Дело № 2-409/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 мая 2013 года г.Заозерный
Рыбинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего Никитенко Л.Ф.,
при секретаре Лупановой В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края к администрации Уральского поселкового совета Рыбинского района Красноярского края о возложении обязанностей, суд
У С Т А Н О В И Л:
Служба по контролю в сфере природопользования Красноярского края обратилась в суд с иском к администрации Уральского поселкового совета Рыбинского района Красноярского края о возложении обязанностей по тем основаниям, что Службой по контролю в сфере природопользования Красноярского края в рамках осуществления своих полномочий рассмотрена информация Красноярского филиала ФГУП «Госцентр «Природа» (действующего на основании государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ №) об объектах размещения промышленных и бытовых отходов на территории Красноярского края, на основании которой на территории Рыбинского района Красноярского края п. Урал Уральского поселкового совета обнаружен следующий объект с нарушениями организационно-правового характера, а именно, с отсутствием разрешающей документации:
Сельская свалка п. Урал. Географическое расположение объекта 55° 53' 31" с.ш. 94° 44' 36" в.д., свалка расположена в 0,5 км к юго-западу от р.п.Урал. Ближайший населенный пункт р.п. Урал расстояние 0,5 км. Ближайший водный объект - река Барга расстояние 1 км. Объект расположен на землях городских округов и муниципальных образований, решение об отводе земель отсутствует.
До настоящего момента администрация Уральского поселкового совета, как собственник объектов, не предприняла мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, не оформило техническую документацию на названные объекты, как на полигоны ТБО.
Территория свалки не обвалована, санитарно-защитная зона не организована, технология складирования не соблюдается, не подготовлено водонепроницаемое основание, не ведется сбор и очистка фильтрата, поступающего из толщи складируемых отходов, не предусмотрен отвод талых и атмосферных вод. Вследствие фильтрации сточных вод формируется постоянно расширяющаяся область загрязненных вод.
Почва, как фактор окружающей среды, служит источником вторичного загрязнения подземных вод, атмосферного воздуха, сельскохозяйственной продукции. В почве кумулируются химические загрязнения, сохраняют жизнеспособность патогенная микрофлора и яйца гельминтов, что создает опасность для здоровья людей.
Администрацией Уральского поселкового совета не предприняты меры по осуществлению деятельности по организации сбора и вывоза (транспортировке) бытовых и промышленных отходов, а значит, ответчиком неисполнены требования природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, что ставит под угрозу экологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде, а также здоровью человека (неопределенного круга лиц).
Просит обязать администрацию Уральского поселкового совета в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу судебного решения:
- ликвидировать свалку бытовых отходов;
- организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора.
Определением Рыбинского районного суда Красноярского края к участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрация Рыбинского района и ООО «Уральские Тепловые Сети».
Представитель истца в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика администрации п. Урал Рыбинского района Красноярского края а суд не явился, о дате и месте рассмотрения извещен надлежаще. Представителем представлено возражение, согласно которому администрация пос. Урал считает требования, заявленные в исковом заявлении необоснованными в связи с тем, что ДД.ММ.ГГГГ МО <адрес> заключило договор аренды № с управляющей компанией ООО «Уральские тепловые сети» на аренду указанного в исковом заявлении земельного участка под временное складирование и сортировку мусора. Срок окончания договора ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель соответчика администрации Рыбинского района в суд не явился, о дате и месте рассмотрения извещен надлежаще.
Представитель ООО «Уральские Тепловые Сети» Годунов В.Г. пояснил, что сбор отходов и мусора производится на площадку временного хранения. Согласен с тем, что площадка не отвечает требованиям полигона, что ее следует очистить с вывозом на полигон в г. Заозерный, но считает, что должны быть пересмотрены тарифы на сбор и вывоз мусора и предоставлено время для исполнения.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду.
Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства, соблюдением установленных нормативов качества окружающей природной среды.
В силу статьи 6 Федерального закона "Об охране окружающей среды" органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) за объектами хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящимися на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.
На территории Красноярского края, таким субъектом, в силу пункта 3.15 Положения о службе по контролю в сфере природопользования Красноярского края на Службу возложено осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственный экологический надзор).
Согласно ч. 2 ст. 1 ФЗ от 06.10.2003 года « 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление осуществляется через органы местного самоуправления.
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 названного закона к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Статьей 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ определены полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. В частности, частью 1 отнесено к вопросам местного значения сельских поселений организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Аналогичные полномочия органов местного самоуправления поселений установлены ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Статья 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года. №7-ФЗ предусматривает, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления должна осуществляться на основе принципа ответственности за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Для организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора органы местного самоуправления создают специализированные муниципальные предприятия или заключают договоры с предприятиями иных форм собственности. Деятельность этих предприятий регулируется Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов (утв. Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1997 г. N 155).
Согласно п. 2 указанных Правил:
- твердые и жидкие бытовые отходы - это отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.);
- "потребитель" - гражданин, использующий, заказывающий или имеющий намерение заказать исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, услуги по вывозу бытовых отходов;
- "исполнитель" - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие потребителю услуги по вывозу бытовых отходов по возмездному договору.
В силу п. 7 Правил заказ на услуги по вывозу бытовых отходов оформляется в письменной форме путем составления документа.
Услуга по сбору и вывозу твердых бытовых отходов входит в состав платы за жилое помещение и относится к понятию содержание жилого помещения и относится к коммунальным услугам для собственников жилых помещений, оплата за которые производится в соответствии с ч. 1 ст. 155 ЖК РФ.
HYPERLINK consultantplus://offline/ref=893C66F79FE4A0AE0530CA8C99995CC54CB69B325BBD4F70BD355B888A66F1804405FB6816C93AADcCD
Органы местного самоуправления устанавливают режим работы муниципальных организаций, оказывающих услуги по вывозу бытовых отходов. Режим работы организаций иной формы собственности и индивидуальных предпринимателей устанавливается ими самостоятельно. Кроме того, органы местного самоуправления определяют предельные сроки вывоза бытовых отходов, утверждают тарифы по оказанию услуг по вывозу отходов, устанавливают льготы по оплате для отдельных категорий потребителей.
Согласно ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления"
1. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
2. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» определены требования при обращении с отходами потребления, которые должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Часть 2 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» запрещает сброс отходов производства и потребления на почву.
Статьей 22 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определены санитарно-эпидемиологические требования к сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления.
Согласно ст. 1 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»:
- хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;
- объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2001 года N 16 утверждены Санитарные правила СП 2.1.7.1038-01, в соответствии с которыми согласно п. 2.1 полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения.
В судебном заседании установлено, что Службой по контролю в сфере природопользования Красноярского края в рамках осуществления своих полномочий рассмотрена информация Красноярского филиала ФГУП «Госцентр «Природа» (действующего на основании государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ №) об объектах размещения промышленных и бытовых отходов на территории Красноярского края, на основании которой на территории Рыбинского района Красноярского края п. Урал Уральского поселкового совета обнаружен следующий объект с нарушениями организационно-правового характера, а именно, с отсутствием разрешающей документации:
Сельская свалка п. Урал. Географическое расположение объекта 55° 53' 31" с.ш. 94° 44' 36" в.д., свалка расположена в 0,5 км к юго-западу от р.п.Урал. Ближайший населенный пункт р.п. Урал расстояние 0,5 км. Ближайший водный объект - река Барга расстояние 1 км. Объект расположен на землях городских округов и муниципальных образований, решение об отводе земель отсутствует.
Территория свалки не обвалована, санитарно-защитная зона не организована, технология складирования не соблюдается, не подготовлено водонепроницаемое основание, не ведется сбор и очистка фильтрата, поступающего из толщи складируемых отходов, не предусмотрен отвод талых и атмосферных вод. Вследствие фильтрации сточных вод формируется постоянно расширяющаяся область загрязненных вод.
Почва, как фактор окружающей среды, служит источником вторичного загрязнения подземных вод, атмосферного воздуха, сельскохозяйственной продукции. В почве кумулируются химические загрязнения, сохраняют жизнеспособность патогенная микрофлора и яйца гельминтов, что создает опасность для здоровья людей.
Кроме того, указанная сельская свалка не является полигоном ТБО, так как не отвечает гигиеническим требованиям к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 № 16 «О введении в действие санитарных правил» (вместе с «Гигиеническими требованиями к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СП 2.1.7.1038-01»).
На указанную свалку вывоз мусора производится не только населением села, но и ООО «Уральские Тепловые Сети», которому Администрацией Рыбинского района был предоставлен данный земельный участок под временное складирование и сортировку мусора.
При установленных судом обстоятельствах ответчиками по данному делу следует считать Администрацию Уральского поссовета, которой не предприняты меры по осуществлению деятельности по организации сбора и вывоза бытовых отходов, ООО «Уральские Тепловые Сети», которые занимаются предоставлением коммунальных услуг по вывозу мусора, но вывоз бытовых отходов и мусора производит на объект, не являющийся полигоном для твердых бытовых отходов в установленном порядке.
Администрацию Рыбинского района следует исключить из ответчиков, поскольку объект расположен на землях муниципального образования п. Урал, администрация которого, как собственник объекта, до настоящего времени, не предприняла мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в установленном действующим законодательством порядке, площадка для временного хранения ТБО не отвечает санитарным требованиям и не оборудована как полигон ТБО, отсутствует техническая документация на данный объект, как на полигон ТБО, не имеет санитарно - эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам.
При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку ответчиками: Администрацией Уральского поссовета и ООО «Уральские Тепловые Сети», не исполняются требования природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, что ставит под угрозу экологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде, а также здоровью человека (неопределенного круга лиц).
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать администрацию п. Урал Рыбинского района Красноярского края и ООО «Уральские Тепловые Сети» в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу судебного решения:
- ликвидировать свалку бытовых отходов;
- организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора.
Взыскать с ООО «Уральские Тепловые Сети» государственную пошлину в доход государства в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Рыбинский районный суд в течение месяца.
Судья: Л.Ф.Никитенко