Дело № 2-656/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
ст. Павловская 17 июля 2019 года
Павловский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Марченко О.В.,
при секретаре судебного заседания Потаповой Н.С.,
с участием представителя истца ФИО6, ФИО7 доверенность <адрес>4 от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика ФИО5, доверенность от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Иваницкого Вячеслава Петровича к ГУ УПФ в Павловском районе Краснодарского края «о назначении пенсии в соответствии с п.п. 3 п.3 ст. 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» № 166-ФЗ от 15.12.2001»,
УСТАНОВИЛ:
Иваницкий В.П. обратился в суд с исковым заявлением к ГУ УПФ в Павловском районе Краснодарского края о назначении пенсии в соответствии с п.п. 3 п.3 ст. 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» № 166-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ и просит суд обязать
решение ГУ Управления Пенсионного фонда в <адрес> об отказе в установлении государственной пенсии Иваницкому Вячеславу Петровичу на основании п.п. 3 п.3 ст. 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» № 166-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ признать незаконным. Обязать ГУ Управления Пенсионного фонда в Павловском районе Краснодарского края назначить Иваницкому Вячеславу Петровичу вторую государственную пенсию как родителю погибшего военнослужащего на основании п.п. 3 п.3 ст. 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» № 166-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ со дня первоначального обращения за пенсией - ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование исковых требований истец указывает, что его сын Иваницкий Алексей Вячеславович в период с 27.04.1996г. по 02.08.1996г. принимал участие в боевых действиях на территории Чеченской республики. Во время прохождения военной службы приобрел болезнь «шизофрения, паранойяльная, вялотекущая, что подтверждено заключением военно-врачебной комиссии № от 12.05.1999г. признано заболеванием от военной травмы и в последующем подтверждено Медико-социальной экспертизой.
ГУ Управлением Пенсионного фонда в Павловском районе Краснодарского края Иваницкому А.В. была назначена пенсия по инвалидности с причиной заболевания - военная травма, с 01.08.2013г. выплата пенсии прекращена в связи со смертью.
В то же время, истцу назначена страховая пенсия по старости, выплата пенсии осуществляется Управлением Пенсионного фонда в <адрес>.
14.04.2017г. истец обратился к ответчику с заявлением о назначении ему второй пенсии, как родителю погибшего военнослужащего, умершему вследствие военной травмы после увольнения с военной службы на основании п.п. 3 п. 3 ст. 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.1.2001г. № 166-ФЗ.
Решением УПФР в Павловском районе Краснодарского края в назначении второй государственной пенсии по СПК за умершего сына Иваницкого А.В. истцу было отказано, так как отсутствует документальное подтверждение связи смерти Иваницкого А.В. с военной травмой.
С указанным решением истец не согласен, считает его незаконным, ввиду чего вынужден обратиться в суд с настоящим иском, за восстановлением своих нарушенных прав.
В судебном заседании истец Иваницкий В.П. отсутствует, извещен надлежаще, причина неявки не сообщена.
Представители истца ФИО6, ФИО7 доводы искового заявления поддержали полностью, просят суд иск удовлетворить, назначив истцу пенсию с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, в соответствии со
ст. 23 Федерального закон от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Представитель ответчика ФИО5 в судебном заседании с иском не согласилась, пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратился с заявлением о назначении второй пенсии, как родителю погибшего военнослужащего умершего вследствие военной травмы после увольнения с военной службы на основании п.п.3 п.3 ст.3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ. По результатам рассмотрения заявления, решением УПФР в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в назначении второй государственной пенсии по СПК за умершего сына Иваницкого А.В. было отказано, так как отсутствует документальное подтверждение связи смерти ФИО1 с военной травмой. На момент обращения за назначением второй пенсии по СПК в соответствии с п.п. 3 п. 3 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» Иваницкому В.П. выплачивается страховая пенсия по старости, в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях » от 28.12.2013г. № 400-ФЗ (далее Федеральный закон от 28.12.2013г. № 400-ФЗ). В соответствии с п.п. 3 п. 3 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», право на одновременное получение двух пенсий предоставляется родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий). Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 Федерального закона от 15.12.2001г. № 166-ФЗ, и трудовая пенсия по старости (инвалидности), или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 Федерального закона от 15.12.2001г. № 166-ФЗ, и социальная пенсия, предусмотренная статьей 18 Федерального закона от 15.12.2001г. № 166-ФЗ (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца), или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 Федерального закона от 15.12.2001г. № 166-ФЗ, и пенсия за выслугу лет (по инвалидности), предусмотренная Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". Инвалидностью вследствие военной травмы считается инвалидность, наступившая вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы. Согласно копии выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серия МСЭ — 005 № от 19.08.1999г. Иваницкого А.В. причина инвалидности — военная травма. Вторая пенсия назначается в случае гибели военнослужащего в период прохождения военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин или не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы либо в случае наступления смерти позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, которые получены в период прохождения военной службы. Из предоставленных документов усматривается, что Иваницкий Алексей Вячеславович проходил военную службу по призыву, являлся инвалидом вследствие военной травмы. Однако отсутствует документальное подтверждение, что смерть Иваницкого А.В. связана с военной травмой. Требуется совокупность юридически значимых обстоятельств, в число которых входит обязательное условие об установлении причины смерти военнослужащего вследствие военной травмы. Установление причинно-следственной связи смерти военнослужащих с исполнением обязанностей военной службы осуществляется военно-врачебными комиссиями или федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы по месту жительства, решения которых оформляются соответствующими заключениями. Кроме того, как указано в пункте 17 Обзора практики рассмотрения судами дел о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ) «судом апелляционной инстанции не принято во внимание, что согласно подпункту "б" пункта 4 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации доказательством, подтверждающим гибель (смерть) военнослужащего при исполнении им обязанностей военной службы, является копия документа, подтверждающего такую гибель, а копия заключения военно-врачебной комиссии представляется для подтверждения смерти военнослужащего вследствие военной травмы». Учитывая изложенное, представитель ответчика считает исковые требования истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований Иваницкого В.П.
Частью 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации провозглашено, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ч. 1 ст. 7, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя.
Основания возникновения права на пенсию по случаю потери кормильца и порядок ее назначения регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
В соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на одновременное получение двух пенсий предоставляется родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий). Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости (инвалидности), или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и социальная пенсия, предусмотренная статьей 18 настоящего Федерального закона (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца).
В силу пп. 1 п. 2 и пп. 1 п. 4 ст. 15 указанного Федерального закона потерей кормильца вследствие военной травмы считается его смерть, наступившая вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы.
Потерей кормильца вследствие заболевания, полученного в период военной службы, считается его смерть, наступившая вследствие увечья, полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
Согласно пп. 4 п. 3 ст. 8 названного Федерального закона, в случае гибели (смерти) военнослужащих в период прохождения военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин или не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы либо в случае наступления смерти позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, или заболевания, которые получены в период прохождения военной службы, нетрудоспособным членам их семей назначается пенсия по случаю потери кормильца. Нетрудоспособными членами семьи признаются: родители военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы призыву или умерших после увольнения с военной службы вследствие военной травмы, если они достигли возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины).
В развитие указанных положений закона Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее по тексту - Перечень).
В соответствии с п. 38 Перечня для назначения пенсии по случаю потери кормильца из числа военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин или не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы, либо в случае наступления смерти позднее этого срока, но вследствие военной травмы или заболевания, в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 36, 37 настоящего перечня, для подтверждения условий, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", необходимы документы:
а) подтверждающие причину гибели (смерти) военнослужащего (пункт 3 статьи 8, пункт 4 статьи 15 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации");
б) подтверждающие, что смерть бывшего военнослужащего наступила вследствие военной травмы или заболевания, полученного в период прохождения военной службы (пункт 3 статьи 8, пункт 4 статьи 15 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации");
в) подтверждающие период прохождения военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (пункт 3 статьи 8 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
При этом причина смерти бывших военнослужащих вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, подтверждается заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы, военно-врачебной комиссии (п. 95 Перечня).
Установление причинно-следственной связи полученного военнослужащим заболевания с формулировкой "военная травма" принадлежит исключительно федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы, военно-врачебной комиссиям, следовательно, такие выводы не относятся к компетенции судебных инстанций, поскольку иное противоречило бы нормам материального права.
Как следует из представленных материалов Иваницкий В.П. является отцом ФИО8., ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 призван в военную часть. ФИО1 в период с 27.04.1996г. по 02.08.1996г. принимал участие в боевых действиях на территории Чеченской республики. ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ уволен в запас. Во время прохождения военной службы приобрел заболевание «шизофрения, паранойяльная, вялотекущая», что подтверждено заключением военно-врачебной комиссии № от 12.05.1999г. признано заболеванием от военной травмы и в последующем подтверждено Медико-социальной экспертизой (л.д. 17-19).
Согласно ответа ГБУЗ «Павловская центральная районная больница» ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ, причина смерти – атеросклеротическая сердечно – сосудистая болезнь.
ДД.ММ.ГГГГ Иваницкий В.П. обратился УПФР по <адрес> с заявлением о назначении второй пенсии по случаю потери кормильца.
Решением УПФР в <адрес> в назначении второй государственной пенсии по СПК за умершего сына ФИО1 истцу было отказано, так как отсутствует документальное подтверждение связи смерти ФИО1 с военной травмой.
Установление причинно-следственной связи смерти военнослужащих с исполнением обязанностей военной службы осуществляется военно-врачебными комиссиями или федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы по месту жительства, решения которых оформляются соответствующими заключениями.
Согласно подпункту "б" пункта 4 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9.10. и 13 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, пенсионное обеспечении которых осуществляется Пенсионным Фондом Российской Федерации, и членам их семей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 142,
копия заключения военно-врачебной комиссии представляется для подтверждения смерти военнослужащего вследствие военной травмы, что также указано в утвержденном Президиумом Верховного суда РФ ДД.ММ.ГГГГ «Обзоре
практики рассмотрения судами дел о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы".
Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суду не представлено истцом и его представителями соответствующее заключение военно-врачебной комиссии или федерального учреждения медико-социальной экспертизы для подтверждения смерти военнослужащего вследствие военной травмы.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что закрепление пунктом 3 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" права граждан на одновременное получение двух пенсий, как выходящего за рамки общеустановленного правового регулирования, является льготой, предоставление которой непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, поэтому определение круга лиц, имеющих на нее право, и условий ее предоставления - прерогатива законодателя; установление льготного порядка реализации права на социальное обеспечение для отдельных категорий граждан, предоставляющего возможность одновременного получения двух пенсий, само по себе не затрагивает права лиц, не отнесенных законодателем к числу граждан, пользующихся такой льготой, и потому не может расцениваться как нарушение положений Конституции Российской Федерации о социальном характере Российского государства, в обязанности которого входит признание, соблюдение и защита прав и свобод человека как высшей ценности, в том числе в социальной сфере (Определения от ДД.ММ.ГГГГ N 187-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 774-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 678-О-О и от ДД.ММ.ГГГГ N 840-О-О).
Согласно положениям п. 3 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" истец имеет право на назначение ей пенсии по случаю потери кормильца, в том числе в соответствии с п. 2 ст. 3 Закона право на установление одной пенсии на выбор (по старости либо по случаю потери кормильца).
Как следует из пп. 3 п. 3 ст. 3 этого же Федерального закона, возможность одновременного получения пенсии по старости и пенсии по случаю потери кормильца предоставляется родителям только тех военнослужащих, которые погибли (умерли) в период прохождения военной службы по призыву или после увольнения с военной службы вследствие военной травмы.
Согласно закону правом на одновременное получение двух пенсий истец не обладает, поскольку смерть сына истца, проходившего военную службу по призыву, умершего после увольнения с военной службы, наступила не вследствие военной травмы.
Поскольку материалами дела не подтверждено, что смерть ФИО1 наступила после увольнения с военной службы вследствие заболевания, связанного с военной травмой, суд приходит к выводу, что в удовлетворении искового заявления Иваницкого Вячеслава Петровича к ГУ УПФ в Павловском районе Краснодарского края о назначении пенсии в соответствии с п.п. 3 п.3 ст. 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» № 166-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ следует отказать.
Руководствуясь статьями 194-197 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░.░. 3 ░.3 ░░. 3 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░» № 166-░░ ░░ ░░.░░.░░░░- ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░