Определение суда апелляционной инстанции по делу № 33-45067/2016 от 14.11.2016

Судья: Пархоменко Ж.В.

Гр. дело 33-45067

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

18 ноября 2016 года                                                                                          г. Москва

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда, в составе председательствующего Пильгуна А.С.,

судей Дорохиной Е.М., Грибовой Е.Н.,

при секретаре Артемьевой М.С.,

заслушав в открытом судебном заседании по докладу Грибовой Е.Н.,

гражданское дело по апелляционной жалобе истца Комарова С.С. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 17 мая 2016 года, которым постановлено:

В удовлетворении иска Комарова С.С. к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ о признании незаконным и отмене решения ДЖО МО РФ о снятии с учета нуждающихся в жилом помещении, предоставляемого для постоянного проживания и восстановления на учете нуждающихся в жилом помещении  отказать.

 

УСТАНОВИЛА:

 

Истец Комаров С.С. обратился в суд иском о признании незаконным и отмене решения ДЖО МО РФ о снятии с учета нуждающихся в жилом помещении, предоставляемого для постоянного проживания и восстановления на учете нуждающихся в жилом помещении.

В обоснование заявленных требований истец указал, что  года он (в составе семьи 4 человека: он, жена ., сын ..С., сын ) признан нуждающимся в получении жилого помещения, уволен с военной службы с сохранением права на предоставление жилого помещения. Дважды истцу предлагались жилые помещения, от которых он отказался - в - в связи с тем, что данное жилое помещение находится не в избранном им при увольнении месте жительства, в  - в связи с тем, что квартира расположена в незавершенном строительством доме и не отвечает требованиям жилищного законодательства. года истец направлял ответчику письма об изменении состава семьи  включении в состав семьи истца жены сына .., которые остались без ответа со стороны ответчика.  года истцом по почте получена копия решения от  о снятии истца и членов его семьи с учета нуждающихся в получении жилого помещения. Истец просил признать данное решение незаконным, мотивируя тем, что в решении не изложены основания для его принятия, данное решение не соответствует нормам международного права, Конституции, ЖК РФ и закону «О статусе военнослужащих», поскольку лишает истца и членов его семьи права на обеспечение жилым помещением.

Истец Комаров С.С. и его представитель по доверенности Немцов А.Е. судебное заседание явились, заявленные требования поддержал в полном объеме.

Ответчик Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны  РФ, будучи извещенным, явку представителя в суд не обеспечил.

Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого как незаконного, по доводам апелляционной жалобы просит истец Комаров С.С., ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального права, а также указывая на не соответствующие фактическим обстоятельствам дела выводы суда.

Проверив материалы дела, выслушав истца Комарова С.С. и его представителя по доверенности Немцова А.Е., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.

Как установлено судом и следует из материалов дела Комаров С.С. проходил службу в вооруженных силах РФ по контракту с  года.

В соответствии с протоколом .. заседания жилищной комиссии Главного оперативного управления Генерального штаба от . Комаров С.С. уволен с военной службы в звании полковника по истечении срока военной службы по контракту (п.п. б п.1 ст. 51 «О воинской обязанности и военной службе»), имея выслугу лет на .

Комаров С.С. зарегистрирован и проживает в трехкомнатной квартире общей площадью  кв.м. по адресу: .. совместно с женой ..., сыном .., сыном ., ... в данном помещении зарегистрирована по месту жительства жена сына - Комарова Ю.В., прибывшая из мкр.  Указанная трехкомнатная квартира расположена в жилом доме Министерства обороны РФ.

Из персональной карточки учета военнослужащего, нуждающегося в жилье, следует, что  года Комаров С.С. с семьей в составе четырех человек (он, жена ..., сын ., сын .) принят на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений для постоянного проживания по категории «бесквартирный», адрес временного проживания: ..

На основании решения Одинцовского городского суда Московской области от .  в порядке бесплатной приватизации приобрели в равнодолевую собственность (по 1/2 доле каждый) жилое помещение - трехкомнатную квартиру общей площадью . кв.м. по адресу:  что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.

Извещением ДЖО МО РФ от . Комарову С.С. сообщено о распределении его семье двух жилых помещений по адресам: ..

Как следует из корешка к извещению о распределении жилого помещения .. Комаров С.С. отказался от принятия данных помещений, указав, что их месторасположение не соответствует избранному им при увольнении месту жительства в г.Москве.

Письмом начальника 1 отдела (контроля обоснованности предоставления жилых помещений) ДЖО МО РФ от  истцу сообщено о распределении жилого помещения общей площадью .

В письме от . Комаров С.С. выразил свой отказ от принятия данного помещения, ссылаясь на то, что на момент смотра квартира расположена в недостроенном доме.

Решением Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ  . года Комаров С.С. и члены его семьи сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания с указанием на то, что Комаров С.С. был признан нуждающимся в жилом помещении .. года. Согласно п.1 ст. 29 ЖК РСФСР, действовавшему в период принятия С.С. Комарова на учет нуждающихся в жилых помещениях, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на 1 члена семьи ниже уровня, устанавливаемо Советом Иинистров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов. Из представленных документов следует, что С.С. Комаров и члены его семьи постоянно зарегистрированы и проживают в приватизированном жилом помещении общей площадью  кв.м., расположенном по адресу: . Собственниками указанного жилого помещения являются супруга С.С. Комарова -  и сын Д.. (по 1/2 доли в праве). Всего в данном жилом помещении зарегистрированы и проживают 5 человек. Таким образом, уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения С.СКомарова и членов его семьи составляет  кв.м. на одного человека, что выше учетной нормы, установленной в г.Москве (10 кв.м. на одного человека). Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части. Таким образом, Комаров С.С. утратил основание для принятия его на учет нуждающихся в жилом помещении для постоянного проживания, которые были предусмотрены пунктом 1 статьи 29 ЖК РСФСР.

Полагая незаконным указанное распоряжение ДЖО МО РФ .года, Комаров С.С. ссылался на то, что после увольнения с военной службы в связи с истечением срока контракта с выслугой более 10 лет, до настоящего времени не был обеспечен жилым помещением по избранному им месту жительства в г.Москве, в соответствии с нормами предоставления жилых помещений.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд, учитывая указанные обстоятельства, пришел к выводу о том, что, поскольку площадь квартиры по адресу: , которая приобретена членами семьи истца в собственность  году, составляет ...м., т.е. более учетной нормы в г.Москве в размере 10кв.м., приходящейся на каждого члена семьи истца, у истца отсутствуют основания для обеспечения его жилым помещением в соответствии со ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в связи с утратой оснований для принятия его на учет нуждающихся в жилом помещении для постоянного проживания, которые были предусмотрены пунктом 1 статьи 29 ЖК РСФСР, действовавшим на дату постанови истца на жилищном учете.

Таким образом, поскольку Комаров С.С. в  году обеспечен жилым помещением по адресу: , которое после увольнения с военной службы не было сдано заявителем, при этом должных мер к сдаче указанного жилого помещения со стороны заявителя также не совершено, то в данном случае не имеется оснований для повторного обеспечения Комарова С.С. жилым помещением на безвозмездной основе в порядке, предусмотренном статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". На основании изложенного, суд не нашел оснований для удовлетворения требований Комарова С.С. о признании незаконным оспариваемого распоряжения ДЖО МО РФ . года  о снятии заявителя и членов его семьи с учета в качестве нуждающихся в получении жилых помещений по избранному при увольнении месту жительства.

Судебная коллегия полагает, что данный вывод суда основан на правильном применении к спорным правоотношениям требований части 1 статьи 15, пункта 2.1 статьи 15, пункта 14 статьи 15, части 1 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", подтверждается представленными при разрешении спора доказательствами, которым судом первой инстанции дана полная и всесторонняя оценка в соответствии со статьями 55, 56, 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пунктом 2.1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ предусмотрено, что обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Согласно части 1 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 Федерального закона.

В соответствии с пунктом 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

Таким образом, исходя из анализа приведенных положений закона, которые подлежат применению в их системном единстве, следует, что реализация права на жилье военнослужащих осуществляется путем предоставления жилья для постоянного проживания в период военной службы с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.

Предоставляя военнослужащим гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), названный Закон возлагает на государство обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, законом не предусмотрено.

При таком положении, в случае, если военнослужащий распорядился полученным в период прохождения военной службы жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном статьей 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", а последующее обеспечение таких военнослужащих жильем возможно только на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой 7 ЖК РФ, то есть, по решению органа самоуправления по месту жительства (избранного места жительства после увольнения в запас) военнослужащего.

