РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерацииг. Саранск 14 июня 2016 года
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего – судьи О.В. Селезневой,
с участием секретаря судебного заседания – И.В. Киселевой,
с участием в деле:
истца – Жарковой Н. А.,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца – Жаркова Р. С.,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца – Жаркова А. С.,
ответчика – Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Мордовия, его представителя Бухаровой Е. В., представившей доверенность от 11 января 2016 года № 09/78,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жарковой Н. А. к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Мордовия о восстановлении срока для обращения с заявлением о выплате пенсионных накоплений застрахованного лица ФИО1, умершего 15 июля 2013 года,
установил:
Жаркова Н.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Мордовия о восстановлении срока для обращения с заявлением о выплате пенсионных накоплений застрахованного лица ФИО1, умершего 15 июля 2013 года.
В обоснование своих требований истец указала, что 15 июля 2013 года умер ее супруг ФИО1 После его смерти она обратилась к ответчику с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений ее супруга. Своим решением Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Мордовия отказало ей в выплате средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, поскольку заявление о выплате средств пенсионных накоплений подано по истечении срока, установленного для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений.
По данным основаниям истец просила суд восстановить ей срок для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица ФИО1, умершего 15 июля 2013 года (л.д. 1-3).
В судебное заседание истец Жаркова Н.А., третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца – Жарков Р.С., Жарков А.С. не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались своевременно и надлежаще по месту жительства и регистрации по адресу: <адрес>.
Судебное извещение о судебном заседании, назначенном на 10 часов 30 минут 14 июня 2016 года, согласно информации, представленной в суд организацией почтовой связи, указанным лицам не доставлены за истечением срока хранения почтовой корреспонденции.
Согласно части первой статьи 115 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные повестки и иные судебные извещения доставляются по почте или лицом, которому судья поручает их доставить. Время их вручения адресату фиксируется установленным в организациях почтовой связи способом или на документе, подлежащем возврату в суд.
Согласно статье 117 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при отказе адресата принять судебную повестку или иное судебное извещение лицо, доставляющее или вручающее их, делает соответствующую отметку на судебной повестке или ином судебном извещении, которые возвращаются в суд.
Адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации не предусматривает последствия пассивного отказа лица, участвующего в деле, от получения судебного извещения, то есть, когда данное лицо активно не отказывается от получения судебного извещения, но не открывает дверь почтальону и не является в почтовую организацию за получением судебного извещения.
Для решения этого вопроса следует на основании части четвертой статьи 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации применять норму, регулирующую сходные отношения.
В качестве такой нормы может выступать пункт 2 части второй статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса также считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если, несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем орган связи проинформировал арбитражный суд.
В исковом заявлении истец Жаркова Н.А. просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
При таких обстоятельствах, истец Жаркова Н.А., третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца Жарков Р.С., Жарков А.С. считаются надлежаще извещенными о времени и месте судебного заседания, назначенного на 10 часов 30 минут 14 июня 2016 года.
В судебном заседании представитель ответчика Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Мордовия Бухарова Е.В. относительно исковых требований Жарковой Н.А. не возразила, разрешение исковых требований оставила на усмотрение суда.
Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования Жарковой Н.А. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно свидетельству о смерти <данные изъяты> от 16 июля 2013 года ФИО1 умер 15 июля 2013 года (л.д. 16).
Из наследственного дела к имуществу ФИО1, умершего 15 июля 2013 года следует, что наследниками ФИО1 в соответствии со статьями 1142, 1146, 1147 и 1148 Гражданского кодекса Российской Федерации, являются его супруга Жаркова Н.А., сыновья Жарков Р.С. и Жарков А.С.
Как следует из материалов дела, 25 февраля 2016 года Жаркова Н.А. обратилась в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица ФИО1
Решением территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации - Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Мордовия от 14 марта 2016 года № 011027-ОТК00161 Жарковой Н.А. отказано в выплате средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица ФИО1 Отказ мотивирован тем, что заявление подано заявителем по истечении срока, установленного для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений (подпункт «в» пункта 19 Правил выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2007года №741) (л.д. 19).
Сумма средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица, учтенная в специальной части индивидуального лицевого счета ФИО1 составляет 6689 руб. 17 коп., что подтверждается информацией, представленной по запросу суда Государственным учреждением – Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Мордовия.
В соответствии с пунктом 3 статьи 38 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» выплата правопреемникам умершего застрахованного лица осуществляется при условии обращения за указанной выплатой в Пенсионный фонд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица.
Срок обращения за выплатой правопреемникам умершего застрахованного лица может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника умершего застрахованного лица, пропустившего срок, установленный абзацем первым настоящего пункта.
Порядок обращения правопреемников умерших застрахованных лиц за выплатами, а также порядок, сроки и периодичность осуществления указанных выплат устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок расчета сумм выплат правопреемникам умерших застрахованных лиц устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктам 3 - 9 Правил выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2007 года № 741 (далее по тексту – Правил), правопреемники имеют право на получение средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета, в случае если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости и (или) срочной пенсионной выплаты или до перерасчета размера этой части указанной пенсии и (или) корректировки срочной пенсионной выплаты с учетом дополнительных пенсионных накоплений.
Выплата средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета, правопреемникам по заявлению производится в соответствии с заявлением о распределении средств пенсионных накоплений, поданным застрахованным лицом в территориальный орган Фонда по месту его жительства.
В случае подачи застрахованным лицом более одного заявления о распределении средств пенсионных накоплений к рассмотрению принимается заявление, которое имеет более позднюю дату подачи.
При отсутствии заявления о распределении средств пенсионных накоплений производится выплата этих средств правопреемникам по закону первой очереди, а при их отсутствии - правопреемникам по закону второй очереди.
В случае поступления в территориальный орган Фонда по месту жительства умершего застрахованного лица от одного и того же правопреемника нескольких заявлений (о выплате средств пенсионных накоплений, об отказе от получения средств пенсионных накоплений), поданных в срок, указанный в пункте 9 настоящих Правил, к рассмотрению принимается заявление, которое имеет более позднюю дату подачи (направления).
Выплата правопреемникам средств пенсионных накоплений производится за счет средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица, полагающихся правопреемнику, способом, указанным в заявлении о выплате средств пенсионных накоплений.
Принятие решений по заявлениям о выплате средств пенсионных накоплений (об отказе от получения средств пенсионных накоплений), расчет и выплата средств пенсионных накоплений осуществляются территориальным органом Фонда по месту жительства умершего застрахованного лица.
Территориальный орган Фонда по месту жительства умершего застрахованного лица, получив документ, содержащий сведения о смерти застрахованного лица, принимает меры по извещению правопреемников о возможности получения средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица.
Извещение правопреемников по заявлению осуществляется заказным письмом с уведомлением о вручении по форме, утверждаемой Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, не позднее 10 дней с даты получения документа, содержащего сведения о смерти застрахованного лица.
Обращение правопреемников за выплатой средств пенсионных накоплений или с отказом от получения средств пенсионных накоплений осуществляется до истечения 6 месяцев со дня смерти застрахованного лица путем подачи в любой территориальный орган Фонда по выбору правопреемника заявления по форме, предусмотренной приложениями N 2 или N 3 к настоящим Правилам.
Срок для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника, пропустившего такой срок.
ФИО1 умер 15 июля 2013 года (л.д. 16).
Жаркова Н.А. обратилась к ответчику с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений 25 февраля 2016 года, то есть по истечении 6 месяцев со дня смерти ФИО1
Однако суд считает, что срок для подачи такого заявления пропущен истцом по уважительной причине, поскольку в нарушение положений пункта 8 Правил территориальным органом Фонда по месту жительства умершего застрахованного лица не направлялось извещение правопреемникам о возможности получения средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица, что в судебном заседании не оспаривалось представителем ответчика Бухаровой Е.В.
Согласно пункту 2 Правил правопреемниками являются и правопреемники по закону, и правопреемники по заявлению.
Правопреемники по закону – родственники умершего застрахованного лица, которым выплата средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица производится независимо от возраста и состояния трудоспособности в следующей последовательности:
в первую очередь - детям, в том числе усыновленным, супругу и родителям (усыновителям) (правопреемники по закону первой очереди);
во вторую очередь - братьям, сестрам, дедушкам, бабушкам и внукам (правопреемники по закону второй очереди).
В судебном заседании, исходя из представленных суду письменных доказательств, установлено, что Жаркова Н.А. является правопреемником умершего по закону.
Правила выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2007 года № 741 (пункт 8), предусматривают, что территориальный орган Фонда по месту жительства умершего застрахованного лица, получив документ, содержащий сведения о смерти застрахованного лица, принимает меры по извещению правопреемников о возможности получения средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица. Из чего следует, что извещение должно направляться всем правопреемникам, независимо от того, являются ли они правопреемниками по заявлению или правопреемниками по закону.
При таких обстоятельствах срок для обращения Жарковой Н.А. в Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Мордовия с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части лицевого счета ФИО1, умершего 15 июля 2013 года, пропущен по уважительной причине и подлежит восстановлению.
В соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск Жарковой Н. А. к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Мордовия о восстановлении срока для обращения с заявлением о выплате пенсионных накоплений застрахованного лица ФИО1, умершего 15 июля 2013 года, удовлетворить.
Восстановить Жарковой Н. А. срок для обращения в Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Мордовия с заявлением о выплате пенсионных накоплений, учтенных в специальной части лицевого счета ее супруга ФИО1, умершего 15 июля 2013 года.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ленинского районного суда
г. Саранска Республики Мордовия О.В. Селезнева
Мотивированное решение суда составлено 20 июня 2016 года.
Судья О.В. Селезнева