Решение по делу № 33-2902/2019 от 31.05.2019

Докладчик БлиноваМ.А.

Апелляционное дело №33-2902/2019

Судья Викторов А.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

8 июля 2019 года г. Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Блиновой М.А.,

судей Стародубцевой Л.И., Филимоновой И.В.,

при секретаре Ивановой М.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Егоровой Э.П. к администрации Яльчикского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по установленным нормам действующего законодательства во внеочередном порядке, поступившее по апелляционной жалобе администрации Яльчикского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики на решение Яльчикского районного суда Чувашской Республики от 24 апреля 2019 года.

Заслушав доклад председательствующего судьи Блиновой М.А., выслушав объяснения представителя администрации Яльчикского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики Симендеевой С.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы; представителя истца Егровой Е.П. – Воробьева А.В., возражавшего против доводов апелляционной жалобы,судебная коллегия

установила:

Егорова Э.П. обратилась в суд с иском к администрации Яльчикского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить ей на состав семьи из трех человек, включая Егорова Э.А., Егорову К.А., по договору социального найма жилое помещение по установленным нормам действующего законодательства во внеочередном порядке.

Исковые требования мотивировала тем, что на основании договора социального найма жилого помещения от 24 июля 2007 года, заключенного с Яльчикским ММПП ЖКХ, истец с двумя детьми Егоровым Э.А. и Егоровой К.А. занимала муниципальную квартиру <адрес>. В 2014 году в указанном трехквартирном жилом доме произошел пожар. На сегодняшний день для постоянного проживания указанная квартира не пригодна. Постановлением администрации Яльчикского сельского поселения от 6 мая 2016 года Егорова Э.П. принята на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма, в очередь «Иные категории граждан» в соответствии с п.1 ч.1 ст. 11 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений». Заключением межведомственной комиссии сельского поселения от 11 марта 2019 года спорное жилое помещение признано непригодным для постоянного проживания в связи с отсутствием возможности восстановления конструктивных элементов здания. До сих пор жилье истцу не предоставлено, вынуждена временно проживать у родственников.

Основываясь на изложенных обстоятельствах, истец просила суд возложить на администрацию Яльчикского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики обязанность предоставить ей и членам её семьи: Егорову Э.А. и Егоровой К.А., по договору социального найма жилое помещение общей площадью не менее 39 кв.м., находящееся в черте села Яльчики Яльчикского района Чувашской Республики и отвечающее санитарным и техническим нормам, во внеочередном порядке.

Истец Егорова Э.П., извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, реализовала право на участие в процессе через своего представителя Воробьева А.В.

Представитель истца Воробьев А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель ответчика администрации Яльчикского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики Симендеева С.А. в удовлетворении исковых требований просила отказать, указав, что истец не проживает в спорном жилом помещении с 2015 года, имеет задолженность по коммунальным услугам в сумме около ... руб. Считает, что истец к настоящему времени утратила право пользования указанным жилым помещением. Егорова Э.П. ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировала брак с ФИО1 и стала проживать в <адрес .2.>.

Третьи лица администрация Яльчикского района Чувашской Республики, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

Решением Яльчикского районного суда Чувашской Республики от 24 апреля 2019 года на администрацию Яльчикского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики возложена обязанность предоставить Егоровой Э.П., ДД.ММ.ГГГГ г.р., и членам ее семьи: Егорову Э.А., Егоровой К.А. во внеочередном порядке по договору социального найма другое жилое помещение равнозначное по общей площади ранее занимаемому не менее 39,5 кв.м., благоустроенное, отвечающее техническим и санитарным требованиям и находящееся в черте с.Яльчики Яльчикского района Чувашской Республики.

Указанное решение обжаловано ответчиком администрацией Яльчикского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики по мотиву незаконности и необоснованности. В жалобе ссылаются на отсутствие правовых оснований для предоставления Егоровой Э.П. жилого помещения во внеочередном порядке, поскольку для этого необходимо быть признанной малоимущей, однако истец с заявлением в органы местного самоуправления о признании малоимущей не обращалась, решение по данном вопросу не принималось. Кроме того, считают. что истец утратила право пользования спорной квартирой, так как еще в 2015 году выехала из занимаемого жилого помещения и проживает в настоящее время в <адрес .2.>. Также указывают, что уставом Яльчикского сельского поселения не предусмотрена обязанность обеспечения граждан жилым помещением во внеочередном порядке.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 24 июня 2019 года на основании пункта 4 части 4 и части 5 статьи 330 ГПК РФ постановлено перейти к рассмотрению настоящего гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.

