Дело № 2-73/2017
Решение
Именем Российской Федерации
24 ноября 2017 года гор. Пермь
Пермский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего Кауна Н.В., при секретаре Лазаревой Н.С., с участием представителя истца – Управления военных представительств Министерства обороны Российской Федерации (далее – Управление ВП Минобороны России) <данные изъяты> Кальчук Д.Г., ответчика Семенова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления ВП Минобороны России к бывшему начальнику № военного представительства Министерства обороны Российской Федерации (далее - № ВП Минобороны России) <данные изъяты> Семенову Андрею Владимировичу о взыскании в пользу Федерального казенного учреждения «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Пермскому краю, Республике Башкортостан и Республике Татарстан» (далее – Отдел финансового обеспечения) материального ущерба в сумме 273 600 рублей,
установил:
Управление ВП Минобороны России обратилось с исковыми требованиями о взыскании с Семенова 273 600 рублей.
В обоснование заявленных требований представитель истца указал, что в ходе проведения проверок в марте и июне 2014 года Контрольно-финансовой инспекцией Министерства обороны Российской Федерации (далее - КФИ) в военном комиссариате Пермского края было выявлено, что в период 2010-2011 гг. бывшим начальником № ВП Минобороны России <данные изъяты> Семеновым были изданы приказы на выплату денежной компенсации военнослужащим № ВП Минобороны России за наем (поднаем) жилого помещения на общую сумму 313 200 рублей, без подтверждения права данных военнослужащих на получение служебного жилья по месту службы, что является необходимым условием для выплаты вышеуказанной денежной компенсации.
В ходе проверки КФИ денежные средства в сумме 39 600 рублей были возмещены. На данный момент сумма материального ущерба, связанного с незаконной выдачей денежной компенсации военнослужащим ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 и ФИО5 за поднаем жилого помещения составляет 273 600 рублей.
В судебном заседании представитель истца Кальчук исковые требования поддержал в полном объеме.
Ответчик Семенов с исковыми требованиями не согласился, пояснил, что вышеуказанные военнослужащие жильем были не обеспечены, денежную компенсацию за поднаем жилого помещения получали в установленном законом порядке.
Отдел финансового обеспечения, где военный комиссариат стоит на финансовом обеспечении, привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющее самостоятельные требования на предмет спора, о времени и месте судебного разбирательства было извещено, его начальник просил рассмотреть дело без участия представителя отдела финансового обеспечения.
Суд, изучив доводы сторон, представленные документы, полагает, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Конституция Российской Федерации (ч.ч. 1, 3 ст. 40) закрепляет за каждым право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Одной из такой категорий граждан, которым государство гарантирует предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, в соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» являются военнослужащие.
В силу п. 3 ст. 15 названного Федерального закона военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством РФ.
Согласно п. 3 постановления Правительства РФ от 31 декабря 2004 года № 909 «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей» выплата денежной компенсации военнослужащим и членам их семей, а также членам семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, осуществляется ежемесячно за счет и в пределах средств, предусматриваемых на указанные цели в федеральном бюджете Министерству обороны РФ или иному федеральному органу исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба.
Таким образом, правовое значение имеет факт заключения договора найма в письменной форме, срок его действия и размер оплаты за наем, что истцом не оспаривается.
Порядок организации выплаты указанной компенсации установлен, в частности, Инструкцией о мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 909 (действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), утверждённой приказом Министра обороны РФ от 16 июня 2005 года № 235.
Пунктом 14 этой Инструкции было определено, что выплата денежной компенсации производится со дня найма жилого помещения после прибытия к месту военной службы на основании рапорта военнослужащего, в котором указываются: дата начала найма жилья, дата прибытия членов семьи к новому месту военной службы (регистрации по месту жительства или пребывания), наименование населенного пункта, в котором производится наем (поднаем) жилого помещения, размер фактической оплаты за жилое помещение. Кроме того, военнослужащий принимает обязательство сообщить командиру воинской части (начальнику организации) о прекращении действия права на получение денежной компенсации или права на получение ее в повышенных размерах.
Решение о выплате денежной компенсации принимается на основании следующих документов:
- копии договора найма жилого помещения либо поднайма жилого помещения (при условии заключения его в письменной форме);
- справки воинской части (организации) о составе семьи военнослужащего;
- выписки из приказа командира воинской части (начальника организации) о зачислении военнослужащего в списки личного состава воинской части (организации);
- копий паспортов гражданина Российской Федерации на всех членов семьи, на которых назначается денежная компенсация, с отметками о регистрации по месту жительства или пребывания и свидетельств о рождении на детей, не достигших 14-летнего возраста.
Согласно исследованных судом материалов дела, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 и ФИО5 представили все вышеуказанные документы, следовательно имели право на получение денежной компенсации за наем жилого помещения.
Соблюдение данными военнослужащими условий выплаты компенсации, а также, то, что занимали жилое помещение по договору найма, истцом не оспаривается.
Следует отметить, что действительно, в марте и июне 2014 года сотрудниками Контрольно-финансовой инспекцией Министерства обороны Российской Федерации проведены контрольные мероприятия отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности военного комиссариата Пермского края. По итогам мероприятий был составлен акт № от 27 июня 2014 года.
В данном акте указано, что выплата денежной компенсации за поднаем жилого помещения лицам, не признанным нуждающимися в получении служебного жилого помещения, является необоснованной.
При этом, как указано выше издание приказа о выплате денежной компенсации за поднаем жилого помещения производилось на основании постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 909 (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений).
Таким образом, суд находит исковые требования необоснованными, а поэтому они удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, военный суд,
решил:
в удовлетворении исковых требований Управления военных представительств Министерства обороны Российской Федерации о взыскании с Семенова Андрея Владимировича в пользу Федерального казенного учреждения «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Пермскому краю, Республике Башкортостан и Республике Татарстан» материального ущерба в сумме 273 600 рублей отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приволжский окружной военный суд через Пермский гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения – с 29 ноября 2017 года.
Председательствующий Н.В. Каун