50RS0014-01-2020-000114-60
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 февраля 2020 года
Ивантеевский городской суд Московской области в составе:
Председательствующего судьи: ГУРКИНА С.Н.
при секретаре: Овсепян А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-231/20 по административному иску Н.Т.В. к административному ответчику администрации города Ивантеевки Московской области о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность, обязании осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направления его административному истцу для подписания,
У С Т А Н О В И Л :
Административный истец Н.Т.В. обратилась в суд с заявленными требованиями к администрации г. Ивантеевки Московской области, ссылаясь на то, что ей на праве собственности принадлежит жилое здание по адресу: <адрес>. Указанное жилое здание расположено на земельных участках: с кадастровым номером № площадью 443 кв.м, вид разрешенного использования: для индивидуальной жилой застройки; и с кадастровым номером № принадлежащем Н.Т.В. на праве собственности. 13.12.2019 административный истец обратилась в администрацию г. Ивантеевки Московской области с заявлением о предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером №, так как он необходим для эксплуатации указанного здания. 30.12.2019 решением № Р001-4864857737-31865331 Н.Т.В. отказано в передаче в собственность спорного земельного участка со ссылкой на норму ст. 27 Земельного Кодекса РФ, поскольку он расположен в первом и втором поясах зон санитарной охран источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и является ограниченным в обороте. Административный истец считает отказ незаконным, нарушающим права и законные интересы заявителя, препятствует реализации права на приобретение в собственность земельного участка под жилым домом. Кроме того, не представлено доказательств того, что спорный земельный участок подпадает под границы зон первого и второго пояса санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Просила признать решение администрации города Ивантеевки Московской области от 30.12.2019 № Р001-4864857737-31865331 об отказе в предоставлении земельного участка в собственность незаконным и обязать осуществить подготовку проекта договора купли-продажи спорного земельного участка и направления его административному истцу для подписания.
В судебном заседании административный истец Н.Т.В. иск поддержала и просила его удовлетворить.
Представитель административного истца по доверенности Фролов А.А. в судебном заседании заявленные административные исковые требования Н.Т.В. поддержал. Пояснил, что в обоснование отказа, Администрация сослалась на заключение Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области, согласно которому, земельный участок КН № расположен в зоне с особыми условиями использования территории в соответствии с СП 2.1.4.1110-02, согласно решению Генерального плана городского округа Ивантеевка утвержденного решением Совета депутатов г. Ивантеевки Московской области от 29.06.2017 №621/45, СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого значения». Фактором, определяющим границы поясов зон санитарной охраны, является дальность распространения загрязнения, которая зависит от вида источника водоснабжения; характера загрязнения; степени естественной защищенности от поверхностного загрязнения; гидрогеологических или гидрологических условий. При определении размеров поясов ЗСО необходимо учитывать время выживаемости микроорганизмов и другие факторы. Границы второго пояса ЗСО водотоков и водоемов определяются в зависимости от природных, климатических и гидрологических условий. Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии границ второго пояса зоны санитарной охраны, к которому отнесен земельный участок №, отсутствует. Согласно представленному в материалы дела заключению Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области, сведения о нахождении земельного участка № в зоне с особыми условиями использования территории, подлежат уточнению с учетом требований нормативных правовых актов по установлению зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения. Администрация, отказывая заявителю в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, не представила межевые границы охранной зоны, в которые попадает земельный участок, не указала фактические размеры данных границ, и таким образом не обосновала невозможность предоставления заявителю земельного участка. Администрацией, третьими лицами не представлен планово-картографический материал, включая ситуационный план с проектируемыми границами второго пояса ЗСО. Кроме того, на официальном сайте г.о. Ивантеевка в генеральном плане указано, что необходима разработка и утверждение проектов ЗСО источников водоснабжения городского округа. Министерство экологии и природопользования Московской области письмом от 09.08.2019 сообщает, что организации ЗСО предшествует разработка проекта ЗСО, в который включается определение границ ЗСО, правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО. Министерством ЗСО источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, расположенный вблизи запрашиваемой территории, не устанавливались. На основании изложенного просил требования удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации г. Ивантеевки Московской области по доверенности Рапин Ю.А. в судебном заседании административный иск не признал и пояснил, что не имеется оснований для удовлетворения заявленных требований, так как вынесенное решение Администрации городского округа Ивантеевка является законным и обоснованным.
Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Московской области по доверенности Тюрина Е.А. в судебном заседании пояснила, что ближайшие к земельному участку с кадастровым номером № подземные источники питьевого водоснабжения расположены на ВЗУ №1 ООО «Водоканал» по ул. Новая Слобода в г. Ивантеевка. ООО «Водоканал» имеет проект организации зон санитарной охраны водозаборных узлов, по которому ТО Роспотребнадзора было выдано санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным нормам и правилам №50.14.04.000.Т.000036.10.19 от 21.10.2019. Согласно проекту организации зон санитарной охраны водозаборных узлов ООО «Водоканал» 1-й пояс зоны санитарной охраны ВЗУ №1 включает площадку водозабора со сторонами 70x178x196x186 м, территория второго пояса зоны санитарной охраны ВЗУ-1, согласно выполненным расчетам, имеет форму окружности радиусом 697 метров, территория третьего пояса зоны санитарной охраны группового водозабора ООО «Водоканал» имеет форму окружности радиусом 7622 метра. В соответствии с п.1.9. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» зоны санитарной охраны источников водоснабжения должны указываться на схеме планировочных ограничений в генеральных планах застройки населенных мест. Ведение реестра картографических материалов с зонами санитарной охраны источников питьевого водоснабжения Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004г № 322, не предусмотрено. С санитарно-эпидемиологическими заключениями, выданными Управлением Роспотребнадзора по Московской области и его территориальными отделами по проектам обоснования ЗСО источников питьевого водоснабжения можно ознакомиться на официальном сайте. Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации документы территориального планирования муниципальных образований содержат, в том числе, сведения о зонах с особыми условиями использования территорий. Функция по обозначению на графических материалах ВЗУ, зон санитарной охраны ВЗУ, водоводов, санитарно-защитных зон объектов, не входит в компетенцию органов Роспотребнадзора. Обозначения должны наноситься уполномоченными органами при подготовке документов территориального планирования муниципальных образований. Постановлением Правительства Московской области от 23.05.2017 №374/17 «О внесении изменений в Положение о Министерстве экологии и природопользования Московской области и некоторые постановления Правительства Московской области» Министерство экологии и природопользования Московской области осуществляет полномочия по утверждению проекта округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях и установлению границ, режима зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в соответствии с законодательством РФ. По состоянию на текущий момент ТО Роспотребнадзора не располагает сведениями о наличии решений об утверждении проектов зон санитарной охраны водных объектов, расположенных на территории г. Ивантеевки, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, границ и режима зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Представитель третьего лица Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области (Мособлархитектура) в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие и приобщении к материалам дела заключения по оборотоспособности земельного участка с кадастровым номером № площадью 443 кв.м по адресу: <адрес>.
Представители третьих лиц Московско-окского бассейнового водного управления и АО «Мосводоканал» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, возражений не представили.
Выслушав объяснения сторон, третьего лица и их представителей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании земельного участка, как это предписано в подпункте 3 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, если земельный участок, границы которого подлежат уточнению, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1-2 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Подпунктом 6 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что принимается решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на| праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Водный кодекс Российской Федерации, регулируя вопросы водопользования, предусматривает, что для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной Охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (часть 2 статьи 43).
В силу абзаца второго пункта 5 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определены СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 г. N 10.
В соответствии с пунктом 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных; источников.
Согласно абзацу первому пункта 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 защитные санитарные зоны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды (абзац второй названного пункта).
Границы зон второго пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определяются в соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02 (абзац третий этого же пункта).
Земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте и не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральным законом (подпункт 14 пункта 5 и пункт 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации).
Такой закон для земельных участков, находящихся в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не принят.
Из приведенных законоположений в их системном единстве следует, что земельные участки, находящиеся во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, ограничиваются в обороте и в силу прямого указания закона не предоставляются в частную собственность.
Судом установлено и из материалов дела усматривается, что Н.Т.В. на праве собственности принадлежит жилой дом площадью 677,1 кв.м, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 14-15).
При доме Н.Т.В. принадлежат: на праве собственности земельный участок с кадастровым номером № площадью 209 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под индивидуальное жилищное строительство, расположенный по адресу: <адрес>а; на праве аренды – земельный участок с кадастровым номером № площадью 443 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под обслуживание жилого дома, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается выписками из ЕГРН (л.д. 16-19, 20-23).
Оспариваемым решением администрации г. Ивантеевки Московской области от 30.12.2019 № Р001-4864857737-31865331 Н.Т.В. отказано в передаче в собственность спорного земельного участка с кадастровым номером 50:43:0020305:13 площадью 443 кв.м в связи с тем, что земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте в соответствии со статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации.
Указанное обстоятельство - нахождение земельного участка во втором поясе зоны санитарной охраны подтверждается Заключением Мособлархитектуры с учетом Правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Ивантеевка, утвержденных решением Совета депутатов г. Ивантеевки Московской области от 30.11.2017 № 680/50, и выкопировкой из Генерального плана г.о. Ивантеевка (л.д. 76-89).
При таких обстоятельствах спорный земельный участок не мог быть предоставлен административному истцу в собственность, на что правомерно указала администрация в своём решении, принятом в пределах ее полномочий и с соблюдением установленного порядка, в связи с чем административный иск Н.Т.В. не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного иска Н.Т.В. к административному ответчику администрации города Ивантеевки Московской области о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность, обязании осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направления его административному истцу для подписания отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Ивантеевский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
СУДЬЯ: C.Н. ГУРКИН
решение в окончательной форме
изготовлено 27 февраля 2020 года