Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-884/2014 ~ М-798/2014 от 06.06.2014

дело №2-884/2014

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

27 июня 2014г.

Томский районный суд Томской области в составе:

председательствующего – судьи Томского районного суда Ждановой Е.С.

при секретаре Селезневе А.А.,

с участием представителя заявителя Степанюк О.В.,

представителей заинтересованного лица Кирсанова В.А., Кочетова Р.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Новиковой О.В. об оспаривании действий Администрации Зональненского сельского поселения,

УСТАНОВИЛ:

Новикова О.В. обратилась в суд с заявлением (с учетом уточнений) об оспаривании действий Администрации Зональненского сельского поселения – признании уведомления Администрации Зональненского сельского поселения (номер) от (дата), (номер) от (дата) незаконными, обязании Администрации Зональненского сельского поселения выдать адресные справки по заявлению (номер) от (дата), взыскании расходов по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей.

В обоснование заявленных требований указано, что Новикова О.В. является собственником жилых домов, зарегистрированных в упрощенном порядке без разрешения на строительство и на ввод в эксплуатацию. (дата) Новикова О.В. обратилась в Администрацию Зональненского сельского поселения с заявлением о выдаче адресных справок на вышеуказанные жилые дома. С заявлением были предоставлены свидетельства о государственной регистрации права на земельные участки, и на жилые дома. Данные документы являются исчерпывающими, и подтверждающими, что объекты имеют место быть и являются жилыми домами. В ответ на заявление от Администрации поступило письмо (номер) от (дата) о необходимости предоставить кадастровые и технические паспорта на указанные жилые дома, для подтверждения факта наличия индивидуальных жилых домов. Письмо (номер) от (дата) Администрации о невозможности присвоения адресов (установление нумерации домов) без предоставления кадастровых и технических паспортов на жилые дома необоснованно, обязанность по предоставлению указанных документов не закреплена действующем законодательством. Кроме того, Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Присвоение адреса объекту недвижимости в Зональненском сельском поселении», утвержденный Постановлением Главы поселения (номер) от (дата) также не содержит указания на необходимость предоставления кадастровых и технических паспортов на жилые дома в целях выдачи адресных справок. Таким образом, ответ Администрации Зональненского сельского поселения, содержащийся в письме (номер) от (дата) препятствует реализации заявителем права на присвоение адресов - жилым домам, принадлежащим ей на праве собственности. Кроме того, указанным письмом Администрацией на заявителя незаконно возложена обязанность по предоставлению кадастрового и технического паспортов жилых домов для выдачи адресных справок.

Новикова О.В. в судебное заседание не явилась, была извещена надлежащим образом о месте и времени судебного заседания. Просила рассмотреть заявление в свое отсутствие с участием своего представителя Степанюк О.В.

На основании ч. 2 ст. 257 ГПК РФ суд подсчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя.

Представитель заявителя Степанюк О.В., действующая на основании доверенности от 01.11.2012 в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявления (с учетом уточнения). В письменных пояснениях и судебном заседании указала, что спорные объекты являются жилыми домами, что подтверждается представленными вместе с заявлением свидетельствами о государственной регистрации права. где указано наименование объектов права - жилые дома. В связи с тем, что указанные жилые дома представляют собой автономные жилые блоки, они зарегистрированы в упрощенном порядке, предусмотренном ст. 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Административным регламентом Администрации поселения не урегулирован вопрос выдачи адресных справок на жилые дома, зарегистрированные в упрощенном порядке, однако наличие пробела в актах местного значения в части порядка выдачи адресных справок домам, зарегистрированным без разрешений на строительство и на ввод в эксплуатацию, не отменяет обязанности Администрации установить нумерацию домов в соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Считает, что ссылка представителя Администрации на п. 2.7.1. Административного регламента не относится к рассматриваемой ситуации. Законодательством РФ предусмотрено два варианта регистрации права собственности на жилые дома: первый из них предусматривает получение разрешения на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, на основании последнего производится кадастровый учет объекта и его дальнейшая регистрация; второй способ государственной регистрации права собственности на жилой дом является упрощенным, он не требует ни наличия разрешения на строительство, ни наличия разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не установлено каких-либо ограничений относительно выдачи адресных справок (присвоения нумерации жилым домам) в отношении объектов, зарегистрированных без разрешения на строительство в упрощенном порядке. Таким образом, федеральным законодательством РФ за органами местного самоуправления установлена обязанность присваивать нумерацию домам, в том числе и домам, право собственности на которые зарегистрировано в упрощенном порядке. Документы, подтверждающие наличие жилых домов, заявителем представлены, следовательно, оснований для отказа в присвоении нумерации домам у Администрации нет, учитывая вышеуказанные положения федерального законодательства РФ. Будучи действующими, не оспоренными в судебном порядке кадастровые паспорта на жилые дома, а также свидетельства о государственной регистрации права на жилые дома являются единственно допустимыми доказательствами наличия того или иного вида объекта капитального строительства.

Представитель заинтересованного лица - Администрации Зональненского сельского поселения Кочетов Р.М., действующий по доверенности от 26.05.2014 № 683, Кирсанов В.А., действующий по доверенности от 12.05.2014 № 613/1, считают требования заявителя не подлежащим удовлетворению. В представленном суду письменном отзыве и судебном заседании указали, что в соответствии с п. 2.7.1. Административного регламента для присвоения адреса вновь возведенному жилому дому заявитель представляет в Администрацию установленный перечень, в который входит в т.ч. разрешение на строительство Новикова О.В. при подаче заявления о выдаче адресной справки не предоставила разрешений на строительство объектов недвижимости, т.е. не выполнила условии, необходимых для выдачи адресной справки. Отметили также, что заявителем был возведен объект недвижимости - блокированный жилой дом без разрешения на строительство. Заявитель в 2013 году обращалась в Администрацию Зональненского сельского поселения с заявлениями о выдаче разрешения на строительство индивидуальных жилых домов блокированного типа, в выдаче разрешений было отказано. Считают, что заявитель ошибочно полагает, что разрешения на строительство данного объекта недвижимости она не должна была получать. Жилой дом блокированной застройки является многоквартирным домом, что следует из разъяснений, содержащихся в Письме Минэкономразвития РФ от 26.08.2010 N Д23-3390. Сам факт государственной регистрации права собственности на рассматриваемые объекты недвижимости не отменяет обязанности получения разрешения на строительство. Поскольку заявителем было осуществлено строительство без получения разрешений, то рассматриваемые объекты недвижимости являются самовольными постройками, соответственно Администрация Зональненского сельского поселения не может выдать адресную справку на самовольную постройку, так как не выполнены условия, предусмотренных п. 2.7.1. Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Присвоение адреса объекту недвижимости в Зональненском сельском поселении.

Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные доказательства, судом установлено следующее.

В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

По смыслу ст. 245 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод.

В пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействия).

Из материалов дела усматривается, что Новикова О.В. является собственником жилых домов:

2-этажный жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м., адрес: (адрес)

2-этажный жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м., адрес: (адрес)

2-этажный жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м., адрес: (адрес)

2-этажный жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м., адрес: (адрес)

2-этажный жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м., адрес: (адрес)

2-этажный жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м., адрес: (адрес)

2-этажный жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м., адрес: (адрес)

Жилые дома, возведенные заявителем на земельных участках по адресу: (адрес) и находящихся в собственности Новиковой О.В. расположены в границах населенного пункта (адрес) (адрес).

Адрес жилым домам в установленном порядке никогда не присваивался, доказательств обратного суду не представлено.

Новикова О.В. обратилась в Администрацию Зональнеского поселения 16.05.2014 о выдаче адресных справок на жилые дома, согласно приведенного перечня.

Заявление принято Администрацией Зональненского сельского поселения (дата), зарегистрировано за номером (номер)

Уведомлением от (дата) (номер) Новиковой О.В. на её заявление от (дата) для получения адресных справок на жилые дома предложено предоставить кадастровые и технические паспорта на строения для подтверждения факта наличия индивидуальных жилых домов на данных земельных участках, принадлежащих ей на праве собственности.

В ходе судебного разбирательства стороне заявителя вручено дополнительное уведомление от (дата) (номер), из которого следует, что в связи с нарушением п.7.2.1 Административного регламента, утвержденного Постановлением главы поселения № (номер) от (дата), а именно не предоставлении разрешения на строительство объектов недвижимости Новиковой О.В. отказано в предоставлении адресных справок на вновь возведенные жилые дома (строения).

Стороной заявителя указано, что отказ администрации Зональненского поселения в выдаче адресных справок препятствует реализации заявителем права на присвоение адресов жилым домам, принадлежащим ей на праве собственности.

В соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 14 ФЗ РФ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов.

Во исполнение данного полномочия, а также в целях установления единых правил присвоения объектам недвижимости на территории муниципального образования «Администрация Зональненского сельского поселения» постановлением главы Администрации № 197 от 03.09.2012 утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Присвоение адресов объектам недвижимости в Зональненском сельском поселении».

Административным регламентом установлено, что адресация объекта недвижимости включает в себя следующие процедуры: прием документов, рассмотрение заявления, проверка полноты и достоверности представленных документов, выезд комиссии, по указанному заявителю адресу. Выдача заключения о соответствии представленных сведений, выдача постановления.

К административным действиям, связанным с адресацией объектов недвижимости относится присвоение адреса вновь возведенному жилому дому (строению), присвоение адреса ранее возведенному объекту недвижимости, присвоение адреса земельному участку, предполагаемому к выделению

Согласно п.2.7.1 Административного регламента, для присвоения адреса вновь возведенному жилому дому (строению) заявитель представляет в Администрацию следующие документы:

письменное обращение собственника адресуемого объекта о присвоение (изменении) адреса объекту (приложение № 2, приложение № 3);

копия паспорта заявителя;

правоустанавливающие документы и их копии на земельный участок ( в случае предоставления договора аренды на земельный участок заявитель предоставляет технический (кадастровый) паспорт объекта);

разрешение на строительство (вместе с копией).

Наделение органа местного самоуправления поселения правом на присвоение адреса корреспондируется с соответствующей обязанностью по присвоению адресов домам, расположенным в указанном поселении, и исполнение данной обязанности не зависит от усмотрения уполномоченного органа.

На основании изложенного, ответ Администрации от (дата) (номер) обязывающий Новикову О.В. предоставить кадастровые и технические паспорта на строения для получения адресных справок нельзя признать законным. Административным регламентом не предусмотрено истребование от заявителя, у которого земельный участок находится в собственности указанные документы.

(дата) Администрация поселения вручило стороне заявителя дополнительное уведомление, со ссылкой на то обстоятельство, что для получения адресных справок необходимо предоставить разрешение на строительство.

Судом установлено, что регистрация права собственности на объекты недвижимости – здания, назначение: жилые дома зарегистрированы Новиковой О.В. в упрощенном порядке предусмотренным п. 4 ст. 25.3 Федерального закона (ред.от 23.07.2013 N 250-ФЗ) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Согласно п.4 ст.25.3 указанного закона документом, который подтверждает факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), и содержат описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, является разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию или, если такой объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, разрешение на строительство. Разрешение на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, разрешение на строительство (сведения, содержащиеся в указанных документах) запрашиваются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе местного самоуправления, если заявитель не представил указанные документы самостоятельно. До 1 марта 2015 года разрешение на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию не запрашивается и правоустанавливающий документ на земельный участок является единственным основанием для государственной регистрации прав на такой объект индивидуального жилищного строительства.

    Исходя из изложенного, государственная регистрация в упрощенном порядке осуществляется на основании кадастрового паспорта, который является единственным документом, подтверждающим факт создания такого объекта на соответствующем земельном участке.

Соответственно Новиковой О.В. не предоставлялось разрешение органа местного самоуправления на ввод объектов в эксплуатацию и разрешения на строительство.

    Свидетельства о государственной регистрации права ( (номер)) на жилые дома, кадастровые паспорта на жилые дома являются действующими.

    Таким образом, оспаривание стороной заинтересованного лица вида объекта капитального строительства, судом не может быть принято во внимание.

Доводы о том, что строение расположенное на земельных участках Новиковой О.В. имеет признаки многоквартирного жилого дома, при разрешении данного спора не являются юридически значимыми.

Административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги «Присвоение адресов объектам недвижимости в Зональненском сельском поселении» не предусмотрены действия, связанные с адресацией объектов недвижимости, государственная регистрация, которых осуществлена в упрощенном порядке.

    Указанное, по мнению суда не освобождает орган местного самоуправления от возложенной на него федеральным законодательством РФ обязанности присваивать таким объектам адрес.

На основании изложенного, суд признает уведомление Администрации Зональненского сельского поселения (номер) от (дата) незаконным и обязывает Администрацию Зональненского сельского поселения выдать адресные справки на объекты недвижимости по заявлению от (дата) (номер).

В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Размер возмещения стороне расходов по оплате услуг представителя должен быть соотносим с объемом защищенного права, при этом также должны учитываться сложность, категория дела и время рассмотрения его в суде.

Согласно договора об оказании юридических услуг от (дата) Степанюк О.В. обязалась оказать юридические услуги Новиковой О.В. по оспаривании действий Администрации Зональненского поселения.

Стоимость услуг по договору составляет <данные изъяты> рублей.

Из представленной расписки денежная сумма в размере <данные изъяты> рублей получена Степанюк О.В.

Учитывая изложенное, суд полагает, что имеются основания для возмещения заявителю расходов на оплату услуг представителя, однако испрашиваемая денежная сумма противоречит принципу разумности, в связи с чем, должна быть снижена до <данные изъяты> рублей.

Руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

заявление Новиковой О.В. удовлетворить.

Признать незаконными письменные уведомления Администрации Зональненского сельского поселения (номер) от (дата), (номер) от (дата).

Обязать Администрацию Зональненского сельского поселения выдать Новиковой О.В. адресные справки на объекты недвижимости на основании заявления (номер) от (дата).

Взыскать с Администрации Зональненского сельского поселения в пользу Новиковой О.В. в счет расходов по оплате услуг представителя <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Томский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий -

судья Томского районного суда Е.С. Жданова

2-884/2014 ~ М-798/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Новикова Ольга Викторовна
Другие
Кочетов Роман Михайлович
Степанюк Ольга Владимировна
Кирсанов Василий Александрович
Администрация Зональненского сельского поселения
Суд
Томский районный суд Томской области
Судья
Жданова Елена Сергеевна
Дело на сайте суда
tomsky--tms.sudrf.ru
06.06.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.06.2014Передача материалов судье
06.06.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.06.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.06.2014Подготовка дела (собеседование)
10.06.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
11.06.2014Предварительное судебное заседание
17.06.2014Судебное заседание
27.06.2014Судебное заседание
04.07.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.07.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.02.2015Дело оформлено
10.04.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее