2-1950/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06.10.2016 г.
Чайковский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Казакова Р.А.
при секретаре Шайдуллиной В.В.,
с участием представителя истца ФИО2,
представителя ответчика – ДОАО «Спецгазавтотранс» ОАО «Газпром» ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Чайковском гражданское дело по иску ФИО1 к Дочернему открытому акционерному обществу «Спецгазавтотранс» открытого акционерного общества «Газпром» о взыскании единовременного пособия,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с иском к Дочернему открытому акционерному обществу «Спецгазавтотранс» открытого акционерного общества «Газпром» (далее - ДОАО «Спецгазавтотранс») о взыскании единовременного пособия в сумме 325736,37 рублей, указывая, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в Чайковском предприятии технологического транспорта и специальной техники, являющемся филиалом ДОАО «Спецгазавтотранс», уволен по ст. 80 ТК РФ в связи с выходом на пенсию, на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ. При увольнении подал заявление о выплате единовременного пособия, предусмотренного локальными правовыми актами ответчика, но до настоящего времени его не получил, потому вынужден обратиться с обозначенными требованиями в суд.
В судебное заседание ФИО1 не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель ответчика ФИО2 требования доверителя поддержал, приводил доводы, изложенные в иске. Дополнительно представил ходатайство доверителя о возмещении понесенных на оплату услуг представителя расходов.
Представитель ответчика по доверенности ФИО3 изложила мнение об отсутствии у истца права на получение заявленного к взысканию единовременного пособия, поскольку специальный стаж, на основании которого ему была досрочно назначена трудовая пенсия по старости, был выработан не в полном объеме именно в ДОАО «Спецгазавтотранс». Часть данного специального стажа была выработана на других предприятиях. В то же время, подтвердила наличие у истца совокупности предусмотренных п. 2.1 Положения о дополнительном обеспечении работников ДОАО «Спецгазавтотранс» оснований для выплаты единовременного пособия, заявленный к взысканию размер последнего не оспаривала.
Иск подлежит удовлетворению.
Согласно ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
В силу ст. 9 ТК РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.
В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель имеет право и обязан вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры. Этой же статьей на работодателя возложена обязанность соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
На предприятии с 01.01.2014 года действует Коллективный договор, разработанный и заключенный в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и ее субъектов, зарегистрированный Министерством труда Удмуртской Республики 15.01.2014 года за № 8017, которым предусмотрены сверх установленных законодательством Российской Федерации социальные гарантии, льготы и компенсации, осуществляемые работодателем в пределах средств, запланированных в ежегодной смете расходов на данные цели.
В течение срока действия Коллективного договора (2014-2016 г.г.) ни одна из Сторон не может в одностороннем порядке прекратить выполнение принятых обязательств (п. 1.2.)
Положением о социальном обеспечении работников ДОАО «Спецгазавтотранс» ОАО «Газпром», являющемся приложением № 4 к Коллективному договору, предусмотрена выплата единовременного пособия при выходе на пенсию на основании положения «О дополнительном обеспечении работников ДОАО «Спецгазавтотранс» ОАО «Газпром», утв. Решением Правления от 30.12.2014 г. №50 (далее Положение).
Пунктом 1.2. Положения установлено, что дополнительное обеспечение работников осуществляется путем выплаты выходного пособия. Целью дополнительного обеспечения работников является создание условий для эффективного решения вопросов управления персоналом, а также реализация гарантий социальной защиты работников ДОАО «Спецгазавтотранс» при их выходе на пенсию.
Право на дополнительное обеспечение (выходное пособие) имеют работники ДОАО «Спецгазавтотранс», состоящие с работодателем в трудовых отношениях и имеющие стаж работы в ДОАО «Спецгазавтотранс» не менее 10 лет, в случае их увольнения по собственному желанию в связи с выходом на пенсию в течение двух месяцев после достижения пенсионного возраста (в том числе учитывая инвалидность I и II группы при бессрочном ее назначении, досрочное назначение трудовой пенсии по п.п.1,2,9 ст. 27, п.2,6 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») при условии непрерывного трудового стажа в Обществе не менее пяти лет непосредственно перед выходом на пенсию (п.2.1 Положения).
ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в Чайковском предприятии технологического транспорта и специальной техники. ДД.ММ.ГГГГ истец на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ уволен в связи с выходом на пенсию (ст. 80 ТК РФ). ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился к директору Чайковского ПТТ и СТ с заявлением о выплате выходного пособия по случаю выхода на пенсию. Представитель ответчика подтвердила суду, что до настоящего времени указанная выплата истцу не произведена.
Совокупность условий, предопределяющих право на получение единовременной выплаты на основании локального нормативного акта ДОАО «Спецгазавтотранс», у истца имеется: он приобрел право на получение трудовой пенсии по старости, проработал в ДОАО «Спецгазавтотранс» свыше 26 лет непрерывно, его увольнение состоялось в течение двух месяцев с момента приобретения права на получение пенсии по старости, у истца отсутствовали нарушения трудовой и производственной дисциплины в течение трех лет непосредственно перед выходом на пенсию, доводов за обратное ответчиком не приведено.
В обоснование занятой позиции представитель ответчика ссылается на подп. 3 п. 2.3 Положения, согласно которого: «право на дополнительное обеспечение не имеют работники, выработавшие специальный стаж в соответствии со ст. 27, 28 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, не в ДОАО «Спецгазавтотранс»».
Суд расценивает позицию ответчика несостоятельной, а предложенное им толкование п. 3 п. 2.3 Положения - недопустимым. В п. 2.1 Положения определен закрытый перечень условий, при которых у работника возникает право на дополнительное единовременное пособие. Ни одно из поименованных в данном пункте условий не сопряжено с фактом наличия и продолжительностью какого бы то ни было специального стажа у работника. По мнению суда, системное толкование п. 2.1. и подп. 3 п. 2.3. Положения означает, что для получения спорной гарантии работник, которому пенсия назначена досрочно, обязан «выработать», то есть достигнуть факта наличия необходимой продолжительности специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в условиях наличия трудовых отношений между ним и ДОАО «Спецгазавтотранс». Ни буквальное толкование нормы, закрепленной подп. 3 п. 2.3 Положения, ни ее системное толкование с иными пунктами Положения и Коллективного договора не подтверждает мнение ответчика о том, что, если увольняемому работнику пенсия по старости была назначена досрочно, в связи с наличием специального стажа, то весь такой стаж, должен быть отработан именно в ДОАО «Спецгазавтотранс». Кроме того, суд соглашается с мнением представителя истца о том, что предложенное ответчиком толкование подп. 3 п. 2.3 Положений носит дискриминационный характер, поскольку предполагает неравное положение работников, одинаково соответствующих условиям, установленным в п. 2.1 Положения, но имеющих различный опыт трудовой деятельности до трудоустройства в ДОАО «Спецгазавтотранс». Анализируемая гарантия установлена для работников ДОАО «Спецгазавтотранс» и обусловлена, в основном, продолжительностью стажа и добросовестностью отношения к исполнению своих должностных обязанностей, а потому для целей ее реализации обстоятельства развития трудовых правоотношений такого работника с иными лицами учитываться не должны.
Наряду с изложенным, суд также полагает необходимым отметить, что стороной ответчика в нарушение ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каких-либо доказательств в обоснование заявленного довода о том, что трудовая пенсия по старости истцу была назначена досрочно с учетом наличия иного специального стажа, нежели чем отработанного в ДОАО «Спецгазавтотранс», не представлено.
При прекращении трудовых отношений ФИО1 выразил желание получить единовременное пособие в письменном заявлении от ДД.ММ.ГГГГ. Стороной истца произведен расчет единовременного пособия – 325 736,37 рублей. Правильность расчета не оспаривается, напротив, подтверждена представителем ответчикам в судебном заседании.
Суд полагает, что, исходя из содержания Положения, выплата единовременного пособия должна была быть произведена истцу непосредственно после увольнения. Несмотря на то, что с момента увольнения ФИО1 прошло более месяца, соответствующие обязательства перед ним Ответчиком до настоящего времени не исполнены.
Установив право ФИО1 на получение единовременного пособия, предусмотренного п. 2.1. Положения, суд взыскивает с Ответчика в пользу Истца его сумму, составляющую, согласно расчетов Истца и Ответчика, 325 736,37 рублей.
В связи с удовлетворением заявленных требований, согласно ст. 100 ГПК РФ в пользу Истца с Ответчика подлежат взысканию расходы на помощь представителя. Истец в подтверждение несения расходов на представителя приобщил договор оказания юридических услуг с ФИО2 и расписку, в совокупности подтверждающую уплату последнему 8000 рублей за подготовку досудебных документов и представление интересов в суде. С учетом категории и сложности дела, объема предполагаемой подготовки представителя и фактически проделанной работы, исходя из принципа разумности, суд определяет для взыскания с Ответчика компенсацию расходов Истца на юридическую помощь частично в размере – 6000 рублей. При принятии решения о размере возмещения суд учитывает также важность для истца того права, с целью защиты которого он понес представительские расходы.
Согласно ч.1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика в местный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 457 рубля 36 копеек (от цены иска 325 736,37 руб.).
Руководствуясь ст.ст. 193-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с Дочернего открытого акционерного общества «Спецгазавтотранс» открытого акционерного общества «Газпром» в пользу ФИО1 единовременное пособие в размере 325 736 рублей 37 копеек, в счет возмещения судебных расходов – 6000 рублей, всего – 331 736 рублей 37 копеек.
Взыскать с Дочернего открытого акционерного общества «Спецгазавтотранс» открытого акционерного общества «Газпром» в местный бюджет госпошлину в размере 6 457 рубля 36 копеек.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чайковский городской суд в течение месяца со дня принятия.
Судья: