Судья: Панферова Д.А. |
дело № 33-1062/2020 |
50RS0048-01-2019-005284-95
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Цуркан Л.С.,
судей Гулиной Е.М., Шишкина И.В.
при помощнике судьи Конюховой К.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 22 января 2020 года апелляционную жалобу Государственного учреждения – Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> на решение Химкинского городского суда Московской области от 29 августа 2019 года по делу <данные изъяты> по иску ФИО к Государственному учреждению – Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> о перерасчете пенсии,
заслушав доклад судьи Гулиной Е.М.,
объяснения истицы, представителя ответчика,
УСТАНОВИЛА:
ФИО обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> о перерасчете пенсии.
В обоснование требований указала, что является пенсионером по старости с большим трудовым стажем. В настоящее время ей выплачивается пенсия по старости в размере 18 165 руб. 65 коп. Выплата пенсии производится без учета стажа, который составил более 55 лет, ответчиком не учтены все периоды ее работы и взят к учету трудовой период, наименее выгодный для нее с точки зрения назначения пенсии. Истица просила обязать ответчика произвести перерасчет пенсионных выплат с учетом изменения размера трудового стажа и вносимых истцом страховых взносов, а также установить размер пенсии по наиболее выгодному для пенсионера варианту с момента назначения пенсии.
Истица в судебное заседание не явилась.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал.
Решением Химкинского городского суда Московской области от 29 августа 2019 года в удовлетворении исковых требованиях отказано.
В апелляционной жалобе истица просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.
Согласно доводам апелляционной жалобы, истица не была надлежащем образом уведомлена о дне судебного заседания, в котором вынесено обжалуемое решение, в связи с чем была лишена возможности уточнить исковые требования.
Согласно ч. 3 ст. 327.1 ГПК РФ, вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, апелляционном представлении, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью четвертой статьи 330 настоящего Кодекса основаниями для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Требования, предъявляемые к судебным извещениям, их содержанию и порядку вручения, предусмотрены статьями 113 – 115 ГПК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 113 ГПК РФ лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
При этом время их вручения адресату фиксируется установленным в организациях почтовой связи способом или на документе, подлежащем возврату в суд (ч. 1 ст. 115 ГПК РФ).
В связи с отсутствием в материалах дела доказательств надлежащего уведомления истицы о судебном заседании, в котором постановлено обжалуемое решение, протокольным определением судебной коллегии от 23.12.2019 г. осуществлен переход к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции.
Истица в заседании судебной коллегии уточнила исковые требования, просила обязать ответчика произвести перерасчет пенсии, установив с 01.01.2015 г. размер пенсии для нее в размере 26 934 руб. 22 коп. и взыскать с ответчика в пользу истицы недоплаченную часть пенсии за период с 01.01.2015 г. по 01.02.2020 г. в размере 520 493 руб. 22 коп.
Представитель ответчика просил в иске отказать.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, заслушав объяснения явившихся лиц, приходит к выводу об отмене решения суда в связи с нарушением норм процессуального права с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, является согласно ч. 4 ст.330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае.
В связи с допущенным судом первой инстанции нарушением норм процессуального права, решение подлежит отмене.
Разрешая спор по существу, судебная коллегия исходит из следующего.
С 01.01.2015 в Российской Федерации вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Трудовая пенсия преобразована в страховую пенсию, фиксированный базовый размер преобразован в фиксированную выплату.
Указанным Законом при расчете страховой пенсии введен новый инструмент учета пенсионных прав гражданина «индивидуальный пенсионный коэффициент» - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию.
Вместе с тем, нормы Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» подлежат применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 №400-Ф3.
Для лиц, являвшимися получателями трудовой пенсии на 31.12.2014 пенсионные права сохранены и сформированы по правилам новой формулы.
Как следует из материалов дела, с 29.01.1999г. ФИО является получателем трудовой пенсии по старости.
В ответе Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> от 11.07.2019г. <данные изъяты> на обращение ФИО по вопросу пересчета размера пенсии, заявителю сообщалось об отсутствии оснований для пересчета пенсии, установленных Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», разъяснялось, что общий трудовой стаж, учтенный по 31 декабря 2001 года, составил 33 года 08 месяцев 07 дней, стажевый коэффициент 0,68.
В общий трудовой стаж включены следующие периоды: с 19.04.1967 г. по 02.09.1968 г.; с 16.09.1968 г. по 09.07.1969 г.; с 14.07.1969 г. по 11.08.1969 г.; с 12.08.1969 г. по 11.11.1970 г.; с 17.11.1970 г. по 01.04.1971 г.; с 02.04.1971 г. по 01.07.1974 г.; с 02.07.1974 г. по 23.12.1992 г.; с 24.12.1992 г. по 02.02.1993 г.; с 03.02.1993 г. по 01.06.1995 г.; с 02.06.1995 г. по 20.01.1999 г.; с 21.01.1999 г. по 02.10.2000 г.; с 03.10.2000 г. по 31.12.2001 г.
Фактическое отношение среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате по стране учтено в максимальном размере - 1,2 (фактическое 2,494).
Расчет пенсии произведен с учетом коэффициента валоризации - 0,33, а также страховых взносов за период трудовой деятельности после 2002 года (с 2005 по 2009, с 2011 по 2014).
Расчетный размер пенсии на 31.12.2014 с учетом проведенных индексаций составил 15 928 руб. 27 коп., в том числе базовый размер в сумме 3 910 руб. 34 коп.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента истца определена, исходя из размера установленной на 31.12.2014 страховой части трудовой пенсии без учета фиксированного базового размера, деленного на стоимость одного пенсионного коэффициента, установленного частью 10 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ: 11 909 руб. 46 коп.: 64 руб. 10 коп. = 185,795
Размер страховой пенсии истца по старости с 01.01.2015 составил 12 189 руб. 17 коп., в том числе фиксированная выплата 3 935 руб. 00 коп. (128,770 х 64,10 = 8254 руб. 17 коп. + 3935 руб. 00 коп.).
С 01.02.2015 размер страховой пенсии истца по старости составлял 17651,21 рублей.
С 01.08.2015г. произведено уточнение страховой пенсии по страховым взносам в сумме 16 017 руб. 60 коп. (страховые взносы на 31.12.2014) : 156 = 102,68 : 64,10 = 1,602, ИПК составил 185.795 + 1,602 = 187,397.
С 01.08.2016 размер страховой пенсии истца увеличен с учетом страховых взносов перечисленных работодателем за период работы в 2015 году, ИПК при перерасчете составил 2,376, итого ИПК составил 189,773 = 187,397 + 2,376.
Размер страховой пенсии составил 17 935 руб. 28 коп. = 189,773*71,41+4383,59.
С 01.08.2017г. произведен перерасчет страховой пенсии, ИПК составил 191.469, размер пенсии составил – 18 056 руб. 39 коп., также перерасчет пенсии произведен с 01.08.2018г., после которого ИПК составил 192,999, а размер пенсии 18 165 руб. 65 коп..
Как следует из поименованного ответа ГУ – ГУ ПФР <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> истец также является получателем ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) по категории инвалид 3 группы в сумме 1 905 руб. рублей с отказом от бесплатного лекарственного обеспечения.
До 1 января 2015 года одним из видов обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию являлась трудовая пенсия по старости, установление и выплата которой осуществлялись в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (статья 9 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 года № 213-ФЗ).
Закрепляя механизм исчисления трудовой пенсии по старости, Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 года № 213-ФЗ) предусматривал в пунктах 1 - 22 статьи 14 определение размера ее страховой части исходя из устанавливаемого в твердых суммах фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и сумм расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, сформированного в том числе за счет страховых взносов за данное лицо начиная с 2002 года.
При этом согласно положениям пунктов 17 и 18 статьи 14 данного Федерального закона устанавливаемый гражданам фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости (пункт 2 указанной статьи) за каждый полный год страхового стажа, превышающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин, на день назначения страховой части трудовой пенсии по старости впервые, а для граждан, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, - на день достижения общеустановленного пенсионного возраста подлежал увеличению на 6 процентов; а при наличии страхового стажа, не достигающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин (за исключением граждан, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), - уменьшению на 3 процента за каждый полный недостающий год (абзацы сорок пятый и сорок шестой пункта 10 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»).
Однако, данные законоположения в соответствии с частью 5 статьи 41 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 213-ФЗ вступали в силу с 1 января 2015 года, и поэтому при назначении и определении размера трудовых пенсий до указанной даты фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливался без учета продолжительности страхового стажа, имеющегося у гражданина на момент назначения пенсии (день достижения общеустановленного пенсионного возраста).
Таким образом, положения пунктов 17 и 18 статьи 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливали порядок исчисления только одной из составляющих трудовой пенсии по старости - фиксированного базового размера страховой части и подлежали применению с 1 января 2015 года.
В рамках реформирования системы обязательного пенсионного страхования законодателем в качестве обязательного страхового обеспечения вместо трудовой пенсии по старости с 1 января 2015 года были введены: страховая пенсия по старости, фиксированная выплата к страховой пенсии и накопительная пенсия (пункт 1 статьи 9 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года № 216-ФЗ), а также установлено новое правовое регулирование, закрепляющее условия и порядок их назначения и выплаты (Федеральный закон «О страховых пенсиях» и Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 424-ФЗ «О накопительной пенсии»).
В Федеральном законе «О страховых пенсиях» страховая пенсия и фиксированная выплата к ней также выделены в качестве самостоятельных видов обязательного страхового обеспечения застрахованных лиц (пункты 1 и 6 статьи 3) и определение их размеров осуществляется по различным правилам (статьи 15 - 18). Так, с 1 января 2015 года (момента вступления в силу указанного Федерального закона) размер страховой пенсии по старости стал определяться исходя из стоимости одного пенсионного коэффициента и индивидуального пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, рассчитываемого с учетом сумм страховых взносов, начисленных и уплаченных за застрахованное лицо, а размер фиксированной выплаты к ней - в твердых суммах, не зависящих от продолжительности страхового стажа застрахованного лица (статьи 15 - 17 Федерального закона «О страховых пенсиях»). При этом фиксированная выплата к страховой пенсии устанавливается одновременно с назначением страховой пенсии.
Закрепляя новый порядок исчисления обязательного страхового обеспечения, в целях сохранения ранее приобретенных пенсионных прав застрахованных лиц законодатель при определении размера страховой пенсии по старости предусмотрел возможность учета периодов работы и (или) иной деятельности, имевших место до 1 января 2015 года, исходя из исчисленного по нормам Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размера страховой части трудовой пенсии по старости (без ее фиксированного базового размера страховой части и накопительной части) и коэффициентов, предусмотренных для иных периодов, засчитываемых в страховой стаж, а также увеличил размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по сравнению с фиксированным базовым размером страховой части трудовой пенсии, закреплявшимся в пункте 2 статьи 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (части 10 и 12 статьи 15 и статья 16 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Для пенсионеров, получавших на 31 декабря 2014 года трудовые пенсии по старости, в статье 34 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлен особый порядок перерасчета их пенсий, который позволяет определять величину их индивидуального пенсионного коэффициента, необходимого для исчисления им страховой пенсии, исходя из размера установленной им ранее пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и накопительной части трудовой пенсии); а если при перерасчете размеров трудовой пенсии размер страховой пенсии (без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии) не достигает получаемого пенсионером на день вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях» (1 января 2015 года) размера страховой пенсии трудовой части пенсии (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и накопительной части трудовой пенсии), пенсионеру выплачивается страховая пенсия в прежнем, более высоком размере.
Следовательно, лицам, получавшим трудовую пенсию по старости, с 1 января 2015 года в результате перерасчета устанавливались страховая пенсия и в размерах, предусмотренных статьями 16 - 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», фиксированная выплата к ней.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ размер страховой пенсии определяется путем умножения индивидуального пенсионного коэффициента на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день установления страховой пенсии.
В соответствии со ст. 34 данного Федерального закона для лиц, которым по состоянию на 31.12.2014 года установлена трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 01.01.2015 года определяется на основании документов выплатного дела исходя из размера установленной им трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца (без учета доли страховой части трудовой пенсии по старости (по инвалидности), фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца и накопительной части трудовой пенсии), деленного на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 01.01.2015 года, указанную в части 10 статьи 15 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400 «О страховых пенсиях» размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Перерасчет размера страховой пенсии производится в том числе в случае увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года.
Также в силу положений статьи 14 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по установленной формуле.
Согласно статье 30 поименованного Закона в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по установленной формуле. Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
Как видно из материалов дела, ответчиком произведен расчет пенсии истица по пункту 3 ст. 30 ФЗ-400, на котором настаивала ФИО, как наиболее выгодный вариант расчета для истицы.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что, поскольку расчет пенсии ФИО был произведен ответчиком в соответствии с положениями вышеприведенных правовых норм по наиболее выгодному варианту, при этом ответчиком включены все периоды работы истицы, предусмотренные данным вариантом, пенсионные права истицы при назначении и перерасчете страховой пенсии по старости нарушены не были, а потому в удовлетворении исковых требований ФИО к Государственному учреждению – Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> об обязании произвести перерасчет пенсии, установить с 01 января 2015 года размер пенсии в сумме 26 934 руб. 22 коп., взыскании задолженности по оплате пенсии за период с 01 января 2015 года по 01 февраля 2020 года в размере 520 493 руб. 22 коп. следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Химкинского городского суда Московской области от 29 августа 2019 года отменить.
В удовлетворении исковых требований ФИО к Государственному учреждению – Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> об обязании произвести перерасчет пенсии, установить с 01 января 2015 года размер пенсии в сумме 26 934 руб. 22 коп., взыскании задолженности по оплате пенсии за период с 01 января 2015 года по 01 февраля 2020 года в размере 520 493 руб. 22 коп. отказать.
Председательствующий
Судьи