Поскольку материалами дела в совокупности подтверждается и сторонами не оспаривается, что в собственность членов семьи Комарова С.С. в году перешло в собственность жилое помещение площадь ..м., расположенное по адресу: , при этом Комаров С.С. добровольно отказался от реализации права на участие в приватизации данного жилого помещения, то судебная коллегия приходит к выводу о том, что Комаров С.С. распорядился по своему усмотрению предоставленным ему в период прохождения военной службы жилым помещением и не принял должных мер к выделению причитающейся ему доли жилого помещения и сдаче ее соответственно в установленном законом порядке в целях последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что Комаров С.С. реализовал гарантированное ему, как военнослужащему, право на обеспечение жилым помещением, судебная коллегия полагает, что оснований для повторного обеспечения заявителя жилым помещением на безвозмездной основе в порядке, предусмотренном статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ, не имеется, а потому оспариваемое распоряжение о снятии заявителя и членов его семьи с учета в качестве нуждающихся в получении жилых помещений является законным.

На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции обоснованно отказал Комарову С.С. в удовлетворении заявленных требований.

Доводы апелляционной жалобы Комарова С.С. о том, что ему на состав семьи из 5 человек должно было быть предоставлено жилое помещение по норме предоставления в г.Москве, не могут являться основанием для отмены постановленного решения, поскольку право на обеспечение жилым помещением на безвозмездной основе в порядке статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ истцом было реализовано, а действующее законодательство предусматривает обязанность государства по предоставлению жилого помещения военнослужащим либо лицам, уволенным с военной службой по избранному месту жительства, один раз за все время прохождения военной службы.

При этом судебная коллегия учитывает, что на момент принятия Комарова С.С. и членов его семьи на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения 31 июля 2003 года действовал Жилищный кодекс РСФСР.

Согласно пункту 1 статьи 29 Жилищного кодекса РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.

Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

В соответствии с п. 15 "Положения о порядке постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилья в г. Москве", утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 13.05.1997 N 356 "О порядке постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилья в г. Москве" (действовавшим в момент постановки семьи истца на жилищный учет) нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, постоянно проживающие (с соблюдением правил регистрации) в городе Москве не менее 10 лет и занимающие жилые помещения менее установленной нормы жилья на одного человека, при которой осуществляется постановка на учет. Нормой постановки на учет является размер приходящейся на каждого постоянно проживающего и зарегистрированного в жилом помещении члена семьи площади, в том числе с учетом отсутствующих в связи с призывом в Вооруженные Силы, командированных на работу за границу, выехавших на учебу в другие населенные пункты и иных лиц, за которыми сохраняется право на жилую площадь на период их временного отсутствия, составляющий менее 10 кв. м общей площади для отдельных квартир и 18 кв. м. общей площади для коммунальных квартир, который дает право постановки на учет по улучшению жилищных условий путем получения жилья по договору социального или коммерческого найма либо приобретения его на возмездной или частично возмездной основе с использованием льгот, установленных законодательством Российской Федерации и города Москвы.

Согласно ст. 29 ЖК РСФСР (в редакции на дату постановки истца на жилищный учет) нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане:

1) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов;

2) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;

3) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно;

4) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;

5) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением;

6) проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади.

Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и по иным основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР и РСФСР.

Таким образом, поскольку в связи с предоставлением в собственность членов семьи истца в  году жилой площадьи по адресу: ., отпали основания, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали ему право на получение жилых помещений по договорам социального найма, оснований для обеспечения Комарова С.С. и членов его семьи жилым помещением с учетом нормы предоставления жилой площади, которая установлена законом в настоящее время, в данном случае не имеется, в связи с отсутствием на данный момент у заявителя права на обеспечение жилой площадью.

Иные доводы апелляционной жалобы, основанные на неверном толковании и применении норм права, регулирующих спорные правоотношения сторон, по существу сводятся к несогласию заявителя с постановленным решением по тем основаниям, которые были подробно изложены и оценены, как судом первой инстанции, так и судебной коллегией при рассмотрении данного дела в порядке апелляционного производства.

При указанных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

Решение Пресненского  районного суда г. Москвы от 17 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Комарова С.С. - без удовлетворения.

 

Председательствующий:

 

Судьи:

33-45067/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Оставить судебное постановление без изменения, жалобу без удовлетворения, 18.11.2016
Истцы
Комаров С.С.
Ответчики
Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ
Суд
Московский городской суд
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru
18.11.2016
Определение суда апелляционной инстанции

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее