Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1417/2018 ~ М-1322/2018 от 17.07.2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 августа 2018 года Куйбышевский районный суд г. Самара в составе:

председательствующего Гараевой Р.Р.,

при секретаре Иванове А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1417/18
по иску Прокурора Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры к ООО «Экостройресурс» об обязании прекратить сброс сточных вод с превышением нормативов.

УСТАНОВИЛ:

Самарский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту прав неопределенного круга лиц и в интересах Российской Федерации в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском к ООО «Экостройресурс», в котором просил обязать ООО «Экостройресурс» (ИНН 6316186232) прекратить сброс сточных вод в озеро Безымянное с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ, установленных Решением о предоставлении водного объекта в пользование, зарегистрированным 06.12.2017 г. в Государственном водном реестре за № 63-11.01.00.015-О-РСВК-С-2017-01153/00, по истечении 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

В обосновании исковых требований указано, что Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой по результатам анализа экологической обстановки на территории Самарской области выявлены нарушения требований федерального законодательства при осуществлении сброса сточных вод. Установлено, что в процессе своей производственной деятельности ООО «Экостройресурс» осуществляет сброс сточных вод в реку озеро Безымянное в Волжском районе Самарской области на основании Решения о предоставлении водного объекта в пользование, выданного Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, зарегистрированного 06.12.2017 г. в Государственном водном реестре за № 63-11.01.00.015-О-РСВК-С-2017-01153/00. Данным решением о предоставлении водного объекта в пользование установлено максимальное содержание загрязняющих веществ в сточных водах. Вместе с тем, проверкой установлено, что в нарушение требований вышеуказанного законодательства ООО «Экостройресурс» сброс сточных вод в озеро Безымянное осуществляет с превышением допустимых концентраций, установленных решением, по сульфат-аниону, нитрат-аниону, железу, а именно: средние значения концентрации вредных (загрязняющих) веществ в сточных водах за 1 квартал 2018 года составили: по сульфату-аниону = 110 мг/ку.дм., что на 10 мг/куб.дм превышает ПДК, которая составляет 100 мг/куб.дм; по нитрату-аниону = 15,2 мг/куб.дм., что на 4,2 мг/куб.дм превышает ПДК, которая составляет 11 мг/куб.дм; по железу =0,14 мг/куб.дм., что на 0,04 мг/куб.дм превышает ПДК, которая составляет 0,10 мг/куб.дм. Изложенные обстоятельства подтверждаются отчетом о выполнении условий водопользовании за 1 квартал 2018 года. Также, необходимо учесть факт,
что озеро Безымянное является рыбохозяйственным водоемом, с естественным воспроизводством рыб.

В судебном заседании помощник Самарского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Морозов А.А., поддержал исковые требования, по основаниям указанным в иске и просил исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика ООО «Экостройресурс» Святкин В.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования признал, при этом пояснил, что ООО «Экостройресурс» проведен ряд мероприятий по снижению концентраций загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах, а именно: проведены наладочные работы на очистных сооружениях (ремонт насосов, мелкий текущий ремонт трубопроводов и фланцевых соединений), увеличено время очищаемых стоков в горизонтальных и вертикальных отстойниках, проведена регенерация фильтрующей загрузки. Проведение данных мероприятий позволило достигнуть нормативных показателей концентраций загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах, что подтверждается проведенными анализами. В текущем квартале будет проведена замена полистирола и активированного угля в фильтрах очистки.

Изучив материалы дела, пояснения участвующих в деле лиц, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований и удовлетворении иска.

В силу п. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 года N 2202-1
"О прокуратуре Российской Федерации" в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов в т.ч. руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Согласно общему правилу, предусмотренному ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

На основании п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 года
N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Согласно п. 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 года N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", прокурор (не имеет значение специализированной либо территориальной прокуратуры) относится к субъектам обращения в суд по делам о нарушениях законодательства в области охраны окружающей среды и природопользовании.

Таким образом, предметом судебного спора является проверка обоснованности доводов прокурора о нарушении порядка водопользования водным объектом, определяющего публичные интересы и находящимся в собственности Российской Федерации.

Согласно ст. 76 Федерального закона Российской Федерации
от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"
споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.

Согласно ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено
в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона Российской Федерации от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона Российской Федерации
от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Соблюдение природоохранного законодательства является обязательным для всех субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации, независимо от формы собственности.

В соответствии со статьей 39 Федерального закона Российской Федерации "Об охране окружающей среды" установлено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.

В силу ч. 2 ст. 3 Водного кодекса РФ использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии со ст. 35 Водного кодекса РФ поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.

Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах.

Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Сточные воды - это воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории (пункт 19 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации).

В силу ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ
«Об охране окружающей среды» (в ред. от 31.12.2017 г.), объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

В соответствие с п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).

На основании ч. 2 ст. 55 Водного кодекса РФ при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Частью 6 статьи 56 Водного кодекса РФ установлено, что сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона Российской Федерации
"Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

- презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

- допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

- запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

В соответствии с п. 3 ст. 34 Федерального закона Российской Федерации "Об охране окружающей среды" прекращение в полном объеме размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов при нарушении требований в области охраны окружающей среды осуществляется на основании решения суда и (или) арбитражного суда.

Одним из способов защиты гражданских прав, изложенных в
ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, является в том числе такой способ защиты, как запрет осуществления определенной деятельности.

Судом установлено, что в процессе своей производственной деятельности ответчик ООО «Экостройресурс» осуществляет сброс сточных вод в озеро Безымянное.

На осуществление указанного вида деятельности ООО «Экостройресурс» имеет решение о предоставлении водного объекта в пользование
от 01.12.2017 г. № 12-2017, зарегистрированного 06.12.2017 г. в Государственном водном реестре за № 63-11.01.00.015-О-РСВК-С-2017-01153/00, которым установлено максимальное содержание загрязняющих веществ в сточных водах, сброс которых осуществляет ответчик. Пунктом 10 решения предусмотрено перечень максимального содержания загрязняющих веществ в сточных водах, которое не должно превышать следующих значений показателей по каждым наименованиям ингредиентов, а именно: по сульфату-аниону 100 мг/куб.дм; по нитрату-аниону 11 мг/куб.дм; по железу 0,10 мг/куб.дм.

Согласно представленной в адрес заместителя начальника отдела водных ресурсов по Самарской области информации ООО «Экостройресурс»
от 04.04.2018 г. за № 492 фактический сброс загрязняющих веществ не соответствует установленным нормативам, а именно: сброс сточных вод в озеро Безымянное осуществляет с превышением допустимых концентраций, установленных решением, по сульфат-аниону, нитрат-аниону, железу, а именно: средние значения концентрации вредных (загрязняющих) веществ в сточных водах за 1 квартал 2018 года составили: по сульфату-аниону =110 мг/ку.дм., что на 10 мг/куб.дм превышает ПДК, которая составляет 100 мг/куб.дм; по нитрату-аниону = 15,2 мг/куб.дм., что на 4,2 мг/куб.дм превышает ПДК, которая составляет 11 мг/куб.дм; по железу =0,14 мг/куб.дм., что на 0,04 мг/куб.дм превышает ПДК, которая составляет 0,10 мг/куб.дм.

Действиями ООО «Экостройресурс» нарушены права Российской Федерации поскольку загрязнение водного объекта, находящегося в федеральной собственности, в силу положений ст. 8 Водного кодекса РФ нарушает права собственника по рациональному использованию природных ресурсов. Так как водный объект является средой обитания водных биоресурсов, то его загрязнение влияет на их воспроизводство и сохранение, чем также нарушаются права Российской Федерации, поскольку в соответствии со статьей 10 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» водные биоресурсы находятся в федеральной собственности. Длительное поступление неочищенных сточных вод в водный объект создаст угрозу причинения вреда окружающей среде и санитарному благополучию населения.

Действиями ООО «Экостройресурс» так же нарушаются права неопределенного круга лиц - граждан Российской Федерации, поскольку негативное влияние на водный объект загрязняющих веществ ведет к затруднениям в водопользовании водным объектом в целях удовлетворения социальных потребностей граждан (населения), проживающих в районе нахождения вышеуказанного водного объекта и нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.

Таким образом, судом установлено, что ответчик своей хозяйственной деятельностью производит сброс сточных вод в озеро Безымянное с превышением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, причиняя тем самым вред окружающей среде, а, следовательно, и благополучию населения, что недопустимо.

При этом суд учитывает, что в настоящее время ответчик ООО «Экостройресурс» принимает меры к осуществлению производственной деятельности в соответствии с вышеуказанными установленными нормативами. Так, ООО «Экостройресурс» проведен ряд мероприятий по снижению концентраций загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах, а именно: проведены наладочные работы на очистных сооружениях (ремонт насосов, мелкий текущий ремонт трубопроводов и фланцевых соединений), увеличено время очищаемых стоков в горизонтальных и вертикальных отстойниках, проведена регенерация фильтрующей загрузки. В текущем квартале ООО «Экостройресурс» намерено провести замену полистирола и активированного угля в фильтрах очистки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Основания к отказу в удовлетворении исковых требований судом не усматриваются.

Согласно ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Исходя из принципа разумности, суд считает необходимым установить срок для прекращения сброса сточных вод в озеро Безымянное с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ, по истечении 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также нормы действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора должны быть удовлетворены в полном объеме.

В силу ст. 98 ГПК РФ, ст. 333.19, ст. 333.36 Налогового кодекса РФ с ответчика в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Самарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации в защиту неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Экостройресурс»
(ИНН 6316186232) прекратить сброс сточных вод в озеро Безымянное
с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ,
установленных Решением о предоставлении водного объекта в пользование, зарегистрированным 06.12.2017 г. в Государственном водном реестре за
№ 63-11.01.00.015-О-РСВК-С-2017-01153/00, по истечении 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Взыскать с ООО «Экостройресурс» в доход государства государственную пошлину в размере 6 000 (шести тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Самара в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.

Решение изготовлено в окончательной форме 28.08.2018 г.

Судья Р.Р. Гараева

2-1417/2018 ~ М-1322/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Самарская межрайонная природоохранная прокуратура
Морозов А.А.
Ответчики
ООО "Экостройресурс"
Другие
Святкин В.А.
Суд
Куйбышевский районный суд г. Самары
Судья
Гараева Р. Р.
Дело на странице суда
kuibyshevsky--sam.sudrf.ru
18.07.2018Передача материалов судье
17.07.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.07.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.07.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.08.2018Подготовка дела (собеседование)
08.08.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.08.2018Судебное заседание
28.08.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.09.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.05.2019Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее