Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 декабря 2015 года г. Рязань
Железнодорожный районный суд г. Рязани в составе судьи Барановой Е.Б.,
при секретаре Корчагиной С.И.,
с участием старшего помощника прокурора Железнодорожного района г. Рязани Веденеевой Е.Ю.,
истца Иванеско В.Д.,
представителя ответчика Министерства социальной защиты населения РО Ермоленко К.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда дело по иску прокурора Ряжского района Рязанской области в интересах Иванеско В.Д. к Министерству социальной защиты населения Рязанской области о взыскании денежных средств, затраченных на проезд к месту прохождения санаторно-курортного лечения и обратно,
установил:
Прокурор Ряжского района Рязанской области обратился в суд с иском в интересах Иванеско В.Д. к Министерству социальной защиты населения Рязанской области о взыскании денежных средств, затраченных на проезд к месту прохождения санаторно-курортного лечения и обратно.
В обоснование заявленных требований указано, что Иванеско В.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории граждан, проживающих в зоне с льготным социально-экономическим статусом, и является получателем набора социальных услуг, предусмотренных Федеральным законом РФ от 17.07.1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», на основании указанного закона имеет право на получение государственной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе на обеспечение санаторно-курортным лечением, предоставление бесплатного проезда на пригородном, междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения и обратно.
В ДД.ММ.ГГГГ, на основании заявления Иванеско В.Д. от ДД.ММ.ГГГГ Министерством социальной защиты населения Рязанской области на имя истца была предоставлена путевка на санаторно-курортное лечение в санаторий «<данные изъяты>» <адрес>, однако бесплатным проездом к месту лечения и обратно Иванеско В.Д. обеспечена не была.
Поскольку устно сотрудники Министерства социальной защиты населения Рязанской области пояснили истцу, что денежных средств по данной статье расходов нет, проездные документы выданы ей не будут, Иванеско В.Д. была вынуждена самостоятельно, за счет личных денежных средств приобрести проездные документы на проезд к месту лечения и обратно – авиабилеты по маршруту <адрес> – <адрес>, стоимостью <данные изъяты> рублей, по маршруту <адрес> – <адрес>, стоимостью <данные изъяты> рублей, понеся тем самым убытки в сумме <данные изъяты> рублей.
С учетом уточнений прокурор просит взыскать с ответчика в пользу Иванеско В.Д. стоимость ее проезда к месту санаторно-курортного лечения (санаторий «<данные изъяты>» <адрес>) и обратно в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, установить ответчику срок для совершения указанных действий.
Определениями Железнодорожного районного суда г. Рязани от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Государственное учреждение – Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования РФ и Министерство финансов Рязанской области соответственно.
Старший помощник прокурора Железнодорожного района г. Рязани Веденеева Е.Ю. иск поддержала по тем же основаниям, просила установить ответчику срок для совершения указанных действий, равный 30 дням с момента вступления решения в законную силу.
Истец Иванеско В.Д. в судебном заседании иск поддержала, просила удовлетворить, суду пояснила, что приобрела авиабилеты с целью проезда к месту санаторно-курортного лечения и обратно, поскольку это был самый недорогой способ прибытия в санаторий, железнодорожный проезд стоил бы дороже. Она действительно была вынуждена письменно отказаться от предоставления ей бесплатного проезда к месту лечения и обратно, поскольку сотрудниками МСЗН РО ей было разъяснено, что в противном случае путевкой на санаторно-курортное лечение она обеспечена не будет. Однако бесплатный проезд к месту лечения и обратно – ее право, действия сотрудников МСЗН РО незаконны и нарушают ее права.
Представитель МСЗН Рязанской области, действующая на основании письменной доверенности, Ермоленко К.О., исковые требования не признала, не оспаривала право истца на бесплатный проезд к месту лечения и обратно, факт осуществления санаторно-курортного лечения и проезда к месту его прохождения и обратно, размер убытков, понесенных Иванеско В.Д. Суду пояснила, что бесплатным проездом истец не была обеспечена ввиду недостаточности финансирования, о чем Иванеско В.Д. была предупреждена, и согласилась осуществить проезд за свой счет при предоставлении ей путевки на санаторно-курортное лечение, о чем представила письменное заявление Также ссылалась на тот факт, что с 01.01.2015 г. на основании Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда к месту такого лечения о обратно возложены на территории Рязанской области на ГУ – Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, в связи с чем ГУ-РРОФСС РФ является надлежащим ответчиком. Полагала, что действующим законодательством не предусмотрена возможность выплаты компенсации на проезд к месту лечения и обратно, кроме того, средствами на оплату такой компенсации ответчик не располагает, так как из Федерального бюджета средства на обеспечение бесплатного проезда поступают в адрес ГУ-РРОФСС РФ, обязательства Рязанской области по выделению средств областного бюджета на такие цели отсутствуют. Просила в иске отказать.
Представители третьих лиц ГУ – Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, Министерства финансов Рязанской области в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела уведомлены надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны. Представитель ГУ – Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, представил письменный отзыв, в котором полагал надлежащим ответчиком по делу МСЗН РФ, поскольку в 2014 г. именно этот орган занимался обеспечением предоставления гражданам социальных услуг по направлению их на санаторно-курортное лечение а также предоставлению бесплатного проезда к месту лечения и обратно, получал соответствующее бюджетное финансирование. Полагала, что поскольку Иванеско В.Д. письменно отказалась от предоставления бесплатного проезда к месту лечения и обратно, действующим законодательством не предусмотрена возможность выплаты компенсации на проезд к месту лечения и обратно, в иске необходимо отказать. Иных отзывов, возражений по существу заявленных требований третьи лица суду не представили.
Выслушав в открытом судебном заседании старшего помощника прокурора Железнодорожного района г. Рязани, стороны, представителя третьего лица ГУ – Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, исследовав материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация – социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья обеспечивается путём установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счёт средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.
В силу с ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, определение оснований и порядка реализации указанного конституционного права отнесено Конституцией Российской Федерации к компетенции законодателя.
Федеральным законом от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В соответствии со ст. 6.7 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ, лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан имеют право обратиться за предоставлением им набора социальных услуг в соответствии с главой 2 ФЗ от 17 июля 1999 года №178-ФЗ.
Статьей 6.2 названного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании и бесплатный проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Согласно ч. 2 ст.6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.
Приказом Министра здравоохранения и социального развития РФ от 29 декабря 2004 года №328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, действующий как в 2014 году, так и в настоящее время.
Между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Рязанской области в рассматриваемый период времени было заключено и действовало соглашение о передаче Правительству РО осуществления части полномочий РФ по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно, утверждённое распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 года № 2098-р. Данное соглашение действовало до ДД.ММ.ГГГГ.
С целью реализации данного Соглашения Правительством Рязанской области было принято и действовало Постановление от 31.12.2009 г. № 384 «О предоставлении отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Рязанской области, санаторно-курортного лечения, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно», которым утверждены: Порядок предоставления отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Рязанской области, санаторно-курортного лечения и Порядок предоставления отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Рязанской области, бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утратившие силу с 1 января 2015 года в связи с изданием Постановления Правительства Рязанской области от 17.12.2014 г. № 380.
В соответствии с п. 2 Порядка предоставления отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Рязанской области, бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, действовавшего до 31 декабря 2014 г., бесплатным проездом на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения и обратно обеспечиваются граждане, имеющие место жительства в Рязанской области, из числа лиц, указанных в статьях 6.1 и 6.7 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон), а также приравненных законодательством Российской Федерации в части предоставления мер социальной поддержки к гражданам, указанным в статье 6.1 Федерального закона, включенные в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний.
В соответствии с п. 3 Порядка предоставления отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Рязанской области, бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, граждане при наличии права на получение социальной услуги, предусмотренной п. 2 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» обеспечиваются бесплатным проездом на следующих видах междугородного транспорта: железнодорожном транспорте (поезда всех категорий, в том числе фирменные поезда в случаях, когда возможность проезда к месту лечения и обратно в поездах других категорий отсутствует, вагоны всех категорий, за исключением спальных вагонов с двухместными купе и вагонов повышенной комфортности); авиационным транспортом (экономический класс) при отсутствии железнодорожного сообщения либо при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом на условиях, установленных абзацем вторым настоящего пункта, либо при наличии у инвалида, в том числе ребенка-инвалида, заболевания или травмы спинного мозга; (в ред. Постановления Правительства Рязанской области от 30.05.2013 г. № 134); водном транспорте (третьей категории); автомобильном транспорте (общего пользования).
Согласно п. 4 Порядка, одновременно с получением в территориальных отделах (секторах) министерства социальной защиты населения Рязанской области (далее - министерство) санаторно-курортной путевки гражданин обеспечивается специальными талонами на право бесплатного получения проездных документов в поезде дальнего следования или направлениями на приобретение проездных документов на авиационном, автомобильном и водном транспорте.
