Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3762/2017 ~ М-3666/2017 от 09.11.2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 декабря 2017г.                                 г.Самара

Советский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Топтуновой Е.В.

при секретаре судебного заседания Шароватовой С.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Уколовой М.М. к Государственному бюджетному учреждению здравоохранению Самарской области «Самарская городская больница №6», третьим лицам, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора министерству здравоохранения Самарской области, территориальному фонду обязательного медицинского страхования Самарской области о взыскании доплаты за работу с вредными и опасными условиями труда, компенсации морального вреда, процентов, судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Уколова М.М. обратилась в суд с иском к ГБУЗ СО «СГБ №6» о взыскании доплаты за работу с вредными и опасными условиями труда. В обоснование своих требований указала, что состоит в трудовых отношениях с Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Самарской области Самарская городская больница № 6» (ГБУЗ СО «Самарская городская больница № 6») с ДД.ММ.ГГГГ. Принята в инфекционное отделение стационара на должность санитарка (квалификация: нет) на ставку, на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ и Приказа от ДД.ММ.ГГГГ переведена в инфекционное отделение стационара на должность санитарка (квалификация: нет) на ставку на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ и Приказа от ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается записью в трудовой книжке . Вышеуказанным трудовым договором предусмотрен должностной оклад в размере рублей в месяц, надбавка за стаж рублей, доплата за вредность рублей. Она так же была принята в инфекционное отделение стационара на должность медицинской сестры палатной (квалификация: младший медицинский персонал) на ставки на основании трудового договора б/н от «ДД.ММ.ГГГГ. Оклад по настоящему договору установлен в размере рублей.

В соответствии с требованиями трудовой инспекции после проведенных у Ответчика проверок к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ было заключено новое дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому была утверждена новая редакция трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно новым условиям договора, которые начинают действовать с ДД.ММ.ГГГГ установлен должностной оклад в размере рублей, доплата за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в соответствии со ст. 47 ТК РФ в размере % должностного оклада; доплата за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, связанную с оказанием медицинской помощи больным СПИДом и ВИЧ-инфицированных в размере % за каждый час работы при непосредственном контакте; оплата за работу в ночное время в размере % за экстренные дежурства и % за плановые 1ежурства; доплата в выходные и праздничные дни в двойном размере; надбавка за выслугу лет в размере % должностного оклада и доплаты и надбавки в соответствии с Положением об оплате труда ГБУЗ СО СГБ № 6.

За выполнение трудовых обязанностей, предусмотренных трудовым договором, доплата за работу с ВИЧ-инфицированными за весь период работы не производилась, что подтверждается выданными расчетными листами за период с ДД.ММ.ГГГГ включительно. Доплата за работу с ВИЧ производилась только в ДД.ММ.ГГГГ

С приказом от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении доплат работникам ГБУЗ СО «СГБ № 6», находящихся в непосредственном контакте с больными СПИДом и ВИЧ- инфицированными» она была ознакомлена только ДД.ММ.ГГГГ Никакие выплаты, согласно данному приказу ей не производились до ДД.ММ.ГГГГ

Считает, что Ответчиком в трудовом договоре неверно указывается доплата за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, связанную с оказанием медицинской помощи больным СПИДом и ВИЧ-инфицированных в размере % за каждый час работы при непосредственном контакте. При многократном обращении к Ответчику с просьбой установить надбавки в размере % от установленного оклада, а не установленные Ответчиком % за каждый час работы при непосредственном контакте, ею были получены отказы.

Для защиты своих прав истец и ее коллеги по работе неоднократно подавали коллективные жалобы и заявления в Государственную трудовую инспекцию по Самарской области, в Прокуратуру Самарской области, Министерство здравоохранения Самарской области, Правительство Самарской области, Министерство труда, занятости и миграционной политики.

Однако до настоящего времени никаких мероприятий по урегулированию данного вопроса Ответчиком не производилось, установленная в ДД.ММ.ГГГГ доплата за работу с ВИЧ-инфицированными в размере % за каждый час работы при непосредственном контакте не увеличена, а так же не произведен перерасчет доплаты за работу с ВИЧ-инфицированными за весь период работы, поскольку ранее эти выплаты вообще Ответчиком не производились.

В ходе судебного разбирательства стороной истца неоднократно уточнялись ранее заявленные требования.

На дату рассмотрения дела истец просит обязать Ответчика выплатить ей, Уколовой М.М., положенную доплату за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, установленную медицинским работникам специализированных учреждений, отделений, палат, предназначенных для лечения, обследования и обслуживания больных СПИДом и ВИЧ-инфицированных в размере рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с Ответчика в ее пользу компенсацию за причиненный моральный вред в размере рублей; денежную сумму рублей в качестве компенсации понесенных убытков на оплату юридической помощи; компенсацию процентов по ст. 236 ТК РФ - денежные средства в размере рублей.

Истец Уколова М.М. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, воспользовалась правом, предусмотренным ст.48 ГПК РФ, на ведение дела в суде через представителя, на личном участии в деле не настаивала, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.

В судебном заседании представитель истца ФИО3, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ., настаивал на удовлетворении уточненных исковых требований, пояснил, что отделение, в котором работает истец, относится к специализированному отделению, поскольку лечение инфекционных заболеваний является специализированным видом медицинской помощи. Ответчик при осуществлении доплаты за работу с больными СПИДом и ВИЧ-инфицированными до ДД.ММ.ГГГГ должен был руководствоваться приложением Постановления , то есть % к должностному окладу, исходя из фиксированной доплаты к окладу ежемесячно, а после ДД.ММ.ГГГГ. – % к должностному окладу. С учетом фактического количества больных, считает, что п. Постановления Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. , не применим, работа истца является постоянной, а не эпизодической. Данный вывод основан на реальном количестве ВИЧ-инфицированных, которым была оказана медицинская помощь в учреждении ответчика за спорный период. Ответчиком занижено количество больных.

Представители ответчика ГБУЗ СО «СГБ №6» ФИО4, ФИО5, действующие на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании заявленные требования не признали по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просили в иске отказать в полном объеме. Пояснили, что специализированное медицинское учреждение это вид лечебно-профилактической организации, специализированное отделение это вид структурного подразделения лечебного учреждения, в то время, как специализированная медицинская помощь это вид медицинской помощи в медицинских организациях и их структурных подразделениях. У СГБ№6 нет специализации. С учетом оказания медицинской помощи по различным нозологиям, инфекционное отделение является смешанным структурным подразделением многопрофильной больницы. Работа сотрудников инфекционного отделения с ВИЧ-инфицированными и больными СПИДом носит эпизодический характер. Данное отделение не специализируется на лечении ВИЧ-инфекций, отделение лечит различные виды инфекционных заболеваний, в том числе у ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом. До 2012 года, т.е. до создания СПИД-центра, в инфекционном отделении СГБ № 6 имелись специализированные койко-места для лечения ВИЧ-Инфекции. До 2012 года сотрудники инфекционного отделения СГБ № 6 получали доплаты за ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом, на что выделялись целевые квоты правительством Самарской области. Затем был создан специальный центр, квоты закончились, и целевые деньги перестали поступать. ДД.ММ.ГГГГ. на планерке сотрудникам был озвучен приказ , об установлении доплаты к должностным окладам в размере % за каждый час работы при непосредственном контакте с больными СПИДом и ВИЧ-инфицированными при оказании медицинской помощи, проведении консультаций, осмотров, эпидрасследований и проведении другой работы. Старшие медицинские сестры отделений должны вести суммарный учет рабочего времени работников. Все старшие медицинские сестры, за исключением инфекционного отделения, вели суммарный учет рабочего времени. Ведение табеля учета рабочего времени старшей медицинской сестрой инфекционного отделения ФИО6 определено п должностной инструкции, утвержденной главным врачом и согласованной с профсоюзным комитетом. С данной инструкцией ФИО6 была ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ., однако учет рабочего времени с ВИЧ-инфицированными не производился до ДД.ММ.ГГГГ г. Количество ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом, находившихся на стационарном лечении в инфекционном отделении за ДД.ММ.ГГГГ.г. предоставлены из базы ТФОМС.

Представитель третьего лица ТФОМС по Самарской области ФИО7, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании поддержала позицию ответчика, пояснила, что учреждение не является специализированным, факт оказания истцом медицинской помощи ВИЧ-инфицированным больным не доказан, просила в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представитель третьего лица министерства здравоохранения Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил в суд письменный отзыв, согласно которому просил в удовлетворении исковых требований отказать, дело рассмотреть без его участия.

Суд, выслушав, лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, представленные доказательства, приходит к следующему.

Кроме того, представителями ответчика заявлено о пропуске истцом срока обращения с иском в суд, установленного ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации.

В силу положений указанной нормы права, работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

…. При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой, второй и третьей настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.

Истец обратилась в суд с иском ДД.ММ.ГГГГ заявив требования о взыскании надбавок к заработной плате за работу с Вич-инфицированными и больными СПИД ( в размере % от должностного оклада) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Заработная плата истцу выплачивалась регулярно, предоставлялись расчетные листки, приобщенные стороной истца к материалам дела, в связи с чем истец, каждый раз получая заработную плату, имела возможность узнать о том, что надбавка за работу с Вич-инфицированными и больными СПИД Пациентами ей не выплачивалась.

Таким образом истцом пропущен срок давности по требованиям о взыскании надбавок за период с ДД.ММ.ГГГГ

В отношении требований о взыскании данных надбавок за период с ДД.ММ.ГГГГ года суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Уколова М.М. с ДД.ММ.ГГГГ работает в инфекционном отделении стационара ГБУЗ СО «СГБ № 6» в должности санитарки на ставку, на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ. Она так же работает в инфекционном отделении стационара на должности медицинской сестры палатной на ставки на основании трудового договора б/н от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ.

Трудовые отношения между истцом и ответчиком не прекращены.

В соответствии с ч.1 ст. 144 Трудового кодекса системы оплата труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.1 Положения «Об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений» (утвержденного Постановлением Правительства РФ №583 от 05.08.2008г.) системы оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений (далее соответственно - работники федеральных учреждений, федеральные учреждения), которые включают в себя размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, а также настоящим Положением.

Истец в своем исковом заявлении указывает, что инфекционное отделение ГБУЗ СО «СГБ № 6», в котором она работает, является специализированным отделением, в котором осуществляется лечение больных с ВИЧ-инфекцией и СПИД, в связи с чем ей полагаются доплаты за вредные условия труда в размере ДД.ММ.ГГГГ% до ДД.ММ.ГГГГ и % после ДД.ММ.ГГГГ. к должностному окладу, суд полагает данные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи.

К видам медицинской помощи относится, в том числе, специализированная медицинская помощь (пункт 2 части 2 статьи 32 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Федеральный закон № 323-ФЗ).

Специализированная медицинская помощь в соответствии с частями 1-2 статьи 34 Федерального закона № 323-ФЗ оказывается врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.

ГБУЗ СО «СГБ № 6»является многопрофильной больницей, что подтверждается уставом учреждения, пункт 1.1 Номенклатуры медицинских организаций, утвержденной приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ н и не относится к категории специализированных учреждений (т.е. предназначенных для лечения заболеваний по определенному профилю, как, например ГБУЗ «Самарский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями», который согласно пункту 1.7 Номенклатуры является специализированным).

Вместе с тем оказание ГБУЗ «СГБ №6» медицинской помощи больным различными инфекционными заболеваниями действительно относится к специализированной медицинской помощи.

Однако, вид медицинской помощи (специализированная) следует отличать от видов структурного подразделения медицинской организации: в данном случае в соответствии с пунктом 3 Положения об организации деятельности инфекционного отделения многопрофильной больницы (инфекционной больницы) (приложение 4 к Порядку оказания медицинской помощи взрослым больным при инфекционных заболеваниях, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2012 № 69н) инфекционное отделение многопрофильной больницы может быть смешанным (для госпитализации больных с различными инфекциями) или специализированным (для госпитализации больных с определенной инфекцией).

Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению при заболевании, вызываемом вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), утвержден приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ н, то есть по конкретной (определенной) инфекции, который устанавливает правила оказания медицинской помощи взрослому населению при заболевании, вызываемом вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), в медицинских организациях.

Согласно пункту 14 Порядка н специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь больным ВИЧ-инфекцией оказывается врачами- инфекционистами на основе установленных стандартов медицинской помощи в отделениях для лечения больных ВИЧ-инфекцией медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по профилю «инфекционные заболевания». При отсутствии в медицинской организации отделения для лечения больных ВИЧ-инфекцией оказание специализированной медицинской помощи осуществляется в стационарных условиях на базе инфекционного отделения, имеющего в своем составе выделенные койки для лечения больных ВИЧ-инфекцией.

Инфекционное отделение ГБУЗ «СГБ№6» осуществляет лечение ВИЧ-инфицированных только по сопутствующим инфекционным заболеваниям, лечение собственно ВИЧ-инфекции не относится к специализации данного отделения.

По мнению суда, только в случае, если бы инфекционное отделение в ГБУЗ «СГБ№6» осуществляло исключительно госпитализацию больных с ВИЧ-инфекцией, оно являлось бы специализированным. Кроме того, наименование отделения в таком случае должно соответствовать требованиям Порядка н ( отделение для лечения больных ВИЧ-инфекцией).

О том, что инфекционное отделение ГБУЗ «СГБ№6» оказывает медицинскую помощь больным с различными видами инфекций, указывают приказы Минздрава Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по предупреждению случаев заболеваний геморрагической лихорадкой Эбола на территории Самарской области» (пункт 5; приложение 1 «Изоляция и госпитализация больных с подозрением на ГЛЭ и контактных в инфекционные отделения стационаров Самарской области»), от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по предупреждению распространения инфекционных болезней, вызывающих чрезвычайные ситуации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Самарской области» (пункт 5 от ДД.ММ.ГГГГ, приложение 1 «Технологическая схема изоляции и госпитализации больных и контактных с подозрением на инфекционные болезни, вызывающие чрезвычайные ситуации в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения на территории Самарской области, в инфекционные отделения (стационар) государственных бюджетных учреждений здравоохранения Самарской области). Следует также отметить, что в пункте 2.1 Маршрутизации при оказании специализированной медицинской помощи больным ВИЧ-инфекцией в учреждениях здравоохранения в Самарской области, утвержденной приказом Минздрава Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации оказания медицинской помощи больным ВИЧ-инфекцией в медицинских организациях в Самарской области» (на который ссылается истец), показаниями для неотложной и экстренной госпитализации в инфекционное отделение Учреждения являются бактериальные, вирусные, грибковые инфекции у пациентов с ВИЧ-инфекцией без клинических проявлений поражения центральной и периферической нервной системы, требующие круглосуточного пребывания в стационаре, то есть, иные (сопутствующие) инфекции.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что инфекционное отделение ГБУЗ «СГБ№6» не относится к специализированным отделениям, предназначенным для лечения, обследования и обслуживания больных СПИДом и ВИЧ-инфицированных, а ГБУЗ «СГБ№6» - к специализированным учреждениям.

По мнению истца его права нарушены, поскольку ему не установлена доплата за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в размере 40% (60%) должностного оклада за работу в специализированном учреждении (специализированном отделении), предназначенных для лечения больных СПИДом и ВИЧ-инфицированных, связанную с их непосредственными обследованием, диагностикой, обслуживанием и другой работой.

Вместе с тем, ни ГБУЗ «СГБ№6», ни инфекционное отделение не являются специализированными учреждениями.

Оплата труда в ГБУЗ «СГБ №6» до ДД.ММ.ГГГГ регулировалась Положением об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Самарской области, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно пункту Положения доплата за работу с вредными и (или) опасными условиями труда устанавливается в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О специальной оценке условий труда» и Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда».

Основанием для установления доплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда является наличие карты специальной оценки условий труда или карты аттестации рабочего места по условиям труда.

Таким образом, для назначения работнику доплаты за вредные и (или) опасные условия труда, по результатам специальной оценки условий труда (аттестации рабочего места) на его рабочем месте должны быть установлены вредные (опасные) условия труда.

До ДД.ММ.ГГГГ основаниями для назначения доплаты за работу в связи с вредными и (или) опасными условиями труда мог являться пункт раздела приложения к Положению , согласно которому работникам учреждений, осуществляющих проведение консультаций, осмотров, оказание медицинской помощи и другой работы, обусловленной непосредственным контактом с больными СПИДом и ВИЧ- инфицированными, размер доплаты к должностному окладу составлял %.

