Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г. Шатура, Московская область 29.06.2021
Судья Шатурского городского суда Московской области Жуков Ю.А., при секретаре Шорниковой Е.И., с участием ст. помощника Шатурского городского прокурора Пантюхиной А.С., рассмотрев по жалобе административное дело в отношении
ООО «Экосервис», <данные изъяты>
о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Представитель юридического лица ФИО3 обратился с жалобой на постановление гос. инспектора в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Роспотребнадзора по Московской и Смоленской областям ФИО4 от 09.09.2020, на основании которого юридическое лицо было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, в которой просит суд отменить постановление, поскольку проверка прокурором проведена незаконно, в действиях юридического лица отсутствуют признаки состава административного правонарушения.
В судебном заседании представитель юридического лица не явился, хотя был должным образом уведомлен о времени и месте судебного заседания, с ходатайствами об отложении слушания по делу не обратился.
Прокурор просит суд в удовлетворении жалобы отказать, обжалуемое постановление оставить в силе.
Из обжалуемого постановления следует, что межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства при осуществлении ООО «Экосервис» деятельности в области обращения с отходами по адресу: <адрес> ООО «Экосервис» (ранее - ООО «НОК») осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию отходов 1-1V классов опасности по адресу: <адрес>, на «зевании № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Межрегиональным управлением Росприроднадзора по г. Москве и Калужской области.
Деятельность в области обращения с отходами осуществляется ООО «Экосервис» на земельном участке с кадастровым номером 50:29:0071902:293, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования для размещения складов, общей площадью 9 618 кв.м. по адресу: Московская велеть, г.о. Воскресенск, <адрес>. ООО «Экосервис» арендуется часть нежилого здания по адресу: <адрес> на основании договора аренды нежилых зданий № от ДД.ММ.ГГГГ.
Иными юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями какая-либо деятельность на земельном участке с кадастровым номером 50:29:0071902:293:29 по адресу <адрес> не осуществляется.
Объектам, эксплуатируемым ООО «Экосервис» по указанному адресу: <адрес> присвоена I категория негативного воздействия на окружающую среду (значительное негативное воздействие), за номером 46-0177-010217.
Согласно сведениям об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления по форме №-ТП (отходы) за 2019 г. ООО «Экосервис» принято от сторонних организаций и обезврежено 83,552 тонны отходов I класса опасности лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства, отходы конденсаторов с трихлордифенилом, отходы конденсаторов с нентахлордифенилом, из них отходы конденсаторов с трихлордифенилом в объеме -56,517, отходы конденсаторов с пентахлордифенилом - 23,389.
В соответствии со ст. 67 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
Программа производственного экологического контроля содержит сведения, в том числе и об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников.
Согласно отчету об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на промплощадке ООО «ЭКОСЕРВИС» по адресу: <адрес>.3ДД.ММ.ГГГГ год, представленному ДД.ММ.ГГГГ в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям, Обществом проведен производственный контроль атмосферного воздуха на фактическое содержание вредных веществ, выбрасываемых от стационарного источника выбросов - установки термического обезвреживания отходов КТО-50 по следующим веществам: азота диоксид, углерода оксид, формальдегид, взвешенные вещества.
Указанная установка термического обезвреживания отходов КТО-50 предназначена для обезвреживания отходов 111-V класса опасности согласно положительному заключению государственной экологической экспертизы проекта технической документации, утвержденной приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ №.
Тогда как согласно сведениям об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления по форме №-ТП (отходы) за 2019 г. ООО «ЭКОСЕРВИС» обезврежено 88 104, 56 тонны отходов 1-V классов, принятых от сторонних организаций.
Из них ООО «Экосервис» принято от сторонних организаций и обезврежено 83,552 тонны отходов I класса опасности: лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства, отходы конденсаторов с пентахлордифенилом, отходы конденсаторов с пентахлордифенилом, из них отходы конденсаторов с трихлордифенилом в объеме - 56,517, отходы конденсаторов с пентахлордифенилом - 23,389, а также 170, 19 тонн отходов II класса опасности.
Вместе с тем, отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на промплощадке ООО «ЭКОСЕРВИС» по адресу: <адрес>,3ДД.ММ.ГГГГ год не содержит сведения об установках, специализированном оборудовании, на которых ООО «ЭКОСЕРВИС» были обезврежены отходы 1- V классов опасности, принятые от сторонних организаций.
Программа производственного экологического контроля содержит сведения:
об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их замещения;
о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;
о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;
о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.
Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля определяются Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ №).
Согласно Приказу Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ № Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (далее - Отчет) представляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (далее - объекты), ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.
Документация, содержащая сведения о результатах осуществления производственного экологического контроля, включает в себя документированную информацию: - о технологических процессах, технологиях, об оборудовании для производства продукции (товара), о выполненных работах, об оказанных услугах, о применяемых топливе, сырье и материалах, об образовании отходов производства и потребления; - о фактических объеме или массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, об уровнях физического воздействия и о методиках
измерений; - об обращении с отходами производства и потребления; - о состоянии окружающей среды, местах отбора проб, методиках (методах) измерений.
В нарушение вышеуказанных норм ООО «ЭКОСЕРВИС» допустило сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы.
Таким образом, ДД.ММ.ГГГГ в 18:00 ООО «Экосервис», расположенное по адресу: <адрес> допустило сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.
Указанные факты, якобы, подтверждаются актами проверки от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, объяснениями от ДД.ММ.ГГГГ, письмом Межрегионального управления Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям от ДД.ММ.ГГГГ № и другими материалами проверки.
Таким образом, по мнению должностного лица, юридическим лицом ООО «Экосервис» совершено административное правонарушение, предусмотренное 8.5 КоАП РФ, то есть сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.
Нарушены требования: ч.7 ст. 67 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении требований к содержанию программы производственного же логического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и а результатах осуществления производственного экологического контроля».
Обстоятельства правонарушения, по мнению должностного лица подтверждаются постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ и иными материалами дела, что подтверждает событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.5 КоАП РФ - сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы.
Выслушав стороны по делу и изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд приходит к выводу об отмене обжалуемого постановления, поскольку постановление является необоснованным и в нем неправильно определены и не доказаны обстоятельства имеющие значение для дела.
Согласно ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Как следует из постановления о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ административное правонарушение совершено Обществом ДД.ММ.ГГГГ при обстоятельствах, изложенных в постановлении, а из постановления о возбуждении производства об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ событие правонарушения, по мнению прокурора, имело место ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Должностное лицо, рассматривавшее дела по существу, было ограничено рамками проверки на предмет её законности и обоснованности при установленных прокурором обстоятельствах, отраженных в постановлении о возбуждении производства об административном правонарушении обстоятельствах, но не был правомочен самостоятельно устанавливать обстоятельства совершенного правонарушения, не установленные в ходе проведенной прокурором проверки, отраженные в постановлении о возбуждении производства об административном правонарушении.
В рассматриваемом случае, должностное лицо в ходе рассмотрения административного дела по существу, установило иные обстоятельства, а именно время совершения правонарушения, якобы совершенного Обществом правонарушения и именно исходя из этих обстоятельств признал общество виновным в совершении административного правонарушения.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Учитывая изложенное, постановление гос. инспектора в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Роспотребнадзора по Московской и Смоленской областям ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного и руководствуясь п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление гос. инспектора в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Роспотребнадзора по Московской и Смоленской областям ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении юридического лица ООО «Экосервис» — отменить, производство по делу прекратить.
Решение может быть обжаловано в Московской областной суд через Шатурский городской суд в течение 10 суток.
Судья Ю.А. Жуков