Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-7343/2016 ~ М-6027/2016 от 29.08.2016

Дело № 2а-7343/2016 07 октября 2016 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Судья Свердловского районного суда г. Перми Анищенко Т.В.,

при секретаре Мустафине О.Ю.,

с участием административного истца Калашниковой С.В.,

представителя административного ответчика Кузнецовой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> административное дело по административному иску Калашникова А. В. к Департаменту земельных отношений администрации <адрес> о признании решения незаконным, обязании устранить допущенные нарушения,

у с т а н о в и л а:

Калашников А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту земельных отношений администрации <адрес> о признании незаконным отказа департамента земельных отношений администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, изложенный в письме за исх. , обязании Департамента земельных отношений администрации <адрес> устранить допущенные нарушения прав и интересов Калашникова А.В. в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу, путем принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадью 228 кв.м. и утверждении схемы расположения данного земельного участка на кадастровом плане территории, направленной в департамент земельных отношений администрации <адрес> совместно с заявлением Калашникова А.В., принятым департаментом земельных отношений администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ за вх..

В обоснование требований указал, что Калашников А.В. обратился в Департамент земельных отношений администрации <адрес> с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 228 кв.м, по адресу <адрес> под находящийся в его собственности объект недвижимости - индивидуальный блокированный жилой дом. ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик письмом сообщил Калашникову А.В. об отказе в утверждении схемы, приложенной к заявлению, и об отказе в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка. С принятым решением ДЗО административный истец не согласен в силу следующих оснований Калашникову А.В. на праве собственности принадлежит объект капитального строительства - индивидуальный блокированный жилой дом назначение: жилой дом, 3 этажа, общей площадью 228, 1кв. м, расположенный по адресу: <адрес> строение , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, записью о праве в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Земельный участок, на котором расположен объект недвижимости, находится в собственности публичного образования - муниципального образования «<адрес>». В целях реализации своего исключительного права на приобретение в собственность земельного участка, расположенного под строением в силу п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ истец обратился с соответствующим заявлением к административному ответчику. С заявлением была представлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Как видно из текста решения ДЗО, отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка произведен со ссылками на подпункты 3 и 5 пункта 16 ст. 11.10 ЗК РФ: разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории. Решением ДЗО нарушено исключительное право административного истца на приобретение земельного участка под существующий объект недвижимости, что является самостоятельным основание для обращения в суд с настоящим административным иском. В силу положений данной статьи Калашниковым А.В. в целях оформления прав на земельный участок, расположенный под объектом недвижимого имущества, с помощью кадастрового инженера была подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. При этом нарушений статьи 11.9 ЗК РФ при подготовке схемы не допущено. В силу положений данной статьи Калашниковым А.В. в целях оформления прав на земельный участок, расположенный под объектом недвижимого имущества, с помощью кадастрового инженера была подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. При этом нарушений статьи 11.9 ЗК РФ при подготовке схемы не допущено. Проект межевания территории подготовлен в нарушение п.6 ст.21 Правил землепользования и застройки <адрес>, где установлено, что в проектах межевания территории должны быть определены границы земельных участков, на которых расположены существующие многоквартирные дома, иные здания, строения, сооружения, в то время как проект межевания, на который ссылается административный ответчик, не определяет границу земельного участка под существующий объект недвижимости административного истца. Проектом планировки территории квартала в жилом районе <адрес>, утвержденным Постановлением администрации города от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено образование земельного участка под жилой блок административного истца. Проект детальной планировки жилого района <адрес> утвержденный решением Пермского горисполкома от ДД.ММ.ГГГГ утратил актуальность в связи с утверждением Постановлением администрации города от ДД.ММ.ГГГГ нового проекта планировки.

В судебное заседание истец Калашников С.В. не явился, извещен.

В судебном заседании представитель административного истца на иске настаивала.

Представитель административного ответчика Кузнецова О.В. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении искового заявления по доводам изложенным в отзыве.

Суд, изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, пришел к следующим выводам.

Как следует из ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу пп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из важнейших принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Согласно ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В силу абз. 3, 4 п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ вступившим в действие с 01.03.2015) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.

Согласно ст. 11.10 ЗК РФ (введенной в действие с 01.03.2015 Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ) под схемой расположения земельного участка понимается изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории (п. 1).

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории и иной градостроительной документации (п. 2).

Схема расположения земельного участка должна быть утверждена решением органа местного самоуправления, уполномоченного на распоряжение земельными участками (п. 13).

Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:

1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;

2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;

4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории (п.16).

В силу ст. 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами (п. 1.).

Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (п. 6).

Согласно пункту 1 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";

обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Судом установлено, что Калашников А.В. обратился в Департамент земельных отношений администрации <адрес> с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 228 кв.м, по адресу <адрес> под находящийся в его собственности объект недвижимости - индивидуальный блокированный жилой дом (л.д. 15-16).

В решении Департамента земельных отношений от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка указано, что рассмотрев обращение о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 288 кв.м. по адресу: <адрес>, под индивидуальный блокированный жилой дом, департамент принял решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, на основании п.16 ст. 11.10., п.6 ст.11.9 ЗК РФ, так как в соответствии с представленной схемой, а также мотивировочной частью решения Свердловского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу , земельный участок образуется под часть помещений в блокированном жилом доме. При этом блокированный жилой дом в целом располагается в границах земельного участка с кадастровым номером , земельный участок согласно схеме предусматривается образовать путем раздела земельного участка с кадастровым номером . Действующее законодательство не предусматривает образование земельных участков под части объектов недвижимости. Кроме того, в соответствии с п.п.5 п.1 ст.1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков. Таким образом, земельный участок с кадастровым номером является неделимым земельным участком. Расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории. По имеющейся в администрации города <адрес> информации данный земельный участок, образуемый из земельного участка с кадастровым номером , расположен в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, установленного в соответствии с проектом детальной планировки жилого района <адрес>, утвержденным решением <адрес> горисполкома от 18.10.1990 № 689. В границах данного элемента планировочной структуры действует проект межевания территории, утвержденный постановлением администрации города <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта межевания территории квартала в жилом районе <адрес> не предусматривающий формирование данного земельного участка. Учитывая вышеизложенное, схема, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п.п.3 и п.п.5 п. 16 ст.11.10 ЗК РФ (л.д.17-18).

В материалы дела представлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории условный номер земельного участка (л.д.19).

Из кадастровой выписки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по адресу: <адрес>, строение , находится Индивидуальный блокированный жилой дом. Кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположен объект: (л.д.21-22).

Из выписки из Единого Государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на земельный участок кадастровый назначение земли населенных пунктов площадью 1830 кв.м. расположенный по адресу: <адрес> правообладатель не зарегистрирован (л.д.28).

Согласно выписке из Единого Государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Калашникову А.В. принадлежит на праве собственности индивидуальный блокированный жилой дом площадью 228.1 кв.м. по адресу<адрес>, строение (л.д. 29).

В материалы дела представлена выкопировка из публичной карты <адрес>, в подтверждение того, что принадлежащий истцу жилой находится в зоне <данные изъяты>: зона жилой застройки индивидуальными жилыми домами, блокированными жилыми домами и многоквартирными домами не выше 4 этажей (л.д.30-32).

Решением Свердловского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу определен вид жилого помещения, приобретенного Калашниковым А. В. в собственность по договору участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ , заключенного с -ОРГАНИЗАЦИЯ2- и -ОРГАНИЗАЦИЯ3- расположенного по <адрес> как индивидуальный блокированный жилой дом, строение , общей площадью 228,1 кв.м., этаж 1,2 мансардный, с встроенным гаражом на один легковой автомобиль, и возложена обязанность -ОРГАНИЗАЦИЯ1-, изготовить кадастровый паспорт на объект недвижимого имущества - индивидуальный блокированный жилой дом, строение , расположенный по <адрес>, общей площадью 228,1 кв.м., этаж 1,2 мансардный, с встроенным гаражом на один легковой автомобиль (л.д. 34-36).

Согласно постановления Администрации <адрес> № 617 от 01.10.2010 об утверждении проекта планировки территории квартала в жилом районе <адрес>, на основании статей 8, 42, 43, 45, 46 Градостроительного кодекса Россий¬ской Федерации, статей 11, 33 Правил землепользования и застройки города <адрес>, утвержденных решением <адрес> городской Думы от 26 июня 2007 г. № 143, с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки терри¬тории квартала в жилом районе <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и заключения о результатах публичных слуша¬ний от ДД.ММ.ГГГГ I. администрация <адрес> был утвержден проект планировки территории квартала в жилом районе <адрес> (шифр 305.08-ПП) (далее - проект планировки территории) (л.д.37).

В материалы дела представлена схема застройки квартала жилого района <адрес> (л.д. 38).

Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории является этапом формирования земельного участка, при этом, согласно ч. 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Заявление Калашникова А.В. об утверждении схемы земельного участка не содержит указаний на цели его использования и обоснованность площади предоставления истребимого земельного участка. Доказательств обратному стороной истца не представлено.

Ни в суд, ни в Департамент земельных отношений истцом не представлено доказательств, подтверждающих необходимость использования спорного участка указанной площадью для эксплуатации принадлежащего ему объекта недвижимого имущества. Кроме того, из представленных документов следует, что блокированный жилой дом в целом располагается в границах земельного участка с кадастровым номером: , земельный участок согласно схеме предусматривается образовать путем раздела земельного участка с кадастровым номером: . Поскольку законодательством не предусмотрено образование земельных участков под частью объектов недвижимости, а истцу принадлежит часть блокированного жилого дома, а именно, строение в нем, учитывая п.п.5 п.1 ст.1 ЗК РФ, согласно которого одним из принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, суд приходит к выводу о том, что выводы административного ответчика о неделимости земельного участка с кадастровым номером не противоречит закону. Также суд учитывает, что расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой представленной на утверждение истцом, находится в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории, который не предусматривает формирование данного земельного участка, а с заявлением о внесении изменений в данный проект истец не обращался, так же как и не обращался с заявлением о разделе земельного участка, соответственно оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Доводы административного истца о том, что проект межевания территории подготовлен в нарушение п.6 ст.21 Правил землепользования и застройки города <адрес>, где установлено, что в проектах межевания территории должны быть определены границы земельных участков, на которых расположены существующие многоквартирные дома, иные здания, строения, сооружения, в то время как проект межевания, на который ссылается административный ответчик, не определяет границу земельного участка под существующий объект недвижимости административного истца, не принимаются судом, поскольку спорный земельный участок расположен в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, установленного в соответствии с проектом детальной планировки жилого района <адрес>, утвержденным решением <адрес> горисполкома от 18.10.1990 №689. В данных границах действует проект межевания территории, утвержденный постановлением администрации <адрес> от 26.06.2013 №521 «Об утверждении проекта межевания территории квартала в жилом районе <адрес>», не предусматривающий формирование данного земельного участка.

Кроме того, из пунктов 1 и 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что к объектам индивидуального жилищного строительства относятся отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи.

По смыслу этих норм, не являются объектом индивидуального жилищного строительства части жилых домов блокированной застройки, что следует из понятия жилых домов блокированной застройки, предусмотренного ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации (жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования).

При этом, как следует из представленных в материалы дела документов, жилой блок, принадлежащий истцу, расположен не на отдельном земельном участке, имеющем выход на территорию общего пользования, а на одном, общем для всего жилого дома блокированной застройки земельном участке, образование из которого земельного участка, под жилой блок истца, приведет к разделу данного земельного участка.

На основании изложенного, суд не усматривает в решении департамента земельных отношений администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, изложенный в письме за исх. , несоответствия закону, поэтому в удовлетворении исковых требований Калашникову А.В. должно быть отказано.

При вынесении решения судом учитываются также и доводы представителя ответчика о том, что площадь земельного участка, о предварительном согласовании предоставления которого просил истец составляет 280 кв.м., что меньше минимальных предельных размеров, установленных к образуемым земельным участкам (450 кв.м.).

Руководствуясь ст.ст.174-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований Калашникову А. В. отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми в течение месяца с момента вынесения в окончательной форме.

Судья: подпись. Т.В. Анищенко

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 17.10.2016г.

Судья: подпись.

Копия верна.

Судья: Т.В. Анищенко

2-7343/2016 ~ М-6027/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Калашников Андрей Владимирович
Ответчики
Департамент земельных отношений администрации г.Перми
Суд
Свердловский районный суд г. Перми
Судья
Анищенко Татьяна Викторовна
Дело на странице суда
sverdlov--perm.sudrf.ru
29.08.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.08.2016Передача материалов судье
30.08.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.09.2016Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
16.09.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.09.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.09.2016Судебное заседание
06.10.2016Судебное заседание
07.10.2016Судебное заседание
17.10.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.10.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.07.2017Дело оформлено
24.07.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее