№ 2-1327/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Судья Сыктывдинского районного суда Республики Коми Колесникова Д.А.,
при секретаре судебного заседания Глушковой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании «14» июля 2016 года в с.Выльгорт гражданское дело по исковому заявлению Мальцева А.Е. к администрации муниципального образования сельского поселения «Выльгорт» о возложении обязанности согласовать схему расположения земельного участка,
установил:
Мальцев А.Е. обратился в суд с заявлением о возложении обязанности согласовать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории путем ее утверждения соответствующим постановлением. В обоснование требований указано, что истец является собственником здания гаража, расположенного по адресу: <данные изъяты>, с.Выльгорт. После постановки указанного объекта на государственный кадастровый учет выяснилось, что гараж расположен в границах четырех земельных участков. Обратившись в орган местного самоуправления с заявлением о согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка для обслуживания гаража, а также схемы земельного участка для сенокошения, администрацией сельского поселения «Выльгорт» неправомерно отказано в предварительном согласовании земельного участка. Ссылаясь на указанные обстоятельства, Мальцев А.Е. обратился с настоящим заявлением.
Определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 05.07.2016 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ООО «КомЗем».
В судебном заседании Мальцев А.Е. требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Ответчик администрация муниципального образования сельского поселения «Выльгорт», будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направил. От представителя ответчика поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором также выражено несогласие с требованиями Мальцева А.Е.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «КомЗем» Бихерт И.И., действующий на основании приказа, поддержал требования Мальцева А.Е. в полном объеме.
Заслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав письменные материалы настоящего дела, материалы гражданского дела №2-346/2016, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 31.03.2016 Мальцев А.Е. обратился в администрацию муниципального образования сельского поселения «Выльгорт» с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду для сенокошения, к которому приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Ответом администрации муниципального образования сельского поселения «Выльгорт» от 27.04.2016 №335-М в предварительном согласовании испрашиваемого земельного участка отказано по причине нахождения на земельном участке гаража.
Мальцев А.Е., полагая, что отказ в предварительном согласовании испрашиваемого земельного участка нарушает его права, обратился с настоящим исковым заявлением.
Разрешая требования по существу, суд исходит из следующего.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов закреплен в статье 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу положений части 1 данной статьи, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать, и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости»; обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка подаются или направляются в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (часть 2).
Согласно положениям пункта 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Согласно пункту 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ; земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ; земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ.
Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка содержатся в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с требованиями статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации истец обратился в администрацию сельского поселения «Выльгорт» с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду, приложив схему расположения земельного участка.
Процедура и порядок рассмотрения органом местного самоуправления заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков, предусмотрены административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на которых расположены здания, сооружения», утвержденным постановлением администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 18.11.2015 №11/1904 (далее - Регламент).
В соответствии с п.1.1. Регламента последний определяет порядок, сроки и последовательность действий (административных процедур) многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, формы контроля за исполнением административного регламента, ответственность должностных лиц органов, предоставляющих муниципальные услуги, за несоблюдение ими требований регламентов при выполнении административных процедур (действий), порядок обжалования действий (бездействия) должностного лица, а также принимаемого им решения при предварительном согласовании предоставления земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на которых расположены здания, сооружения.
Основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка закреплены в пункте 2.12 Регламента и аналогичны по своему содержанию пункту 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом, административным регламентом установлено, что решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.
Как следует из материалов дела, свой отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка администрация сельского поселения мотивировала расположением на испрашиваемом земельном участке здания гаража.
Вместе с тем, из положений земельного законодательства, а также административного регламента, указанных оснований для отказа в предварительном согласовании испрашиваемого земельного участка не имеется.
Оспариваемый отказ не мотивирован, не содержит всех оснований отказа, не соответствует требованиям пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, а также пункту 2.12. Регламента.
Более того, суд учитывает, что в соответствии с п.17 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в рассматриваемом случае решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно было содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка, однако таких выводов ответ администрации сельского поселения «Выльгорт» от 27.04.2016 не содержит.
Ответчиком в нарушение ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательств законности отказа в предварительном согласовании испрашиваемого земельного участка не представлено, доводы истца о незаконности оспариваемого отказа не опровергнуты.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в рассматриваемом случае имеются основания для утверждения о нарушении органом местного самоуправления процедуры рассмотрения заявления Мальцева А.Е. и принятия соответствующего решения.
Между тем, требование Мальцева А.Е. о возложении обязанности на ответчика предварительно согласовать предоставление испрашиваемого земельного участка удовлетворению не подлежит, поскольку суд не вправе совершать действия, которые входят в предмет компетенции другого государственного (муниципального) органа и тем самым исполнять его функции.
Учитывая вышеизложенное, и руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Исковые требования Мальцева А.Е. к администрации муниципального образования сельского поселения «Выльгорт» о возложении обязанности согласовать схему расположения земельного участка удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ администрации муниципального образования сельского поселения «Выльгорт» от 27 апреля 2016 года в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Возложить на администрацию муниципального образования сельского поселения «Выльгорт» обязанность рассмотреть заявление Мальцева А.Е. о предварительном согласовании предоставления земельного участка в установленном законом порядке.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 19 июля 2016 года.
Судья Д.А. Колесникова