Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ24 августа 2018 года Куйбышевский районный суд г. Самара в составе:
председательствующего Гараевой Р.Р.,
при секретаре Иванове А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1417/18
по иску Прокурора Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры к ООО «Экостройресурс» об обязании прекратить сброс сточных вод с превышением нормативов.
УСТАНОВИЛ:
Самарский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту прав неопределенного круга лиц и в интересах Российской Федерации в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском к ООО «Экостройресурс», в котором просил обязать ООО «Экостройресурс» (ИНН 6316186232) прекратить сброс сточных вод в озеро Безымянное с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ, установленных Решением о предоставлении водного объекта в пользование, зарегистрированным 06.12.2017 г. в Государственном водном реестре за № 63-11.01.00.015-О-РСВК-С-2017-01153/00, по истечении 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
В обосновании исковых требований указано, что Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой по результатам анализа экологической обстановки на территории Самарской области выявлены нарушения требований федерального законодательства при осуществлении сброса сточных вод. Установлено, что в процессе своей производственной деятельности ООО «Экостройресурс» осуществляет сброс сточных вод в реку озеро Безымянное в Волжском районе Самарской области на основании Решения о предоставлении водного объекта в пользование, выданного Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, зарегистрированного 06.12.2017 г. в Государственном водном реестре за № 63-11.01.00.015-О-РСВК-С-2017-01153/00. Данным решением о предоставлении водного объекта в пользование установлено максимальное содержание загрязняющих веществ в сточных водах. Вместе с тем, проверкой установлено, что в нарушение требований вышеуказанного законодательства ООО «Экостройресурс» сброс сточных вод в озеро Безымянное осуществляет с превышением допустимых концентраций, установленных решением, по сульфат-аниону, нитрат-аниону, железу, а именно: средние значения концентрации вредных (загрязняющих) веществ в сточных водах за 1 квартал 2018 года составили: по сульфату-аниону = 110 мг/ку.дм., что на 10 мг/куб.дм превышает ПДК, которая составляет 100 мг/куб.дм; по нитрату-аниону = 15,2 мг/куб.дм., что на 4,2 мг/куб.дм превышает ПДК, которая составляет 11 мг/куб.дм; по железу =0,14 мг/куб.дм., что на 0,04 мг/куб.дм превышает ПДК, которая составляет 0,10 мг/куб.дм. Изложенные обстоятельства подтверждаются отчетом о выполнении условий водопользовании за 1 квартал 2018 года. Также, необходимо учесть факт,
что озеро Безымянное является рыбохозяйственным водоемом, с естественным воспроизводством рыб.
В судебном заседании помощник Самарского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Морозов А.А., поддержал исковые требования, по основаниям указанным в иске и просил исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика ООО «Экостройресурс» Святкин В.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования признал, при этом пояснил, что ООО «Экостройресурс» проведен ряд мероприятий по снижению концентраций загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах, а именно: проведены наладочные работы на очистных сооружениях (ремонт насосов, мелкий текущий ремонт трубопроводов и фланцевых соединений), увеличено время очищаемых стоков в горизонтальных и вертикальных отстойниках, проведена регенерация фильтрующей загрузки. Проведение данных мероприятий позволило достигнуть нормативных показателей концентраций загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах, что подтверждается проведенными анализами. В текущем квартале будет проведена замена полистирола и активированного угля в фильтрах очистки.
Изучив материалы дела, пояснения участвующих в деле лиц, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований и удовлетворении иска.
В силу п. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 года N 2202-1
"О прокуратуре Российской Федерации" в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов в т.ч. руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Согласно общему правилу, предусмотренному ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
На основании п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 года
N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Согласно п. 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 года N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", прокурор (не имеет значение специализированной либо территориальной прокуратуры) относится к субъектам обращения в суд по делам о нарушениях законодательства в области охраны окружающей среды и природопользовании.
Таким образом, предметом судебного спора является проверка обоснованности доводов прокурора о нарушении порядка водопользования водным объектом, определяющего публичные интересы и находящимся в собственности Российской Федерации.
Согласно ст. 76 Федерального закона Российской Федерации
от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"
споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.
Согласно ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено
в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона Российской Федерации от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона Российской Федерации
от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Соблюдение природоохранного законодательства является обязательным для всех субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации, независимо от формы собственности.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона Российской Федерации "Об охране окружающей среды" установлено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.
В силу ч. 2 ст. 3 Водного кодекса РФ использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии со ст. 35 Водного кодекса РФ поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.
Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах.
Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Сточные воды - это воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории (пункт 19 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ
«Об охране окружающей среды» (в ред. от 31.12.2017 г.), объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В соответствие с п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
На основании ч. 2 ст. 55 Водного кодекса РФ при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Частью 6 статьи 56 Водного кодекса РФ установлено, что сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона Российской Федерации
"Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
- презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
- допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;
- запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
В соответствии с п. 3 ст. 34 Федерального закона Российской Федерации "Об охране окружающей среды" прекращение в полном объеме размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов при нарушении требований в области охраны окружающей среды осуществляется на основании решения суда и (или) арбитражного суда.
Одним из способов защиты гражданских прав, изложенных в
ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, является в том числе такой способ защиты, как запрет осуществления определенной деятельности.
Судом установлено, что в процессе своей производственной деятельности ответчик ООО «Экостройресурс» осуществляет сброс сточных вод в озеро Безымянное.
На осуществление указанного вида деятельности ООО «Экостройресурс» имеет решение о предоставлении водного объекта в пользование
от 01.12.2017 г. № 12-2017, зарегистрированного 06.12.2017 г. в Государственном водном реестре за № 63-11.01.00.015-О-РСВК-С-2017-01153/00, которым установлено максимальное содержание загрязняющих веществ в сточных водах, сброс которых осуществляет ответчик. Пунктом 10 решения предусмотрено перечень максимального содержания загрязняющих веществ в сточных водах, которое не должно превышать следующих значений показателей по каждым наименованиям ингредиентов, а именно: по сульфату-аниону 100 мг/куб.дм; по нитрату-аниону 11 мг/куб.дм; по железу 0,10 мг/куб.дм.
Согласно представленной в адрес заместителя начальника отдела водных ресурсов по Самарской области информации ООО «Экостройресурс»
от 04.04.2018 г. за № 492 фактический сброс загрязняющих веществ не соответствует установленным нормативам, а именно: сброс сточных вод в озеро Безымянное осуществляет с превышением допустимых концентраций, установленных решением, по сульфат-аниону, нитрат-аниону, железу, а именно: средние значения концентрации вредных (загрязняющих) веществ в сточных водах за 1 квартал 2018 года составили: по сульфату-аниону =110 мг/ку.дм., что на 10 мг/куб.дм превышает ПДК, которая составляет 100 мг/куб.дм; по нитрату-аниону = 15,2 мг/куб.дм., что на 4,2 мг/куб.дм превышает ПДК, которая составляет 11 мг/куб.дм; по железу =0,14 мг/куб.дм., что на 0,04 мг/куб.дм превышает ПДК, которая составляет 0,10 мг/куб.дм.
Действиями ООО «Экостройресурс» нарушены права Российской Федерации поскольку загрязнение водного объекта, находящегося в федеральной собственности, в силу положений ст. 8 Водного кодекса РФ нарушает права собственника по рациональному использованию природных ресурсов. Так как водный объект является средой обитания водных биоресурсов, то его загрязнение влияет на их воспроизводство и сохранение, чем также нарушаются права Российской Федерации, поскольку в соответствии со статьей 10 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» водные биоресурсы находятся в федеральной собственности. Длительное поступление неочищенных сточных вод в водный объект создаст угрозу причинения вреда окружающей среде и санитарному благополучию населения.
Действиями ООО «Экостройресурс» так же нарушаются права неопределенного круга лиц - граждан Российской Федерации, поскольку негативное влияние на водный объект загрязняющих веществ ведет к затруднениям в водопользовании водным объектом в целях удовлетворения социальных потребностей граждан (населения), проживающих в районе нахождения вышеуказанного водного объекта и нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.
Таким образом, судом установлено, что ответчик своей хозяйственной деятельностью производит сброс сточных вод в озеро Безымянное с превышением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, причиняя тем самым вред окружающей среде, а, следовательно, и благополучию населения, что недопустимо.
При этом суд учитывает, что в настоящее время ответчик ООО «Экостройресурс» принимает меры к осуществлению производственной деятельности в соответствии с вышеуказанными установленными нормативами. Так, ООО «Экостройресурс» проведен ряд мероприятий по снижению концентраций загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах, а именно: проведены наладочные работы на очистных сооружениях (ремонт насосов, мелкий текущий ремонт трубопроводов и фланцевых соединений), увеличено время очищаемых стоков в горизонтальных и вертикальных отстойниках, проведена регенерация фильтрующей загрузки. В текущем квартале ООО «Экостройресурс» намерено провести замену полистирола и активированного угля в фильтрах очистки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Основания к отказу в удовлетворении исковых требований судом не усматриваются.
Согласно ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Исходя из принципа разумности, суд считает необходимым установить срок для прекращения сброса сточных вод в озеро Безымянное с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ, по истечении 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также нормы действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора должны быть удовлетворены в полном объеме.
В силу ст. 98 ГПК РФ, ст. 333.19, ст. 333.36 Налогового кодекса РФ с ответчика в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Самарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации в защиту неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Экостройресурс»
(ИНН 6316186232) прекратить сброс сточных вод в озеро Безымянное
с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ,
установленных Решением о предоставлении водного объекта в пользование, зарегистрированным 06.12.2017 г. в Государственном водном реестре за
№ 63-11.01.00.015-О-РСВК-С-2017-01153/00, по истечении 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Взыскать с ООО «Экостройресурс» в доход государства государственную пошлину в размере 6 000 (шести тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Самара в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Решение изготовлено в окончательной форме 28.08.2018 г.
Судья Р.Р. Гараева