№
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
(решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ)
Ветлужский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Ягилева С.В., с участием прокурора Привалова Н.Н., при секретаре Парамоновой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ветлужского района Нижегородской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Крутцовского сельсовета Ветлужского района Нижегородской области и комитету имущественных отношении администрации Ветлужского района об оспаривании принятых органами местного самоуправления поселения муниципальных правовых актов о передаче части своих полномочий по решению вопросов местного значения
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ветлужского района Нижегородской области обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Крутцовского сельсовета Ветлужского района Нижегородской области о признании недействующим решения представительного органа поселения от 18.12.2008 года и соглашения от 01.01.2009 года о передаче органом местного самоуправления поселения части своих полномочий по решению вопросов местного значения комитету имущественных отношений администрации Ветлужского муниципального района, а также признании незаконными действий ответчиков по заключению указанного соглашения. В обоснование заявленного иска прокурор указывал на то, что в нарушение требований Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ представительный орган поселения, без соответствующего решения Земского собрания Ветлужского района обязал администрацию сельского поселения передать часть своих полномочий комитету имущественных отношений администрации Ветлужского района.
В судебном заседании прокурор Привалов Н.Н. исковые требования поддержал, и пояснил, что оспариваемые муниципальные правовые акты и действия ответчиков не могут быть признанны законными, поскольку при их совершении представительным и исполнительным органами сельского поселения, а также комитетом имущественных отношений администрации Ветлужского района нарушена процедура принятия подобных решений и превышены полномочия.
Представитель ответчика – глава администрации Крутцовского сельсовета Ветлужского района Нижегородской области Либерова Р.Н. возражений на заявленные прокурором требования не представила. Главой администрации сельского поселения в суд направлено соответствующее решение представительного органа местного самоуправления об отмене оспариваемого прокурором решения.
Представитель ответчика- председатель комитета имущественных отношений администрации Ветлужского района Пашкевич Э.С. с исковыми требованиями прокурора также согласился.
Суд, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии со ст.132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, а также решают иные вопросы местного значения. Согласно ст.14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения, в числе прочего, относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения. В части 4 ст.15 названного Федерального закона N 131-ФЗ предусматривается, что органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района. В свою очередь, органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений.
Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. При этом в ст.173 ч.2 Бюджетного кодекса РФ дополнительно предусмотрено, что прогноз социально-экономического развития поселения может разрабатываться местной администрацией муниципального района в соответствии с соглашением между местной администрацией поселения и местной администрацией муниципального района.
18.12.2008 года представительным органом сельского поселения- Крутцовского сельсовета Ветлужского района было принято решение №16 о передаче части своих полномочий по распоряжению и управлению муниципальной собственностью, расположенной на территории сельсовета. Администрации сельсовета предписано заключить соглашение с комитетом имущественных отношений районной администрации о делегировании названных полномочий.
Во исполнение принятого решения 01.01.2009 года между администрацией поселения и комитетом имущественных отношений администрации Ветлужского района заключено соглашение о передаче полномочий по распоряжению и управлению муниципальной собственностью на территории поселения. Соглашением определен конкретный объем передаваемых полномочий. В тоже время в нарушение требований ст.14 Федерального закона N 131-ФЗ соглашение не предусматривает финансовых санкции за неисполнение соглашений.
Согласно ст. 34 Федерального закона РФ от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и ст.20 Устава Ветлужского района структуру органов местного самоуправления муниципального района составляют: представительный орган - Земское собрание; глава муниципального района - глава местного самоуправления; исполнительно-распорядительный орган - администрация муниципального района. Указанные органы местного самоуправления обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Комитет имущественных отношений администрации Ветлужского района к названным органам местного самоуправления не относится.
В ст.35 Федерального закона №131-ФЗ и ст.24 Устава Ветлужского района установлено, что к компетенции Земского собрания в частности относится: определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, определение порядка участия муниципального района в организациях межмуниципального сотрудничества; контроль за исполнением органами местного самоуправления муниципального района и должностными лицами местного самоуправления муниципального района полномочий по решению вопросов местного значения; определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из местного бюджета муниципального района.
Уставом Ветлужского района в ст.49 определено, что в собственности муниципального района находится имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном статьей 6 ч.3 Устава. Порядок владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом муниципального района устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым Земским собранием. Земское собрание принимает решение о создании органа администрации района по управлению имуществом, устанавливает порядок управления и распоряжения, объектами муниципальной собственности, ставки арендной платы, предоставляет льготы по использованию объектов муниципальной собственности (ст.50 Устава).
Муниципального правового акта о целесообразности принятия администрацией Ветлужского района части полномочий органа местного самоуправления сельского поселения Земское собрание Ветлужского района не принимало.
Таким образом, принятое Крутцовским сельским советом решение, а также заключенное между администрацией Крутцовского сельсовета и комитетом имущественных отношений администрации Ветлужского района соглашение о передаче администрации муниципального района полномочий по распоряжению и управлению муниципальной собственностью на территории поседения, не соответствуют закону и подлежат признанию недействующими. С учетом того, что оспариваемые прокурором муниципальные правовые акты длительное время исполнялись подписавшими их сторонами, суд считает возможным признать их недействующими с 01.04.2012 года. Действия администрации сельсовета и комитета имущественных отношений администрации Ветлужского района по заключению указанного соглашения также не могут быть признаны законными.
На основании ст.14,34,35 Федерального закона РФ от 06.10.2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.24,49,50 Устава Ветлужского района и руководствуясь ст. 12, 67, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора удовлетворить.
Признать действия администрации Крутцовского сельсовета Ветлужского района Нижегородской области и комитета имущественных отношений Ветлужского района по заключению соглашения от 01.01.2009 года незаконными.
Признать соглашение о делегировании полномочий по распоряжению и управлению муниципальной собственностью, расположенной на территории Крутцовского сельского поселения комитету имущественных отношений Ветлужского района от 01.01.2009 года недействующими с 01 апреля 2012 года.
Признать решение Крутцовского сельского совета от 18.12.2008 года №16 «О передаче осуществления части полномочий администрации Ветлужского района» недействующим с 01 апреля 2012 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Ветлужский районный суд в течение месяца со дня принятия решения районным судом в окончательной форме.
Судья: Ягилев С.В.