№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 января 2016 года г. Пудож
Пудожский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Копина С.А.,
с участием истца Линдунен В.С.
представителя ответчика – Мошниковой А.М., действующей по доверенности,
при секретаре Мишуковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Линдунен В.С. к ГУ – Управление Пенсионного Фонда РФ в Пудожском районе РК о включении периодов военной службы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и перерасчете пенсии,
у с т а н о в и л :
В суд обратился Линдунен В.С. с иском к ГУ-УПФ РФ в Пудожском районе РК, в котором указал, что обращался в ГУ-УПФ РФ в Пудожском районе РК с заявлением о перерасчете фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в связи с прохождением военной службы в районах Крайнего Севера. В ноябре 2015г. ответчиком ему было отказано в перерасчете пенсии, с чем он не согласен, поскольку в период с 28.10.1978г. по19.11.1980г. он проходил военную службу в районах Крайнего Севера, а именно в воинской части, находящейся в г.Северодвинске Архангельской области. По окончании военной службы с 04.01.1981г. он трудоустроился в г.Пудоже, относящемуся к районам Крайнего Севера. Ссылаясь на положения ранее действовавшего законодательства, истец просил обязать ГУ-УПФ РФ в Пудожском районе РК включить в стаж работы в районах Крайнего Севера период прохождения военной службы по призыву с 28.10.1978г. по 19.11.1980г., а также произвести перерасчет трудовой и страховой пенсии по старости с учетом указанного периода работы в районах Крайнего Севера.
В отзыве на иск ответчик указал, что период прохождения истцом военной службы по призыву был включен в его страховой стаж. Пенсия истцу была назначена в 2015 г. в соответствии с положениями Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». В соответствии с положениями Федерального Закона от 28.12.2013г. №400 «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности). Данный закон может примениться только для определения права на пенсию с 01.01.2015г., а не для перерасчета пенсии по установлению повышенной фиксированной выплаты. Норма об установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) лицам, выработавшим необходимый стаж работы в РКС (МКС), аналогична впервые введенной в 2007г. в Федеральном Законе «О трудовых пенсиях в РФ» №173-Ф3 от 17.12.2001 норме об установлении повышенной базовой части трудовой пенсии по старости (инвалидности) за работу в МКС (РКС). Ссылаясь на положения ранее действовавшего законодательства, ответчик указал, что кроме работы в качестве рабочего и служащего в общий стаж работы засчитывалась служба в составе Вооруженных Сил СССР. Правом на получение соответствующих льгот обладали лица, уволенные в запас с действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, начиная с 1968г., если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Истец после службы в армии был трудоустроен на территории Пудожского района Карельской АССР, который не относился к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, ни в 1981., ни в последующий период времени, когда действовали положения законодательства, устанавливающие указанные льготы. Пудожский район был отнесен к местности, приравненной к районам Крайнего Севера, только с 20.12.1993г. В связи с этим, оснований для включения периода действительной срочной военной службы истца в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не имеется, а иск не подлежит удовлетворению.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержал по изложенным в нем основаниям. Просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании в иске просил отказать, поддержав доводы отзыва.
Выслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд считает установленным следующее:
В соответствии со ст.8 Федерального Закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях» (далее – Закон) (в редакции, действовавшей на дату назначения пенсии истцу) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет; страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа; страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Согласно ст. 30 названного Закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим, как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Аналогичные положения содержатся в ст.32 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в законную силу с 01.01.2015г.
Как следует из материалов пенсионного дела, истец обратился с заявлением о перерасчете пенсии 28.10.2015 года. При этом ответчиком был подсчитан стаж истца, составивший: страховой стаж – 29 лет 4 месяца 00 дней; стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера -20 лет 04 мес. 11 дней. Период прохождения истцом военной службы по призыву продолжительностью 2 года 0 мес. 19 дней был включен в страховой стаж.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Исходя из этого, обязанность доказать наличие оснований для удовлетворения иска лежит на истце.
По сведениям трудовой книжки истца, он проходил действительную военную службу по призыву с 28.10.1978г. по 19.11.1980г. Информации о месте прохождения военной службы, в том числе в районах Крайнего Севера, военный билет не содержит.
Согласно справки войсковой части № №, в период с 28.10.1978г. по19.11.1980г. истец непрерывно проходил военную службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеет право на получение льгот по Указу Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960г. при условии поступления на работу в этих районах и местностях не позднее трех месяцев после увольнения в запас.
При указанных обстоятельствах, суд находит нашедшим свое подтверждение факт прохождения истцом действительной военной службы в спорный период в Мурманской области, которая в соответствии с Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967г. N1029 (далее – Перечень) относится к районам Крайнего Севера.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абз.7 п.14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14.07.1956 "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15.05.1990 "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Согласно постановлению Совета Министров СССР от 25.03.1968 N 181 "О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях" солдатам, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960г. и от 26.09.1967г. предусматривались льготы определенной категории работников в виде надбавок к месячному заработку, дополнительных отпусков, выплате суточных, обеспечения жилой площадью, а также право на назначение пенсии по старости со снижением возраста.
Таким образом, из буквального толкования указанных норм следует, что лицам, перечисленным в Постановлении Совета Министров СССР от 25.03.1968г. N181, период их действительной военной службы мог засчитываться в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
Данными трудовой книжки нашло свое подтверждение (и не оспаривалось ответчиком) то обстоятельство, что истец не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы был трудоустроен на территории Пудожского района КАССР (ныне Республики Карелия), который отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
Суд находит безосновательными доводы ответчика о том, что период прохождения военной службы истца не может быть включен в специальный трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера.
Период службы истца в Вооруженных Силах СССР относится к периоду до 01.01.2002г., то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий, а его право на получение соответствующей льготы подтверждено выданной непосредственно по месту прохождения службы.
Указанные обстоятельства подтверждены в судебном заседании показаниями свидетелей Н. и К., пояснившими, что в спорный период времени совместно с истцом проходили службу в войсковой части № 92485, расположенной в г.Северодвинске Архангельской области.
Положения ч.2 ст.6, ч.4 ст.15, ч.1 ст.17, ст.18, ст.19, ч.11 ст.55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Таким образом, действовавшее в период прохождения истцом службы в Советской Армии правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж работы, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его права в области пенсионного обеспечения. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч.3 ст.55 Конституции РФ целями, ради которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
С учетом изложенного, суд находит подлежащим включению период прохождения военной службы по призыву в в.г.Северодвинске Архангельской области с 28.10.1978г. по19.11.1980г. в специальный стаж истца, как проходившей в районах Крайнего Севера.
В соответствии с п.п.4, 6 ст.17 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Таким образом, законодателем установлено, что лицам, имеющим смешанный стаж работы в РКС и приравненных к ним местностях, стаж работы для установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости исчисляется как в отношении лиц, работавших в РКС.
Как установлено ст.23 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Материалами дела установлено, что истец обратился к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии 28.10.2015 года, в связи с этим суд находит обоснованными требования истца о необходимости перерасчета ответчиком, как органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, пенсии по старости с учетом дополнительного периода, включенного в специальный стаж истца, с 01.11.2015 года.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение настоящего дела подлежат отнесению на ответчика.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Иск удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ включить в стаж работы в районах Крайнего Севера Линдунен В.С. период прохождения военной службы по призыву с 28.10.1978г. по19.11.1980г.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Пудожском районе РК произвести Линдунен В.С. перерасчет страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ с учетом дополнительного учтенного периода работы в районах Крайнего Севера с 28.10.1978г. по 19.11.1980г.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Пудожском районе Республики Карелия в пользу Линдунен В.С. расходы по уплате госпошлины в сумме <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Карелия через Пудожский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 18.01.2016 года.
Судья подпись Копин С.А.