2-511/2022
действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, преобразование отношений в той или иной сфере жизнедеятельности не может осуществляться вопреки нашедшему отражение в ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации общему (основному) принципу действия закона во времени, который имеет целью обеспечение правовой определенности и стабильности законодательного регулирования в России как правовом государстве (ст. 1, ч. 1, Конституции Российской Федерации) и означает, что действие закона распространяется на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, возникшие до введения соответствующих норм в действие, то есть придать закону обратную силу (ретроактивность), либо, напротив, допустить в определенных случаях возможность применения утративших силу норм (ультраактивность).
При этом осуществляемое законодателем правовое регулирование - в силу конституционных принципов правового государства, верховенства закона и юридического равенства - должно отвечать требованиям определенности, ясности и непротиворечивости, а механизм его действия должен быть понятен субъектам соответствующих правоотношений из содержания конкретного нормативного положения или системы находящихся в очевидной взаимосвязи нормативных положений, поскольку конституционное равноправие может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27 ноября 2008 года № 11-П, от 27 июня 2013 года № 15-П, от 23 декабря 2013 года № 29-П, от 22 апреля 2014 года № 12-П и др.).
Таким образом, общим принципом действия норм жилищного права во времени законодателем определен принцип прямого действия во времени. Реализация данного принципа действия нормативного акта во времени в том числе предполагает, что все случаи ретроактивности (обратной силы) и ультраактивности (переживания) должны быть прямо перечислены в тексте нормативного акта, содержащего нормы жилищного права.
Как усматривается из материалов дела, право собственности на спорное жилое помещение у ответчика возникло до введения в действие ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ, при этом Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. № 473-ФЗ не содержит положений о распространении нового правового регулирования (ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ) на отношения, возникшие из договоров, заключенных до его вступления в силу, то есть до 28 декабря 2019 г., в связи с чем указанная правовая норма, как не имеющая обратной силы, не может применяться к настоящему жилищному спору.
С учетом приведенных норм закона и позиции ответчика по делу, суд приходит к выводу, что Попова С.А. имеет право на предоставление другого жилого помещения, в связи с чем, при отсутствии ее согласия, принудительный выкуп не возможен и иск удовлетворению не подлежит.
Согласно п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании
№ 2-511/2022
договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В связи с тем, что между истцом и ответчиком соглашения по поводу изъятия жилого помещения не достигнуто, то требования о прекращении права собственности у ответчика и признания права муниципальной собственности на аварийное жилое помещение заявлены преждевременно и как вытекающие из основного требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований администрации муниципального образования «Город Саратов», администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов» к Поповой С. А. об изъятии жилого помещения, прекращении права собственности и признания права муниципальной собственности на аварийное жилое помещение отказать.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем принесения апелляционной жалобы через Заводской районный суд города Саратова.
В окончательной форме решение изготовлено 07 февраля 2022 г.
Судья Е.А. Борисова