В соответствии Постановлением Правительства Рязанской области от 09.06.2008 года №91 «Об утверждении положения о Министерстве социальной защиты населения Рязанской области» (в редакции от 14.05.2014 года), Постановлением Правительства Рязанской области от 31.12.2009 года №384 «О предоставлении отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Рязанской области, санаторно-курортного лечения, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно», уполномоченным органом исполнительной власти Рязанской области по обеспечению граждан, проживающих на территории Рязанской области, государственной социальной помощью в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и обеспечению бесплатного проезда к месту санаторно-курортного лечения и обратно в период с 01.01.2010 по 31.12.2014 года являлось Министерство социальной защиты населения Рязанской области.
Судом бесспорно установлено, истец, Иванеско В.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории граждан, проживающих в зоне с льготным социально-экономическим статусом, имеет медицинские показания к санаторно-курортному лечению, и на основании Федерального закона РФ от 17.07.1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» имеет право на получение государственной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе на обеспечение санаторно-курортным лечением, предоставление бесплатного проезда на пригородном, междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения и обратно.
В ДД.ММ.ГГГГ, на основании заявления Иванеско В.Д. от ДД.ММ.ГГГГ Министерством социальной защиты населения Рязанской области на имя истца была предоставлена путевка на санаторно-курортное лечение в <данные изъяты> «Санаторий <данные изъяты> <данные изъяты> (<адрес>), продолжительность лечения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, однако бесплатным проездом к месту лечения и обратно Иванеско В.Д. обеспечена не была.
Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями истца, данными ею в открытом судебном заседании, а также письменными документами: справкой № от ДД.ММ.ГГГГ ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ по Ряжскому району, согласно которой Иванеско В.Д. получает ежемесячную денежную выплату с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно по категории «граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории с-э в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона №», приказом № от ДД.ММ.ГГГГ МСЗН РО «О предоставлении отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Рязанской области, санаторно-курортных путевок, в Приложении 2 к которому – Списке граждан, направляемых на санаторно-курортное лечение – в п. 11 указана Иванеско В.Д., не оспариваются ответчиком.
Из анализа приведённых выше правовых норм следует, что у гражданина–получателя социальных услуг право бесплатного проезда к месту лечения и обратно возникает с момента предоставления ему уполномоченным органом путевки на санаторно-курортное лечение и является неотъемлемой частью оказываемой специализированной медицинской помощи, предусмотренной действующим законодательством.
Принимая во внимание тот факт, что истцу, как гражданину, проживающему в зоне с льготным социально-экономическим статусом, и получателю набора социальных услуг, в установленном законом порядке была предоставлена путёвка на санаторно-курортное лечение в ДД.ММ.ГГГГ, на основании ст. 6.2 Федерального закона № 178-ФЗ от 17.07.1999 г. «О государственной социальной помощи», у Иванеско В.Д. возникло право на получение государственной социальной услуги по бесплатному проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, полномочия по предоставлению которой реализовывало в спорный период времени Министерство социальной защиты населения Рязанской области.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Министерство социальной защиты населения Рязанской области с заявлением о предоставлении ей в соответствии с п.1 ч.1 ст.6.2 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» путевки на санаторно-курортное лечение, согласно рекомендуемому профилю лечения по медицинскому заключению, одновременно надлежащим образом осуществив обращение за получением государственной социальной услуги по предоставлению бесплатного проезда к месту лечения и обратно, что подтверждается копией Заявления от ДД.ММ.ГГГГ, ответчиком не оспаривалось.
Сотрудниками Министерства социальной защиты населения Рязанской области в предоставлении бесплатного проезда к месту санаторно-курортного лечения и обратно Иванеско В.Д. было отказано, при этом истцу сообщили о том, что в связи с недостаточностью финансирования бесплатный проезд ей предоставлен быть не может, а, в случае ее несогласия оплатить проезд к месту лечения и обратно самостоятельно и за свой счет, не будет предоставлена и путевка на санаторно-курортное лечение.
Поскольку специальные талоны (направление на приобретение проездных документов на авиационном, автомобильном и водном транспорте) на бесплатный проезд к месту лечения и обратно ответчиком предоставлены не были, сотрудники Министерства социальной защиты населения Рязанской области устно пояснили истцу, что бесплатный проезд ей обеспечен не будет, с целью реализации своего права на санаторно-курортное лечение, Иванеско В.Д. за счет собственных средств оплатила проезд к месту лечения и обратно, приобретя авиационные билеты по маршруту <адрес> – <адрес>, стоимостью <данные изъяты> рублей, по маршруту <адрес> – <адрес>, стоимостью <данные изъяты> рублей, на общую сумму <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проходила санаторно-курортное лечение в <данные изъяты> «Санаторий «<данные изъяты>» <данные изъяты> (<адрес>).
Истец обратилась в Ряжский территориальный отдел Министерства социальной защиты населения Рязанской <адрес> с заявлением о выплате денежной компенсации проезда к месту санаторно-курортного лечения и обратно в размере затраченных ею денежных средств на приобретение проездных документов, в чем ей было устно отказано.
Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями истца, письменными документами: маршрутом-квитанцией электронного билета ОАО «<данные изъяты>» № на имя Иванеско В.Д., по маршруту <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ в графе «стоимость итого» указано «<данные изъяты> руб», маршрутом-квитанцией электронного билета ОАО «<данные изъяты>» № на имя Иванеско В.Д., по маршруту <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ в графе «стоимость итого» указано «<данные изъяты> руб», объяснением Иванеско В.Д. от ДД.ММ.ГГГГ, отобранным помощником прокурора Ряжского района Рязанской области, ответом МСЗН РО от ДД.ММ.ГГГГ №, заявлением Иванеско В.Д. от ДД.ММ.ГГГГ, ответчиком не оспаривались.
Таким образом, принимая во внимание тот факт, что Иванеско В.Д. имеет право на получение государственной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе на предоставление бесплатного проезда на пригородном, междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения и обратно, в ДД.ММ.ГГГГ году истцу была предоставлена путёвка на санаторно-курортное лечение, в связи с чем у нее возникло право на получение государственной социальной услуги по бесплатному проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, истец в ДД.ММ.ГГГГ году надлежащим образом обращалась к ответчику за получением указанной социальной услуги, однако в предоставлении такой услуги Иванеско В.Д. было МСЗН РО отказано, суд приходит к выводу о том, что ответчиком – Министерством социальной защиты населения Рязанской области были допущены нарушения прав истца по предоставлению ей бесплатного проезда к месту санаторно-курортного лечения и обратно в ДД.ММ.ГГГГ году.
При этом суд отклоняет доводы ответчика о том, что у МСЗН РО не возникло обязанности по предоставлению Иванеско В.Д. бесплатного проезда к месту лечения и обратно в ДД.ММ.ГГГГ г., поскольку истец письменно отказалась от получения такой услуги.
Суд полагает, что при установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельствах, наличие заявления Иванеско В.Д. от ДД.ММ.ГГГГ о «согласии оплатить дорогу до места лечения и обратно за счет собственных средств» правового значения не имеет, так как не является бесспорным доказательством отказа истца от получения спорной социальной услуги и не является надлежащим документом, в установленном законом порядке освобождающим ответчика от обязанности такую услугу предоставить.
Также, суд полагает, что недостаточность финансирования из федерального бюджета не может являться основанием для отказа истцу в предоставлении предусмотренных Федеральным законом от 17.07.1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» мер социальной поддержки, поскольку из анализа действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон, следует, что санаторно-курортное лечение, как средство реабилитации при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний, должно предоставляться в соответствующем календарном году без каких-либо условий и ограничений, а бесплатный проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, исходя из позиции законодателя, обеспечивает право гражданина на санаторно-курортное лечение и фактическую возможность получения такого лечения.
Установив Федеральным законом социальные гарантии по предоставлению отдельным категориям граждан бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, Российская Федерация приняла на себя обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета. Неисполнение государством взятых на себя социальных обязательств, вследствие недостаточного финансирования, не является основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Министерством социальной защиты населения Рязанской области социальная услуга, предусмотренная статьей 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», предоставлена Иванеско В.Д. не в полном объеме, право истца на предоставление ей проездных документов на бесплатный проезд к месту лечения и обратно нарушено ответчиком – Министерством социальной защиты населения Рязанской области, данное нарушение состоит в прямой причинно-следственной связи с убытками - расходами, которые понесла истец на приобретение проездных документов – билетов на проезд к месту лечения и обратно в ДД.ММ.ГГГГ, с целью восстановления своего нарушенного права.
В силу ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 ГК РФ, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.
При таких обстоятельствах, у Иванеско В.Д. возникло право на возмещение расходов на проезд к месту лечения и обратно. При этом возмещение расходов истца не является формой получения государственной социальной помощи (получение социальных услуг в натуре либо ежемесячная денежная выплата), а выступает в качестве способа восстановления гарантированного Конституцией и федеральным законом Российской Федерации и нарушенного права на получение социальной помощи.
Размер убытков, понесенных истцом – <данные изъяты> рублей (<данные изъяты> рублей + <данные изъяты> рублей), доказан указанными выше проездными документами, копии которых имеются в материалах дела, ответчиком не оспорен.
Одновременно судом установлено, с 01.01.2015 г. Соглашение, утверждённое распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 года № 2098-р.а также Постановление Правительства Рязанской области от 31.12.2009 № 384 утратили силу, с 01.01.2015 функции по обеспечению льготных категорий граждан санаторно-курортным лечением и бесплатным проездом к месту лечения и обратно возложены на ФСС РФ и осуществляются Рязанским региональным отделением ФСС РФ.
Пунктом 4.4. раздела IV Приказа Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 г. № 328 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» установлено, что обеспечение в рамках предоставления социальных услуг граждан бесплатным проездом к месту лечения и обратно, осуществляется путем выдачи специальных талонов или именных направлений на право бесплатного получения проездных документов.
На основании п. 4 п.п. «б» п. 11, п. 22 Постановления Правительства РФ от 29.12.2004 г. № 864 «О порядке финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг», финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год ФСС РФ на реализацию соответствующих мер социальной поддержки, указанные средства направляются на оплату транспортным организациям расходов по предоставлению проезда граждан к месту лечения и обратно, в соответствии с договорами с транспортными организациями.
На основании системного толкования указанных норм права суд приходит к выводу о том, что предоставление спорной меры государственной социальной помощи – бесплатного проезда к месту лечения и обратно в настоящее время возможно лишь в натуральной форме, то есть путем получения в территориальном органе Фонда социального страхования РФ специальных талонов или именных направлений на право получения бесплатных проездных документов.
Соответственно, ныне действующий порядок финансирования на указанные социальные цели, полномочий по распоряжению бюджетными средствами в виде субвенций, в том числе на оплату перевозчикам проездных билетов к месту лечения и обратно для территориальных отделений ФСС РФ не предусматривает, в связи с чем в распоряжении региональных отделений ФСС РФ отсутствуют денежные средства на реализацию указанных направлений социальной политики государства, Фондом им выделяются лишь специальные талоны (направления), приобретенные у транспортных организаций в рамках контрактной системы закупок в порядке, предусмотренном ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Таким образом, ГУ Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, являясь в силу закона правопреемником МСЗН Рязанской области в части перехода неисполненных в ДД.ММ.ГГГГ году Министерством обязательств в натуральной форме (по предоставлению санаторно-курортного лечения и талонов – направлений на приобретение бесплатных проездных документов на проезд к месту лечения и обратно), не является таковым в части тех финансовых обязательств, которые возникли в результате неправомерных действий ответчика – МСЗН Рязанской области – по отказу в обеспечении граждан бесплатным проездом к месту лечения и обратно в период до ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, учитывая, что требуемая истцом выплата является в данной ситуации единственным способом восстановления гарантированного ей Конституцией и федеральным законом права на получение социальной помощи, суд полагает требования истца подлежащими удовлетворению и считает необходимым взыскать с Министерства социальной защиты населения Рязанской области в пользу Иванеско В.Д. расходы на проезд к месту лечения и обратно в ДД.ММ.ГГГГ году в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.
Поскольку финансирование деятельности МСЗН РО осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Рязанской области от 09.06.2008 года № 91 «Об утверждении Положения о Министерстве социальной защиты населения» за счет средств, предусмотренных в областном бюджете, суд полагает возможным взыскать указанную сумму из средств, предусмотренных в областном бюджете на финансирование МСЗН РО.
Рассматривая требование прокурора в интересах Иванеско В.Д. об установлении ответчику срока для совершения указанных действий, суд приходит к выводу о том, что правовые основания к удовлетворению требований в этой части отсутствуют, поскольку в силу ст. 206 ГПК РФ, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, если указанные в решении действия могут быть совершены только ответчиком, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, тогда как настоящим решением суд обязал ответчика выплатить истцу спорную денежную сумму.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования прокурора Ряжского района Рязанской области в интересах Иванеско В.Д. к Министерству социальной защиты населения Рязанской области о взыскании денежных средств, затраченных на проезд к месту прохождения санаторно-курортного лечения и обратно – удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства социальной защиты населения Рязанской области за счет средств бюджета Рязанской области в пользу Иванеско В.Д. расходы на проезд к месту лечения и обратно в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.
В остальной части заявленных требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда через Железнодорожный районный суд г. Рязани в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме, то есть с 30 декабря 2015 года.
Судья