Указанным определением к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Егорова К.А., Егоров Э.А. и Егоров А.В.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика

администрации Яльчикского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики Симендеева С.А. поддержала доводы апелляционной жалобы.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Егоровой Е.П. – Воробьев А.В. в удовлетворении апелляционной жалобы ответчика просил отказать.

Остальные лица, участвующие в деле, извещенные в установленном порядке о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.

Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц Егорова К.А., Егоров Э.А. просят рассмотреть дело без их участия, в удовлетворении апелляционной жалобы администрации сельского поселения просят отказать.

Рассмотрев настоящее дело в соответствии с требованиями ч.5 ст.330 ГПК РФ, выслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

Как указывалось выше, судебная коллегия пришла к выводу, что разрешая настоящие требования, суд первой инстанции не привлек к участию в деле в качестве третьих лиц Егорову К.А., Егорова Э.А. и Егорова А.В., права и интересы которых затрагиваются принятым решением, вследствие этого и на основании пункта 4 части 4 статьи 330 ГПК РФ решение суда подлежит отмене с разрешением вопроса по существу.

Принимая в соответствии с п.2 ст.328 ГПК РФ новое решение по делу, судебная коллегия исходит из следующего.

Как следует из материалов дела, на основании договора социального найма от 24 июля 2007 года, заключенного между Яльчикским ММПП ЖКХ и Егоровой Э.П., истцу предоставлено в бессрочное владение и пользование муниципальное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, с членами семьи: Егоров А.В., Егоров Э.А., ... года рождения, и Егорова К.А., ... года рождения (л.д.16-18).

Согласно выписки из похозяйственной книги по состоянию на 26 февраля 2019 года по спорному адресу: <адрес>, зарегистрированы: истец Егорова Э.П., Егоров А.А. и Егорова К.А., Егоров А.В.

Из справки Главного Управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике - Чувашии от 18.06.2014 следует, что 18 мая 2014 года в трехквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, возник пожар. В результате пожара уничтожены дощатые веранды квартир , и часть личного имущества, повреждены внутренняя отделка квартир и и кровля жилого дома.

Заключением межведомственной комиссии от 11.03.2019г. указанная квартира адресу: <адрес>, признана непригодной для постоянного проживания (л.д. 28).

На основании постановления администрации Яльчикского сельского поселения от 6 мая 2016 года в соответствии с п.1 ч.1 ст. 11 Закона Чувашской Республики от 17.10.2005 № 42 «О регулировании жилищных отношений» Егорова Э.П., зарегистрированная по адресу: <адрес>, принята на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, отнесенных к иным категориям граждан, (л.д.21).

Истец Егорова Э.П., ссылаясь на то, что занимаемое ею жилое помещение повреждено в результате пожара, признано непригодным для постоянного проживания, другого жилья она и члены её семьи не имеют, состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по основанию «иные категории граждан», однако до настоящего времени таким жилым помещением не обеспечена, обратилась в суд с настоящим иском, основывая свои требования на положениях пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1 статьи 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч.ч.2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодекса Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 г., предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения в частности муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 ЖК РФ, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.

В соответствии со статьей 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).

В силу статьи 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 ЖК РФ).

Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.

Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч.2 ст.49, ч.1 ст.52 ЖК РФ).

Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 85 Жилищного кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья Жилищного кодекса РФ).

Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». Согласно пункта 47 данного Постановления, по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно пункта 49 указанного Постановления, что на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абз. 7 п. 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Однако, исходя из материалов дела, по данному дому <адрес> распоряжение органа местного самоуправления с указанием о дальнейшем использовании жилого помещения, сроках отселения физических лиц не выносилось.

Кроме того, в рассматриваемом случае, поскольку до 1 января 2005 года (введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации) истец Егорова Э.П. не состояла в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, при рассмотрении настоящего спора юридически значимым обстоятельством являлось установление судом объективной нуждаемости семьи Егоровой Э.П., состоящей из трех человек, в предоставлении жилого помещения в соответствии с требованиями части 2 статьи 49 Жилищного кодекса РФ.

Наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого данными гражданами на условиях социального найма, непригодным для проживания, не может являться достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий: признания органом местного самоуправления граждан малоимущими в установленном порядке.

Данное обстоятельство имеет существенное значение для разрешения вопроса о предоставлении истцам жилого помещения по договору социального найма.

Доказательств, что семья Егоровой Э.П. в установленном законом порядке признана малоимущей, в нарушение части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлено, с соответствующим заявлением в органы местного самоуправления истец Егорова Э.П. не обращалась.

Соответственно, правовых оснований для предоставления истцу Егоровой Э.П. на состав семьи из трех человек жилого помещения во внеочередном порядке на основании пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации муниципальным образованием – Яльчикским сельским поселением, не имеется.

Частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона 27.05.2014 N 136-ФЗ, Федерального закона от 28.11.2015 N 357-ФЗ) предусмотрено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21. 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи.

В силу части 4 статьи 14 этого же Федерального закона иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Соответственно, вопросы местного значения, закрепленные в пункте 6 части 1 ст. 14 указанного федерального закона (обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства) относятся к вопросам местного значения муниципальных районов.

При этом частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в действующей редакции на момент предъявления иска и судебного разбирательства) предусмотрено, что законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Аналогичные положения изложены и в Законе Чувашской Республики от 18 октября 2004 года N 19 "Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике".

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 8 Закона Чувашской Республики от 18 октября 2004 года N 19 к вопросам местного значения городского поселения относится вопрос обеспечения проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно частям 4 и 5 статьи 8 Закона Чувашской Республики от 18 октября 2004 года №19 вышеперечисленные вопросы в области жилищного законодательства на территориях сельских поселений не отнесены к компетенции сельских поселений, а решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Какого-либо соглашения, предусматривающего передачу полномочий в части обеспечении рассматриваемой категории граждан жилыми помещениями органу местного самоуправления сельского поселения между Яльчикским сельским поселением Яльчикского района Чувашской Республики и администрацией Яльчикского района не имеется, о чем подтвердил в ходе судебного разбирательства представитель ответчика.

Из приведенных положений Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ и Закона Чувашской Республики от 18 октября 2004 года N 19 следует, что применительно к заявленному спору вопрос об обеспечении благоустроенным жилым помещением относится к полномочиям органа местного самоуправления соответствующего муниципального района, а не компетенции сельских поселений.

При таких обстоятельствах, рассмотрев в апелляционном порядке настоящее гражданское дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Егоровой Э.П. к ответчику – администрации Яльчикского сельского поселения.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329, ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Яльчикского районного суда Чувашской Республики от 24 апреля 2019 года отменить и принять по делу новое решение:

В удовлетворении исковых требований Егоровой Э.П. к администрации Яльчикского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить ей и членам ее семьи: Егорову Э.А. и Егоровой К.А., по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 39 кв.м., находящееся в черте села Яльчики Яльчикского района Чувашской Республики во внеочередном порядке, отказать.

Председательствующий М.А. Блинова

Судьи: Л.И. Стародубцева

И.В. Филимонова

33-2902/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Егорова Э.П.
Ответчики
Администрация Яльчикского с/п Яльчикского района ЧР
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики - Чувашии
Судья
Блинова М.А.
Дело на странице суда
vs.chv.sudrf.ru
31.05.2019Передача дела судье
24.06.2019Судебное заседание
24.06.2019Вынесено определение о переходе к рассм.дела по правилам 1-ой инстанции
24.06.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.07.2019Судебное заседание
15.07.2019Передано в экспедицию
15.07.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.08.2020Передача дела судье
28.08.2020Судебное заседание
28.08.2020Вынесено определение о переходе к рассм.дела по правилам 1-ой инстанции
28.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.08.2020Судебное заседание
28.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.08.2020Передано в экспедицию
08.07.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее