Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1556/2020 ~ М-1251/2020 от 27.04.2020

63RS0-66

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ года                        <адрес>

Ленинский районный суд <адрес> в составе

председательствующего судьи Наточеевой М.А.,

при секретаре Дружининой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело а-1556/2020 по административному исковому заявлению МИФНС России по <адрес> к Антипову А.В. о взыскании задолженности по налогам,

установил:

МИФНС России по <адрес> обратилась в Ленинский районный суд <адрес> с административным исковым заявлением о взыскании с Антипова А.В. задолженности по транспортному налогу за 2016 год. В обоснование требований указано, что на основании данных, полученных из органов ГИБДД и ГИМС административный ответчик является плательщиком указанных налогов, обязанность по уплате налогов за 2016 г. ответчиком не исполнена. Инспекция обращалась к мировому судье судебного участка Ленинского судебного района <адрес> с заявлением о вынесении судебного приказа. ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей вынесен судебный приказ о взыскании с Антипова А.В. задолженности по налогам, однако определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ отменен в связи с заявлением Антипова А.В. об отмене данного документа. До настоящего времени задолженность административным ответчиком не уплачена. Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит взыскать с Антипова А.В. задолженность по транспортному налогу за 2016 г. в размере 11900 руб. и пени 135,46 руб.

В судебное заседание представитель административного истца не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Административный ответчик Антипов А.В. и его представитель по доверенности Перфилов А.В. в судебном заседании административный иск не признали и пояснили, что задолженности у ответчика не имеется, т.к. все налоги им оплачены своевременно и в полном объеме в соответствии с полученными налоговыми уведомлениями. Также пояснили, что сумма в 11900 рублей – это сумма налога, расчитанная не за 2016 год, а за 2015год, которая была оплачена ранее. В подтверждение представлены соответствующие квитанции. Кроме того, заявили о пропуске истцом процессуального срока на обращение в суд.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст.57 Конституции РФ и п.1 ст.3 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

Согласно ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Согласно п.4 ст.397 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

В соответствии со ст.69 НК РФ при наличии у плательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога.

В силу ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу ч.6 ст.289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Положениями ст.48 НК РФ определено, что заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд (пункт 1). Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей (пункт 2). Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3).

В случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В силу ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

По сведениям налогового органа, подтвержденным данными органами ГИБДД и ГИМС, в собственности административного ответчика в 2016г. находились объекты недвижимости, а также транспортные средства, в связи с чем он был обязан уплатить транспортный налог.

Из материалов дела следует, что МИФНС России по <адрес> административному ответчику было направлено налоговое уведомление от 21.09.2017г., в котором начислен транспортный налог за 2015 и 2016 годы (л.д.10). Срок уплаты установлен до ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с неуплатой налогов административному ответчику выставлено требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с предложением в срок до ДД.ММ.ГГГГ, уплатить недоимку по налогам и начисленные пени (л.д.8).

Поскольку данные требования оставлены без исполнения, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с административного ответчика недоимки.

Из административного дела а-1246/2019 по заявлению МИФНС России по <адрес> о выдаче судебного приказа о взыскании обязательных платежей с Антипова А.В. следует, что с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился ДД.ММ.ГГГГ, т.е. за пределами установленного законом срока, который в данном случае истек ДД.ММ.ГГГГ, при этом мировому судье ходатайство о восстановлении процессуального срока для подачи заявления о вынесении судебного приказа административным истцом не заявлялось.

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка Ленинского судебного района <адрес> вынесен судебный приказ о взыскании с Антипова А.В.. задолженности по транспортному налогу за 2016 год.

Определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ отменен в связи с заявлением Антипова А.В. об отмене данного документа. С административным исковым заявлением истец обратился в районный суд согласно почтового штемпеля 24.04.2020г., т.е. также спустя шесть месяцев после отмены судебного приказа.

В соответствии с ч.4 ст.289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Уважительными причинами пропуска срока для подачи искового заявления в суд признаются такие причины, которые объективно препятствовали участнику процесса своевременно подать заявление.

При этом не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска срока подачи заявления в суд кадровые перестановки, отсутствие в штате организации юриста, смена руководителя (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные проблемы юридического лица, обратившегося с заявлением в суд.

Суд, основываясь на принципе всеобщности и равенства налогообложения (п.1 ст.3 НК РФ), исходит из универсальности воли законодателя, выраженной в ч.2 ст.48 НК РФ в отношении давности взыскания в судебном порядке суммы налога.

Каких-либо причин, объективно препятствующих административному истцу своевременно обратиться с административным иском, им не заявлено.

Из анализа положений п.п.1-3 ст.48 НК РФ следует, что срок, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов, ограничен - шесть месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.

Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.

Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 479-О-О).

Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.

Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска, а не от длительности периода просрочки. Однако никаких обстоятельств уважительности причин пропуска срока налоговым органом не приведено, в связи с чем ходатайство о восстановлении срока подачи административного иска не подлежит удовлетворению, поскольку доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим административным иском, налоговым органом не представлено, соответственно, предусмотренный законом шестимесячный срок, пропущен налоговым органом без уважительных причин.

Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 КАС РФ).

Согласно ч.5 ст.180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Основания к восстановлению пропущенного срока для подачи административного искового заявления в суд о взыскании задолженности по налогу на имущество с административного ответчика отсутствуют.

Таким образом, из материалов дела следует, что на дату обращения с настоящим административным иском в суд, налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание недоимки по налогам и пени в связи с пропуском установленного шестимесячного срока и доказательств уважительности пропуска срока административным истцом не представлено, в связи с чем суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Кроме того, ответчиком предоставлены чеки, подтверждающие своевременную оплату налога в полном объеме.

При указанных обстоятельствах суд считает, что требования МИФН России по <адрес> о взыскании с Антипова А.В. задолженности по транспортному налогу за 2016 год удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:


     В удовлетворении административных исковых требований МИНФН России по <адрес> о взыскании с Антипова А.В. задолженности по транспортному налогу за 2016г. в размере 11900 рублей и пени в размере 135 рублей 46 копеек - отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 03.07.2020г.

Судья /подпись/      М.А. Наточеева

Копия верна.

Судья.

2а-1556/2020 ~ М-1251/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
МИФНС России № 18 по Самарской области
Ответчики
Антипов А.В.
Другие
Перфилов Андрей Васильевич по доверенности 63 АА 5892227 от 06.12.2019г.
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Наточеева М. А.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
30.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
30.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.04.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
27.04.2020Регистрация административного искового заявления
28.04.2020Передача материалов судье
07.05.2020Предварительное судебное заседание
28.05.2020Производство по делу возобновлено
28.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.06.2020Судебное заседание
03.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее