№ 25RS0№-37
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
22 октября 2021 года <адрес>
Шкотовский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Косцюкевич Е.А.,
при секретаре судебного заседания ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к АО «НПФ Эволюция», ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по <адрес> о защите прав потребителя, признании недействительным договора об обязательном пенсионном страховании, применении последствий недействительности ничтожной сделки, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с указанным иском, в обоснование которого указал, что ДД.ММ.ГГГГ он получил почтовое отправление, содержащее сообщение из негосударственного пенсионного фонда АО «НПФ Эволюция» о том, что страховщиком истца является указанная организация. Однако договор с АО «НПФ Эволюция» он не заключал и не подписывал. Управлением Пенсионного фонда не были исполнены обязательства по передаче пенсионных накоплений истца в негосударственный пенсионный фонд, направлению истцу извещения о произошедшей передаче его пенсионных накоплений. Своего волеизъявления на заключение договора об обязательном пенсионном обеспечении с негосударственным пенсионным фондом он не выражал, с заявлением о переводе средств пенсионных накоплений из Пенсионного фонда РФ в негосударственный пенсионный фонд не обращался, в связи с чем договор является ничтожным.
Истец просил признать недействительным договор об обязательном пенсионном страховании, сторонами которого является ФИО2 и АО «НПФ Эволюция». Применить последствия недействительности ничтожной сделки, аннулировать запись, содержащую сведения на индивидуальном лицевом счете, открытом Пенсионным фондом РФ, о передаче его средств пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд АО «НПФ Эволюция»; внести сведения о передаче его средств пенсионных накоплений из негосударственного пенсионного фонда АО «НПФ Эволюция» в Пенсионный фонд РФ, возложить на АО «НПФ Эволюция» обязанность о перечислении суммы дохода от инвестирования его средств пенсионных накоплений управляющей компанией в Управление Пенсионного фонда РФ; взыскать солидарно с АО «НПФ Эволюция» и ЦПФ РФ в <адрес> компенсацию морального вреда в размере 150 000 руб. Требование о взыскании компенсации морального вреда основывает на Законе РФ «О защите прав потребителей».
В судебное заседание истец ФИО2 не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика – Государственное учреждение – отделение Пенсионного фонда РФ по <адрес>, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, направил письменный отзыв, согласно которому с иском в части, касающейся требований к ГУ – ОПР РФ по <адрес>, не согласен. В отзыве указано, что перевод средств пенсионных накоплений из фонда в фонд осуществляется при условии: подачи в ПФР соответствующего заявления о переходе из фонда в фонд лично застрахованным лицом, по почте, через МФЦ либо в виде электронного файла, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя; заключения застрахованным лицом с негосударственным пенсионным фондом договора об обязательном пенсионном страховании. При этом ответственность за достоверность данных, указанных в договоре об обязательном пенсионном страховании, несет негосударственный пенсионный фонд, заключивший договор ОПС с гражданином. Уведомление о заключенном в 2017 году договоре с НПФ «Согласие-ОПС» и сам договор, а также заявление о переходе из ПФР в НПФ «Согласие-ОПС» были зарегистрированы в Отделении ПФР по <адрес>. Поскольку договор обязательного пенсионного страхования заключен между АО «НПФ Эволюция» (правопреемником НПФ «Согласие-ОПС») и истцом, Пенсионный фонд РФ не может быть ответчиком по требованиям о признании такого договора недействительным. Также ответчик полагает, что отсутствуют основания для взыскания с Пенсионного фонда РФ компенсации морального вреда, поскольку нарушение пенсионных прав затрагивает только имущественные права гражданина, и данные правоотношения нормами Закона РФ «О защите прав потребителей» не регулируются.
Представитель ответчика – АО «НПФ Эволюция» в судебное заседание не явился, извещался о месте и времени слушания дела надлежащим образом, направил в суд письменные возражения, согласно которым против иска возражает. Указал, что ДД.ММ.ГГГГ был завершен процесс реорганизации путем присоединения АО «НПФ Согласие-ОПС» и АО «НПФ «Нефтегарант». ДД.ММ.ГГГГ АО «НПФ «Нефтегарант» переименовано в АО «НПФ Эволюция». Между истцом и АО «НПФ Согласие» (после переименования - АО «НПФ Согласие-ОПС») был заключен договор об обязательном пенсионном страховании. По условиям данного договора АО «НПФ Согласие-ОПС» приняло на себя обязанности по осуществлению деятельности страховщика по обязательному пенсионному страхованию, включающие аккумулирование и учет средств пенсионных накоплений, организацию их инвестирования, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии, срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты, а также выплаты правопреемникам застрахованного лица. По сведениям, поступившим из АО «НПФ Согласие-ОПС» после завершения процесса реорганизации, договор с истцом был заключен надлежащим образом, без нарушений требований законодательства, содержит две подписи ФИО2 П. 1 Раздела «Общие положения» договора содержит сведения о физическом лице, заключившем договор, позволяющие идентифицировать клиента. Каких-либо оснований полагать возможную фальсификацию подписей клиента не имелось. После получения Пенсионным фондом РФ заявления истца о переходе в АО «НПФ Согласие-ОПС», а также уведомления негосударственного пенсионного фонда о заключении договора с истцом, Пенсионным фондом РФ была проведена проверка представленных документов, средства пенсионных накоплений истца были переданы в АО «НПФ Согласие-ОПС». Перевод средств пенсионных накоплений от предыдущего страховщика в негосударственный пенсионный фонд был осуществлен корректно, денежные средства в полном объеме были зачислены на счет истца, вред имущественным правам истца причинен не был. Также действиями негосударственного пенсионного фонда не были нарушены личные неимущественные права истца, что исключает возможность взыскания компенсации морального вреда.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 36.11 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № №-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» застрахованное лицо до обращения за установлением накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты средств пенсионных накоплений может воспользоваться правом на переход из фонда в фонд не чаще одного раза в год путем заключения договора об обязательном пенсионном страховании с новым фондом и направления в Пенсионный фонд Российской Федерации заявления о переходе (заявления о досрочном переходе) из фонда в фонд.
Согласно ст. 3 указанного Закона договором об обязательном пенсионном страховании является соглашение между фондом и застрахованным лицом в пользу застрахованного лица или его правопреемников, в соответствии с которым фонд обязан при наступлении пенсионных оснований осуществлять назначение и выплату застрахованному лицу накопительной пенсии и (или) срочной пенсионной выплаты или единовременной выплаты либо осуществлять выплаты правопреемникам застрахованного лица. Застрахованным лицом является физическое лицо, заключившее договор об обязательном пенсионном страховании
В соответствии со ст. 36.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № №-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» договор об обязательном пенсионном страховании должен быть заключен надлежащими сторонами и соответствовать законодательству Российской Федерации. В один и тот же период в отношении каждого застрахованного лица может действовать только один договор об обязательном пенсионном страховании.
В случае, если после внесения изменений в единый реестр застрахованных лиц договор об обязательном пенсионном страховании признан судом недействительным, такой договор подлежит прекращению в соответствии с абзацем седьмым пункта 2 статьи 36.5 настоящего Федерального закона (ч. 6.1 ст. 36.4).
Согласно п. 1 ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В соответствии с п. 1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Согласно п. 2 ст. 36.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № №-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» договор об обязательном пенсионном страховании прекращается, в том числе, в случае признания судом договора об обязательном пенсионном страховании недействительным.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ истцу стало известно о наличии договора между ним и АО «Негосударственный пенсионный фонд Согласие» от ДД.ММ.ГГГГ об обязательном пенсионном страховании между негосударственным пенсионным фондом и застрахованным лицом.
В дальнейшем АО «НПФ Согласие» переименовано в АО «НПФ Согласие-ОПС», после реорганизации АО «НПФ Согласие-ОПС» присоединено к АО «НПФ «Нефтегарант». ДД.ММ.ГГГГ АО «НПФ «Нефтегарант» переименовано в АО «НПФ Эволюция».
Истец указывает, что договор об обязательном пенсионном страховании с АО «НПФ Согласие» он не заключал, с заявление о переводе средств его пенсионных накоплений в адрес Пенсионного фонда не направлял.
Как следует из материалов дела, заявление, поданное от имени ФИО2 о досрочном переходе из ПФР в НПФ «Согласие», поступило в ОПФР по <адрес> в электронном виде, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью. Договор об обязательном пенсионном страховании также подписан застрахованным лицом усиленной квалифицированной электронной подписью. Удостоверяющим центром, выдавшим УКЭП на имя ФИО2, является ЗАО «Сигнал-КОМ».
Как следует из ответа АО «Сигнал-Ком» на запрос суда, Удостоверяющим центром ЗАО «Сигнал-Ком» действительно был выдан усиленный квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи на имя ФИО2, который ознакомился с информацией о сертификате и собственноручно подписал квалифицированный сертификат на бумажном носителе.
Для проверки подлинности электронной подписи истца по делу была проведена судебная почерковедческая экспертиза.
Согласно заключению эксперта ООО «Приморский экспертно-правовой центр» от ДД.ММ.ГГГГ № подпись, изображение которой расположено в копии Согласия на обработку персональных данных в нижней части листа в строке «подпись, Фамилия и Инициалы Заявителя», выполнена не ФИО2, а другим лицом. Рукописный текст от его имени выполнен, вероятно, не ФИО2, а другим лицом. Подписи, изображение которых расположено в копии Квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи в нижней части в строках «Ф.И.О.» рядом с напечатанным текстом «ФИО2» и «ФИО2», выполнены не ФИО2, а другим лицом.
Оснований сомневаться в достоверности выводов экспертного заключения суд не усматривает, поскольку указанное заключение отвечает требованиям ч. 2 ст. 86 Гражданско-процессуального кодекса РФ, является полным, не имеющим противоречий, содержит подробное описание проведенных исследований, сделанные в результате их выводы и ответы на поставленные судом вопросы, эксперт имеет соответствующую квалификацию, был предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 Уголовного кодекса РФ за дачу заведомо ложного заключения, не заинтересован в исходе дела, доказательств, указывающих на недостоверность проведенной экспертизы, либо ставящих под сомнение ее выводы, сторонами суду не представлено.
Из изложенного следует вывод, что договор об обязательном пенсионном страховании, заключенный с АО «НПФ Согласие» ДД.ММ.ГГГГ, а равно заявление от имени ФИО2 о переходе в негосударственный пенсионный фонд, подписанные от имени ФИО2 усиленной квалифицированной электронной подписью, за получением которой ФИО2 не обращался и не получал, подписаны от имени ФИО2 иным лицом.
Таким образом, исковые требования в части признания договора об обязательном пенсионном страховании от ДД.ММ.ГГГГ № недействительным подлежат удовлетворению, поскольку ФИО2, являющийся стороной данного договора, его не подписывал.
В соответствии с п. 5.3 ст. 36.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № №-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» при наступлении обстоятельства, указанного в абзаце седьмом пункта 1 настоящей статьи, то есть в случае прекращения договора об обязательном пенсионном страховании в соответствии с абзацем седьмым п. 2 ст. 36.5 настоящего Федерального закона (признание судом договора недействительным) фонд обязан передать предыдущему страховщику по обязательному пенсионному страхованию средства пенсионных накоплений, определенные в порядке, установленном пунктом 2 статьи 36.6-1 настоящего Федерального закона, а также проценты за неправомерное пользование средствами пенсионных накоплений, определяемые в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, и средства, направленные на формирование собственных средств фонда, сформированные за счет дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений соответствующего застрахованного лица, в срок не позднее 30 дней со дня получения фондом соответствующего решения суда и в этот же срок известить об этом Пенсионный фонд Российской Федерации, который на основании указанного извещения фонда вносит соответствующие изменения в единый реестр застрахованных лиц и уведомляет об этом застрахованное лицо при личном обращении застрахованного лица в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, а также путем направления застрахованному лицу уведомления в форме электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.
Таким образом, средства пенсионных накоплений, проценты за неправомерное пользование средствами пенсионных накоплений и средства, сформированные за счет дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений подлежат перечислению негосударственным пенсионным фондом в Пенсионный фонд РФ
В соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N №-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", индивидуальный лицевой счет - электронный документ, содержащий предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения о зарегистрированном лице, хранящиеся в информационных ресурсах Пенсионного фонда Российской Федерации.
Частью 3 статьи 6 названного Федерального закона предусмотрены сведения, подлежащие указанию в специальной части индивидуального лицевого счета, в том числе, сведения о передаче средств пенсионных накоплений из негосударственного пенсионного фонда в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, сведения о фактически состоявшейся передаче денежных средств пенсионных накоплений истца в негосударственный пенсионный фонд, вне зависимости от того, что данный договор является недействительным, аннулированы быть не могут.
Статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность возложения на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда в случае причинения гражданину морального вреда (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом.
Согласно ч. 2 ст. 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации, моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Учитывая вышеизложенные положения закона, и принимая во внимание, что законодательством об обязательном пенсионном страховании не предусмотрена возможность компенсации морального вреда, причиненного при изложенных истцом обстоятельствах, требования о взыскании с ответчиков компенсации морального вреда не могут быть удовлетворены судом.
На основании ст. 103 ГПК РФ взысканию с АО «НПФ Эволюция» в доход бюджета городского округа Большой Камень подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
Согласно представленным экспертным учреждением ООО «Приморский экспертно-правовой центр» документам (счет на оплату № от ДД.ММ.ГГГГ), стоимость проведенной по делу судебной почерковедческой экспертизы составила 39 000 руб., которая на момент рассмотрения дела не оплачена. В связи с этим стоимость экспертизы подлежит взысканию с ответчика АО «НПФ Эволюция» в пользу ООО «Приморский экспертно-правовой центр».
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО2 к АО «НПФ Эволюция», ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по <адрес> о защите прав потребителя, признании недействительным договора об обязательном пенсионном страховании, применении последствий недействительности ничтожной сделки, взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Признать недействительным договор об обязательном пенсионном страховании между негосударственным пенсионным фондом и застрахованным лицом №, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между АО «Негосударственный пенсионный фонд Согласие» и ФИО2.
Обязать акционерное общество «Негосударственный пенсионный фонд Эволюция» в срок не позднее 30 дней со дня получения фондом решения суда передать средства пенсионных накоплений ФИО2, учтенные на пенсионном счете накопительной части пенсии застрахованного лица, определенные в порядке, установленном пунктом 2 статьи 36.6.1 Федерального закона N №-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О негосударственных пенсионных фондах», а также проценты за пользование средствами пенсионных накоплений ФИО2, определяемые в соответствии со ст. 395 Гражданского кодекса РФ, и средства, направленные на формирование собственных средств негосударственного пенсионного фонда, сформированные за счет дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений ФИО2, в Пенсионный фонд РФ.
Взыскать с акционерного общества «Негосударственный пенсионный фонд Эволюция» в доход бюджета городского округа <адрес> государственную пошлину в размере 300 руб.
Взыскать с акционерного общества «Негосударственный пенсионный фонд Эволюция» в пользу ООО «Приморский экспертно-правовой центр» стоимость проведения судебной экспертизы в сумме 39 000 руб.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд с подачей апелляционной жалобы через Шкотовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.А. Косцюкевич