Дело №2-1223/19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации.
20 марта 2019 года гор. Щелково Московской области
Щелковский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Торбика А.В., при секретаре Зайцевой К.А., рассмотрев гражданское дело по иску Тимониной Ольги Александровны к ГУ – Управлению ПРФ № 18 по г.Москве и Московской области о признании незаконным отказа в назначении пенсии, обязании включить в специальный стаж не зачтенные периоды работы,
УСТАНОВИЛ:
Тимонина О.А. обратилась в суд с иском к ГУ – Управлению ПРФ № 18 по г.Москве и Московской области мотивируя тем, что 09.07.2018 она обратилась в ГУ – Управление пенсионного фонда РФ № 18 по г.Москве и Московской области по вопросу о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со ст.30 ч.1 п.19 Федерального Закона РФ от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с осуществлением педагогической деятельности. 26.12.2018 комиссия государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ № 18 по г.Москве и Московской области вынесла решение об отказе в назначении ей досрочной страховой пенсии по старости. Об этом было выдано соответствующее решение ГУ – Управления ПФ РФ № 18 по г.Москве и Московской области в связи с отсутствием необходимого специального стажа 25 лет.
В специальный стаж истцу бесспорно были засчитаны периоды работы, которые составляют - 19 лет 10 мес. 14 дней.
Периоды, которые составляет 07 лет 01 мес. 24 дн. ответчиком в стаж работы засчитан не был.
Ответчиком не были засчитаны периоды с 01.09.1989 по 04.09.1991 (2 г. 03 дн.) обучение в <данные изъяты> поскольку на дату окончания института Постановление №1397 утратило силу; с 01.11.1996 г. по 12.11.1996 г. (11 дн.) работы в должности <данные изъяты> так как наименование организации не предусмотрено Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на данный вид пенсии; с 13.11.1996 г. по 31.12.1999г. (3г. 01 мес. 19 дн.), с 01.01.2000 г. по 21.09.2000 г. (8 мес. 21дн.), с 01.01.2002г. по 30.03.2003г. (1г. 3мес.) в должности <данные изъяты>, так как наименование организации не предусмотрено Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на данный вид пенсии.
Полагая, что указанное решение ответчика незаконно, истец просит включить в специальный стаж спорные периоды работы, необходимые для назначения пенсии.
В судебном заседании истец и ее представитель по ордеру адвокат Головкина Н.С., требования поддержали по указанным в заявлении основаниям, просили исковое заявление удовлетворить в полном объеме. Пояснили, что с сентября 1988 года истец постоянно работает с детьми, осуществляя педагогическую деятельность.
Представитель ГУ – Управления ПФ РФ № 18 по г.Москве и Московской области по доверенности Мотовилова Е.С. возражала против заявленных исковых требований.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Тимониной О.А. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено и не оспаривалось ответчиком, что истец в спорные периоды:
с 01.09.1989г. по 04.09.1991 г. (2 г. 03 дн.) проходила <данные изъяты>, с 01.11.1996 г. по 12.11.1996 г. (11 дн.) работала в должности <данные изъяты>»; с 13.11.1996 г. по 31.12.1999г. (3г. 01 мес. 19 дн.), с 01.01.2000 г. по 21.09.2000 г. (8 мес. 21дн.), с 01.01.2002г. по 30.03.2003г. (1г. 3мес.), всего 5л. 01 мес.10 дн. работала в должности <данные изъяты>
09.07.2018 Тимонина О.А. обратилась в ГУ – Управление пенсионного фонда РФ № 18 по г.Москве и Московской области по вопросу о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со ст.30 ч.1 п.19 Федерального Закона РФ от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с осуществлением педагогической деятельности.
26.12.2018 комиссия государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ № 18 по г.Москве и Московской области вынесла решение об отказе в назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости. Об этом было выдано соответствующее решение ГУ – Управления ПФ РФ № 18 по г.Москве и Московской области в связи с отсутствием необходимого специального стажа 25 лет. (л.д.10)
Согласно указанного решения УПФ РФ № 18 по г.Москве и Московской области в специальный стаж ей бесспорно были засчитаны периоды работы, которые составляют - 19 лет 10 мес. 14 дней.
Ответчиком не были засчитаны периоды с 01.09.1989 по 04.09.1991 (2 г. 03 дн.) обучение в <данные изъяты> поскольку на дату окончания института Постановление №1397 утратило силу; с 01.11.1996 г. по 12.11.1996 г. (11 дн.) работы в должности <данные изъяты> так как наименование организации не предусмотрено Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на данный вид пенсии; с 13.11.1996 г. по 31.12.1999г. (3г. 01 мес. 19 дн.), с 01.01.2000 г. по 21.09.2000 г. (8 мес. 21дн.), с 01.01.2002г. по 30.03.2003г. (1г. 3мес.) в должности <данные изъяты>, так как наименование организации не предусмотрено Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на данный вид пенсии.
Суд не соглашается с доводами ГУ – Управления ПРФ № 18 по г.Москве и Московской области, указанными в решении комиссии от 26.12.2018 года, об отказе включения спорных периодов в специальный стаж истца по следующим основаниям.
Период обучения истца с 01.09.1989 по 04.09.1991 (2г. 03 дн.) в <данные изъяты> ответчиком не рассматривался и необоснованно не принят во внимание, тем самым не был засчитан в стаж работы. Данный период обучения истца подтверждается записью в ее трудовой книжке и не оспаривался ответчиком при рассмотрении исковых требований истца.(л.д.11-22,23)
В период обучения Тимониной О.А. в Свердловском государственном педагогическом институте действовало "Положение о порядке исчисления стажа для назначении пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", которое утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 953), и Инструкция о порядке исчисления заработной платы работников просвещения в новой редакции и перечня работников, которым устанавливаются доплаты за совмещение профессий, утвержденная Приказом Минпроса СССР от 16.05.1985 N 94 (утратила силу в связи с изданием Приказа Минобрнауки Российской Федерации от 09.12.2011 N 2816). Указанные акты предусматривали, что в стаж педагогической работы засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Такие условия истцом были соблюдены.
Согласно п.1 от 01.09.1988г записи в трудовой книжке - Тимонина О.А. была назначена учителем немецкого языка Всходненской восьмилетней школы. В соответствии с п.2 она была освобождена от работы в связи с поступлением на учебу (Приказ РОНО №27 от 10.08.1989 г.). Согласно п.3 в трудовой книжке указан Приказ №3-95 от 27.07.1989г., которым истец зачислена студенткой 1 курса дефектологического факультета Свердловского государственного педагогического института. Согласно п.4 Приказом №3-88 от 05.09.1991г. она отчислена в связи с переводом на ОЗО (отделение заочного обучения) Свердловского государственного педагогического института. Согласно п.5 записи в ее трудовой книжке Приказом №11 от 05.09.1991 г. истец принята в школу-интернат детей, перенесших полиомиелит на должность учителя начальных классов. В связи с чем, подтверждается факт того, что ее обучению в высшем учебном заведении непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
При этом в силу п. 4 указанного Положения время работы, указанной в п. 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Учитывая, что на момент обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости истцом было выработано 2/3 стажа в учреждениях, организациях и должностях, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, а собственно такой период ответчиком признавался как бесспорный, имеются законные основания для включения в специальный стаж периода обучения истца с 01.09.1989г. по 04.09.1991 г. (2 г. 03 дн.) в Свердловском государственном педагогическом институте.
Отказывая включить истцу в стаж период работы с 01.11.1996 по 12.11.1996 (11 дн.) в должности <данные изъяты>» ответчик ссылается на то, что наименование организации не предусмотрено списками должностей и учреждений, работы в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на данный вид пенсии (Постановление №781). Однако, в пункте 1.8. раздела "Наименование учреждений» Списка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года, предусмотрены дошкольные образовательные учреждения, в том числе: детские сады всех наименований; центр развития ребенка - детский сад; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли.
Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет и перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденных Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 года №1397, предусмотрены детские сады и объединения; в перечне должностей указаны учителя, учителя-логопеды, руководители-воспитатели, воспитатели.
Учреждение, в котором Тимонина О.А. осуществляла в спорный период <данные изъяты> являлось <данные изъяты> одна из основных целей и задач которого - реализация общеобразовательных программ дошкольного образования различной направленности, и такое учреждение соответствует перечню учреждений образования, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Работая воспитателем в ДОУ №55 «Сказка» она осуществляла трудовую деятельность в дошкольном образовательном учреждении для детей, которая предусмотрена списками, регламентирующими порядок подтверждения педагогического стажа для досрочной трудовой пенсии.
Согласно Приказу Министерства Просвещения СССР от 31.12.1971 года №103 были утверждены штаты детских садов и яслей-садов, которые действуют по настоящее время. Пенсия за выслугу лет педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности, не из правового статуса учреждения или организации, в которой они работают, а из самого факта занятия педагогической деятельностью в учреждении для детей. Данный факт нашел свое подтверждение при рассмотрении исковых требований истца и не оспаривался ответчиком, в связи с чем, суд считает необходимым возложить обязанности на ответчика о включении указанного спорного периода в стаж, необходимый для назначения пенсии.
В решении от 26.12.2018 было отказано включить истцу в стаж период работы с 13.11.1996 г. по 31.12.1999г. (3г. 01 мес. 19 дн.), с 01.01.2000 г. по 21.09.2000 г. (8 мес. 21дн.), с 01.01.2002г. по 30.03.2003г. (1г. 3мес.), всего 5л. 01 мес.10 дн. - в должности <данные изъяты>, т.к. наименование учреждения «<данные изъяты> «Комитет по образованию и делам молодежи», не предусмотрено списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на данный вид пенсии (Постановление №781).
