Дело № 2 – 33/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 января 2018 года с. Коса
Косинский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего федерального судьи Зубовой Е.А.
при секретаре Кочкуровой Л.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску И к Администрации Косинского муниципального района о признании незаконным решения о снятии с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по переселению из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, возложении обязанности восстановить в списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, с составом семьи 4 человека, признании членами семьи Е и Г
у с т а н о в и л :
И обратилась в суд с вышеуказанным иском. В обоснование иска указано на то, что она была участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", состояла на учете с ДД.ММ.ГГГГ по категории инвалид с детства, однако постановлением главы Косинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № она была снята с учета, поскольку она родилась после ДД.ММ.ГГГГ, то есть в связи с несоответствием условиям участия в программе.
Просит признать незаконным решение о снятии с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по переселению из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, восстановить ее в списках участников программы по дате очередности, поскольку с момента рождения ДД.ММ.ГГГГ непрерывно проживает в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, местом рождения и проживания ее матери Л также являлась местность, приравненная к районам Крайнего Севера. Она не имеет жилья в других регионах Российской Федерации. Из указанного следует, что она отвечает совокупности условий, необходимых для постановки на учет на получение жилищной субсидии, а действия ответчика по снятию ее с вышеуказанного учета являются незаконными. Поскольку она проживает с сестрой Е и отчимом Г, которые также желают участвовать в программе, просит признать их членами своей семьи.
В судебном заседании истец и представитель истца И исковые требования поддержали по вышеизложенным мотивам.
Представитель третьего лица на стороне истца Е – Л исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Администрации Косинского муниципального района К с иском не согласилась, суду пояснила, что И была снята с учета граждан-участников программы по получению жилищных субсидий как выезжающим из местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, поскольку было установлено, что она не отвечает условиям программы, т.к. родилась после ДД.ММ.ГГГГ. В отношении сестры и отчима было рекомендовано установить в судебном порядке, что они являются членами одной семьи.
Представитель 3 лица на стороне ответчика Министерства строительства и архитектуры Пермского края в судебное заседание не явился, в заявлении, направленном в суд, представитель С просит рассмотреть дело в его отсутствие, в удовлетворении исковых требований отказать. Дополнила, что Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2017 года №1710 внесены изменения в Постановление Правительства РФ №153 от 21.03.2006 года: изменено наименование на «О некоторых вопросах реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ». Аналогичное изменение внесено в наименование утвержденных данным постановлением Правил выпуска о реализации государственных жилищных сертификатов.
Мероприятия федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы интегрируются в состав государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ».
Выслушав участников процесса, свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Конституция РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7), материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38 часть 1), каждому гарантируется право на жилище, условия для осуществления которого создаются органами государственной власти и органами местного самоуправления (статья 40).
В соответствии с п. 2 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, путем предоставления субсидий для приобретения или строительства жилых помещений в установленном порядке.
Судом установлено, что И родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> (л.д. 26).
Истец является инвалидом с детства, что подтверждается справками ФКУ "ГБ МСЭ по <адрес>" (л.д. 15-22).
Ее мать Л также родилась, проживала и работала в <адрес>. Указанное обстоятельство подтверждается копией паспорта, справками сельского поселения.
<адрес> с1993 года относится к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
С ДД.ММ.ГГГГ И состояла на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по переселению из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в категории инвалид с детства.
Решением комиссии по вопросам переселения граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей от ДД.ММ.ГГГГ И снята с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по переселению из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Причиной снятия истца с вышеуказанного учета послужило то обстоятельство, что И родилась в <адрес> после ДД.ММ.ГГГГ, что, по мнению ответчика, не соответствует требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 125-ФЗ.
Суд признает данное решение незаконным по следующим основаниям.
В силу положений абзаца первого части 1 статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ право гражданина на получение жилищной субсидии определяется временем прибытия в местности, приравненные к районам Крайнего Севера (не позднее 1 января 1992 года), продолжительностью стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, отсутствием жилья в других регионах.
Абзацем третьим части 1 статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ предусмотрена возможность получения жилищной субсидии дополнительно инвалидам с детства, родившимися в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
Таким образом, для данной категории лиц, претендующих по получение жилищной субсидии, приведенным Федеральным законом не предусмотрены требования о прибытии в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01 января 1992 года, а также о продолжительности трудового стажа работы в таких регионах.
К числу обязательных условий предоставления инвалидам с детства жилищных субсидий на приобретение жилья, законом отнесено их рождение в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, непрерывное проживание в указанных районах и местностях не менее пятнадцати календарных лет, а также отсутствие у них жилья в других регионах Российской Федерации.
Прибытие в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, и рождение в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не являются тождественными понятиями, в связи с чем распространение на инвалидов с детства, родившихся в указанных районах и местностях, закрепленного в качестве одного из требований в абзаце первом части первой статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ условия о прибытии в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, является неправомерным.
Данные выводы подтверждаются правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 22 апреля 2014 года N 916-О, в соответствии с которой федеральный законодатель, закрепляя право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии и определяя условия его возникновения, а также порядок реализации данного права, вправе предусмотреть специальные правила действия таких правовых норм во времени и по кругу лиц.
При этом положения абзаца второго части 1 статьи 1, а также абзаца третьего части 1 статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ, как это следует из их содержания, находятся в нормативном единстве с абзацем первым части 1 статьи 1 указанного Федерального закона.
Соответственно, норма, предусматривающая возможность получения жилищной субсидии дополнительно инвалидам с детства, отменяет для них ограничения по времени прибытия в районы Крайнего Севера (не позднее 1 января 1992 года), а также по стажу работы.
Учитывая, что истец И, являясь инвалидом с детства, на момент подачи заявления об участии в программе ДД.ММ.ГГГГ достигла 15-летнего возраста, родилась и проживала в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания права И на получение социальной выплаты с указанной даты, поскольку принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость политики в социальной сфере.
Предоставление жилищной субсидии инвалидам с детства гарантировано государством и обусловлено их рождением и проживанием в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по достижении определенного возраста. Поэтому в данной конкретной ситуации удовлетворение требований истца о восстановлении в списках участников программы отвечает положениям приведенных конституционных норм, является гарантом осуществления его прав на судебную защиту и защиту его социальных прав.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что действия ответчика по снятию истца с вышеуказанного учета в связи с рождением в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, после ДД.ММ.ГГГГ, являются незаконными.
При таких обстоятельствах, руководствуясь приведенными выше нормами, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований И.
При этом суд учитывает и то обстоятельств, что в судебном заседании письменными доказательствами и показаниями свидетелей Ф, О. нашел подтверждение факт вселения и постоянного совместного проживания в одном доме Е и Г в качестве членов семьи И, что влечет за собой удовлетворение заявленных требований, признание за ними в соответствии с пп. "з" п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утв.Постановлением Правительства РФ N 879 от ДД.ММ.ГГГГ, права на участие в программе «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Признать незаконным решение комиссии по вопросам переселения граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей от ДД.ММ.ГГГГ о снятии И с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по переселению из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Признать Е и Г членами семьи И – участника программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Обязать Администрацию Косинского муниципального района включить И с составом семьи 4 человека в список граждан-участников программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» по дате очередности с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Косинский районный суд в течение одного месяца.
Федеральный судья
Косинского районного суда Е.А.Зубова