В то же время правовых оснований для применения указанной доплаты истцу на основании пункта приложения к Положению не имеется, поскольку данные доплаты были предусмотрены в учреждениях и специализированных отделениях, предназначенных для лечения больных СПИДом и ВИЧ-инфицированных).

При этом, как указано в абзаце втором пункта Положения , в каждом учреждении на основании Перечня должен быть составлен и утвержден с учетом мнения представительного органа работников перечень должностей работников учреждения, которым в соответствии с конкретными условиями работы в данном учреждении (структурном подразделении) и должности может устанавливаться доплата к должностному окладу (окладу), в том числе и за каждый час работы во вредных и (или) опасных условиях труда.

Постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ приложение к Положению изложено в новой редакции и с ДД.ММ.ГГГГ неспециализированные учреждения, осуществляющие проведение консультаций, осмотров, оказание медицинской помощи и другой работы, обусловленной посредственным контактом с больными СПИДом и ВИЧ-инфицированными, из него исключены.

Абзацем пункта Положения и приложением 8 к Положению (в новой редакции) определен минимальный размер доплаты в размере % за работу с вредными и (или) опасными условиями труда на работах с вредными и (или) опасными условиями труда медицинским работникам, осуществляющим диагностику, лечение, обследование и обслуживание больных СПИДом и ВИЧ-инфицированных в специализированных учреждениях, отделениях, палатах, предназначенных для лечения, обследования и обслуживания больных СПИДом и ВИЧ-инфицированных.

Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ исключены правовые основания для применения указанной доплаты в Учреждении в соответствии с приложением к Положению .

Вместе с тем согласно пункту Положения доплата за осуществление диагностики и лечения ВИЧ-инфицированных, а также за работу, связанную с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, устанавливается в размере % должностного оклада (оклада), в том числе и за каждый час работы в данных условиях. Данная доплата устанавливается, в том числе, медицинским и другим работникам учреждений (подразделений) здравоохранения, находящимся в непосредственном контакте с больными СПИДом и ВИЧ-инфицированными при проведении эпидрасследований, консультаций, осмотров, оказании медицинской помощи, судебно- медицинской экспертизы и проведении другой работы (абзац пункта Положения ).

При этом в учреждении разрабатывается и утверждается по согласованию с представительным органом работников перечень должностей (профессий) работников, которым с учетом конкретных условий работы в данном учреждении (структурном подразделении) может устанавливаться доплата за работу в опасных для здоровья условиях труда.

Поскольку установление доплаты возможно и в неспециализированном учреждении (подразделении), то при наличии у медицинского работника работы, связанной с непосредственным контактом с больными СПИДом и ВИЧ-инфицированными, в ГБУЗ СО «СГБ №6» может применяться пункт Положения .

Следует отметить, что Доплата относится к категории доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, поэтому к ней должны применяться общие нормы - пункта Положения .

Как следует из положений абзаца и пункта Положения определение конкретных условий работы, при которых назначается Доплата работнику (то есть определение наличия выполнения работы, связанной с непосредственным контактом с больными СПИДом и ВИЧ-инфицированными, постоянно либо эпизодически) возложено на ГБУЗ СО «СГБ №6». Аналогичная норма была установлена также пунктом 3.3 Положения в редакции до ДД.ММ.ГГГГ.

Исходя из приказа ГБУЗ СО «СГБ №6» от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении доплат работникам ГБУЗ СО «СГБ № 6», находящимся в непосредственном контакте больными СПИДом и ВИЧ-инфицированными». Учреждение определило наличие в ГБУЗ СО «СГБ №6» эпизодической работы, связанной с контактом с больными СПИДом и ВИЧ-инфицированными. В этой связи ГБУЗ СО «СГБ №6» установило работникам ГБУЗ СО «СГБ №6» доплаты не постоянного характера (то есть независимо от наличия либо отсутствия работы, связанной с контактом с больными СПИДом и ВИЧ- инфицированными), а только за фактически отработанное время (при непосредственном контакте с больными СПИДом и ВИЧ-инфицированными) при оказании медицинской помощи, проведении консультаций, осмотров, эпидрасследований и проведении другой работы, что соотносится с Положением .

В связи с принятием постановления Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении эксперимента по апробации новой системы оплаты труда работников государственных учреждений здравоохранения Самарской области» и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Самарской области» с ДД.ММ.ГГГГ оплата труда в Учреждении стала производиться в соответствии с Положением об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Самарской области, участвующих в эксперименте по апробации новой системы оплаты труда, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ , поскольку ГБУЗ СО «СГБ » было включено в перечень государственных учреждений здравоохранения Самарской области, участвующих в проведении эксперимента по апробации новой системы оплаты труда.

Как и в Положении , пунктом Положения , основанием для установления доплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда является наличие карты специальной оценки условий труда или карты аттестации рабочего места по условиям труда.

Минимальный размер доплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, связанными с оказанием психиатрической помощи, противотуберкулезной помощи, диагностикой и лечением ВИЧ-инфицированных, устанавливается в соответствии с приложением к Положению . В приложении к Положению (применительно к ГБУЗ СО «СГБ ») установлен минимальный размер доплаты в размере % должностного оклада (в том числе по должностям медицинской сестры, санитарки) лечебно-профилактических учреждений, отделений, осуществляющих лабораторную диагностику ВИЧ-инфекции, диагностику и лечение ВИЧ- инфицированных.

Также как и в пункте Положения , пунктом Положения установлено, что конкретные размеры и условия установления доплаты за вредные условия труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, определяются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами учреждения, а также в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права и регулирующими правоотношения в области охраны труда.

Перечень должностей (профессий) работников учреждения, которым в соответствии с конкретными условиями труда в данном учреждении (структурном подразделении) и по должности (профессии) устанавливается доплата за вредные и (или) опасные условия труда к должностному окладу (окладу), в том числе за каждый час работы, утверждается руководителем учреждения.

В случае если работник, должность (профессия, структурное подразделение) которого указана в перечне, работает во вредных и (или) опасных условиях труда периодически, доплата к должностному окладу (окладу) осуществляется за фактически отработанное время.

В случае если должность (профессия, структурное подразделение) указана в Перечне, но соответствующий работник фактически не работает во вредных и (или) опасных условиях труда, доплата к должностному окладу (окладу) этому работнику не устанавливается.

Сама по себе работа в инфекционном отделении Учреждения не является основанием для назначения доплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. По результатам специальной оценки условий труда (аттестации рабочего места) работа должна быть признана вредной (опасной). Выполняемая работа должна быть связана с диагностикой и лечением ВИЧ-инфицированных (перечень должностей с учетом конкретных условий труда определяет Учреждение).

Министерством здравоохранения Самарской области в связи с обращениями коллектива инфекционного отделения Учреждения в соответствии с приказом Министерства от ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая проверка по вопросам соблюдения требований действующего законодательства при начислении заработной платы сотрудникам, в том числе по вопросу невыплаты доплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ.

По результатам проверки Министерством здравоохранения Самарской области установлено, что доплата работникам, находящимся в непосредственном контакте с больными СПИДом и ВИЧ- инфицированными осуществлялась на основании приказа ГБУЗ СО «СГБ №6» . Согласно пункту 2 приказа ГБУЗ СО «СГБ №6» старшие медицинские сестры отделений должны вести ежедневно суммарный учет рабочего времени работников учреждения, находящихся в непосредственном контакте с больными СПИДом и ВИЧ-инфицированными в табеле учета использования рабочего времени и расчета заработной платы.

