Дело №2–2631/2020
УИН 54RS0007-01-2020-001950-61
Заочное Решение
Именем Российской Федерации
03 августа 2020 года г.Новосибирск
Октябрьский районный суд г.Новосибирска
в составе:
Судьи Сидорчук М.В.,
При секретаре Назаровой М.В.,
При помощнике Симоновой А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственной жилищной инспекции по <адрес> к Иванову О. АнатО.чу, Ивановой О. Ф. об устранении препятствий в осуществлении государственных полномочий,
установил:
Государственная жилищная инспекция <адрес> обратилась в суд с иском, в котором просит обязать Иванова О.А., Иванову О.Ф. не препятствовать в осуществлении государственных полномочий и обеспечить доступ государственного инспектора Государственной жилищной инспекция <адрес> в жилое помещение по адресу <адрес>, в обоснование указав, что в ГЖИ НСО поступило обращение по факту самовольной перепланировки и переустройства жилого помещения, принадлежащего на праве собственности ответчикам. Для проверки соблюдения жилищного законодательства по вышеуказанному адресу необходимо провести обследование жилого помещения с целью установления факта самовольной перепланировки и переустройства квартиры. Однако, несмотря на письменные уведомления, получить доступ в указанную квартиру не представляется возможным. Так, ответчикам направлялись уведомления о предоставлении представителю государственной жилищной инспекции <адрес> доступа в жилое помещение для проведения мероприятий по контролю – 11.12.2019г. и 21.01.2020г. заказной почтой с уведомлением по адресу: <адрес>, а также по адресу: <адрес>, мкр.Горский, <адрес>. Уведомления ответчикам не получены, возращены за истечением срока хранения. Достоверность сведений о месте жительства ответчиков установлена выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним № от 04.12.2019г. На момент проведения проверок ответчики отсутствовали в квартире, тем самым препятствовали инспектору ГЖИ НСО в осуществлении государственных полномочий по обследованию жилого помещения, о чем были составлены акты № от 20.01.2020г., № от 14.02.2020г.
Представитель истца – Государственной жилищной инспекции <адрес> – в судебное заседание после перерыва не явился, извещен, ранее в судебном заседании против рассмотрения дела в порядке заочного производства не возражал (л.д.83 оборот).
Ответчики в судебное заседание также не явились, о времени и месте судебного разбирательства были извещены, о чем в деле имеются сведения о неудачной попытке вручения корреспонденции адресату (л.д.63-64, 84-85), что в силу положений статьи 117 ГПК РФ расценивается как отказ адресата от получения судебного извещения, о причине неявки не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела от них не поступало, в связи с чем дело рассмотрено в порядке заочного производства.
Представитель третьего лица – ООО "УКЖХ Октябрьского района" – в судебное заседание после перерыва не явился, извещен.
Суд, выслушав пояснения, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования ГЖИ НСО обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Так, 08.11.2019г. в адрес ГЖИ НСО поступило обращение жителей многоквартирного <адрес> по факту самовольного переустройства и перепланировки жилого помещения – <адрес> (л.д.9-10).
Как следует из выписки из ЕГРП, квартира по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности ответчикам (л.д.16-17).
Заместителем начальника Государственной жилищной инспекции <адрес> был издан приказ от 09.12.2019г. № о проведении внеплановой выездной проверки в отношении Иванова О.А., Ивановой О.Ф. по адресу: <адрес> целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований (л.д.14-15).
Ответчикам направлены уведомления с просьбой обеспечить доступ в квартиру инспектора 11.12.2019г. и 21.01.2020г. (л.д.20-23).
Органом государственного контроля соблюдения гражданином обязательных требований составлены акты проверки № от 20.01.2020г., № от 14.02.2019г. Однако право входа в жилое помещение для проведения мероприятий по контролю ответчиками не обеспечено (л.д.18-19). Ответчики на момент проведения проверок отсутствовали.
В соответствии со ст.25 Конституции РФ жилище неприкосновенно, никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц, иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Статьей 3 ЖК РФ определены юридические факты, наличие которых позволяет проникнуть в жилое помещение без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан. Указанной статьей предусмотрены цели, ради которых принцип неприкосновенности жилища может быть нарушен, а именно спасение жизни граждан и их имущества, а также обеспечение их личной или общественной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых беспорядках, иных обстоятельствах чрезвычайного характера.
Согласно ч.1 ст.1 ЖК РФ обеспечение органами государственной власти и органами местного самоуправления безопасности жилища является одним из основных начал жилищного законодательства.
В целях реализации указанного принципа, на основании п.п.6, 7 ст.2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; обеспечивают контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства.
В силу ч.4 ст.17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов, проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст.20 ЖК РФ государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также за соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Таким уполномоченным органом исполнительной власти в Новосибирской области согласно Положению о государственной жилищной инспекции Новосибирской области, утвержденному постановлением Правительства Новосибирской области от 23.04.2012г. №208-п, является государственная жилищная инспекция Новосибирской области. Одной из задач Инспекции в соответствии с подпунктом 1 пункта 8 Положения об Инспекции является предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе по использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности. Согласно п.п.1 «д» п.10 Положения об Инспекции одной из основных функций инспекции является осуществление надзора за соблюдением правил пользования жилыми помещениями.
Согласно п.п.1, 3 п.11 Положения об Инспекции Новосибирской области, должностные лица Инспекции проводят мероприятия по контролю при осуществлении инспекцией регионального государственного жилищного надзора на территории Новосибирской области, принимают меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению и предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Согласно п.п.2 п.13 Положения об Инспекции инспекция для реализации своих полномочий имеет право беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) инспекции о назначении проверки посещать территории и расположенные на них многоквартирные дома, помещения общего пользования многоквартирных домов, а с согласия собственников жилые помещения в многоквартирных домах.
Из указанных норм законодательства следует, что на государственную жилищную инспекцию возложены задачи по проверке соблюдения лицами, занимающими жилые помещения, жилищного законодательства в части использования и сохранности жилищного фонда в целях обеспечения прав и свобод граждан, защиты личности, собственности и общественной безопасности.
Таким образом, целью получения разрешения суда на проникновение в жилое помещение ответчиков является осуществление государственного контроля в соответствии со ст.20 ЖК РФ. Осуществление государственного контроля относится к полномочиям истца.
Основанием для проведения мероприятий по контролю и инспекционного обследования жилого помещения ответчика является обращение жителей многоквартирного дома по факту самовольного переустройства и перепланировки жилого помещения, принадлежащего на праве собственности ответчикам.
Отсутствие у истца доказательств самовольного переустройства спорного жилого помещения не является основанием для отказа в доступе в помещение должностных лиц органов, на которые законом возложены обязанности по осуществлению контроля за использованием и сохранностью жилищных фондов, соблюдением жилищного законодательства.
Проверка органом государственного контроля соблюдения гражданином обязательных требований проводится с целью получения необходимых доказательств. Иное означало бы воспрепятствование осуществлению законной деятельности государственных и муниципальных органов и их должностных лиц, создавало бы условия для нарушения (угрозы нарушения) прав и свобод других граждан в результате злоупотребления правом.
Таким образом, исковые требования Государственной жилищной инспекции по Новосибирской области подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчиков в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.235 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Государственной жилищной инспекции по Новосибирской области – удовлетворить.
Обязать Иванова О. АнатО.ча, Иванову О. Ф. не препятствовать в осуществлении государственных полномочий и обеспечить доступ государственного инспектора Государственной жилищной инспекции <адрес> в жилое помещение по адресу: <адрес> для осуществления государственных полномочий.
Взыскать солидарно с Иванова О. АнатО.ча, Ивановой О. Ф. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Решение в окончательной форме изготовлено 10 августа 2020 года.
Судья: «подпись» М.В. Сидорчук