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781 утверждены Списки и Правила для назначения досрочной трудовой пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность. В соответствии с Правилами, в специальный стаж засчитываются периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Вместе с тем, Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года N 2-П установлено, что в целях реализации пенсионных прав педагогических работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные правовые акты, регулировавшие порядок исчисления стажа для назначения указанной категории лиц пенсии за выслугу лет до введения в действие нового правового регулирования, т.е. действовавшие на 31.12.2001.
К таким нормативным правовым актам относятся: Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 463, которое применяется к периодам работы до 01.11.1999 года, а также Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 года N 1067, применяемое к периодам работы, протекавшим после 01.11.1999 года.
Деятельность в логопедическом пункте регламентировалась "Положением о логопедических пунктах при общеобразовательных школах", утвержденным Министерством просвещения СССР от 09.04.1976 года, и Инструктивно-методическим письмом о работе учителя-логопеда.
Согласно указанным документам логопедические пункты открывались районными (городскими) отделами народного образования в пределах ассигнований, предусмотренных в бюджете на эти цели (пункт 2 Положения), за логопедическим пунктом закреплялось несколько школ (пункт 3 Положения). Логопедический пункт мог размещаться в помещении одной из общеобразовательных школ, а также в помещении методического кабинета или районного (городского) отдела народного образования, при этом площадь логопедического пункта должна была быть не менее 20 кв. м (пункты 23, 25 Положения).
В соответствии с пунктом 15 Положения учителями-логопедами логопедических пунктов назначались лица, имеющие высшее дефектологическое образование или высшее педагогическое образование (филологическое) с обязательным прохождением курсов по подготовке логопедов.
Кроме того, для учителей-логопедов логопедических пунктов школ были предусмотрены все льготы и преимущества, продолжительность очередного отпуска и порядок пенсионного обеспечения, установленные для учителей общеобразовательных школ (пункт 20 Положения).
Положение о логопедических пунктах от 09.04.1976 года действовало до выхода Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 года "Об организации работы логопедического пункта образовательного учреждения", где закреплены те же должностные обязанности, определен порядок организации деятельности логопедического пункта, как структурного подразделения государственного, муниципального общеобразовательного учреждения.
В указанные спорные периоды работы деятельность истца осуществлялась непосредственно в школе и была связана с детьми (справка прилагается). Занимаемая истцом должность <логопед> предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781, а логопедические пункты, по сути, являлись структурными подразделениями общеобразовательных учреждений, в связи с чем, указанные спорные периоды работы подлежат включению истцу в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. Для учителей-логопедов логопунктов школ были предусмотрены все льготы и преимущества, продолжительность очередного отпуска и порядок пенсионного обеспечения, установленный для учителей общеобразовательных школ.
С учетом изложенного, то обстоятельство, что фактически работая логопедом в школе, истец была трудоустроена в отдел образования - «Комитет по образованию и делам молодежи», не может повлечь ущемление прав истца на досрочное назначение пенсии.
Факт осуществления в спорные периоды Тимониной О.А. педагогической деятельности в учреждениях для детей, подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком, что усматривается из Решения об отказе в установлении пенсии от 26.12.2018.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о необходимости зачета истцу в специальный стаж спорных периодов работы, так как она осуществляла и осуществляет педагогическую деятельность, что подтверждается материалами дела. На момент обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии истцом был выработан стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Тимониной ФИО10 к ГУ – Управлению ПРФ № 18 по г.Москве и Московской области о признании незаконным отказа в назначении пенсии, обязании включить в специальный стаж не зачтенные периоды работы удовлетворить.
Признать незаконным отказ ГУ – Управление ПРФ № 18 по г.Москве и Московской области от 09.07.2018 года о не включении Тимониной О.А. в стаж спорных периодов работы.
Обязать ГУ – Управление ПРФ № 18 по г.Москве и Московской области засчитать в специальный стаж Тимониной Ольге Александровне периоды работы:
с 01.09.1989г. по 04.09.1991 г. (2 г. 03 дн.) обучение в <данные изъяты>;
с 01.11.1996 г. по 12.11.1996 г. (11 дн.) в должности <данные изъяты>
с 13.11.1996 г. по 31.12.1999г. (3г. 01 мес. 19 дн.), с 01.01.2000 г. по 21.09.2000 г. (8 мес. 21дн.), с 01.01.2002г. по 30.03.2003г. (1г. 3мес.) в должности <данные изъяты>
Обязать ГУ – Управление ПРФ № 18 по г.Москве и Московской области назначить Тимониной ФИО11 досрочную трудовую пенсию по старости с момента ее обращения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, т.е. с 09.07.2018.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Щелковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме
Судья А.В. Торбик