Вместе с тем Министерством здравоохранения Самарской области было установлено, что приказ ГБУЗ СО «СГБ №6» был издан с нарушениями норм статей 22 и 372 ТК РФ - данный документ не утвержден с учетом мнения представительного органа работников (при наличии такого представительного органа) и в этой связи согласно части 4 статьи 8 ТК РФ он не подлежит применению; ответственные лица с приказом под роспись не ознакомлены. ГБУЗ СО «СГБ №6» внесены изменения в коллективный договор в части доплаты за осуществление диагностики и лечения ВИЧ-инфицированных, а также за работу, связанную с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека в размере 20% должностного оклада за каждый час работы в данных условиях. Изменения к коллективному договору зарегистрированы в министерстве труда, занятости и миграционной политики Самарской области в установленные законом сроки и вступили в силу с ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе проведения внеплановой проверки просмотрены Табели по отделению реанимации и интенсивной терапии и лаборатории, в которых отражено общее количество часов за месяц за оказанную медицинскую помощь больным СПИДом и ВИЧ- инфицированным с фактическим начислением и выплатой компенсационного характера. Табель по сотрудникам инфекционного отделения не велся. При этом по данным статистики Учреждения в первом полугодии ДД.ММ.ГГГГ в инфекционное отделение поступило больных СПИДом и ВИЧ-инфицированных .

Министерством здравоохранения Самарской области в акте сделаны выводы об отсутствии учета фактически отработанного времени персоналом инфекционного отделения с ВИЧ-инфицированными, в результате чего выплаты медперсоналу отделения не производились.

Кроме того основные функции, обязанности, права и ответственность старшей медицинской сестры инфекционного отделения регламентирована должностной инструкцией. Согласно пункту должностной инструкции в обязанности старшей медицинской сестры инфекционного отделения входит ведение Табеля сотрудников отделения. Ставка старшей медицинской сестры инфекционного отделения занята работником по основной должности с ДД.ММ.ГГГГ. Этой же датой старшая медицинская сестра инфекционного отделения ознакомлена под роспись с должностной инструкцией по основной должности.

Министерством здравоохранения Самарской области коллективу инфекционного отделения дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ , которым сообщено о результатах проверки, в том числе разъяснен вопрос о том, что инфекционное отделение не может быть отнесено к специализированным.

Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Истцом не представлено каких-либо доказательств подтверждающих фактически отработанное время в непосредственном контакте с ВИЧ-инфицированным (в каждый из рабочих дней для назначения доплаты в соответствии с Положением ), как и доказательств фактического оказания работ, связанных с лечением и диагностикой ВИЧ-инфицированных, в том числе при непосредственном контакте с больным.

Представленный истцом расчет фиксированного размера доплаты к должностному окладу % и % противоречит вышеуказанным законодательным актам, регулирующим данный вопрос до ДД.ММ.ГГГГ и после ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с чем, требования истца о выплате ему суммы доплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, являются необоснованными, и не подлежащими удовлетворению.

Поскольку отказано в удовлетворении иска о взыскании доплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, установленную медицинским работникам специализированных учреждений, отделений, палат, предназначенных для лечения, обследования и обслуживания больных СПИДом и ВИЧ-инфицированных за период с ДД.ММ.ГГГГ., то и не имеется оснований для удовлетворения иска в части взыскания компенсации за задержку названных выплат, компенсации морального вреда, а также судебных расходов.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Уколовой М.М. к Государственному бюджетному учреждению здравоохранению Самарской области «Самарская городская больница №6», третьим лицам, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора министерству здравоохранения Самарской области, территориальному фонду обязательного медицинского страхования Самарской области о взыскании доплаты за работу с вредными и опасными условиями труда, компенсации морального вреда, процентов, судебных расходов, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Советский районный суд г.Самары в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме составлено – 26 декабря 2017 года.

Судья Е.В. Топтунова

2-3762/2017 ~ М-3666/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Уколова М.М.
Ответчики
ГБУЗ СО "Самарская городская больница №6"
Другие
ТФОМС
Министерство здравоохранения Самарской области
Суд
Советский районный суд г. Самары
Судья
Топтунова Е. В.
Дело на странице суда
sovetsky--sam.sudrf.ru
09.11.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.11.2017Передача материалов судье
13.11.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.11.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.11.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.11.2017Судебное заседание
08.12.2017Судебное заседание
21.12.2017Судебное заседание
09.11.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.12.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.11.2017Передача материалов судье
13.11.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.01.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.11.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.05.2018Дело оформлено
13.11.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.05.2018Дело передано в архив
23.11.2017Судебное заседание
08.12.2017Судебное заседание
21.12.2017Судебное заседание
26.12.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.01.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.05.2018Дело оформлено
22.05.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее